Деятельность педагога в области здоровьесбережения.
материал
Предварительный просмотр:
Раздел II.6. Деятельность педагога в области здоровьесбережения.
Здоровье ребенка, его социальная педагогическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, так как более 70% времени своего бодрствования он проводит в учреждениях образования. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. По данным института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.
Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Но все технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения: все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящим вреда здоровью ученика и учителя.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников и в процессе учебой деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует чередовать виды учебной деятельности, активно отдохнуть, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.
Исходя из этого целью свое работы как учителя в рамках здровьесберегающих технологий я вижу:
- создание комфортных условий для учебы, чтобы уроки русского языка и литературы, а также внеклассные мероприятия рождали в каждом ребенке положительные эмоции, благотворно влияния на их здоровье.
Мои уроки проходят в кабинете, оснащенном многофункциональным моноблоком, принтером, интерактивной доской, мультимедийным проектором. Кабинет оборудован и отремонтирован в соответствии с нормами СанПиНа. Все это позволяет проводить уроки, учитывая здоровьесберегающие факторы.
При подготовке к уроку я учитываю:
- Динамику работоспособности в течение рабочего дня:
- 8-12 часов – первый пик работоспособности;
- 16-18 часов – второй пик работоспособности.
- Динамику активности обучающихся на уроке:
- 1-4 минуты – врабатываемость в урок (организационный момент);
- 5-20 минуты – самая высокая работоспособность (новый материал, самостоятельная работа);
- 21-35 минута – снижение работоспособности (физкультминутка, закрепление материала);
- 36-45 минуты – полное утомление (подведение итогов урока, объяснение домашнего задания).
Свои уроки я строю, опираясь на гигиенические критерии рациональной организации урока, которые представлены в таблице.
№ | Факторы урока | Уровни гигиенической рациональности урока |
1 | Плотность урока | Не менее 60% И не более 70% |
2 | Количество видов учебной деятельности | 3-7 |
3 | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | Не более 10 мин. |
4 | Частота чередования различных видов учебной деятельности | Смена не позже чем через 7-10 мин. |
5 | Количество видов преподавания | Не более 3-х |
6 | Чередование видов преподавания | Не позже чем через 10-15 мин. |
7 | Наличие эмоциональных разрядок (кол-во) | 2-3 |
8 | Место и длительность ТСО | В соответствии с гигиеническими нормами |
9 | Чередование позы | Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся |
10 | Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток | На 20 и 35 мин. урока по 1 мин. Из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого |
11 | Психологический климат | Преобладают положительные эмоции |
12 | Момент утомления учащихся по снижению учебной активности | Не ранее 40 мин. |
Для оптимизации учебного процесса и физической активности школьников в своей педагогической деятельности я следую правилам:
- Правила организации урока.
- Использование всех каналов восприятия.
- Учет зона работоспособности учащихся. Распределение интенсивности умственной деятельности.
- Уместное и правильное применение физкультминуток.
Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. Достигается через:
- учет особенностей класса;
- снятие эмоционального напряжения;
- создание благоприятного психологического климата на уроке;
- пропаганда здорового образа жизни;
Используемые мной образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.
- Педагогика сотрудничества.
- Технология развивающего обучения.
- Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов, (В.В. Фирсов).
- Технология психологического сопровождения, (М.Ю. Громов и Н.К. Смирнов).
- Технология раскрепощенного развития детей (В.Ф. Базарный).
Здоровьесберегающие технологии я использую как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Цель здоровьесбережения во внеурочной деятельности – создание условий и проведение мероприятий, направленных на сохранение здоровья учащихся.
Основной задачей считаю формирование потребности учащихся в сохранении и укреплении своего здоровья.
Мероприятия по формированию здорового образа жизни (Приложение)
Название мероприятия | Форма проведения |
«Мы за здоровый образ жизни!» | Митинг |
«Береги свое здоровье смолоду!» | Конкурс сочинений |
«Мы и мир вокруг нас» | Экологическая тропа |
«Человек и природа» | Читательская конференция |
«Красота и здоровье» | Круглый стол |
«Нет вредным привычкам!» | Конкурс плакатов |
Тематические классные часы |
Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы городского методического сообщества по теме «Программа повышения профессиональной компетентности педагогов в области исследовательской деятельности»
«Программа повышения профессиональной компетентности педагогов в области исследовательской деятельности» в 2012 г. стала победителем муниципального конкурса инновационных проектов и программ. По итога...
Приказ 19.09.2014 г. № 594.О внесении изменений в приказ минобразования Ростовской области от 25.08.2014 № 547 и утверждении показателей оценки профессиональной деятельности педагогов в целях установления квалификационной категории. Министерство общего
Показатели оценки профессиональной деятельности педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общег...
Развитие профессиональной компетентности педагогов в области проектной и исследовательской деятельности с обучающимися
Статья содержит три вектора по управлению проектной и иссследовательской деятельностью учащихся, каждый из которых раскрывается в процессе выступления...
Профессиональные компетентности педагога в области постановки целей и задач педагогической деятельности
Каждый урок должен быть «закольцован»: определена цель – получен конкретный результат. На каждом уроке надо стремиться к созданию цепочки: цель – задачи – деятельность – диагностика достижения целей, ...
Методика анализа информации о результатах профессиональной деятельности педагогов-соискателей на ВКК в 2016-2017 учебном году в Воронежской области
Методика анализа информации о результатах профессиональной деятельности педагогов-соискателей на ВКК в 2016-2017 учебном году в Воронежской области представляется в помощь педагогам, желающим самостоя...
Материалы используемые при проведении методического кластера «Профессиональное здоровье учителя, становление профессиональной компетентности в области здоровьесбережения» по теме «Упражнения, направленные на сохранение и укрепление здоровья педагога"
Данные материалы взяты из книги Анатолия Сителя "Соло для позвоночника " https://avidreaders.ru/book/solo-dlya-pozvonochnika.html и с сайта https://www.youtube.com...
1.3. Деятельность в области здоровьесбережения
Мониторинг психологического здоровья учащихся, пропаганда культуры и ценности здорового и безопасного образа жизни.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18326615","attributes":{"alt":"","...