Гражданская война и интервенция на Дальнем Востоке
план-конспект урока по литературе

Бинарный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_grazhdanskaya_voyna_i_interventsiya.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Бинарный урок- это одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Как одна из форм проекта, бинарные уроки  служат средством повышения мотивации изучения предмета, так как создают условия для практического применения знаний, развивают аналитические способности и изобретательность, обладают огромным воспитательным потенциалом.     Проведение бинарных уроков требуют тщательной подготовки  педагога и студентов, способствует совершенствованию профессиональных компетенций преподавателей, формированию адекватной оценки студентов значимости изучаемых дисциплин. Чаще всего такие уроки ведут два преподавателя. Важную роль в подготовке и проведении бинарного урока играет психологическая и методическая совместимость педагогов.

       Идея проведения такой формы занятия возникла на уроке литературы при изучении темы «Серебряный век русской поэзии». Студентов заинтересовал вопрос места и роли поэтов «серебряного века» в событиях гражданской войны и интервенции. Учитывая тот факт, что оба преподавателя, истории и литературы  ведут занятия в одной группе и данные темы совместимы по программам предметов,  мы сочли возможным  и интересным проведение совместного урока.

     Представленный краткосрочный проект был проведён с  целью систематизации знаний учащихся, формирования убеждения в связности предметов и целостности мира, развития их мышления, а также создания  условий мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать студентам возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение

 По ходу занятия, преподаватели, чередуясь в изложении материала, привлекали в помощь студентов, которые подготовили мини – проекты о периоде гражданской войны на Дальнем Востоке,  доклад о  военно-политических событиях в России, используя фрагменты исторических документов, а также произведения поэтов «серебряного века». В результате занятие  прошло эмоционально, в творческой и доброжелательной атмосфере.


Вглядываясь в прошлое.

Гражданская война в России (1918-1920)

и интервенция на Дальнем Востоке 1918-1922

Цели:

Образовательная – формировать знания учащихся о событиях гражданской войны и интервенции на Дальнем Востоке, выяснить, какое отражение нашли данные события в поэзии того времени;

Развивающая –        продолжать формировать умения анализировать поэтический текст, работать с терминами, уметь сопоставлять исторические события и документы, делать выводы;

Воспитательная –         воспитание гражданской ответственности, чувства справедливости, неприятие насилия и жестокости, чувство коллективизма (умение работать в творческой группе).

Тип урока – изучение нового материала с элементами исследовательской деятельности ("Cooperative learning")

КМО: ПК, мультимедиа учебник «История России 20 век» Клио Софт, мультимедийная презентация, сборники стихов А.Ахматовой, М. Цветаевой, М.Волошина, Б.Пастернака, К.Бальмонта; исторические документы, записи песен «Гренада», «Россия» (И.Талькова),. Портреты поэтов и исторических деятелей, карта событий гражданской войны, инструкционные карты студентов.

Оборудование урока: 

  1. На доске слева портреты командиров Красной и Белой армий.
  2.  На стенде «Сегодня на уроке» репродукции картин:«Кавалерийская атака», «Тачанка», «На другой день в станице Платовской» Б. Грекова, «Смерть комиссара» К. Петрова-Водкина. 
  3. На отдельных листах ( для каждой группы) исторические документы 
  4. На стенде слова: серебряный век, интервенция, гражданская война
  5. Выставка книг о гражданской войне: художественной и исторической литературы.

        В годину смуты и разврата

                                                        Не осудите, братья, брата…

                                                                Из романа М. Шолохова «Тихий Дон»

«…В каком сражаться стане.»
А я стою один меж них
В ревущем пламене и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

М. Волошин (на слайде)

Ход урока.

1.Оргмомент. проверка присутствующих на уроке.

2.Формирование новых знаний и умений 

У нас сегодня необычный урок, его проведут сразу 2 преподавателя истории и литературы.

Обратите внимание, что для удобства ведения конспекта Вам предложена информационная карта, которая поможет логически выстроить цепь исторических событий и соотнести их с произведениями поэтов этого периода. Ее можно использовать на последующих уроках.

Учитель литературы.

 О каком событии идет речь?

 Все общество на красных – белых поделив,

 В надежде отстоять свою Россию – все находили сил прилив.

 Сын на отца пошел, забыв свои истоки,

 Мы стержень потеряли – таковы ее итоги.

 Гражданская война, 1918-1920гг.(Слайд название урока )

Учитель истории.  Давайте попробуем совместно определить цель сегодняшнего нашего занятия. (В результате обсуждения формулируется образовательная цель урока)

Цель урока: выяснить предпосылки и особенности Гражданской войны в России, рассмотреть расстановку противоборствующих сил в гражданском конфликте, их социальный состав и политические ориентации, последствия для судьбы страны в XX веке и отражение этих событий в поэзии Серебряного века;

 Гражданская война – одна из самых трагичных страниц в истории любой страны. Последствия такой войны разрушительны и трагичны.

 Несмотря на достаточно большой временной период, отделяющий нас от тех событий, остается много вопросов, являющихся предметом споров историков, публицистов писателей и поэтов, всех людей, интересующихся историей своей страны.

Давайте вспомним понятия Гражданская война и интервенция (Устно и письменно). Не забываем заполнять инструкционную карту.

  1. Вводный контроль основных понятий.

Вопрос 1. Что такое гражданская война?

Гражданская война — это вооруженная, организованная борьба за власть между гражданами одного государства, их объединениями и группировками.

Вопрос 2. Чем гражданская война отличается от других войн? В чем её главная особенность?

Главные особенности Гражданской войны в России: тесное переплетение с интервенцией, отсутствие четких временных и пространственных границ.

Вопрос 3. Что такое интервенция?

Интервенция – это насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства с целью установления контроля или захвата территории.

Вопрос 4. Назовите хронологические рамки Серебряного века русской литературы (1890-1921)

Вопрос 5. Кто из философов первым предложил название «Серебряный век»? .( Бердяев)

Вопрос 6. Имена каких поэтов связаны с этим периодом. (Блок, Есенин, Цветаева, Ахматова, Маяковский…)

Ответы на слайде

  1. Причины начала Гражданской войны.

Учитель истории.

А сейчас давайте определим причины начала Гражданской войны

Основные причины войны:

  1. обострение социальных противоречий в Российском обществе;
  2. политика ведущих политических партий (кадетов, эсеров, меньшевиков), которые не могли стабилизировать обстановку после свержения самодержавия;
  3. захват власти большевиками и стремление свергнутых классов восстановить своё господство;
  4. заключение Брестского мира 3 марта 1918 года;
  5. вмешательство иностранных государств во внутренние дела России;
  6. социально-психологический аспект гражданской войны

Проблема: Можно ли было избежать Гр. Войны? (небольшая дискуссия)

Основные этапы Гражданской войны:

Первый этап — с октября 1917 года по ноябрь 1918 года формирование и становление вооружённых сил противоборствующих сторон, а также образование основных фронтов борьбы между ними.

Второй этап — с ноября 1918 года по конец марта - начало апреля 1920 года, этап когда произошли главные сражения. Широкомасштабные боевые действия развернулись по всей территории России, принеся вначале успех «белым», а затем «красным», разбившим войска противника и взявшим под свой контроль основную территорию страны.

Третий этап — с марта 1920 года по октябрь 1922 года, когда основная борьба происходила на окраинах страны(Сибирь и Дальний Восток) и уже не представляла непосредственной угрозы власти большевиков.

Учитель литературы:

Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь Российской империи, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи. Гражданские войны принято называть братоубийственными.

Осознание гражданской войны как национальной трагедии стало определяющим во многих произведениях русских писателей и поэтов, воспитанных в традициях гуманистических ценностей классической литературы.

Как правая и левая рука,

Твоя душа моей душе близка.

Мы смежены блаженно и тепло

Как правое и левое крыло.

Но вихрь прошел и пропасть пролегла

От правого до левого крыла

 М.Цветаева

Учитель истории:

Как точно отмечено: пропасть пролегла от правого до левого крыла…

Исконные традиционные ценности русского народа, основанные на вере, христианских традициях, общечеловеческие ценности, такие как милосердие, терпимость, гуманизм, нравственность, отодвигаются на второй план. На первое место выходит принцип: «Кто не с нами – тот против нас!».

 Гражданская война раскрасила все население России в три цвета : красный, белый и зеленый. Страшная пропасть пролегла между сыном и отцом, братьями, даже между любимыми.

Название "белые" пошло от отряда, подавлявшего восстание в Москве в самом начале революции. Они надели на рукава опознавательные повязки белого цвета. Поэтому их стали называть белой гвардией. А красный - это цвет революции, цвет крови.

Зелеными стали называть крестьянские и казачьи вооружённые формирования, противостоявшие иностранным интервентамбольшевикам и белогвардейцам в годы Гражданской войны в России.

Учитель литературы:

Рушилась старая государственность, а вместе с ней и человеческие судьбы…

Непростой оказалась послереволюционная биография большинства писателей.

Покинули родину: Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмон, Игорь Северянин…

Были расстреляны или сосланы в лагеря и там погибли: Николай Гумилёв, Осип Мандельштам, Николай Клюев.

Покончили жизнь самоубийством: Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Марина Цветаева.(на слайде)

Литература – это всегда отражение жизни. Поэты Серебряного века, как правило, свидетели или непосредственные участники гражданской войны, неважно с какой стороны: белые, красные, зеленые. Они оставили нам бесценное свидетельство об этих событиях – свои произведения.

 Им тоже пришлось сделать выбор. Одни из них, революционные романтики, воспевали героику войны, оправдывая жестокость и убийство врагов во имя счастливого будущего, другие, сочувствуя народу и поддерживая его, тревожились за сохранение ценностей культуры, нравственности.

Революция и гражданская война и литературу разделила на 2 лагеря:

Если он скажет: «Солги», - солги,

 …Если он скажет: «Убей», - убей.

                         Э.Багрицкий (на слайде)

 

У «белых» не было веры в новую жизнь, но у них была подлинная трагедия. Отсюда стихи, проникнутые неподдельным страданием и мужеством. Отсюда пронзительные стихи о России, о родной земле, с которой их смела волна революции и Гражданской войны.

 (слайд фото)

 Белая гвардия, путь твой высок:

 Чёрному дулу – грудь и висок.

 

 Божье да белое твоё дело:

 Белое тело твоё – в песок.

 

 Не лебедей это в небе стая:

 Белогвардейская рать святая

 Белым видением тает, тает…

 

 Старого мира – последний сон:

 Молодость – Доблесть – Вандея – Дон.

Это строки из цикла «Дон» о Гражданской войне великой Марины Цветаевой, муж которой был «белым», а она в течение нескольких лет была в вынужденной эмиграции.

 Но были и другие, которые считали, что гражданская война – это героическое время, в горниле которой происходит становление новой личности, рождение нового государства. Героику первых лет революции и революционную романтику двадцатых годов поэтически точно выразил Михаил Светлов.

Он оправдывает смерть солдата, в борьбе за правое дело, в бою, она естественна.

Отряд не заметил

Потери бойца

И "Яблочко" - песню

Допел до конца.

Лишь по небу тихо

Сползла погодя

На бархат заката

Слезинка дождя…

Новые песни

Придумала жизнь…

Не надо, ребята,

О песне тужить…

К поэтам, воспевшим героику революционной борьбы, принадлежал и Николай Тихонов.

Поэт восхищен бойцами революции, их готовностью ценой своей жизни выполнить приказ.

Гвозди бы делать из этих людей:

Крепче б не было в мире гвоздей,-

утверждает он в знаменитой в те годы "Балладе о гвоздях" (1919-1922 г. г)

Метафора говорит о твердости, непреклонности, стойкости героев гражданской войны в борьбе за идеалы большевизма.

Но были и те, кто воспринимал гражданскую войну как «братоубийственную»

…И здесь и там между рядами

Звучит один и тот же глас:

Кто не за нас, тот против нас!

Нет безразличных! Правда, с нами!

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме.

И всеми силами моими

Молюсь за тех и за других.

Так писал о гражданской войне Максимилиан Волошин:

Учитель истории:

Красные и белые, чтобы удержать власть, использовали тактику террора.

Террор – это политика устрашения, запугивания вплоть до уничтожения населения карательными отрядами. Кто первым перешел на политику террора, неизвестно до сих пор, но использовали его обе стороны (слайд)

Учитель литературы.

Поэзия отчасти сформировала представления общества о гражданской войне не просто как об одном из этапов Российской истории, но и как о трагедии, боли и общей беде.

 «Брали на мушку», «ставили

к стенке»,

«Списывали в расход» —

Так изменялись из года в год

Быта и речи оттенки.

«Хлопнуть», «угробить», «отправить на шлепку»,

«К Духонину в штаб»,

«разменять» —

Проще и хлеще нельзя передать

Нашу кровавую трепку.

Правду выпытывали из-под

ногтей,

В шею вставляли фугасы,

«Шили погоны», «кроили лампасы»,

«Делали однорогих чертей» —

Сколько понадобилось лжи

В эти проклятые годы,

Чтоб разорить и поднять на ножи

Армии, царства, народы.

Всем нам стоять на последней

черте,

Всем нам валяться на вшивой

подстилке,

Всем быть распластанным —

с пулей в затылке

И со штыком в животе. 

(читает Сон Сергей гр. 282)

  (М. Волошин)

Звучит песня И. Талькова «Россия».

В результате красного и белого террора, в боях, от голода, болезней погибло 8 млн. человек.

М.Цветаева в эти «глухие годы» с невыразимой болью писала:

Все рядком лежат —

Не развесть межой.

Поглядеть: солдат.

Где свой, где чужой?

Белый был — красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был — белый стал:

Смерть побелила.

Есть ли оправдание красному или белому террору?

Можно ли найти оправдание красному, белому и зеленому террору?

(Беседа с учащимися)

Учитель истории.

Еще одна страница гражданской войны – интервенция.

Интервенция России начинается весной 1918 года. На Дальнем Востоке, в Приморском крае вместе с белогвардейскими войсками Колчака хозяйничают Япония и США. Пользуясь тем, что в России полыхает гражданская война, интервенты хотят присоединить новые земли, создать подчиненные колонии, продолжая борьбу за передел мира и сфер влияния.

(Всего 14 государств. Сильнейшие из них: Великобритания, Франция, США, Япония. Их войска высадились в Мурманске, Архангельске, Владивостоке, Крыму, Закавказье.)

Учитель литературы.

Пятиконечные звезды выжигали на наших спинах панские воеводы,
Живьем, по голову в землю, закапывали нас банды Мамонтова,
В паровозных топках сжигали нас японцы,
Рот заливали нам свинцом и оловом, отрекитесь! – ревели, но из
горящих глоток лишь три слова: - Да здравствует коммунизм!

Владимир Маяковский

Так описывает в своих стихах поэт Владимир Маяковский зверства против русского народа в годы военной оккупации России армиями Антанты (Америки, Англии, Франции) в 1918-1920-х годах.

Учитель истории.

 В топках паровозов белогвардейцами и интервентами были заживо сожжены, в ходе белого террора, такие легендарные личности Гражданской войны как С. Лазо, А.Луцкий, В. Сибирцев, жестоко замучены разведчики партизанских отрядов Виталий Банивур, Иван Дураков и тысячи других народных героев. Они ценой собственной жизни спасали Россию от военной оккупации Америкой и Европой, а русский народ от колониального рабства.

25 октября 1922 года части Красной армии под командованием Уборевича заняли Владивосток. Интервенция и гражданская война в России закончились.

Любая война, даже если заканчивается победой приносит много бед несчастья.

Студенты делятся на 3 группы по идеологии населения России в гражданской войне – красные, белые и зеленые.

Студенты работают группами с ноутбуками и папками в электронном виде «Гражданская война» (Исторические документы, портреты деятелей гражданской войны), продолжают заполнять инструкционную карту.

По итогам  работы с историческими документами каждая группа делает выводов виде защиты  презентации. Итог – остальные фиксируют в инструкционной карте.

  1. Причины побед и поражений основных участников войны.

В ходе обсуждения предложений групп формируются причины поражения белых и победы, красных в Гражданской войне. Используя высказывания участников движений уточнить и дополнить формулировки учащихся.

Причины поражения белых в Гражданской войне.

  1. Белые не выдвинули единой политической и экономической программы, способной сплотить всех противников большевизма:

а) они отказались от сотрудничества с «демократической контрреволюцией»;

б) социально-экономическая политика и «социальная природа» белых оттолкнули крестьянство.

  1. Существенными оказались противоречия внутри самого белого лагеря.
  2. В ходе войны все сильнее давали себя знать деморализация и разложение армии, особенно среди офицерства.
  3. Альянс белых с интервентами обернулся для них серьезными морально-политическими издержками: массы перестали воспринимать белое движение как олицетворение русского патриотизма.

Причины победы красных в гражданской войне

  1. Большевики смогли мобилизовать все ресурсы, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственными, диктаторскими методами.
  2. Программа большевиков оказалась понятной и более привлекательной, рабочие и крестьяне верили, что Советская власть – их власть
  3. На стороне Красной армии выступило крестьянство, поначалу его беднейшие слои, а затем и середняки; это означало возможность создать массовую армию, обеспечить прочность советского тыла и поддержку со стороны партизанских отрядов, воевавших в тылу белых.

Причины поражения белых в гражданской войне

Причины победы красных в гражданской войне

Итог урока

Гражданская война - это трагические страницы в истории нашей страны. Это величайшая народная трагедия, в которой нет ни победителей, ни побежденных. В чем её главный урок? Чему она способна научить потомков? Главный урок состоит в том, чтобы общество отказалось от насилия, нетерпимости, произвола в решении важных проблем, осознало необходимость в выборе иных не силовых путей решения важных политических вопросов. История всегда учит не повторять ошибок прошлого. Сегодня мы своими глазами с экранов телевизора видим весь ужас гражданской войны на Украине. И снова брат идет на брата, а сын на отца.

Какая непонятная война
Залила кровью земли Украины.
Как будто злости черная волна
Народ разбила на две половины!

И гибнут люди, и идут бои,
И репортажи прямо с поля боя.
И все слова логичные твои
Не объясняют, как нам жить с тобою.

Мелькает в окнах страшное кино.
Наемники кромсают Украину!
Проснется завтра Родина иной.
Но я ее не брошу, не покину!

Зачем все это нужно – не пойму.
Кому все это выгодно – не знаю.
И я теперь не верю никому!
И правит нами чья-то воля злая!

Кто остановит этот счет смертей?
Марионетки, кончился спектакль!
Послушайте молитвы матерей –
Они устали бесконечно плакать!

Исторический опыт свидетельствует, что гражданскую войну легче не допустить, чем остановить, о чем российская политическая элита должна помнить постоянно.

Из крови, пролитой в боях,

Из праха обращенных в прах,

Из мук казненных поколений,

Из душ, крестившихся в крови,

Из ненавидящей любви,

Из преступлений, иступлений-

Возникнет праведная Русь.

М. Волошин


Работа с документом

  1. Белые в Гражданской войне.

«Смерть совдепии!»

 «Лучше смерть, чем гибель Родины!»

«С нами Бог!»

 «За Русь святую!»

Документы для анализа позиции белых в Гражданской войне.

        Документ №1.

А.И. Деникин. Из наказа Особому совещанию:

        «Приказываю Особому совещанию принять в основе своей деятельности следующие положения:

  1. Единая, великая, неделимая Россия. Защита веры. Установление порядка…
  2. Борьба с большевизмом до конца.
  3. Военная диктатура… Всякое противодействие – справа и слева – карать. Вопрос о форме правления - дело будущего. Русский народ изберет верховную власть без давления и без навязывания…
  4. Внешняя политика – только национально русская… За помощь – ни пяди русской земли.
  5. Продолжить разработку аграрного и рабочего закона…
  6. Оздоровить фронт и войсковой тыл – работой особо назначенных генералов с большими полномочиями, составом полевого суда и применением крайних репрессий.

Документ №2.

Из газеты «В пути», 7 октября 1918 г.:

«Из штаба бригады N … (Южный фронт) получена следующая телеграмма: «Доношу, что делегатами Н-ского полка найдено заброшенными, покрытыми соломою убитых красногвардейцев в количестве 31 человека. Личность убитых опознать оказалось невозможным, так как трупы совершенно изуродованы: головы почти у всех пробиты, глаза выколоты, уши отрезаны».

Документ №3.

Из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губернии генерала С.Н. Розанова, 27 марта 1919 г.:

 «1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их

 главарей и вожаков; если этого не произойдет … - расстреливать десятого.

  1. Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно, имущество… отбирать в пользу казны…
  2. За добровольное снабжение разбойников не только оружием…, но и продовольствием, одеждой и прочим виновные селения будут сжигаться, а имущество отбираться в пользу казны.
  3. Среди населения брать заложников, в случае действий односельчан против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно».

Документ №4

Из письма белогвардейского офицера Г. Литвиненко. Омский вокзал, 19-25 апреля 1919 года:

«Я возвращаюсь с фронта в отпуск и мне пришло в голову поделиться с вами фактами из фронтовой жизни… Вы знаете, что в этой войне с красными мы, белые, имеем одно преимущество – на нашей стороне сочувствие подавляющего большинства населения и в частности, всего или почти всего крестьянства. В этом нет никакого преувеличения и это сочувствие – настолько могущественный наш союзник, что без него мы давно были бы разбиты. Наши полки в начале своих походов были по отношению своему к мирному населению почти идеальным войском; они чрезвычайно бережно относились ко всем болям и нуждам крестьян, никогда ничего не брали даром и, действительно являлись для крестьян настоящими избавителями. Войска как будто подчеркивали противоположность свою красноармейской разнузданной банде.

 Но с течением времени мы стали терять все эти спасательные качества. Здесь действительно много причин – возросшая уверенность в том, что для населения мы нужны как избавители, главное – полное невнимание командного состава к этому важнейшему из всех вопросов настоящего момента… Выпороть крестьянина стало самым обычным явлением и по самому ничтожному поводу за какую-нибудь неладно сказанную фразу… А отношение к пленным. Их, сдающихся добровольно к нам в плен …, отдают толпе наших солдат, которые их обирают, оскорбляют, бьют.

Мы роем себе могилу, настроение крестьян и отношение к нам меняется… все то, что сказано мною выше, стало массовым явлением, стало злом. Массовым губительным злом, с которым надо бороться всеми силами… красные до сих пор не без успеха пользуются тем оружием которое у нас в пренебрежении – словом, пропагандой. А мы как будто поставили себе целью сломить силою исключительно.

Знаете ли вы наши потери? Когда мы выехали из Барнаула, в ротах было по 18 – 20 офицеров, а теперь осталось по два, три и через месяц-два не останется в строю ни одного офицера из тех, что выехали на фронт.

Вопросы и задания первой группе.

  1. Прочитайте источники и сравните их. Найдите противоречия в них. Как вы объясните эти противоречия?
  2. Какими методами действовали «белые»?
  3. Отберите факты, представляющие и конкретизирующие политическую программу белых. Каковы ее основные положения?
  4. Сделайте выводы о силе и слабости белого движения. Предложите материал по проблеме «Причины поражения белых в Гражданской войне».

2. Красные в Гражданской войне.

«Смерть буржуазии и ее прихвостням!»

«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

 «За власть Советов!»

Документы для анализа позиции красных в гражданской войне.

Документ 1.

Из программы РКП(б). Принята VIII съездом партии в марте 1919 г.:

«Октябрьская революция 25 октября (7 ноября) 1917 г. в России осуществила диктатуру пролетариата, начавшего при поддержке беднейшего крестьянства или полупролетариата созидать основы коммунистического общества… Началась эра всемирной пролетарской революции. Только пролетарская революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами…

В ОБЛАСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ. Задача партии пролетариата состоит в том, чтобы проводя неуклонно сопротивление эксплуататоров и идейно борясь с … предрассудками насчет безусловного характера буржуазных прав и свобод, разъяснять…. Что лишение политических прав и каких бы то ни было ограничения свободы необходимы исключительно в качестве временных мер борьбы с попытками эксплуататоров отстоять или восстановить свои привилегии.

В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ. …Максимальное объединение всей хозяйственной деятельности страны по одному общегосударственному плану; наибольшая централизация производства в смысле объединения его по отдельным отраслям и группам отраслей… Поголовная мобилизация всего трудоспособного населения страны по общегосударственному плану; наибольшая централизация производства в смысле объединения его по отраслям и группам отраслей… Поголовная мобилизация всего трудоспособного населения Советской властью … должна быть применяема несравненно шире и систематичнее, чем это делалось до сих пор…»

Документ 2.

Председатель РВСР и наркомвоенмор Л.Д. Троцкий. Из приказа №64 по всем войскам Южного фронта, 24 ноября 1918 г.:

«Приказываю всем командующим, начальникам частей, комиссарам строжайше наблюдать за тем, чтобы мобилизованные Красновым крестьяне и трудовые казаки в случае перехода на нашу сторону – не подвергались никаким наказаниям. Каждый казак, каждый крестьянин, который одумается и сложит оружие, должен быть принят не как враг, а как друг… Под страхом строжайшего наказания запрещаю расстрелы пленных, рядовых казаков и неприятельских солдат».

Документ 3.

Из акта расследования по делам о злодеяниях большевиков в 1919 г. в г. Новочеркасске и других местностях Донской области. Составлено 20 мая 1919 г. г. Екатеринодар:

«12 февраля 1918 года после самоубийства выбранного в революционное время Донского войскового атамана генерала Каледина, в г. Новочеркасск вступили большевистские казачьи части под командой войскового старшины Голубева, а вслед за ним красноармейцы и матросы. В городе начались произвольные обыски и аресты. При этих обысках, часто повторных, похищались разные вещи, преимущественно золотые, а так же и деньги, и иногда квартиры подвергались полному разгрому…

Политику террора проводили в жизнь созданные большевиками в г. Новочеркасске учреждения – совет пяти и железнодорожный военно-революционный трибунал. Совет пяти заменил собою городскую милицию, избранную населением уже во время революции, и исполнял, кроме того функции суда. Этот совет, руководствуясь … «революционной совестью», но не законами, выносил постановления об арестах и расстрелах жителей и сам же приводил в исполнение свои приговоры. Суд революционной совести превратился в сплошной самосуд толпы и отдельных матросских и красноармейских банд.

…Прежде всего, уничтожали своих боевых противников, хотя бы те складывали оружие и беспомощно лежали на больничных койках. Затем истребляли богатых и просто обеспеченных людей, как «буржуев», священников за их не согласие с разбойным большевизмом и за духовный сан, просто интеллигентных людей за их интеллигентность и по доносам как «контрреволюционеров». Иногда казнили за неосторожное слово, за ношение погон, за службу в полиции в дореволюционное время и по другим случайным и порою вздорным поводам».

  1. Вопросы и задания 2 группе
  1. Прочитайте источники и сравните их. Какие противоречия вы видите в источниках? Как вы объясняете противоречивость документов?
  2. Какими методами действовали «красные»?
  3. Отберите факты, представляющие и конкретизирующие политическую программу красных. Каковы ее основные положения?
  4. Сделайте выводы о силе и слабости красных. Предложите материал по проблеме: причины победы красных в Гражданской войне».(крупно напишите на листочек фломасером)

  1. Зеленые в Гражданской войне.

«Даёшь коммунизм без большевиков!»

«За Советы без большевиков!»

«Вся власть Учредительному собранию!»

Документы для анализа позиции крестьян в Гражданской войне.

Документ 1.

Из резолюции съезда представителей от 72 волостей Александровского Мариупольского, Бердянского, Бахмутовского и Павлоградского уездов и от фронтовых частей. 10 апреля 1918г., село Гуляй-Поле, Александровского уезда (сохранена орфография источника. – Т.К.):

«принимая во внимание, … настоящее положение на Украине и в Великороссии власти политической партии «коммунистов-большевиков», не останавливающихся не перед какими мерами для убеждения и закрепляя за собой государственные власти … съезд постановил:

  1. …Мы съехавшиеся крестьяне, рабочие и повстанцы. Еще раз горячо протестуем против подобного насилия… И мы всегда готовы к защите своих народных прав. …
  2. Чрезвычайные комиссии, предназначенные для борьбы с настоящей контрреволюцией и бандитизмом, превратились в руках большевиков оружием для подавления воли трудящихся.… Требуем все эти прекрасно вооруженные реальные силы отправить на фронт…
  3. Мы требуем немедленного удаления всех назначенных на всевозможные военные и гражданские ответственные посты… Мы требуем проведения правильного и свободного выборного начала. …
  4. Мы требуем социализации земли, фабрик, заводов.
  5. Мы требуем изменения в корне продовольственной политики, замены ликвидационного отряда правильной системой товарообмена между городом и деревней и насаждением широкой сети обществ потребителей и кооператоров и полного упразднения частной торговли.
  6. Мы требуем полной свободы слова, печати, собраний всем политическим левым течениям…
  7. Диктатуру, какой бы то ни было партии, категорически не признаем. Левым политическим партиям предоставляем свободу, существовать только лишь проповедников разных путей к социализму, но право выбора оставляем за собой.

Долой комиссародержавие! Долой чрезвычайки, современные охранки! … Долой однобокие большевистские Советы! Да здравствуют свободно избранные Советы трудящихся, крестьян и рабочих!»

Документ 2.

Из письма генерала С.Н. Розанова военному министру Сибирского правительства

генералу Н.А. Степанову. Иркутск, 16 марта 1919г.:

«К Пасхе ожидается, по перехваченным документам, широкое восстание в районе Иркутска. В районе перевес энергии, подъем духа на стороне большевиков; все донесения указывают и на тактический перевес противника.

Наши – михрютки, прущие стадом, не умеющие стрелять..., а у них партизаны, подпускающие без выстрела на 20 шагов и потом бьющие на выбор. Наши прут только по дорогам, а там таежники-лыжники, идущие целиной и действующие охватами и засадами».

Документ 3.

Генерал Майковский. Приказ № 564 от 30 сентября 1919 г. «О расправе над восставшими против колчаковцев деревнями»:

1В каждой деревне района восстания подробно обыскивать. Захваченных с оружием в руках, как врагов, расстреливать на месте.

  1. Арестовывать по показанию местных жителей всех агитаторов, членов совдепов, помогавших восстанию, дезертиров, пособников и укрывателей и предавать военно-полевому суду.
  2. Ненадежный и порочный элемент высылать в Березовский и Нерченский край, передавая их милиции.
  3. Местных властей, не оказавших должного сопротивления бандитам, исполнявших их распоряжения и не принявших мер к ликвидации красных своими средствами, предавать военно-полевому суду, наказание увеличивать до смертной казни включительно.
  4. Восставшие вновь деревни ликвидировать с удвоенной строгостью, вплоть до уничтожения всей деревни.

Вопросы и задания 3 группе.

  1. Прочитайте источники и сравните их.
  2. На основании источников определите требования зеленых, их место в расстановке политических сил в ходе Гражданской войны
  3. Объясните, почему крестьяне участвовали в Гражданской войне и на стороне красных, и на стороне белых, и как самостоятельная политическая сила – зеленые?

4. Какими методами пользовались «Зеленые»?

УЧИТЕЛЬ И Выслушаем основные требования и методы борьбы трех групп участников. Ответы вставим в таблицу для наглядности.

КРАСНЫЕ

БЕЛЫЕ

ЗЕЛЕНЫЕ

1 диктатура пролетариата,

2. созидать основы коммунистического общества…

3. всемирной пролетарской революции;

4.наибольшая централизация производства

5.сохранение власти Советов

  1. Единая, великая, неделимая Россия.

2. Защита веры.

3. Установление порядка…

  1. Борьба с большевизмом до конца.

5. Военная диктатура

  1. мы всегда готовы к защите своих народных прав. …
  2. прекрасно вооруженные реальные силы отправить на фронт
  3. Мы требуем проведения правильного и свободного выборного начала. …
  4. Мы требуем социализации земли, фабрик, заводов.
  5. правильной системой товарообмена между городом и деревней и насаждением широкой сети обществ потребителей и кооператоров и полного упразднения частной торговли.
  6. Мы требуем полной свободы слова, печати, собраний всем политическим левым течениям…

Да здравствуют свободно избранные Советы трудящихся, крестьян и рабочих!»

УЧИТЕЛЬ: Напишите крупно каждая группа: какой метод борьбы использовали ваши участники:

КРАСНЫЕ

БЕЛЫЕ

ЗЕЛЕНЫЕ

Террор

пропаганда

террор

Террор

Партизанская война

Рефлексия.


Информационная карта по теме:

«Гражданская война и военная интервенция»

                                                                                              В годину смуты и разврата

                                                                                             Не осудите, братья, брата…

                                                        Из романа М. Шолохова «Тихий Дон»

Цель урока: ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечень вопросов для обязательного рассмотрения:

1. Понятия «гражданская война» и «военная интервенция»; особенности Гражданской войны в России

2. Предпосылки и причины Гражданской войны в России

3. Периодизация Гражданской войны

4.Отражение событий гражданской войны в поэзии Серебряного века

5. Расстановка противоборствующих сил, белый и красный террор

6. Последствия Гражданской войны для судьбы страны в XX веке.  

Понятия: Гражданская война, иностранная интервенция, белое движение, Серебряный век, белый и красный террор.

1. Вспомните значение понятий:

Гражданская война - _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Иностранная интервенция - __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Серебряный век русской поэзии - _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Задание. В предложенном перечне укажите причины Гражданской войны

1) Изменение характера политической власти в стране.

2) Введение всеобщей воинской повинности

3) Отказ большевиков от идеи однородного социалистического правительства и  

    принципов парламентаризма.

4) Отмена выкупных платежей

5) Недемократические меры большевиков (диктатура, репрессии, деятельность

    чрезвычайных органов)

6) Заключение Брестского мира.

7) Экономическая политика советской власти в деревне (установление продовольственной

    диктатуры, организация продотрядов, комбедов и т.д.)

8) Созыв Учредительного собрания.

3. Проблемный вопрос: Можно ли было избежать Гражданской войны в России?

№ п/п

Этап

Общая характеристика

I.

Октябрь 1917 г. – весна 1918 г.

Начальный период. Военные действия имели локальный характер

Весна – лето 1918 г.

Перерастание политической борьбы в форму открытого военного противостояния между большевиками и их противниками. Выступление Чехословацкого корпуса.

II.

Лето – 1918 г.- осень 1920

Период противоборства регулярных красных и белых армий. Белое движение добилось наибольших успехов в вооруженной борьбе с советской властью. Период военного поражения белых армий

III.

конец 1920 – 1922 г.

Завершение вооруженной борьбы в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

Задание: Соотнесите фамилии писателей, писавших о гражданской войне с их произведениями.

М.А. Шолохов

«Конармия»

А.А. Фадеев

«Белая гвардия», «Дни Турбиных»

И.Э. Бабель

«Разгром

М. Булгаков

«Тихий Дон», «Донские рассказы»

 В развязывание полномасштабной Гражданской войны в России свой вклад внесли каждая из противоборствующих сторон.

1. Большевики и их сторонники (красные)

Социальный состав ____________________________________________________________________

Политическая ориентация (цели, идеи)____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Белое движение 

Социальный состав ____________________________________________________________________

Политическая ориентация (цели, идеи) ___________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. «Зеленые»

Социальный состав ___________________________________________________________________

Политическая ориентация (цели, идеи) ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3. Иностранная интервенция

Участники ___________________________________________________________________________

Сущность политики интервентов ________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Задание: Заполните таблицу фамилиями поэтов в зависимости от их взглядов на события гражданской войны

«Поэты-романтики революции»

«Внимая ужасам войны»

«Пророческие голоса»

Террор______________________________________________________________________________

Лозунги «белых» в гражданской войне

Лозунги «красных» в гражданской войне

Лозунги «зеленых» в гражданской войне

Причины поражения белых в гражданской войне

Причины победы красных в гражданской войне

5. Последствия Гражданской войны для России:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание:

литература – выучить на выбор одно стихотворение поэтов Серебряного века;

история – задания по контурным картам, дополнительные индивидуальные сообщения об участниках Гражданской войны.


Рефлексия

 Цель: Умение давать самооценку, оценку группе, результатам деятельности на уроке

  1.   В годы гражданской войны вы:
  1. Встали бы  в ряды  «красных»_________________________________________________
  2. Присоединились бы к  «белым»________________________________________________
  3. Были бы близки к идеям и действиям Махно _____________________________________
  1. И во время революции, и в период гражданской войны:
  1. Соблюдали бы нейтралитет____________________________________________________
  2. Предпочли бы эмигрировать из страны__________________________________________
  3. Избрали бы иной путь______________________________________________
  1. Как вы считаете, необходимо ли поставить памятник жертвам гражданской войны? Как он, по вашему мнению, должен выглядеть?

Результаты

 Заполните схему, определив свою оценку на сегодняшнем уроке в 10-ти бальной системе.
Ответьте на вопросы.

а) Как Я работал:
глубоки знания – 9-10 баллов;
частично усвоил материал – 7-8 баллов;
мало что понял – 4-5 баллов?

б) Как МЫ работали:
четко, согласовано – 9-10 балов;
нарушали ритм – 7-8 баллов;
неорганизованно – 4-5 балл?

в) ДЕЛО:
тема изучена глубоко – 9-10 баллов; тема изучена частично – 7-8 баллов; затруднения в новом способе получения знаний – 4-5 баллов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Прмчины гражданской войны и интервенции в Росссии"

данной разработкой урока можно воспользоваться в 9 и 11 классах, учитывая возрастные особенности учащихся, к уроку можно подготовить презентацию с иллюстративным материалом и перечисленными сведениями...

Гражданская война и интервенция 1918-1920гг.

Презентация по теме "Гражданская война и интервенция 1918-1920 гг....

Блок уроков по теме ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ИНТЕРВЕНЦИЯ В РОССИИ 1918-1921 г.г.

Блок уроков по теме ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ИНТЕРВЕНЦИЯ В РОССИИ 1918-1921 г.г.материал показывает форму подачи знаний ученикам....

Конспект открытого урока истории в 9 классе по теме "Гражданская война и интервенция"

Конспект открытого урока по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война и интервенция". Конспект включает подробный материал для урока с элементами краеведения. Это вызывает у детей повышенны...

методическая разработка урока "Гражданская война и интервенция"

Аннотация Данный урок реализуется в рамках учебного предмета история России и ориентирован на учащихся 9, 11 классов.В процессе деятельности учащиеся находят ответы на проблемные вопросы, обобщаю...

Статья "Неизвестный эпилог к известной войне: Вопрос монастырской колонизации Дальнего Востока после русско-японской войны"

Неизвестный эпилог к известной войне: Вопрос монастырской колонизации Дальнего Востока после русско-японской войны (оригинал статьи опубликован в сборник: Искусство, ремесло и православное ученичество...