Взаимоотношения в коллективе на уровне «Учитель – учитель»
статья по теме

Ропперт Валерия Васильевна

Опыт работы в системе образования по формированию благоприятного психологического климата в коллективе показывает, что психопрофилактическую работу в школе необходимо начинать с педагогического состава школы, поскольку позитивные изменения климата в среде учителей могут позволить более успешно проводить работу как с учащимися, так и с их родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_vzaimootnosheniya_v_kollektive_uchitel-uchitel.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимоотношения в коллективе на уровне «Учитель – учитель».

Опыт работы в системе образования по формированию благоприятного психологического климата в коллективе показывает, что психопрофилактическую работу в школе необходимо начинать с педагогического состава школы, поскольку позитивные изменения климата в среде учителей могут позволить более успешно проводить работу как с учащимися, так и с их родителями.

Психологический климат в коллективе это состояние межличностных взаимоотношений взаимодействующих людей, состоящих в устойчивой во времени организационной группе и объединенных совместной деятельностью.

Для обозначения психологического состояния группы используются такие понятия как "социально-психологический климат", "психологическая атмосфера", "социальная атмосфера", "микроклимат" и др.

По своему происхождению эти понятия являются во многом метафоричными. Можно провести аналогию с природно-климатическими условиями, в которых живет и развивается растение. В одном климате оно может расцвести, в другом - зачахнуть. То же самое можно сказать и о социально-психологическом климате внутри педагогического коллектива: при благоприятном СПК коллектив функционирует оптимально и педагоги получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал, при неблагоприятном СПК - учителя чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, их личностный рост замедляется.

Благоприятный СПК характеризуют радость общения, доверие, взаимная поддержка, межличностные симпатии, открытость коммуникации, интеллектуально и профессионально расти и т.д.

Неблагоприятный СПК характеризуют пессимизм, раздражительность, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, страх наказания, непонимание, враждебность, недоверие друг к другу и т.д.

Факторы определяющие социально-психологический климат

Глобальная макросреда характеризуется совокупностью экономических, культурных, политических и др. условий. Например: привлечение коллектива к организации и проведению выборов, участие в национальных проектах.

Локальная макросреда, т.е. образовательная среда, в структуру которой входит трудовой коллектив, состоящий преимущественно из женщин, разница в возрасте которых, играет значимую роль в построении взаимоотношений.

Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия труда. Благоприятные санитарно-гигиенические условия повышают удовлетворенность от трудовой деятельности, способствуя формированию благоприятного СПК.

Удовлетворенность работой характеризуется несколькими показателями:

- в хороших условиях труда и достойном материальном вознаграждении;

- в общении и дружеских межличностных отношениях;

- успехе, достижениях, признании и личном авторитете, обладании властью и возможностью влиять на поведение других;

- творческой и интересной работе, возможности профессионального и личностного развития, реализации своего потенциала.

Характер выполняемой деятельности. Стрессогенный характер, эмоциональная насыщенность и т.д. - все это факторы, которые косвенно могут негативно сказаться на СПК в рабочем коллективе. Например: перегрузка во время урока не дает возможности эмоционально реагировать при взаимоотношениями с коллегами во вне урочное время.

Психологическая совместимость является важным фактором, влияющим на СПК. Под психологической совместимостью понимают способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников. Людям, похожим друг на друга легче наладить взаимодействие. В основе психологической совместимости может лежать и различие характеристик по принципу взаимодополняемости.

На степень психологической совместимости сотрудников влияет то, насколько однородным является состав рабочей группы по различным социальным и психологическим параметрам:

Результат совместимости сотрудников - это сработанность. Она обеспечивает максимально возможную успешность совместной деятельности при минимальных затратах.

Характер коммуникаций в организации выступает в качестве фактора СПК. Недостаточная коммуникативная компетентность сотрудников ведет к коммуникативным барьерам, росту напряженности в межличностных отношениях, непониманию, недоверию, конфликтам.

        Очень важно знать, что более половины объема межличностного общения приходится на невербальное общение (мимика, жесты, позы и т.д.).

Знание невербального языка помогает ориентироваться в настроении окружающих людей.

        Жесты педагога можно прокомментировать как коммуникативное средство, как действенный и эффективный педагогический инструмент в профессиональной деятельности учителя.

Так, для расшифровки невербального поведения можно выделить несколько групп жестов:

- жесты «рука к лицу», например почесывание кончика носа без особой надобности, потирание щеки или уха (эту группу жестов, как правило, считают негативной, свидетельствующей об отрицательных ощущения и мыслях);

- жесты-барьеры (барьеры рук и барьеры ног);

- зеркальные жесты; (свидетельствуют о взаимопонимании, стремлении к конструктивному общению, они не должны быть точным повторением жестов собеседника, иначе у него может возникнуть ощущение, что его дразнят и спровоцировать обиду, вызвать дискомфорт).

Немаловажную роль в структуре общения играют позы, которые условно делятся на открытые и закрытые.

К закрытым позам относят те, в которых используется скрещивание рук или ног, или когда заслоняется часть тела с помощью каких-либо предметов. Эти позы чаще всего используются когда человек хочет отгородится от мира, спрятаться за барьер.

Желая казаться более приветливыми и доброжелательными, люди используют открытые позы: раскрытые (несжатые в кулак) ладони, ноги и руки не скрещены.

Самоотношение современного учителя отличается рядом психологических особенностей, обусловленных высокой направленностью личности учителя на других людей при отсутствии направленности на себя: низким уровнем самопонимания, недооценкой собственных способностей, высокой склонностью к самообвинению, преобладанием аутосимпатии над самоуважением. Декларируя «в теории» интерес к собственной личности, на практике учителя мало времени и внимания уделяют самоанализу и прогнозированию собственного развития.

Недостаточное развитие коммуникативных способностей, навыков саморегуляции, приводит к тому, что значительная часть педагогов (в процентном отношении к другим профессиям) страдает многочисленными соматическими и нервно-психическими болезнями, которые зачастую являются следствием профессионального стресса.

Результаты проведенных исследований показывают, что 62% учителей постоянно испытывают психологический дискомфорт при исполнении своих профессиональных обязанностей. 85% педагогов подвержены устойчивым стрессам, 33% страдают заболеваниями нервной системы.

В связи с этим, практическая и психопрофилактическая работа с учителями должна быть направлена, в основном, на развитие гибкости их эмоционального и коммуникативного поведения. Гибкость поведения – это разнообразие и адекватность, проявляемая как во внешних (двигательных), так и во внутренних (психических) формах активности.

Для развития коммуникативных способностей, рекомендую использовать упражнения, одно из которых мы с вами сейчас проведем:

1. Упражнение «Карниз».

Цель – укрепление в педагогическом коллективе доброжелательности, открытости, взаимопомощи по отношению друг к другу.

Приглашаются добровольцы для участия в упражнении.

Инструкция: Встаньте в линию плечом друг к другу, выравнивая носки по меловой линии. Эта черта-  карниз высотного дома. Носки ваших туфель – край этого карниза. Крайний человек из ряда проходит по карнизу стараясь не упасть вниз. задача группы – помочь ему в этом. Разрешаются поддержки в виде физических контактов. Главное- это пройти по карнизу. После того как прошел первый участник, начинает движение следующий участник.

Обсуждение:      

Трудно ли было справиться с игровой задачей?

Чувствовал ли он поддержку?

Почему в одних случаях поддержка была успешной, а в других нет?

Каковы ваши ощущения?

Для развития навыков саморегуляции можно использовать следующие методики: мышечная релаксация, аутогенная тренировка, внутреннее сосредоточение, ресурсные состояния, психосинтез. Примеры этих методов изложены в методичке.

А сейчас я вам предлагаю упражнение «настройка на определенное эмоциональное состояние":

1. Вспомните состояние тревожности которое вы испытывали может не так давно.

2. Мысленно свяжите это состояние с одной мелодией, цветом или пейзажем.

3. Затем представьте себя спокойным и расслабленным.

4. Свяжите это состояние с другой мелодией, цветом или пейзажем.

5. А теперь вспомните состояние победы, когда вы чувствовали себя уверенно.

6. Свяжите это состояние с третьей мелодией, цветом или пейзажем.

В ситуации сильного волнения сначала вспоминайте первую мелодию (цвет, пейзаж), затем вторую мелодию (цвет, пейзаж), затем переходите к третьей мелодии, повторяя последнюю несколько раз.

Спасибо вам за внимание. Удачи, любви и терпения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимоотношения в коллективе

презентация предназначена для изучения темы взаимоотношений...

Взаимоотношения в коллективе. Как предотвратить конфликты?

Классный час посвящен методам эффективного общения. Многие дети в подростковом возрасте не обладают навыком мирно решать конфликты. Следствием этих конфликтов становятся нервозность детей, неспо...

Классный час в 6-8-х классах. Взаимоотношения в коллективе. Как предотвратить конфликты?

Многие дети в подростковом возрасте не обладают навыком мирно решать конфликты. Следствием этих конфликтов становятся нервозность детей, неспособность долго выдерживать напряжение, привыч...

Взаимоотношения в коллективе, в семье.

Взаимоотношения  в коллективеВзаимоотношения  родителей и детей...

«Толерантность, взаимоотношение в коллективе в образовательном процессе».

Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям....

Формирование педагогами сплоченности и взаимодействия учащихся в классном коллективе. Диагностика уровня сплоченности классного коллектива.

Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.       ...

Классный час нравственной тематики: "Взаимоотношения в коллективе. Методы предотвращения конфликтов".

Классный час посвящен методам эффективного общения.    Многие дети в подростковом возрасте не обладают навыком мирно решать конфликты. Следствием этих конфликтов становятся нервозность ...