Взаимоотношения в коллективе на уровне «Учитель – учитель»
статья по теме
Опыт работы в системе образования по формированию благоприятного психологического климата в коллективе показывает, что психопрофилактическую работу в школе необходимо начинать с педагогического состава школы, поскольку позитивные изменения климата в среде учителей могут позволить более успешно проводить работу как с учащимися, так и с их родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_vzaimootnosheniya_v_kollektive_uchitel-uchitel.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимоотношения в коллективе на уровне «Учитель – учитель».
Опыт работы в системе образования по формированию благоприятного психологического климата в коллективе показывает, что психопрофилактическую работу в школе необходимо начинать с педагогического состава школы, поскольку позитивные изменения климата в среде учителей могут позволить более успешно проводить работу как с учащимися, так и с их родителями.
Психологический климат в коллективе это состояние межличностных взаимоотношений взаимодействующих людей, состоящих в устойчивой во времени организационной группе и объединенных совместной деятельностью.
Для обозначения психологического состояния группы используются такие понятия как "социально-психологический климат", "психологическая атмосфера", "социальная атмосфера", "микроклимат" и др.
По своему происхождению эти понятия являются во многом метафоричными. Можно провести аналогию с природно-климатическими условиями, в которых живет и развивается растение. В одном климате оно может расцвести, в другом - зачахнуть. То же самое можно сказать и о социально-психологическом климате внутри педагогического коллектива: при благоприятном СПК коллектив функционирует оптимально и педагоги получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал, при неблагоприятном СПК - учителя чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, их личностный рост замедляется.
Благоприятный СПК характеризуют радость общения, доверие, взаимная поддержка, межличностные симпатии, открытость коммуникации, интеллектуально и профессионально расти и т.д.
Неблагоприятный СПК характеризуют пессимизм, раздражительность, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, страх наказания, непонимание, враждебность, недоверие друг к другу и т.д.
Факторы определяющие социально-психологический климат
Глобальная макросреда характеризуется совокупностью экономических, культурных, политических и др. условий. Например: привлечение коллектива к организации и проведению выборов, участие в национальных проектах.
Локальная макросреда, т.е. образовательная среда, в структуру которой входит трудовой коллектив, состоящий преимущественно из женщин, разница в возрасте которых, играет значимую роль в построении взаимоотношений.
Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия труда. Благоприятные санитарно-гигиенические условия повышают удовлетворенность от трудовой деятельности, способствуя формированию благоприятного СПК.
Удовлетворенность работой характеризуется несколькими показателями:
- в хороших условиях труда и достойном материальном вознаграждении;
- в общении и дружеских межличностных отношениях;
- успехе, достижениях, признании и личном авторитете, обладании властью и возможностью влиять на поведение других;
- творческой и интересной работе, возможности профессионального и личностного развития, реализации своего потенциала.
Характер выполняемой деятельности. Стрессогенный характер, эмоциональная насыщенность и т.д. - все это факторы, которые косвенно могут негативно сказаться на СПК в рабочем коллективе. Например: перегрузка во время урока не дает возможности эмоционально реагировать при взаимоотношениями с коллегами во вне урочное время.
Психологическая совместимость является важным фактором, влияющим на СПК. Под психологической совместимостью понимают способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников. Людям, похожим друг на друга легче наладить взаимодействие. В основе психологической совместимости может лежать и различие характеристик по принципу взаимодополняемости.
На степень психологической совместимости сотрудников влияет то, насколько однородным является состав рабочей группы по различным социальным и психологическим параметрам:
Результат совместимости сотрудников - это сработанность. Она обеспечивает максимально возможную успешность совместной деятельности при минимальных затратах.
Характер коммуникаций в организации выступает в качестве фактора СПК. Недостаточная коммуникативная компетентность сотрудников ведет к коммуникативным барьерам, росту напряженности в межличностных отношениях, непониманию, недоверию, конфликтам.
Очень важно знать, что более половины объема межличностного общения приходится на невербальное общение (мимика, жесты, позы и т.д.).
Знание невербального языка помогает ориентироваться в настроении окружающих людей.
Жесты педагога можно прокомментировать как коммуникативное средство, как действенный и эффективный педагогический инструмент в профессиональной деятельности учителя.
Так, для расшифровки невербального поведения можно выделить несколько групп жестов:
- жесты «рука к лицу», например почесывание кончика носа без особой надобности, потирание щеки или уха (эту группу жестов, как правило, считают негативной, свидетельствующей об отрицательных ощущения и мыслях);
- жесты-барьеры (барьеры рук и барьеры ног);
- зеркальные жесты; (свидетельствуют о взаимопонимании, стремлении к конструктивному общению, они не должны быть точным повторением жестов собеседника, иначе у него может возникнуть ощущение, что его дразнят и спровоцировать обиду, вызвать дискомфорт).
Немаловажную роль в структуре общения играют позы, которые условно делятся на открытые и закрытые.
К закрытым позам относят те, в которых используется скрещивание рук или ног, или когда заслоняется часть тела с помощью каких-либо предметов. Эти позы чаще всего используются когда человек хочет отгородится от мира, спрятаться за барьер.
Желая казаться более приветливыми и доброжелательными, люди используют открытые позы: раскрытые (несжатые в кулак) ладони, ноги и руки не скрещены.
Самоотношение современного учителя отличается рядом психологических особенностей, обусловленных высокой направленностью личности учителя на других людей при отсутствии направленности на себя: низким уровнем самопонимания, недооценкой собственных способностей, высокой склонностью к самообвинению, преобладанием аутосимпатии над самоуважением. Декларируя «в теории» интерес к собственной личности, на практике учителя мало времени и внимания уделяют самоанализу и прогнозированию собственного развития.
Недостаточное развитие коммуникативных способностей, навыков саморегуляции, приводит к тому, что значительная часть педагогов (в процентном отношении к другим профессиям) страдает многочисленными соматическими и нервно-психическими болезнями, которые зачастую являются следствием профессионального стресса.
Результаты проведенных исследований показывают, что 62% учителей постоянно испытывают психологический дискомфорт при исполнении своих профессиональных обязанностей. 85% педагогов подвержены устойчивым стрессам, 33% страдают заболеваниями нервной системы.
В связи с этим, практическая и психопрофилактическая работа с учителями должна быть направлена, в основном, на развитие гибкости их эмоционального и коммуникативного поведения. Гибкость поведения – это разнообразие и адекватность, проявляемая как во внешних (двигательных), так и во внутренних (психических) формах активности.
Для развития коммуникативных способностей, рекомендую использовать упражнения, одно из которых мы с вами сейчас проведем:
1. Упражнение «Карниз».
Цель – укрепление в педагогическом коллективе доброжелательности, открытости, взаимопомощи по отношению друг к другу.
Приглашаются добровольцы для участия в упражнении.
Инструкция: Встаньте в линию плечом друг к другу, выравнивая носки по меловой линии. Эта черта- карниз высотного дома. Носки ваших туфель – край этого карниза. Крайний человек из ряда проходит по карнизу стараясь не упасть вниз. задача группы – помочь ему в этом. Разрешаются поддержки в виде физических контактов. Главное- это пройти по карнизу. После того как прошел первый участник, начинает движение следующий участник.
Обсуждение:
Трудно ли было справиться с игровой задачей?
Чувствовал ли он поддержку?
Почему в одних случаях поддержка была успешной, а в других нет?
Каковы ваши ощущения?
Для развития навыков саморегуляции можно использовать следующие методики: мышечная релаксация, аутогенная тренировка, внутреннее сосредоточение, ресурсные состояния, психосинтез. Примеры этих методов изложены в методичке.
А сейчас я вам предлагаю упражнение «настройка на определенное эмоциональное состояние":
1. Вспомните состояние тревожности которое вы испытывали может не так давно.
2. Мысленно свяжите это состояние с одной мелодией, цветом или пейзажем.
3. Затем представьте себя спокойным и расслабленным.
4. Свяжите это состояние с другой мелодией, цветом или пейзажем.
5. А теперь вспомните состояние победы, когда вы чувствовали себя уверенно.
6. Свяжите это состояние с третьей мелодией, цветом или пейзажем.
В ситуации сильного волнения сначала вспоминайте первую мелодию (цвет, пейзаж), затем вторую мелодию (цвет, пейзаж), затем переходите к третьей мелодии, повторяя последнюю несколько раз.
Спасибо вам за внимание. Удачи, любви и терпения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимоотношения в коллективе
презентация предназначена для изучения темы взаимоотношений...
Взаимоотношения в коллективе. Как предотвратить конфликты?
Классный час посвящен методам эффективного общения. Многие дети в подростковом возрасте не обладают навыком мирно решать конфликты. Следствием этих конфликтов становятся нервозность детей, неспо...
Классный час в 6-8-х классах. Взаимоотношения в коллективе. Как предотвратить конфликты?
Многие дети в подростковом возрасте не обладают навыком мирно решать конфликты. Следствием этих конфликтов становятся нервозность детей, неспособность долго выдерживать напряжение, привыч...
Взаимоотношения в коллективе, в семье.
Взаимоотношения в коллективеВзаимоотношения родителей и детей...
«Толерантность, взаимоотношение в коллективе в образовательном процессе».
Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям....
Формирование педагогами сплоченности и взаимодействия учащихся в классном коллективе. Диагностика уровня сплоченности классного коллектива.
Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка. ...
Классный час нравственной тематики: "Взаимоотношения в коллективе. Методы предотвращения конфликтов".
Классный час посвящен методам эффективного общения. Многие дети в подростковом возрасте не обладают навыком мирно решать конфликты. Следствием этих конфликтов становятся нервозность ...