Развитие профессиональной компетентности педагогов в области проектной и исследовательской деятельности с обучающимися
статья на тему
Статья содержит три вектора по управлению проектной и иссследовательской деятельностью учащихся, каждый из которых раскрывается в процессе выступления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_administratsii_shkoly.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие профессиональной компетентности педагогов в области проектной и исследовательской деятельности с обучающимися
О.Б.Кочетова.
зам.директора по УВР
Наша новая сельская школа… Это школа, где новое надежно уживается с традициями, где учителя и дети одинаково приемлемы и дороги, где любой успех замечается и вознаграждается. Это школа, где у каждого ребенка есть любимый учитель, любимый предмет, любимое дело. Это школа, в которой каждый ребенок может быть победителем на избранной стезе, и он знает, что ему всегда помогут в этом.
В качестве одного из приоритетных направлений деятельности нашей школы, начиная с 2008 года, было определено « Создание организационно-педагогических условий для поддержки и развития одаренных детей». Помочь каждому стать успешным – вот та задача, над решением которой работал педколлектив нашей школы, поэтому проектирование заняло одно из ведущих мест в образовательном процессе. Ведь проект- это философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Проектная деятельность позволяет органично соединить, казалось бы, несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации, классно-урочную форму обучения и внеурочную деятельность. Метод проектов весьма эффективен с точки зрения формирования у учащихся того набора компетентностей, которые необходимы для успеха их будущих профессиональных занятий.
Как управлять такой тонкой гранью, как проектная и исследовательская деятельность? Как стать личностью, лидером, способным принять интеллектуальные интересы своих учителей и детей? Ответы на данные вопросы я нашла на курсах переподготовки по программе « Менеджмент в образовании». Оказывается, в менеджменте существуют различные определения понятия «управленец». Одни говорят, что это человек, который носит воду чужими руками. Но мне по душе пришлось другое: это человек, дирижирующий связями и создающий благоприятные условия для других. Значит, при управлении такой тонкой гранью как проектная и исследовательская деятельность, мне необходимо было создать условия, при которых все с удовольствием шли бы на работу, учебу, и с таким же удовольствием возвращались домой.
В рамках структурирования единой методической темы в качестве одной из ведущих задач была определена «Развитие профессиональной компетентности педагога в области проектной и исследовательской деятельности». Проведенное исследование уровня готовности педагогов на начальном этапе выявило следующие результаты: 15% учителей полностью готовы к осуществлению проектной и исследовательской деятельности, 20% - частично готовы, 25% - испытывали значительные затруднения, 40% - не были готовы.
В основу осуществления проектной и исследовательской деятельности в нашей школе были положены три управленческих вектора:
во - первых, обеспечение разработки, утверждения и внедрения внутришкольных нормативных документов, обеспечивающих стабильную реализацию и развитие данного направления образовательного процесса;
во – вторых, повышение профессиональной компетентности педагогов, необходимой для эффективного сопровождения проектной и исследовательской деятельности; обеспечение формирования и внедрения методических рекомендаций для учителей, выступающих в непривычной для себя роли – в качестве руководителей и консультантов ученических проектов и исследований;
в – третьих, обеспечение создания и внедрения рекомендаций для учащихся, осуществляющих исследовательскую деятельность, разрабатывающих учебные проекты.
В пакет внутришкольных документов, обеспечивающих управленческо -методическое сопровождение осуществления проектной и исследовательской деятельности учащихся, вошли « Циклограмма управления проектной и исследовательской работой в школе», «Положение о школьном научном обществе « Искатели», «Положение о проблемных группах педагогов», «Положение о школьной конференции научно-исследовательских и проектных работ «Первые шаги в науку». А учебные программы элективных учебных предметов «Основы исследовательской и проектной деятельности», « Азбука логичного мышления», «Теория решения изобретательских задач», «Психология общения», «Психология личности» способствовали освоению учащимися способов деятельности, потенциально востребованных для эффективного проектирования. Программы дополнительного образования «Учимся учиться», «Публичное выступление», « Погружение в чтение на иностранном языке»», программы внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности», « Компьютер – твой друг и помощник» способствовали развитию знаний и умений, необходимых, в том числе, для ведения проектной и исследовательской деятельности.
Внедрение метода проектов в образовательный процесс вызвало необходимость изменить структуру методической работы. Практика показала, что необходим такой вид профессионального объединения, в котором учитель любого предмета смог бы широко общаться с учителями других дисциплин, педагогом-психологом, воспитателями. Так, в нашей школе возникли три проблемные группы, при формировании которых нами учитывались индивидуальные возможности и профессиональные компетенции каждого. Такие профессиональные объединения позволили каждому педагогу включиться в процесс управления школой. В профессиональных сообществах «Творческий учитель», «Творческий ученик», «Творческий воспитатель» учителя совместно решают проблемы, вырабатывают общие подходы и критерии по единой теме применительно к предмету, создают образовательные ресурсы ( в том числе и электронные), становятся незаменимыми помощниками администрации в подготовке и проведении тематических педсоветов. В нашей школе педагогический совет – это всегда событие, это одна из форм работы, где учитель узнаёт много новой информации, где сам делится своими интересными находками, решает, спорит, думает. К нему готовимся всем коллективом и проводим его в форме круглых столов, деловых игр, педагогических дебатов. Наиболее интересно и продуктивно прошли заседания педсоветов по таким актуальным темам, как « Что такое современный урок ХХI века?», «Организация научного творчества в базовой школе и филиалах- залог качественного образования», «Проблемное обучение как средство развития учебно-логических умений обучающихся», «Современные подходы к оценке знаний, умений и навыков обучающихся», «Формирование общеучебных умений и навыков как основы развития учебно-познавательной компетенции обучающихся в условиях перехода на ФГОС нового поколения» и др. Для эффективного сопровождения проектной и исследовательской деятельности обучающихся с педагогами были проведены семинары-практикумы «Ученический и педагогический проект. Как их подготовить?», «Интерактивные уроки в деятельности современного учителя как одно из условий повышения мотивации обучения», «Проектирование рабочих программ по предметам. Алгоритм составления рабочей программы», «Универсальные учебные действия: функции, виды, механизмы формирования на современном уроке», «Портфолио образовательных достижений обучающихся как индивидуальная летопись проектной и исследовательской деятельности».
Целенаправленная работа педколлектива в данном направлении обусловила необходимость в приобретении специальных знаний, совершенствовании профессиональной компетентности по использованию метода проекта в урочной и внеурочной деятельности, поэтому 4 педагога были направлены на обучение по программе «Intel. Обучение для будущего». Чтобы после курсов педагоги по одному не рассеялись в педколлективе, чтобы не отложили «на потом» реализацию тех идей, которые рождались у них в период обучения, мы активно привлекаем их к организации внутришкольной методической работы в качестве тьюторов.
С каждым годом расширяется круг педагогов, увлечённых проектной и исследовательской работой. Несмотря на то, что проектная деятельность имеет практически единую структуру, всякое сопровождение проекта превращается для учителя-консультанта в своеобразный педагогический проект. При этом каждый раз учитель учится вместе с учеником. Именно в процессе практики и происходит повышение профессиональной компетентности педагога, необходимой для эффективного консультирования осуществления проекта. Так, первоначальный опыт показал, что учителя-консультанты затрудняются в обосновании актуальности и практической значимости конкретного исследования. Но проведенная ими большая самообразовательная работа, реализация индивидуальных планов профессионального развития позволила преодолеть это затруднение и создать вместе с юными исследователями такие полезные продукты, как рекомендации для родителей, школьные орфоэпические карманные словарики, буклеты для одноклассников, социологический инструментарий, направленный на выяснение мнения школьников и взрослых об именах, об отношении к вегетарианству и др, презентации в Power Pont, которые стали хорошим дидактическим и наглядным материалом к урокам химии, биологии, технологии, литературе, внеклассным мероприятиям и т.д
Для педагогов нашей школы ответ на вопрос о значимости в организации и осуществлении проектной и исследовательской деятельности очевиден – развитие учебно-познавательной компетентности обучающихся. А для этого обучающиеся должны освоить правила и алгоритмы самоуправления учебно-познавательной деятельностью вообще и проектной деятельностью в частности. Поэтому школьникам были предложены элективные курсы и дополнительные образовательные программы (о них говорилось выше), организована деятельность научного общества школьников «Искатели». Педагогом-психологом разработаны практические занятия на развитие логичного мышления, лингвистических умений, умений слушать себя и других.
Особое значение в практике обучения проектированию мы придаём презентационному этапу разработки проекта. Для этого проведено практическое занятие, в ходе которого обучающиеся и учителя-консультанты были ознакомлены с основными требованиями к построению мультимедийной презентации (с требованиями к изображениям, к дизайну и цвету, к тексту).
Чтобы проект или исследование состоялось, должны быть созданы необходимые управленческие, материально-технические, учебно-методические, информационные условия, должно быть достаточно времени для организации деятельности по обсуждению проекта, по планированию его осуществления, по его реализации и публичной презентации. Поэтому нами была разработана циклограмма управления проектной и исследовательской работой в школе, подготовлена тематика ученических работ отдельно для учащихся начальной, основной и средней школы, составлены памятки, разработаны рекомендации для учителей и учащихся.
Защита проектных и исследовательских работ проходит ежегодно на ставшей уже традиционной школьной конференции «Первые шаги в науку», на которую приглашаются не только обучающиеся и их родители, но и администрация села и его жители, т.к без них не могли бы состояться такие проекты, как «Улицы нашего села», «Почвы села Нижнеспасского», « Демографические аспекты нашего села», «Топонимы и гидронимы с.Нижнеспасского» и др. Конференция показала, что в ходе работы над проектом происходит важный процесс познания: апеллируя понятиями из различных областей знаний, учащиеся учатся объемно описывать мир по принципу «от частного к общему», приобретают умения брать интервью, проводить соцопрос, обрабатывать собранный материал, участвовать в публичной презентации и др. Во всей этой работе для учащегося становится интересным не только сам проект, но и процесс его создания.
Целенаправленная работа по управлению проектной и исследовательской деятельностью в школе дала результаты ( см. приложения) : ежегодно возрастает количество обучающихся, участвующих в проектной и исследовательской деятельности ( в прошедшем году к исследовательской работе присоединились младшие школьники), растёт число членов школьного научного общества. Проекты наших детей ежегодно признаются лучшими на муниципальной научно-практической конференции « Грани творчества», «Математика в моей жизни» ( 2010-2011 уч.г – 6 работ). В прошедшем учебном году ученик нашей школы стал победителем ХV областной научно-практической конференции «Грани творчества» (Проект «Роликовые ножницы» награжден дипломом первой степени в секции физико-технических дисциплин), одиннадцатиклассница получила диплом победителя областной научно-практической конференции «Личность и общество», обучающаяся 8 класса стала призером областного конкурса ученических творческих работ «Детские исследования – великим открытиям». Кроме того, 3 работы наших обучающихся стали победителями и призерами областной научно-практической конференции « Первые шаги в науку». В течение последних лет команда старшеклассников является лидером по количеству призовых мест на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Ежегодно старшеклассники школы становятся победителями и призерами областного этапа всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ.
Успехи и результаты стали основой рождения новых школьных традиций: защиты портфолио ( данный документ обеспечивает отслеживание индивидуального образовательного прогресса учащегося, максимально развивает умения рефлексивной деятельности школьников, расширяет возможности их самообразования), конкурса «Ученик года» и церемонии чествования лучших из лучших, на которую приглашаются бывшие выпускники школы, родители и гости. На школьном сайте появились WEB –страницы лучших учеников школы, созданы страницы классов. Все это позволило в 2010 году стать сайту школы победителем муниципального конкурса в номинации «Самый полезный сайт», а в 2011 – победителем районного конкурса.
Возросла не только активность участия наших школьников в конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровней, но и педагогов. 3 учителя стали участниками областных ХII Юношеских чтений им. В.Вернадского, один из них получил диплом призёра. Педагог начальных классов занял 2 место в районном вернисаже педагогических идей, находок, проектов в номинации «Лучший методический материал». 1 учитель стал лауреатом муниципального конкурса «Классный руководитель-2010». Из 16 педагогов, вышедших на процедуру аттестации в новой форме, 12 ( 75%) - на третьем этапе комплексной экспертизы выбрали педагогический проект и успешно его защитили, получив заявленную категорию.
Но самый главный результат, к которому мы пришли: наши учащиеся научились мыслить, научились проектировать, научились исследовать, т.е научились учиться. А у педагогов возникло «неустранимое стремление к самосовершенствованию», к творчеству в работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы городского методического сообщества по теме «Программа повышения профессиональной компетентности педагогов в области исследовательской деятельности»
«Программа повышения профессиональной компетентности педагогов в области исследовательской деятельности» в 2012 г. стала победителем муниципального конкурса инновационных проектов и программ. По итога...
«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».
Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...
Развитие профессиональной компетентности педагога в деятельности службы здоровья школы
В учебно-методическом пособии содержатся методологические и методические материалы по организации корпоративного (внутришкольного) обучения на основе использования профессиональных ресурсов специалист...
Консультация музыкального руководителя с педагогами.ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ.
Данный материал создан в помощь педагогам для повышения компетенции и совершенствования проффесионализма....
Профессиональные компетентности педагога в области постановки целей и задач педагогической деятельности
Каждый урок должен быть «закольцован»: определена цель – получен конкретный результат. На каждом уроке надо стремиться к созданию цепочки: цель – задачи – деятельность – диагностика достижения целей, ...
Профессиональная компетентность педагога в области научно-исследовательской деятельности
В статья говорится, о научно-исследовательской деятельности учащихся по краеведению...
мастер-класс "«Методические приемы формирования критического мышления обучающихся, в области проектной и исследовательской деятельности»
Данный мастер-класс позволяет представить мой опыт использования методических приёмов формирования критического мышления обучающихся на уроках, в области разработки и развитии идей и инициатив обучающ...