ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА.
статья по теме
Аннотация: В данной статье раскрывается проблема необходимости проведения профилактики социальной дезадаптации детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома. На примере деятельности группы №3 ОГОКУ детский дом «Солнышко» п. Коршуновского, по профилактике социальной дезадаптации, при выборе профилактической технологии наблюдается непрерывный процесс помощи ребенку на всех возрастных этапах в развитии его личности. Что в целом соответствует общей проблеме по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних: прежде всего в выявлении и устранении причин и условий, способствующих антиобщественному поведению несовершеннолетних детей оставшихся без попечения родителей.
Ключевые слова: дети, оставшиеся без попечения родителей, социальная дезадаптация, типы профилактических мероприятий, информационный подход, социально-профилактический подход, медико-биологический подход, социально-педагогический подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Социальная дезадаптация детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей. | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА.
Петухова Марина Сергеевна – воспитатель областного государственного образовательного казённого учреждения для детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей детский дом «Солнышко».
Аннотация: В данной статье раскрывается проблема необходимости проведения профилактики социальной дезадаптации детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома. На примере деятельности группы №3 ОГОКУ детский дом «Солнышко» п. Коршуновского, по профилактике социальной дезадаптации, при выборе профилактической технологии наблюдается непрерывный процессе помощи ребенку на всех возрастных этапах в развитии его личности. Что в целом соответствует общей проблеме по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних: прежде всего в выявлении и устранении причин и условий, способствующих антиобщественному поведению несовершеннолетних детей оставшихся без попечения родителей.
Ключевые слова: дети, оставшиеся без попечения родителей, социальная дезадаптация, типы профилактических мероприятий, информационный подход, социально-профилактический подход, медико-биологический подход, социально-педагогический подход.
Несмотря на то, что в последние годы наметилась тенденция к сокращению количества беспризорных и безнадзорных детей, говорить о полном устранении указанного негативного социального явления преждевременно. В связи с чем, необходимо продолжать реализацию мероприятий, направленных на профилактику социального неблагополучия семей с детьми. И не только на расширение, но и на совершенствование деятельности, системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, повышение качества и доступности социальных услуг для детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отсутствие в обществе полноценной среды социализации, отчужденность детей, оставшихся без попечения родителей, от основных сфер позитивной жизнедеятельности являются факторами проявления социальной дезадаптации, что и определяет процесс выбора несовершеннолетними пути совершения преступлений.
Поэтому, указанная группа детей нуждается в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество.
Согласно закону РФ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” опека и попечительство являются формой устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов.
Наиболее типичным учреждением государственного попечения детей, является детский дом, где потребность и необходимость профилактики социальной дезадаптации постоянна, в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта.
Социальная дезадаптация у воспитанников проявляется в нарушении норм морали и права, в социальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. По сути дела, при социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития социализации индивида. В этом случае субъект мешает обществу, отличается девиантным (отклоняющимся от норм) поведением, легко входит в асоциальную среду (адаптация к асоциальным условиям), становится правонарушителем (деликвентное поведение), становится дезадаптированным (наркомания, алкоголизм, бродяжничество), в результате чего формируются психосоциальные условия для преступного поведения.
Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений социальной дезадаптации среди воспитанников, их объективность и неизбежность ставят перед нами в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы в условиях детского дома. Концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка, так и, что более необходимо, предупреждение отклонений от социальных норм, т.е. устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего. А так как, социальная дезадаптация является обратимым и профилактируемым процессом. В науке и практике группы №3 ОГОКУ детского дома «Солнышко» п. Коршуновского получила широкое распространение технология работы – профилактическая.
В концептуальном плане в профилактической технологии выделяется, прежде всего, информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении детей, оставшихся без попечения родителей, от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. А, следовательно, основным направлением работы стало информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом, к выполнению установленных для данной группы детей социальных норм.
Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся конкретным педагогическим учреждением, для устранения или минимизации причин социальной дезадаптации.
Сущность медико-биологического подхода состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера. Очень важно вовремя распознать у воспитанника различные патологические нарушения психики.
Социально-педагогический подход заключается в восстановлении и коррекции качеств личности воспитанника, особенно его нравственных и волевых качеств.
На основе данных подходов проводятся следующие типы профилактических мероприятий: нейтрализующие, компенсирующие, предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующие социальным отклонениям, устраняющие эти обстоятельства, контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.
Работа по профилактике социальной дезадаптации, среди детей нашей группы проводится в тесном сотрудничестве с администрацией детского дома, психологом и социальным педагогом детского дома. В группе созданы условия нормального воспитания и развития личности ребенка: гуманный стиль отношений между всеми участниками воспитательного процесса; демократические принципы нахождения в одном коллективе, разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого, возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.
Воспитателями составляется план работы по профилактике правонарушений. В группе на протяжении нескольких лет ведется папка, где фиксируются все данные о воспитанниках, состоящих на учете детского дома. В ней ведется учет сведений о проведенной работе с воспитанниками из «группы риска», записываются выводы и рекомендации.
В рамках профилактики социальной дезадаптации проводятся следующие мероприятия. Беседы: «Дорога, транспорт и я», «Ответственность подростков за правонарушения и преступления» «Наркомания – социальное зло», «ВИЧ можно избежать» и другие. «Круглые столы» по темам: «Твои права и обязанности», «Наркомания и ее последствия для человека», «Что со мной происходит?» и другие. Специальные выпуски детских газет, листовок, стендов, рисунков по темам: «Знаешь ли ты закон?», «Пропаганда правовых знаний», «Наркотики», «Токсикомания и ее последствия», «Твое здоровье» и другие.
Воспитателями один раз в полугодие проводится мониторинг досуговых предпочтений воспитанников. Еженедельно на итоговом собрании в группе заслушивается отчет о посещении кружков воспитанниками.
Проводится разъяснительная профилактическая работа с несовершеннолетними воспитанниками по самовольным уходам из детского дома. Тематика этих бесед следующая: «Что ждет тебя на ночных улицах», «Как не стать жертвой преступления», «Чтобы с тобой не случилась беда», «Россия - без жестокости к детям!». Индивидуальные беседы с воспитанниками по профилактике самовольных уходов и правонарушений регистрируются педагогами в журнале регистрации мероприятий по профилактике правонарушений с воспитанниками.
В группе проводится большая работа по формированию у воспитанников здорового образа жизни. Регулярно проводятся анкетирование с целью выявления уровня знаний о факторах риска, анализ отношения детей разного возраста к психически активным веществам, выявление знаний и отношения детей к здоровому образу жизни. В группе оформлялась выставка книг: «Береги здоровье смолоду», «На улице – не в комнате, о том, ребята, помните», «Экология и проблемы ХХI века»; «Здоровый образ жизни».
В качестве основных рекомендаций по профилактике социальной дезадаптации в детском доме, можно предложить следующие:
- общая гуманистическая ориентация персонала детского учреждения;
- понимание детства как особой ценности, того, что ребенок нуждается в защите, воспитании, обучении и имеет право на материальное обеспечение;
- установка на помощь детям в "трудной жизненной ситуации";
- четкое понимание возрастных особенностей не на житейском уровне, а на научном;
- понимание того, что "общение с взрослым - необходимое условие психического и личностного развития ребенка";
- выявление и социально-психологическая работа с личностными трудностями ребенка;
- целенаправленное формирование окружения ребенка, как взрослого, так и детского, на основе духовных и социальных ценностей;
- своевременность социальной, педагогической и психологической помощи ребенку.
Таким образом, профилактика социальной дезадаптации с детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома заключаться в непрерывном процессе помощи ребенку на всех возрастных этапах в развитии его личности. Что в целом соответствует общей проблеме по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних: прежде всего в выявлении и устранении причин и условий, способствующих антиобщественному поведению несовершеннолетних детей оставшихся без попечения родителей.
ЛИТЕРАТУРА
- Астоянц, М.С. Социальная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учебное пособие для вузов – Ростов-на-Дону: 2009.
- Елькин, И.О. Профилактика зависимого поведения подростков [текст]: учеб. пособие / И.О. Елькин, Е.С. Набойченко. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. Пед. Ун-т, 2006. - 163 с.
- Петрова, Л.И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире [текст] / Л.И. Петрова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 335 с.
- Рычкова, Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика[текст]: учеб. пособие /Н.А. Рычкова.- М.,2000.- 48 с.
- Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека [текст] / С.И. Розум. - СПб.: Речь, 2006. - 365 с.
- Сафонова, Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы [текст]: учеб. пособие / Л.В. Сафонова.- М.: Академия, 2006. - 224 с.
- Шарапановская, Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков: Диагностика и коррекция [текст] / Е.В. Шарапановская. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа : "Технология профилактики социальной дезадаптации детей и подростков на примере Солнечнинской средней школы Усть-Майского района Республики Саха (Якутия)"
Практика показала, что ведомственная разобщенность играет крайне негативную роль, так как профилактические меры, осуществляемые ведомствами, могут быть эффективны и результативны только в случае согла...
ДОКЛАД по теме: «Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждений интернатного типа»
Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вто...
Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и школы - интерната
Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и школы - интерната...
Статья:"Социальная реабилитация детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома"
Статья:"Социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"...
Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...
Методика духовно-нравственного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях Центра содействия семейному воспитанию.
Проблема духовно- нравственного воспитания воспитанников центра содействию семейному воспитанию является актуальной, так как речь идет о детях, с ранних лет, видевших падение нравственности - проявлен...
Проблемы социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей
Одной из актуальных проблем социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, является то, что детям, оставшимся без попечения родителей, приходится самостоятельно вырабатывать ст...