Сборник дидактических игр для первого года обучения направления «Шахматы»
методическая разработка
Сборник игр для детей, родителей и педагогов по темам первого года обучения игре в шахматы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_igr.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Сборник дидактических игр для первого года обучения направления «Шахматы»
Сборник игр для детей, родителей и педагогов.
Тема: Шахматная доска
«Горизонталь, вертикаль, диагональ»
Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных/вертикальных/диагональных линий шахматной доски пешками.
Тема: Шахматные фигуры
«Волшебный мешочек»
В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. Усложнение: какого цвета фигура спрятана. Собираются две армии фигур: угаданные фигуры в свою армию, не угаданные – в армию соперника.
«Угадай фигуру по описанию»
Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
«Угадай по вопросам»
Дети пытаются угадать, какая фигура спрятана с помощью вопросов. Примеры вопросов: Эта фигура ходит буквой г? Умеет превращаться в любую фигуру?
«Секретная фигура»
Все фигуры стоят на столе в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
«Что общего?»
Ведущий берет две шахматные фигуры и спрашивает игроков, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
«Большая и маленькая»
На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
Тема: Начальная расстановка фигур
«Кого не хватает?»
Прячется одна или несколько фигур, надо угадать, кого не хватает.
«Путаница»
Фигуры расставляются не по правилам, надо поставить их в правильную начальную позицию. Можно играть кто быстрее правильно расставит.
«Кто быстрее?»
Игроки одновременно расставляют фигуры, задача расставить как можно быстрее.
«Да и нет»
Ведущий берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
«Хлопаем-топаем»
Ведущий произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу». Если утверждение верно, то игроки хлопают, а если неверно, то топают.
Тема: Ходы и взятие фигур
«Уничтожение»
Ведущий играет с ограниченным числом фигур. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин»
Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). Игра проводится по очереди каждой фигурой.
«Лабиринт»
Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Лазутчик»
Задача проникнуть конем в крепость из фигур соперника.
«Перехитри часовых»
Белый король должен достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
«Сними часовых»
Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
«Кратчайший путь»
За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля»
Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Оппозиция»
Белый и черный король ставятся в противоположные углы. Задача достичь первым угла соперника. Для победы необходимо использовать правило «оппозиции».
«Атака неприятельской фигуры»
Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Рокировка»
Участники должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
Тема: Тактические приемы
«Двойной удар»
Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
«Защита»
Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
«Выиграй фигуру»
Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
Тема: Ценность фигур
«Кто вкуснее?»
Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее.
«Хлопки»
Ведущий называет фигуру, задача хлопнуть столько раз, сколько пешек стоит эта фигура.
«Чья армия сильнее?»
К белому и черному королю ставятся разное количество фигур. Задача посчитать, у кого сильнее армия (чья стоит больше пешек).
Тема: Цель шахматной партии
«Шах или не шах»
Приводится ряд положений, в которых участники должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах»
Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов»
Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Защита от шаха»
Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат»
Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
«Первый шах»
Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
Тема: Шахматная партия
«Пешки»
Игра ведется только пешками. Выигрывает тот, кто первым дойдет до последней линии.
«Шахматные поддавки»
Выигрывает тот, кто отдаст все свои фигуры или не сможет сделать оставшимися ни одного хода. Кто-то играет с шахами, а мы - без, т.е. король бьется в любое время и может ходить под бой.
«Двойки».
Игроки делают по 2 хода подряд. Игрок, которому шах, делает только один ход. Цель – поставить мат. Тренирует умение жертвовать и создавать угрозы.
Список источников:
- И.Г. Сухин "Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" (2010, 2011, 2013. – 40 с.)
- https://vestnikprosveshheniya.ru/publikacii/na_portale/material?n=1608
- http://shahimat.com
- http://brestchess.narod.ru/trenerskajaigry.htm
- http://wmsg.ru/2015/06/25/12-games-chess-children/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению интеллектуальным играм первого года обучения социально-педагогической направленности
Данная программа дает возможность расширить и углубить практические умения, повысить уровень языковой культуры, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлений учащи...
тематическое планирование в подготовительной группе (первого года обучения) компенсирующей направленности для детей с ЗПР
тематическое планирование...
тематическое планирование в подготовительной группе (первого года обучения) компенсирующей направленности для детей с ЗПР
тематическое планирование...
Конспект открытого урока ритмики для детей первого года обучения (первое полугодие). Тема урока: «Веселое путешествие в страну ритмики»
Тема урока: «Веселое путешествие в страну Ритмика»Тип урока: обобщение и закреплениеВид урока: урок - путешествиеЦель занятия: в игровой форме закрепить знания, умения ...
Овладение непосредственной формой общения при обучении иностранному языку детей начальных классов первого года обучения
Расширение и качественные изменения характера международных связей нашей страны, интернационализация всех сфер общественной жизни делают иностранный язык востребованным в практической и интеллектуальн...
Тест по шахматам «Правила игры в дебюте» для первого года обучения
Тест по шахматам «Как начинать партию» для первого года обучения...
Сборник театрального и песенного репертуара для первого года обучения музыкального театра "Выкрутасы"
Данный сборник предназначен для ребят первого года обучения. В него входят сценарии спектаклей, а так же тот песенный репертур, который используется для массовых сцен больших музыкальных сказок...