Взаимоотношения в коллективе младших школьников.
методическая разработка
Характеристика и особенности межличностных взаимоотношений среди мледших школьников. Критерии выбора друга и динамика их изменений на ротяжении первых 4-х классов. Анализ психологического содержания дружбы детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимоотношения в коллективе младших школьников.
С приходом в школу расширяется круг общения ребенка. Он устанавливает новые социальные связи, складываются приятельские, дружеские отношения или наоборот отношения антипатии и непринятия каких-либо сверстников.
В процессе межличностных взаимодействий между людьми складываются разные отношения. Самым высоким уровнем кооперации является дружба. Она характеризуется индивидуально-выборочным отношениями, взаимной привязанностью участников общения, высоким уровнем удовлетворенности межличностных контактами и взаимными ожиданиями положительных чувств.
В начале обучения в школе обычно дети начинают общаться по симпатиям, общности каких-либо интересов. Немалую роль играет и близость их места жительства и половых признаках.
К четвертому классу дружеские связи становятся более прочными и продолжительными. Появляется уважение к личности, взаимопомощь, поддержка и доверие.
С возрастом изменяется психологическое содержание дружбы. У дошкольников это отношение симпатии, которое основывается на приятном совместном времяпрепровождении, играх. В первом классе содержание включает в себя рефлексию отношений и интерес к другу. К концу младшего школьного возраста дети осознанно строят дружеские отношения и при выборе друга ориентируются на личностные характеристики.
В.А. Мохов провел исследование с целью изучения особенностей формирования и протекания дружбы у детей. Сравнение причин по которым дети выбирают себе того или иного друга показал, что с возрастом они смещаются от внешних и операциональных к личностным качествам и к описанию отношений. Дети старшей группы говорили о том, что «мы понимаем друг друга, он честный, умный и т.п.». Среди высказываний детей младшей группы наиболее распространенными являются такие причины как «она красивая, у нее хорошие вещи, придумывает интересные игры и т.п.». В отличие от младшей группы, для детей старшей группы дружба является стойкой привязанностью и для них дружба является самостоятельно значимой категорией. То есть для них важны дружеские отношения и конкретная личность друга.
По мере взросления меняются особенности, которые способствуют достижению высокого социометрического статуса и большого количества друзей. В первом классе значимыми являются внешность, готовность делится, активность и отношения с учителем. Для первоклассников характерна оценка базирующаяся на внешних проявлениях и на мнении учителя. В третьем классе наиболее успешные в социальном взаимодействии дети характеризуются самостоятельностью, уверенностью в себе и честностью.
Половые различия в дружбе заключаются в том, что у мальчиков в большей степени представлена совместная деятельность, а у девочек непосредственно сами отношения. Для девочек в большей степени важна эмоциональная составляющая дружбы, возможность раскрыться, довериться.
Частым явлением в данном возрасте является групповая дружба, а вот дружба между мальчиком и девочкой довольно редка. Только 8% мальчиков и 11% девочек дружат с представителями противоположного пола.
Список литературы:
1. Колесникова К.Ю. Половой дипсихизм образа друга у младших школьников: ВКР – РГПУ им. Герцена, 2018 – 40 с.
2. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста: учебное пособие / О.О. Гонина. – 2-е изд. Москва: Флинта, 2015. – 271 с.
3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский - Мн.: Изд-во БГУ, 2014. - 352 с.
4. Маркова, И.И. Представления о друге и дружбе у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / И.И. Маркова // Modern developmental psychology: main and prospects of research. – 2017. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30539121
5. Мохов, В. А. Исследование дружбы детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / В.А. Мохов // Конференция Lomonosov – 1998. - Режим доступа: http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/gd.htm
6. Мохова, Е.Е. Возрастная динамика представлений о друге и дружбе в младшем школьном возрасте: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.13/ Мохова Екатерина Евгеньевна. - Москва , 2015. - 235 с.
7. Мухина B.C.. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006 - 608 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимоотношения в коллективе. Как предотвратить конфликты?
Классный час посвящен методам эффективного общения. Многие дети в подростковом возрасте не обладают навыком мирно решать конфликты. Следствием этих конфликтов становятся нервозность детей, неспо...

Классный час в 6-8-х классах. Взаимоотношения в коллективе. Как предотвратить конфликты?
Многие дети в подростковом возрасте не обладают навыком мирно решать конфликты. Следствием этих конфликтов становятся нервозность детей, неспособность долго выдерживать напряжение, привыч...

Роль коллектива в обучении и развитии младших школьников
Таким образом, эффективное решение вопроса о воспитании и развитии личности в коллективе составляет педагогическую задачу повышенной значимости. Таким образом, процесс включения ре...

Взаимоотношения в коллективе на уровне «Учитель – учитель»
Опыт работы в системе образования по формированию благоприятного психологического климата в коллективе показывает, что психопрофилактическую работу в школе необходимо начинать с педагогического состав...

Деятельность классного руководителя по формированию сплоченности коллектива младших школьников
Тема: Деятельность классного руководителя по формированию коллектива младших школьников Самообразование, основанное на личном опытеПодготовила: Вьюкова Ксения Алек...

Диагностика эмоционального состояния младших школьников и психологического климата в детском коллективе с помощью цвета
Особенности эмоционального мироощущения младших школьников связаны с их возрастными особенностями развития, изменением социальной ситуации. В этот период процессы во...