АДАПТИРОВАННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа
Адаптированная индивидуальная образовательная программа (по речи и альтернативной коммуникации, математическим представлениям, окружающему природному миру, окружающему социальному миру, человеку, музыке и движению, изобразительной деятельности, адаптивной физкультуре, сенсорному развитию, предметно-практическим действиям, двигательному развитию, альтернативной коммуникации) составлена в соответствии с ФГОС УО и предназначена для обучающегося первого класса с умеренной умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 523.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Мичуринска Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на педагогическом совете Протокол № 1 от « 29 » августа 2018 г. . | Утверждена Приказ № 88 от 01.09.2018г. Директор школы _______________Н.И.Кострикина
|
АДАПТИРОВАННАЯ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
по речи и альтернативной коммуникации, математическим представлениям, окружающему природному миру, окружающему социальному миру, человеку, музыке и движению, изобразительной деятельности, адаптивной физкультуре, сенсорному развитию, предметно-практическим действиям, двигательному развитию, альтернативной коммуникации
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 1 КЛАССА НА ДОМУ
НА 2018-2019 УЧ.Г.
Составитель программы:
учитель С.Н. Ганчева
Индивидуальный учебный план образования
№ п/п | Учебные предметы | Количество часов в неделю | ||||
К финансированию | Самостоят. работа | Всего по ИУП | ||||
Обязательная часть: | ||||||
1 | Речь и альтернативная коммуникация | 1 | 2 | 33 | ||
2 | Математические представления | 0,5 | 1,5 | 17 | ||
3 | Окружающий природный мир | 0,5 | 1,5 | 15 | ||
4 | Человек | 1 | 2 | 33 | ||
5 | Окружающий социальный мир | 0,5 | 0,5 | 17 | ||
6 | Музыка и движение | 0,5 | 1,5 | 17 | ||
7 | Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) | 0,5 | 2,5 | 16 | ||
8 | Адаптивная физкультура | 0,5 | 1,5 | 16 | ||
Итого: | 5 | 13 | 164 | |||
Максимально допустимая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) | ||||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | ||||||
1 | Сенсорное развитие | 1 | 2 | 32 | ||
2 | Предметно-практические действия | 1 | 2 | 33 | ||
3 | Двигательное развитие | 0,5 | 1,5 | 16 | ||
4 | Альтернативная коммуникация | 0,5 | 1,5 | 14 | ||
Итого: | 3 | 7 | 95 | |||
ВСЕГО | 8 | 20 | 259 | |||
Коррекционно-развивающая область | ||||||
Занятия с педагогом-психологом | 1 | |||||
Занятия с учителем-логопедом | 1 | |||||
Занятия с учителем-дефектологом | 1 |
Расписание занятий обучения на дому
№п/п | Учебные предметы | Дни недели | |||||
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ||
1 | Речь и альтернативная коммуникация | + | |||||
2 | Математические представления/ Изобразительная деятельность | + | |||||
3 | Окружающий природный мир/Окружающий социальный мир | + | |||||
4 | Человек | + | |||||
5 | Музыка и движение/АФК | + | |||||
6 | Сенсорное развитие | + | |||||
7 | Предметно-практические действия | + | |||||
8 | Двигательное развитие/ Альтернативная коммуникация | + |
Предмет «Речь и альтернативная коммуникация»
1. Пояснительная записка
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. Ученик не владеет речью, ему подобраны альтернативные средства коммуникации. К ним относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (пиктограмма, фотография, цветная картинка, черно - белая картинка, напечатанное слово), электронные устройства (компьютер). Программа построена на основе содержания следующих разделов: «Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде», «Это – я. Чтение телесных и мимических движений», «Чтение» изображений на картинках и пиктограммах», «Мои игрушки», «Моя семья».
Календарно-тематическое планирование.
№ п/ п год | Содержание | Количество часов | План | Факт |
Знакомство учащегося с учителем. Приветствие. Упражнения на ориентацию в комнате. | 1 | 4.09 | ||
«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале. | 1 | 11.09 | ||
Я и мое имя, моя фотография. | 1 | 18.09. | ||
Двигательные упражнения «Покажи, как это делают». | 1 | 25.09 | ||
Упражнения с использованием куклы «Слушай и показывай на кукле». | 1 | 2.10 | ||
Игровые упражнения с куклой. | 1 | 9.10 | ||
«Чтение» изображений на картинках. | 1 | 16.10 | ||
Визуальные упражнения с картинками: покажи — кубик, пирамидку. Нахождение игрушки по картинкам | 1 | 23.10 | ||
Узнавание игрушки по характерным звукам (звучащие игрушки). | 1 | 06.11 | ||
Моя любимая сказка, драматизация сказки. | 1 | 13.11 | ||
Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе. | 1 | 20.11 | ||
Упражнение «Слушай стишок и показывай картинку». | 1 | 27.11 | ||
Знакомство с пиктограммами «нос», «голова», «ухо», «глаза». | 1 | 04.12 | ||
Упражнения с картинками, которые выполняются по образцу, данному учителем: покажи — машинку, мишку. | 1 | 11.12 | ||
Упражнения с игрушками, которые выполняются по образцу, данному учителем: покажи — зайчика, белочку. | 1 | 18.12 | ||
Игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию учителя. | 1 | 25.12 | ||
Нахождение игрушки по картинкам. | 1 | 15.01 | ||
Игры на звукоподражания. Узнавание игрушек по звуковым параметрам. | 1 | 22.01 | ||
Нахождение игрушки по картинкам. Игровые ситуации. | 1 | 29.01 | ||
Узнавание знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки) | 1 | 05.02 | ||
Знакомство с пиктограммами «игрушки», «кукла», «мяч», «машина». | 1 | 12.02 | ||
Пиктограммы: Я играю. Играю с машиной. | 1 | 26.02 | ||
Совместные с учителем игры с сюжетными игрушками. | 1 | 05.03 | ||
Рассматривание фотографий членов семьи. Показ их на фотографии | 1 | 12.03 | ||
Проигрывание в играх ситуаций, отражающих заботливое отношение членов семьи друг к другу. | 1 | 19.03 | ||
Знакомство с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок», «дедушка», «бабушка». | 1 | 02.04 | ||
Знакомство с пиктограммами «мама», «папа». | 1 | 09.04 | ||
Знакомство с пиктограммами: «мама», «папа». | 1 | 16.04 | ||
Знакомство с пиктограммами: «ребенок». | 1 | 23.04 | ||
Знакомство с пиктограммами: «ребенок». | 1 | 30.04 | ||
Знакомство с пиктограммами: «бабушка», «дедушка». | 1 | 07.05 | ||
Знакомство с пиктограммами: «бабушка», «дедушка». | 1 | 14.05 | ||
Повторение. | 1 | 21.05 |
Предмет «Математические представления»
1. Пояснительная записка
Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
-социально-бытовая адаптация детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития;
-формирование элементарных математических представлений о форме, величине, пространственных, временных представлениях.
-формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/ п год | Содержание | Количество часов | План | Факт |
Знакомство со сборно-разборными игрушками. | 1 | 06.09 | ||
«Формирование представлений о форме» «Круг» | 1 | 20.09 | ||
«Формирование представлений о форме» «Квадрат» | 1 | 04.10 | ||
«Маленькие и большие квадраты» | 1 | 18.10 | ||
«Предметы похожие на круг, квадрат» | 1 | 15.11 | ||
«Маленькие и большие круги» | 1 | 29.11 | ||
«Формирование представлений о величине» «Большой-маленький» | 1 | 13.12 | ||
«Формирование представлений о величине» «Длинный- короткий» | 1 | 27.12 | ||
«Большие и маленькие игрушки» | 1 | 10.01 | ||
Выделение «короткий - длинный» предметов | 1 | 24.01 | ||
«Формирование пространственных представлений» «Вверху-середина-внизу» | 1 | 07.02 | ||
Игровые упражнения в сопоставлении двух объектов по величине(узкий, широкий) | 1 | 21.02 | ||
Игровые упражнения в сопоставлении двух объектов по величине(длинный, короткий) | 1 | 07.03 | ||
«Ориентация на листе бумаги» «Вверх-середина» «Середина – низ» | 1 | 21.03 | ||
Формирование временных представлений «День-вечер-ночь» | 1 | 04.04 | ||
Тактильные и зрительные упражнения на выбор круглых предметов. | 1 | 18.04 | ||
Тактильные и зрительные упражнения на выбор круглых предметов. | 1 | 16.05 |
Предмет «Окружающий природный мир»
1.Пояснительная записка
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир». Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/ п год | Содержание | Количество часов | План | Факт |
1 | Узнавание фруктов: яблоко, груша | 1 | 08.09 | |
2 | Узнавание фруктов: яблоко, груша | 1 | 06.10 | |
3 | Узнавание фруктов: банан, апельсин. | 1 | 20.10 | |
4 | Узнавание фруктов: банан, апельсин. | 1 | 03.11 | |
5 | Узнавание овощей: лук, картофель. | 1 | 17.11 | |
6 | Узнавание овощей: лук, картофель. | 1 | 01.12 | |
7 | Узнавание фруктов: морковь, капуста. | 1 | 15.12 | |
8 | Узнавание фруктов: морковь, капуста. | 29.12 | ||
9 | Узнавание домашних животных: кот, собака. | 1 | 12.01 | |
10 | Узнавание домашних животных: кот, собака. | 1 | 26.01 | |
11 | Узнавание домашних животных: корова свинья, лошадь. | 1 | 09.02 | |
12 | Узнавание домашних животных: корова свинья, лошадь. | 1 | 09.03 | |
13 | Узнавание диких животных: лиса, заяц. | 1 | 06.04 | |
14 | Узнавание диких животных: лиса, заяц. | 1 | 20.04 | |
15 | Узнавание диких животных: волк, медведь. | 1 | 18.05 |
Предмет «Окружающий социальный мир. Человек»
1.Пояснительная записка
Цель обучения – приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Целью обучения является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении. Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях.
Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними.
-следить за чистотой своего тела, одежды;
-пользоваться предметами личной гигиены;
-различать и называть основные предметы питания; уметь принимать пищу аккуратно.
Календарно-тематическое планирование. Человек.
№ п/п тема | Содержание | Количество часов | План | Факт | ||
«Моё имя» | 1 | 4.09 | ||||
Узнавание (различение) частей тела: голова (волосы, уши, шея, лицо). | 1 | 11.09 | ||||
Узнавание (различение) частей тела: голова (волосы, уши, шея, лицо). | 1 | 18.09. | ||||
Узнавание (различение) частей тела: туловище (спина, живот). | 1 | 25.09 | ||||
Узнавание (различение) частей тела: туловище (спина, живот). | 1 | 2.10 | ||||
Узнавание (различение) частей тела: туловище (спина, живот). | 1 | 9.10 | ||||
Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот). | 1 | 16.10 | ||||
Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот). | 1 | 23.10 | ||||
Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот). | 1 | 06.11 | ||||
Узнавание (различение) частей лица человека: рот (губы, язык, зубы). | 1 | 13.11 | ||||
Узнавание (различение) частей лица человека: рот (губы, язык, зубы). | 1 | 20.11 | ||||
Узнавание (различение) частей лица человека: рот (губы, язык, зубы). | 1 | 27.11 | ||||
Узнавание (различение) членов семьи. | 1 | 04.12 | ||||
Узнавание (различение) членов семьи. | 1 | 11.12 | ||||
Узнавание (различение) членов семьи. | 1 | 18.12 | ||||
Узнавание (различение) предметов одежды: пальто, куртка, шапка, шарф. | 1 | 25.12 | ||||
Узнавание (различение) предметов одежды: пальто, куртка, шапка, шарф. | 1 | 15.01 | ||||
Узнавание (различение) предметов одежды: свитер, кофта, рубашка, футболка. | 1 | 22.01 | ||||
Узнавание (различение) предметов одежды: свитер, кофта, рубашка, футболка. | 1 | 29.01 | ||||
Узнавание (различение) предметов одежды: свитер, кофта, рубашка, футболка. | 1 | 05.02 | ||||
Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги, туфли. | 1 | 12.02 | ||||
Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги, туфли. | 1 | 26.02 | ||||
Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги, туфли. | 1 | 05.03 | ||||
Узнавание (различение) предметов одежды: майка, трусы, джинсы, платье, шорты. | 1 | 12.03 | ||||
Узнавание (различение) предметов одежды: майка, трусы, джинсы, платье, шорты. | 1 | 19.03 | ||||
Узнавание (различение) предметов одежды: майка, трусы, джинсы, платье, шорты. | 1 | 02.04 | ||||
Узнавание (различение) предметов одежды: майка, трусы, джинсы, платье, шорты. | 1 | 09.04 | ||||
Важность соблюдения режима дня | 1 | 16.04 | ||||
Важность соблюдения режима дня | 1 | 23.04 | ||||
Важность соблюдения режима дня | 1 | 30.04 | ||||
Правила личной гигиены | 1 | 07.05 | ||||
Правила личной гигиены | 1 | 14.05 | ||||
Повторение пройденного материала | 1 | 21.05 |
Календарно-тематическое планирование. Социальный мир.
№ п/п тема | Содержание | Количество часов | План | Факт | |
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется). | 1 | 15.09 | |||
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). | 1 | 29.09 | |||
Узнавание (различение) предметов посуды: кастрюля, тарелка, стакан. | 1 | 13.10 | |||
Узнавание (различение) предметов посуды: кастрюля, тарелка, стакан. | 1 | 27.10 | |||
Узнавание (различение) предметов посуды: кружка, ложка, чайник. | 1 | 10.11 | |||
Узнавание (различение) предметов посуды: кружка, ложка, чайник. | 1 | 24.11 | |||
Узнавание (различение) помещений квартиры: комната (спальная, детская, гостиная). | 1 | 08.12 | |||
Узнавание (различение) помещений квартиры: комната (спальная, детская, гостиная). | 1 | 22.12 | |||
Узнавание (различение) помещений квартиры: прихожая, кухня, ванная комната, санузел. | 1 | 19.01 | |||
Узнавание (различение) помещений квартиры: прихожая, кухня, ванная комната, санузел. | 1 | 02.02 | |||
Узнавание (различение) предметов посуды: вилка, нож, сковорода, половник. | 1 | 16.02 | |||
Узнавание (различение) предметов посуды: вилка, нож, сковорода, половник. | 1 | 02.03 | |||
Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван. | 1 | 16.03 | |||
Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван. | 1 | 13.04 | |||
Узнавание (различение) предметов мебели: шкаф, полка, кресло. | 1 | 27.04 | |||
Узнавание (различение) предметов мебели: шкаф, полка, кресло. | 1 | 11.05 | |||
Повторение пройденного материала | 1 | 25.05 |
Предмет «Музыка и движение»
Пояснительная записка
Цель обучения - развитие эмоциональной и двигательной отзывчивости на музыку.
Задачи:
- организация музыкально-речевой среды;
- пробуждение речевой активности обучающейся;
- пробуждение интереса к музыкальным занятиям.
Ведущим видом музыкальной деятельности с обучающейся являются музыкально-ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов (погремушек, колокольчиков и т.д.).
В процессе обучения активно применяются различные упражнения, в основу которых положены многократные повторения умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от обучающейся соблюдения четких правил.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п тема | Содержание | Количество часов | План | Факт | |
Слушание «Дождик», муз. Г. Лобачева - русская народная песня Слушание «Осенняя песенка», муз. Васильева-Буглая, сл.А. Плещеева | 1 | 06.09 | |||
Голоса предметов (узнавание звуков различных предметов), Погремушки, колокольчик, бубенцы | 1 | 20.09 | |||
«Тихие и громкие звоночки», сл. Ю. Островского, муз. Р. Рустамова (игра с бубенцами) | 1 | 04.10 | |||
Слушание «Спят усталые игрушки», муз. А. Островского, сл. З. Петровой | 1 | 18.10 | |||
Мелодии осени. Песни об осени | 1 | 15.11 | |||
Танцевать под музыку: "Звонкий колокольчик" - поворачиваться в стороны | 1 | 29.11 | |||
«Тихие и громкие звоночки», сл. Ю. Островского, муз. Р. Рустамова (игра с бубенцами) | 1 | 13.12 | |||
Песня «Елочка», муз. М. Красева, сл. З. Александровой | 1 | 27.12 | |||
«Новогодняя песенка», муз. Г. Гладкова (игра с бубенцами) | 1 | 10.01 | |||
«Зимняя пляска» - муз. М, Старокадамского, сл. О. Высоцкой | 1 | 24.01 | |||
Музыкальный инструмент погремушка, ознакомление, элементы игры | 1 | 07.02 | |||
Музыкально-дидактическая игра:“Определи по ритму” | 1 | 21.02 | |||
«Мама в день 8 марта» - муз. Е. Тиличеевой, сл. Ивенсен | 1 | 07.03 | |||
«Баю – баю», муз. М. Красева | 1 | 21.03 | |||
Движения под музыку «Мы флажки свои поднимем», муз. Вилькорейской | 1 | 04.04 | |||
Музыка в природе: песня комара, пчелы, жука | 1 | 18.04 | |||
«Паровоз», муз. З. Компанейца (подражание звукам с движениями) | 1 | 16.05 |
Предмет «Изобразительная деятельность»
Цель: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментом, обучение доступным приемам работы с различными материалами.
Описание возможных результатов обучения:
1.Умение использовать инструменты и материалы в процесс доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).
2. Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
№ п/ п год | Содержание | Количество часов | План | Факт |
Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). | 1 | 13.09 | ||
Сгибание листа бумаги. Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. | 1 | 27.09 | ||
Сгибание листа бумаги. Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. | 1 | 11.10 | ||
Узнавание пластичных материалов: пластилин. Разминание пластилина. | 1 | 25.10 | ||
Узнавание пластичных материалов: пластилин. Разминание пластилина. | 1 | 08.11 | ||
Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. | 1 | 22.11 | ||
Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. | 1 | 06.12 | ||
Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). | 1 | 20.12 | ||
Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). | 1 | 17.01 | ||
Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). | 1 | 31.01 | ||
Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). | 1 | 14.02 | ||
Получение формы путем выдавливания формочкой. Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). | 1 | 28.02 | ||
Получение формы путем выдавливания формочкой. Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). | 1 | 14.03 | ||
Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). | 1 | 11.04 | ||
Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). | 1 | 25.04 | ||
Рисование точек. Рисование вертикальных линий. | 1 | 23.05 |
Предмет «Адаптивная физкультура»
Цель: повышение двигательной активности обучающегося.
Задачи:
Основные задачи:
- формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;
- формирование умения играть в спортивные игры;
- укрепление и сохранение здоровья ребенка.
Календарно-тематическое планирование
№ п/ п год | Содержание | Количество часов | План | Факт |
Ходьба и бег. | 1 | 13.09 | ||
Сюжетный урок. | 1 | 27.09 | ||
Упражнения на равновесие. | 1 | 11.10 | ||
Дыхательная гимнастика. | 1 | 25.10 | ||
Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики. | 1 | 08.11 | ||
Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики. | 1 | 22.11 | ||
Подвижные игры с бегом. | 1 | 06.12 | ||
Подвижные игры с бегом. | 1 | 20.12 | ||
Подвижные игры с прыжками. | 1 | 17.01 | ||
Подвижные игры с прыжками. | 1 | 31.01 | ||
Подвижные игры с мячом. | 1 | 14.02 | ||
Подвижные игры с мячом. | 1 | 28.02 | ||
. Передача предметов. | 1 | 14.03 | ||
Передача предметов. | 1 | 11.04 | ||
Прокатывание мяча. | 1 | 25.04 | ||
Прокатывание мяча. | 1 | 23.05 |
Коррекционный курс «Сенсорное развитие»
Цель: обогащение чувственного опыта через целенаправленное системное воздействие на различные анализаторы.
Задачей данного предмета является развитие и коррекция зрительного и слухового восприятия.
Календарно-тематическое планирование
№ п/ п год | Содержание | Количество часов | План | Факт |
Обследование | 1 | 06.09 | ||
Зрительное восприятие. «Посмотри на меня». | 1 | 13.09 | ||
«Посмотри на …». | 1 | 20.09 | ||
«Чего не стало?». | 1 | 27.09 | ||
«Чего не стало?» | 1 | 04.10 | ||
«Поставь игрушки на своё место». | 1 | 11.10 | ||
«Поставь игрушки на своё место». | 1 | 18.10 | ||
«Куда полетела бабочка?». | 1 | 25.10 | ||
«Куда полетел(а)…?». | 1 | 08.11 | ||
«Куда поехала машина?» | 1 | 15.11 | ||
«Куда поехал(а) …?» | 1 | 22.11 | ||
«Чья тень?». | 1 | 29.11 | ||
«Машинка». | 1 | 06.12 | ||
«Мишка». | 1 | 13.12 | ||
«Кукла». | 1 | 20.12 | ||
«Бабочка» | 1 | 27.12 | ||
«Надевание колец на стержень». | 1 | 10.01 | ||
«Разбери пирамидку», «Собери пирамидку». | 1 | 17.01 | ||
«Рвём бумагу и складываем в коробочку». | 1 | 24.01 | ||
«Мыльные пузыри». | 1 | 31.01 | ||
«Пересыпь…». | 1 | 07.02 | ||
«Выложи кубики из коробки, сложи кубики в коробку». | 1 | 14.02 | ||
«Открой баночку, сложи бусины». | 1 | 28.02 | ||
«Матрешка». | 1 | 07.03 | ||
Упражнения в застёгивании и расстёгивании крупных круглых пуговиц. | 1 | 14.03 | ||
День. Игра «Дорисуй лучики у солнца». | 1 | 21.03 | ||
Ночь. «Рисуем ночь» (закрашиваем тёмный фон). | 1 | 04.04 | ||
Выполнение простых движений под бубен. Игра «День - ночь». | 1 | 11.04 | ||
Различение предметов по температуре (горячий). | 1 | 18.04 | ||
Различение предметов по температуре (холодный). | 1 | 25.04 | ||
Различение предметов по температуре (горячий). | 1 | 16.05 | ||
Повторение | 1 | 23.05 |
Коррекционный курс «Предметно-практические действия»
Цель: Формирование простых доступных действий с различными предметами и материалами.
Развитие хватательной функции руки, укрепление мышц кистей рук, развитие кожно – мышечного чувства.
Описание возможных результатов обучения:
-формирование интереса к действия с предметами;
- освоение простых действий с предметами;
- умение следовать определенному порядку при выполнении предметных действий, орудийного назначения.
- овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания в быту, элементарных способов коммуникации, изобразительной, трудовой деятельности.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п тема | Содержание | Колич. часов | План | Факт |
Формирование умения выполнять действие сминание бумаги. | 1 | 04.09 | ||
Формирование умения выполнять действие разрывание бумаги. | 1 | 11.09 | ||
Формирование умения выполнять действие размазывание пластилина. | 1 | 18.09 | ||
Формирование умения выполнять действие разминание пластилина. | 1 | 25.09 | ||
Формирование умения выполнять действие пересыпание крупы. | 1 | 02.10 | ||
Формирование умения выполнять действие переливание воды. | 1 | 09.10 | ||
Формирование умения выполнять действие переливание воды. | 1 | 16.10 | ||
Формирование умения выполнять действие наматывание ниток. | 1 | 23.10 | ||
Формирование умения выполнять действие наматывание ниток. | 1 | 06.11 | ||
Формирование умения выполнять действия: захват, удержание, отпускание. | 1 | 13.11 | ||
Формирование умения выполнять действия: захват, удержание, отпускание. | 1 | 20.11 | ||
Формирование умения выполнять действие вынимание. | 1 | 27.11 | ||
Формирование умения выполнять действие вынимание. | 1 | 04.12 | ||
Формирование умения выполнять действие складывание. | 1 | 11.12 | ||
Формирование умения выполнять действие складывание. | 1 | 18.12 | ||
Формирование умения выполнять действие перекладывание. | 1 | 25.12 | ||
Формирование умения выполнять действие перекладывание. | 1 | 15.01 | ||
Формирование умения выполнять действие встряхивание. | 1 | 22.01 | ||
Формирование умения выполнять действие встряхивание. | 1 | 29.01 | ||
Формирование умения выполнять действие вставление. | 1 | 05.02 | ||
Формирование умения выполнять действие вставление. | 1 | 12.02 | ||
Формирование умения выполнять действие вращение. | 1 | 26.02 | ||
Формирование умения выполнять действие вращение. | 1 | 05.03 | ||
Формирование умения выполнять действие открывание. | 1 | 12.03 | ||
Формирование умения выполнять действие открывание. | 1 | 19.03 | ||
Формирование умения выполнять действие нажимание двумя руками. | 1 | 02.04 | ||
Формирование умения выполнять действие нажимание двумя руками. | 1 | 09.04 | ||
Формирование умения выполнять действие нажимание одной рукой. | 1 | 16.04 | ||
Формирование умения выполнять действие нажимание одной рукой. | 1 | 23.04 | ||
Формирование умения выполнять действие нажимание пальцем. | 1 | 30.04 | ||
Формирование умения выполнять действие нажимание пальцем. | 1 | 07.05 | ||
Формирование умения выполнять действие сжимание двумя руками. | 1 | 14.05 | ||
Формирование умения выполнять действие сжимание двумя руками. | 1 | 21.05 |
Коррекционный курс «Двигательное развитие»
Цель: работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.
Мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений, освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).
Описание возможных результатов обучения:
- мотивация двигательной активности
- поддержка и развитие имеющихся движений
-расширение диапазона основных доступных движений для профилактики возможных нарушений и обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка;
-освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации);
- формирование функциональных двигательных навыков, в том числе мелкой моторики;
- обогащение сенсомоторного опыта и ориентировка в микропространстве.
Календарно-тематическое планирование
№ п/ п год | Содержание | Количество часов | План | Факт |
Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении сидя) | 1 | 15.09 | ||
Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении сидя) | 1 | 29.09 | ||
Выполнение движений головой: «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки). | 1 | 13.10 | ||
Выполнение движений головой: «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки). | 1 | 10.11 | ||
Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». | 1 | 24.11 | ||
Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». | 1 | 08.12 | ||
Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. | 1 | 22.12 | ||
Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. | 1 | 19.01 | ||
Выполнение движений плечами. | 1 | 02.02 | ||
Выполнение движений плечами. | 1 | 16.02 | ||
Бросание мяча двумя руками (от груди). | 1 | 02.03 | ||
Бросание мяча двумя руками (от груди). | 1 | 16.03 | ||
Ловля мяча на уровне груди. | 1 | 13.04 | ||
Ловля мяча на уровне груди. | 1 | 27.04 | ||
Бросание мяча двумя руками (от груди). Ловля мяча на уровне груди. | 1 | 11.05 | ||
Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). | 1 | 25.05 |
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация»
Цель: Формирование коммуникативных речевых и неречевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Описание возможных результатов обучения:
Освоение доступных средств невербальной коммуникации:
- взгляд, мимика, жест , предмет , графическое изображение ,
- знаковая система (освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации);
- составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей совместно со взрослым для общения в школе и в других местах;
- освоение технических коммуникативных устройств необходимых для удовлетворения жизненных потребностей.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | План | Факт |
Обследование ребенка | 1 | 08.09 | ||
Общение без слов: «Жест и его значение» | 1 | 06.10 | ||
Связь указательного жеста со словом: форма согласия «Да!» | 1 | 20.10 | ||
Связь указательного жеста со словом: форма отрицания «Нет!» | 1 | 17.11 | ||
Связь указательного жеста со словом: форма согласия «Плохо!». | 1 | 01.12 | ||
Связь указательного жеста со словом: форма согласия «Хорошо!». | 1 | 15.12 | ||
Связь указательного жеста со словом: форма приветствия «Здравствуйте!» | 1 | 29.12 | ||
Связь указательного жеста со словом: форма прощания «До свидание!» | 1 | 12.01 | ||
Связь указательного жеста со словом: форма просьбы «Дайте, пожалуйста!». | 1 | 26.01 | ||
Пиктограммы: «Ребенок и его игрушки» | 1 | 09.02 | ||
Пиктограммы: «Ребенок в семье» | 1 | 09.03 | ||
Пиктограммы: «Ребенок в школе» | 1 | 06.04 | ||
Пиктограммы: «Ребенок и мир растений» | 1 | 20.04 | ||
Пиктограммы: «Ребенок и мир животных» | 1 | 18.05 |
4. Программа нравственного развития
Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.
- основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Программа предлагает следующие направления нравственного развития обучающегося:
Осмысление ценности жизни (своей и окружающих). Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.
Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения друг к другу, к человеку вообще. Формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных. Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание ребенка, общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности. Отношение к учащемуся с уважением его достоинства – является основным требованием ко всем работникам организации. Взрослый, являясь носителем нравственных ценностей, будет эталоном, примером для детей.
Осмысление свободы и ответственности. Дети учатся выбирать деятельность, выбирать способ выражения своих желаний. Делая выбор, они учатся принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. К примеру, нужно приготовить еду, чтобы утолить голод, но можно не готовить – тогда мы останемся голодными. Ребенок, на доступном ему уровне, учится предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но необходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.
Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.
Формирование доверия к окружающим у ребенка с ТМНР происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности, а также ухода: при кормлении, переодевании, осуществлении гигиенических процедур. В процессе ухода ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать. Уход следует рассматривать как часть воспитательного процесса, как способ коммуникации и взаимодействия с ребенком. Деятельность работника, осуществляющего уход, не должна сводиться к механическим действиям.
Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом и являющиеся носителями гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения. Любому ребенку, а с нарушением интеллекта особенно, трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.
Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность.
Содержание | Наблюдения |
Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей. | |
Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.). | |
Умение выражать свои желания, делая выбор; умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий; умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей; контроль своих эмоций и поведения. | |
Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге. | |
Ориентация в религиозных ценностях с учетом желания и вероисповедания обучающегося и его семьи. |
4.1. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у обучающихся
- умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вести здоровый образ жизни и бережно относится к природе.
Программа направлена на решение следующих задач:
- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровье сбережения, режима дня;
- формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта) для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;
- формирование негативного отношения к факторам, нарушающим здоровье обучающихся: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.;
- формирование готовности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Содержание | Наблюдения |
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня. | |
Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе. | |
Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья. | |
Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. |
- Перечень мероприятий в рамках внеурочной деятельности
Название мероприятия | Планируемая деятельность ребенка в мероприятии | Участие ребенка в мероприятии |
«1 сентября – День Знаний» | Присутствие на торжественной линейке | Зритель |
«День матери» | Присутствие на мероприятии | Зритель |
«День здоровья» | Присутствие на празднике | Зритель |
«Новый год» | Знакомство с атрибутами праздника, присутствие новогоднем празднике | Зритель |
Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества | Присутствие на празднике | Зритель |
8 Марта | Знакомство с атрибутами праздника. Присутствие на празднике | Зритель |
Пасха | Подготовка к мероприятию, покраска яиц | Участник |
Торжественная линейка, посвящённая окончанию учебного года | Присутствие на торжественной линейке | Зритель |
Осенняя экскурсия в лес, в парк | Сбор листьев | Участник |
6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР:
Учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог.
7. Программа сотрудничества с семьей.
№ | Задачи | Мероприятия | Отчет о | ||||||||||||
мероприятии | |||||||||||||||
1. | Повышение | ∙ | Индивидуальные | ||||||||||||
осведомленности родителей | консультации | ||||||||||||||
об особенностях развития и | родителей (раз в | четверть, | по | ||||||||||||
специфических | запросу родителей) | ||||||||||||||
образовательных | |||||||||||||||
потребностях ребенка. | |||||||||||||||
2. | Обеспечение участия семьи | ∙ | договор о сотрудничестве | ||||||||||||
в разработке и реализации | между | родителями | и | ||||||||||||
СИПР. | образовательной | ||||||||||||||
организацией; | |||||||||||||||
∙ | участие родителей | ||||||||||||||
в | разработке | СИПР | в | ||||||||||||
интересах ребенка; | |||||||||||||||
∙ | посещение | родителями | |||||||||||||
уроков/занятий; | |||||||||||||||
∙ | консультирование родителей | ||||||||||||||
по | вопросам | обучения | в | ||||||||||||
домашних | условиях; выбор | ||||||||||||||
единых приемов и подходов; | |||||||||||||||
3. | Организация регулярного | ∙ | ведение дневника наблюдений | ||||||||||||
обмена | информацией | о | (краткие записи); | ||||||||||||
ребенке, о ходе реализации | ∙ | информирование | |||||||||||||
СИПР и | результатах | ее | электронными средствами; | ||||||||||||
освоения. | ∙ | личные встречи, беседы; | |||||||||||||
∙ | просмотр и обсуждение | ||||||||||||||
видеозаписей с ребенком; | |||||||||||||||
4. | Организация | участия | ∙ | Привлечение родителей к | |||||||||||
родителей во | внеурочных | планированию | мероприятий: | ||||||||||||
мероприятиях. | «Новый год», | ||||||||||||||
«Мы – ученики», | |||||||||||||||
«Первое сентября – день | |||||||||||||||
знаний». | |||||||||||||||
- Перечень необходимых технических средств, дидактических материалов:
Материально-техническое обеспечение предмета «Окружающий природный мир» включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица и др.
Для реализации программы по предмету «Человек» материально-техническое обеспечение включает: предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д. Кроме того, используются видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о ближайшем социальном окружении. По возможности, используются технические средства: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.
Необходимое оборудование для коррекционного курса: «Двигательное развитие»: массажный и резиновый мячи, коврик, картинки животных.
Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе используются информационно-компьютерные технологии. На занятиях, педагог совместно с ребенком применяют ноутбук, планшет с программным обеспечением для мобильных компьютерных платформ (развивающие программы, игры). Есть и технические средства для обучения: телевизор, магнитная доска.
Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие мячи, кубики, пирамидки, пазлы, мозаики, и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Разработка индивидуальной образовательной программы для учащегося 8 класса с умственной отсталостью, обучающегося в условиях индивидуального обучения»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Приоритетные цели и задачи, решение которых требует построение адекватной системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ООП, определены Конвенцией модернизации российс...
Индивидуальная образовательная программа ученика 1 класса, получающего образование в форме индивидуального обучения на дому.
Индивидуальная образовательная программа ученика 1 класса, получающего образование в форме индивидуального обучения на дому содержит примерный учебный план, индивидуальный учебный план, а также ...
4. Примерная адаптированная основная образовательная программа по географии 7 класс, разработанная на основе ФГОС для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида (для обучающихся с умственной отсталостью)
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;На основе программы Т.М.Лифановой для специальной ...
Рабочая программа изобразительного искусства по адаптированной основной образовательной программе для детей с легкой умственной отсталостью
Рабочая программаизобразительного искусства по адаптированной основной образовательной программедля детей с легкой умственной отсталостью...
Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе
Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку...
Адаптированная индивидуальная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (5 класс)
Адаптированная индивидуальная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (5 класс)...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Программа предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 8 лет.
Цель АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи :построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием ...