Основные направления логопедической работы по формированию лексики у младших школьников с ЗПР в рамках реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
статья
Материал содержит основные направления и приемы логопедической работы, дидактические игры, задания по формированию лексики у младших школьников с ЗПР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основные направления логопедической работы по формированию лексики у младших школьников с ЗПР в рамках реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
Прежде чем говорить об основных направлениях работы по формированию лексики у младших школьников с ЗПР в рамках реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ, необходимо отметить, что нарушения речи у детей с ЗПР носят вариативный характер и обусловлены влиянием целого ряда факторов характера этиологии, клинической картины ЗПР, психологических особенностей, наличия неврологической симптоматики и других.
В последнее время значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития. Основными причинами, способствующими этому, являются: рождение детей с признаками перинатальных патологий (перинатальная энцефалопатия); ухудшение состояния здоровья детей из-за неблагоприятной экологической обстановки, отрицательного психологического климата в некоторых семьях, равнодушия многих родителей к детям при сохранении заботы о внешнем благополучии.
Отмечаются и особенности познавательной деятельности детей с ЗПР, а именно:
- Сниженная (по сравнению с нормой) способность к приему и переработке воспринимаемой информации,
- Недостаточное развитие операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения, которые и обусловливают отклонения в речевом развитии детей данной категории.
Формирование речевой функции у этих детей чаще всего происходит в замедленном темпе и сопровождается ее нарушениями. Особенности речи детей с ЗПР раскрыты в работах многих исследователей, которые указывают на сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи.
Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. Не исключено, что у отдельных детей (не без помощи родителей) с возрастом вырабатывается способность повторять за взрослым отдельные звуки (вплоть до звука р) при полной неспособности объединить их в самые легкие слова. В этом случае ребенок повторяет только первоначально приобретенные им слова (чаще всего их не более 10), но упорно отказывается от слов, которых нет в его активном лексиконе. Такая «остановка» может иметь место и при нормальном развитии речи, но не более чем в течение 5-6 месяцев после появления первых 3-5 слов. В развитии речи у детей с ЗПР указанное явление может иметь место в течение нескольких лет жизни ребенка. Развитие лексики в онтогенезе имеет свои закономерности, последовательность и особенности. Его формирование зависит от таких факторов как развитие представлений ребенка об окружающей действительности, развития мышления, внимания, памяти и других психических процессов
Исследования речевого развития детей с ЗПР, проведенные рядом авторов, свидетельствуют о различной симптоматике и механизмах речевых нарушений рассматриваемой категории детей. Многие авторы, подчеркивая системный характер недоразвития речи у большинства детей с ЗПР, отмечают при этом не только недостаточное развитие лексической, грамматической, фонетико-фонематической сторон речи, но и несформированность внутренней речи, что отражается на планировании любого вида деятельности.
По данным Е. В. Мальцевой (1990), у детей с ЗПР отмечается разной степени выраженности недоразвитие лексической стороны речи грубое недоразвитие лексики имеет место у 8,8% младших школьников, что составляет 22,5% от количества детей с ЗПР, имеющих дефекты речи.
В целом, изучение литературы позволяет сделать вывод о том, что у детей с ЗПР отмечается недостаточное развитие лексической стороны речи. У большинства детей данной категории обнаруживается бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющееся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий и родо-видовых соотношений, в недоразвитии антонимических и синонимических средств языка. Особенности словарного запаса детей с ЗПР отражают своеобразие познавательной деятельности этих детей, ограниченность их представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности. Это ведет к недоразвитию речи вцелом и проблемам усвоения ими знаний.
Младшие школьники с ЗПР имеют определенные возможности в плане построения своих высказываний. Но обычные методы и приемы, которые применяют в работе учителя начальной школы не всегда успешно срабатывают в работе с детьми с ЗПР.
Практика моей специальной коррекционной работы показывает, что дети с ЗПР могут приблизиться к уровню владения монологической речью, который характерен для их нормально развивающихся сверстников. Успешность продвижения зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка
При проведении логопедической работы по развитию лексики учитываю современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики и онтогенезе, особенностях лексики у младших школьников с речевой патологией. С учетом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:
- расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
- уточнение значений слов;
- формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);
- организация семантических полей, лексической системы;
- активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
В своей работе использую некоторые приемы и методы, описанные Л. С. Выготским, С. Н. Карповой, И. Н. Колобовой, Л. В. Сахарным, Н. В. Уфимцевой, Г. А. Черемухиной, А. М. Шахнаровичем Андреевой Н. Г. и др.
Важнейшим лексическим умением, формируемым на логопедических занятиях, является умение ребенка самостоятельно замечать незнакомые слова и стараться выяснять и объяснять их значения. В связи с работой над лексическим значением слов учащиеся приобретают первый опыт использования различных видов словарей. Начинать коррекционную работу на лексическом уровне следует с выяснения и пополнения объема словарного запаса учеников по основным группам обобщающих понятий, обозначающих предметы, признаки, действия.
Предлагаемые задания варьируются в зависимости от этапа работы, общелогопедических задач, программы, контингента и возраста детей.
Учитывая тесную связь процессов развития лексики и словообразования, данная методика включает и задания на словообразование, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами.
Дидактические игры и задания
1. Развитие ассоциаций.
Логопед дает детям следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните (или какое придет в голову)». Слова называются по одному. Примерный перечень слов:
Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет.
Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать.
Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.
Быстро, высоко, весело, два, летящий.
Можно задать вопрос: «Как вы думаете, а почему припомнилось именно это слово?»
2. Классификация предметов по картинкам.
Детям предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например:
а) Овощи и фрукты.
б) Домашние и дикие животные.
в) Домашние и дикие птицы
г) Посуда и мебель.
д) Одежда и обувь.
е) Птицы и насекомые.
3. Игра «Найди лишний предмет».
Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она лишняя.
Примерные серии картинок:
4. Игра «Назови лишнее слово».
При проведении работы по формированию, развитию и обогащению словаря у детей с ЗПР я опираюсь на то, что такие дети испытывают трудности в обучении, и они постоянно нуждаются в помощи взрослого. Как уже отмечалось выше, трудности в обучении вызваны нарушением познавательной деятельности, являющимся следствием незрелости эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособности, функциональной недостаточности высших психических функций (внимания, памяти и др.). Поэтому работа по формированию и развитию лексики проводилась параллельно с работой по развитию высших психических функций и расширению представлений ребенка об окружающей действительности. С целью устранения патологических черт характера (негативизма, аффективности и др.), повышения познавательной активности, интереса и концентрации внимания у детей с ЗПР на логопедических занятиях я использую следующие приемы:
− на занятиях присутствие атмосферы доброжелательности, внимательного отношения к каждому ребенку с учетом его личностных особенностей, данных психического и речевого развития;
-использование разнообразных игровых приемов и методов работы. Атмосфера игры и сказки позволяет заинтересовать детей, плавно вовлечь их в познавательный процесс, и способствует успешной реализации поставленных на занятии задач;
− использование различной системы наглядности (картинки, флажки, символы, звездочки; рисунки, фишки, медальоны; трудовые подкрепления: раздача и сбор картинного материала, игрушек, всевозможных пособий, выполнение задания у доски ребенком, который правильно и быстрее всех справился с заданием, контроль за выполнением заданий и т.д.);
− использование элементов соревнования между несколькими командами (мальчики и девочки; левая и правая колонка и т.д.), сюрпризные моменты (например, волшебный мешочек, сундучок, корзинка Красной Шапочки с пирожками, сказочные превращения и т.д.) Это в основном в 1 классх.
− предлагаемый на занятии материал доступен детям, усложнение проводится постепенно;
− занятия сопровождаются богатым иллюстративным и дидактическим материалом как индивидуальным, так и групповым;
− логопед постоянно поддерживает и поощряет речевую активность детей на всех этапах работы;
− все занятия имеют четкую логическую завершенность и подчинены единому сюжету.
Благодаря игровым технологиям обучения данные приемы легко
воспринимаются детьми, способствуют положительной динамике развития
лексики у детей младшего школьного возраста с задержкой психического
развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННЫМ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Среди учащихся младших классов общеобразовательных школ имеется группа детей с так называемым "нерезко выраженным общим недоразвитием речи" (НОНР). Они нуждаются в целенаправленной и своевременной пом...
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в рамках реализации ФГОС
Доклад о формировании УУД на уроках истории в рамках реализации Федеральных Государственных образовательных стандартов.Дается токование, объяснение, что такое УУД, их функций и формировани...
Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией.
Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией....
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...
"Коррекционно-логопедическая работа по предупреждению дисграфии у младших школьников"
Обобщение опыта работы по методической теме...