исследовательская работа "Время собирать камни..."
классный час (9 класс)
В работе обсуждается очень злободневная проблема - сохранение исторического наследия.
Эта тема коснулась не только крупных городов, некогда старинных городов с богатым начследием, но и наших глубинок. На Руси - в старину всегда ко всему относились бережно, по-хозяйски, будь то крупный монастырь или маленькая деревенская церковь.Сейчас мы сталкиваемся с варварским уничтожением исторического прошлого... Ученик в своей работе осмелился дать оценку происходящим событиям и попытался найти пути выхода. Используются правовые источники и краеведческий материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_pamyatnikam.docx | 35.57 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЕРШОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Муниципальная ученическая научно-практическая конференция
«Потенциал России»
Секция: история и краеведение»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Время собирать камни…
Выполнена: учеником 9 класса
МОУ «СОШ с. Рефлектор Ершовского района
Саратовской области»
им. Героя Советского Союза Данукалова А.Ф.
Тополевым Данилой Сергеевичем
Руководитель:
учитель истории и обществознания
Канатова Ирина Максатовна
Ершов
Аннотация
Ученик 9 класса Тополев Данила решил поднять очень злободневную на сегодняшний день проблему – сохранение исторического наследия. Эта тема коснулась не только крупных, некогда старинных городов с богатым прошлым, но и наших глубинок. На Руси в старину всегда ко всему относились бережно, по-хозяйски – будь то крупный монастырь или маленькая деревенская церковь.
Сейчас же мы сталкиваемся с варварским уничтожением исторического прошлого в архитектуре, скульптуре. Данила осмелился дать свою оценку происходящим событиям и попытался найти пути выхода. Ученик обращается к правовым источникам и считает, что изучение данного материала должно стать уроком для подрастающего поколения о недопустимости разрушения архитектурных памятников. Данная работа выполнена в соавторстве с учеником 11 класса Уколовым Александром, который ранее поднял проблему отсутствия бережного отношения к историческому наследию на территории своего родного села.
Канатова И.М.
Цель – воспитание духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств через бережное отношение к культурному наследию страны и родного села.
Задачи:
1. Изучить правовую базу по сохранению исторических памятников.
2.Обозначить наиболее актуальные вопросы по историко-культурному наследию.
3.Сформулировать пути выхода и возможности разрешения назревшей проблемы.
Разрушать - это по-прежнему
самая сильная из врожденных
склонностей человека.
Совсем недавно я натолкнулся на страшные по своему смыслу строчки: «В России продолжают исчезать памятники архитектуры…»
Но ведь слово памятник созвучно слову память?! Получается, что, разрушая памятники, мы лишаем себя памяти и тем самым превращаемся в «Иванов не помнящих родства»? Конечно, сейчас много пишут об этом в печати, говорят по телевидению, но сохранять культурное наследие нужно на деле, а не на словах!
В Конституции РФ в статье 44 (пункт 3) четко прописано: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». А что на деле? В селах стоят полуразрушенные архитектурные сооружения, которые, безусловно, представляют собой ценность, в городах на фасадах исторических зданий висят рекламные плакаты, сверкают иллюминации и прочие современные «украшения». Никого сейчас не удивишь новостью, что та или иная старинная усадьба передана в частные руки, где размещается офис, или сдана в аренду какой-либо иностранной компании. Горько и обидно и слышать и видеть все это!
И не надо потом с возмущением говорить о потерянном бездуховном молодом поколении, которое не чтит традиций, не знает истории и наплевательски относится к старине.
Конечно, правительство выделяет деньги на реставрацию, возможно, немалые деньги. Но, на мой взгляд, по данной проблеме, кроме восстановления, необходимо обратить особое внимание на систему охраны и защиты, а также ответственности должностных лиц на государственном уровне.
О кричащей ситуации свидетельствует и то, что вступили в силу поправки в Уголовный кодекс России, ужесточающие ответственность за уничтожение и повреждение объектов культурного наследия.
Сегодня за нарушение ст.243 УК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа до 3 миллионов рублей или срока лишения свободы до 3 лет. Согласно новому закону за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия впервые введена административная ответственность для юридических лиц в виде
штрафа до 60 млн. рублей. Также закон уравнивает ответственность за нарушения требований сохранения, использования и охраны таких объектов вне зависимости от уровня их значения (федерального или регионального). Но мы все прекрасно знаем, что всегда найдутся люди, которые попытаются обойти закон, и наша задача вовремя их остановить и не допустить точки невозврата.
Ежегодно Всемирный фонд памятников составляет списки исторических объектов, которые могут исчезнуть из-за экономической деятельности, конфликтов или природных катаклизмов на основе мнения авторитетных экспертов и публикаций СМИ. Наше министерство культуры оценило состояние объектов культурного наследия России. К сожалению, ситуация тревожная. В рейтинге европейских стран по состоянию памятников культуры мы находимся почти на последнем месте. По разным данным, каждый день мы теряем до трех исторических памятников. А ведь в этот список не входят малоизвестные, и значит, это не полная картина сложившейся ситуации. Так, например, в нашем родном Саратове десятки домов, являющихся объектами культурного наследия, разваливаются буквально на глазах. В ободранном рассыпающемся подъезде уже ничего не напоминает о старинных интерьерах, а ведь в одном из таких домов, еще, будучи полковником, снимал комнату легендарный белый генерал Антон Деникин. Такие здания находятся на контроле Комитета по охране культурного наследия, но зачастую его специалисты оказываются бессильны.
"В действующем законодательстве совершенно четко прописано, что собственник несет бремя ответственности содержания объекта культурного наследия. Многие собственники не могут сделать это просто-напросто в силу своего материального, социального положения", - говорит председатель Комитета по охране культурного наследия Саратовской области Геннадий Старовойтов.
Сейчас в городе несколько сотен таких домов, за их снос предусмотрена уголовная ответственность, но когда здания рушатся сами, то и наказывать вроде некого. Историки сетуют: некогда купеческий Саратов больше нельзя узнать из тысячи, постепенно он теряет свое лицо.[1]
Россия, на мой взгляд, это не просто государство, это один огромнейших музеев под открытым небом с богатейшей историей, и мы – молодое поколение обязаны все это сохранить и передать уже нашим детям, воспитав в них чувство уважения и бережного отношения.
Ну почему, скажите мне, в Европе есть города, которые практически сохранились в первозданном виде со времен Средневековья, и к ним просто благоговейное отношение. А мы видим у себя, что рядом с памятниками архитектуры, которые у всех вызывают неподдельное восхищение, вдруг
начинается застройка высотных зданий, и, в конце концов, может случиться, что
святая старина будет просто задавлена недолговечной новостройкой. По-моему, мы не страдаем нехваткой пустующей неосвоенной земли!
В Москве уже уничтожено более 400 памятников старины! Может пора остановиться?!
Я поддерживаю решение Министерства культуры, и, думаю, союзников в этом будет много, что нужно запрещать застройку на территории исторических усадеб и дворцов. Бородинское поле, подмосковные усадьбы «Архангельское», Красная площадь, Московский кремль, маленькая церковь или купеческий дом в глубинке России – это наше святое, это наше наследие, без которого будущего просто нет.
«…Понятно, что не все памятники истории находятся в столь плачевном состоянии, но те, что напоказ содержаться в образцовом порядке, только усугубляют и оттеняют глубину общих потерь. Каждый исторический объект по-своему уникален и неповторим, и все вместе они формируют облик нашей с вами Родины и тех мест, где мы родились и выросли. Их гибель вовсе не бесследна, она опустошает общество, отнимает у человека родные воспоминания…»[2]
Необходимо с детства воспитывать в нас – детях чувство бережного отношения ко всему, что нас окружает. А, возможно, стоит поучиться и у других. Я как-то прочел, как относятся к памятникам в Болгарии. Фрески в одном из тамошних монастырей признаны национальным достоянием. Так там есть такая надпись: «…Тот, кто проявляет неуважение к ним, не вправе называть себя болгарином…». Над этим стоит задуматься…
Как воспитывать в нас нравственные качества? Начинать надо в семье, и уместным будет привести в пример слова академика Д.С. Лихачева: «Если человек не любит, хотя бы изредка, смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стране».[3]
Мое родное село тоже имеет давнюю историю.
«…Осенью 1925 года чехи приехали на станцию «Мавринка». Поселились в поселке «Михайловка», на квартирах. Весной облюбовали место на правом берегу реки Большой Узень. Стали строить гараж для тракторов и сельскохозяйственного инвентаря…
…В 1927 году начали строить мельницу, которая вступила в строй в 1928 году…» (из воспоминаний Чеброва Григория Михайловича, 1965 год).
Известно, что все оборудование для мельницы было привезено из Чехословакии. Оно долгие годы служило исправно, что говорит о его высоком качестве. Одним из первых мельников был А. Трейбал, а затем долгое время здесь работал Либор Норбертович Гудец.
Здесь мололось зерно не только местных коммунаров, его везли из ближайших деревень на телегах, в которые были запряжены лошади и даже верблюды.
В коммуне была и пекарня, в которой из местной муки выпекали вкуснейший хлеб.
Мельница работала долгие годы, и в 20-30, и в годы Великой Отечественной войны, и в послевоенное время. Даже в 80-е оборудование не подводило, и из окрестных деревень везли на помол зерно.
Старожилы с теплотой в сердце и с болью в голосе вспоминают и говорят о том, что мельница была не просто зданием, это было святым символом нашего села.
Сейчас от мельницы остались только стены, давно куда-то новыми «хозяевами жизни» вывезено оборудование, только пустые глазницы окон зияют и смотрят с тоской на дорогу, по которой когда-то везли на телегах, машинах, санях зерно, чтобы смолоть его и получить муку для хлеба…
Приехали когда-то к нам коммунары-чехи,
Были трудности у них, были и успехи.
Собрались и решили коммунары вместе -
Мельницу поставить на самом видном месте.
На машинах, на телегах, в снег, жару и каждый день
Люди хлеб сюда возили из окрестных деревень.
И у мельницы встречаясь, расширяя кругозор,
Меж собой народ общаясь, вел неспешный разговор.
И в разгар честной беседы поддержать своих сельчан
Выходил, как из берлоги, важный мельник-великан.
И прищурившись от солнца, от муки седой совсем:
«Будет высший сорт муки вам…», - обещал…
Молол он всем.
Сколько добрых слов звучало в адрес мельника и тех,
Кто ту мельницу построил, чтоб мука была у всех.
Сколько радости давала, хлеб – всему ведь голова!
Только что же с нами стало?!
Как Иваны без родства…
Теперь одни развалины на месте том стоят,
И окнами разбитыми на мир они глядят.
И жалко и обидно, что в 21 век
Историю свою не ценит человек…
Уверен, что практически в каждом российском селе и городе есть подобные примеры. Что-то уже не вернуть, но что-то еще можно спасти!
Ведь это не просто потеря исторического объекта, это потеря нравственности, это потеря своих исторических корней!
Когда мы обращаемся к минувшему, мы обогащаем свое настоящее и строим будущее, потому что из прошлого, из святой старины всегда можно начерпать что-то важное и нужное, это как в жаркий день напиться чистейшей воды из родника…
Но руки опускать преждевременно. Нужно работать, много работать! Необходимо во всех регионах провести качественный мониторинг памятников архитектуры, скульптуры, чтобы сохранить их от гибели. Правда, работа в этом направлении уже началась, то есть сдвинулась с мертвой точки. Президент РФ Владимир Путин поручил подготовить к 2018 году единый Государственный реестр памятников культурного наследия.
Так же необходимо привлекать общественность, звезд эстрады и телевидения (чтобы такая акция, в которой принимала известная рок-группа «ДДТ» в защиту архитектурных памятников Москвы, была не единичной и не только касалась одного города).
Проведение акций и выставок, разработка всевозможных программ, привлечение ученых и изобретателей в этом направлении тоже не будут лишними. Необходима правовая пропаганда, особенно среди молодежи. Нужно, чтобы с детства знали, что разрисовывать здания баллончиком краски, особенно, если это историческое здание, - не простая забава, а вандализм, и это – уже статья! И, конечно же, финансирование, причем не только на уровне государства, но и со стороны бизнеса, не плохо бы вспомнить о меценатстве…
Очень много зависит и от конкретных действий властных структур на местах. Так, например, губернатор Саратовской области Валерий Радаев призвал организовать работу по восстановлению исторических зданий в Саратове. По мнению главы региона, необходимо положить все усилия, чтобы областной центр сохранил особенности своей архитектуры, подтверждающий богатый исторический путь нашего города.[4] Несмотря на то, что доходы городского бюджета уменьшатся на 723 тысячи рублей, принято решение убрать рекламы с исторических зданий и в первую очередь по улице Московской. Предполагается демонтировать баннеры и другие конструкции с 80 зданий. Даны рекомендации уменьшить размеры рекламы вблизи исторических зданий.
В 1966 году Всемирный фонд памятников запустил программу «Список Всемирного наследия» - список памятников, находящихся под угрозой разрушения, призванный привлечь внимание международной общественности к объектам культурного наследия, оказавшихся в опасности из-за пренебрежительного отношения, вандализма, вооруженного конфликта, изменений климата или стихийного бедствия, а также из-за отсутствия финансовой и материальной поддержки. Список обновляется каждые два года.[5]
Хочется надеяться, что этот список со временем совсем не будет пополняться. Смыслом нашей жизни должно стать не разрушение и уничтожение, а созидание и сохранение!..
Источники
- Конституция РФ
- Ксения Назарова «Исторические здания Саратова разваливаются на глазах»
- Золотые слова академика Д.С. Лихачева
- https://saratov.versia.ru/v-oblastnom-centre-prodolzhaetsya-remont-istoricheskix-zdanij
- http://sochineniye.ru/o-sohranenii-pamyatnikov-kultury/
- И.М.Канатов, И.М. Канатова - стихотворение «Мельница»
[2] В России продолжают исчезать памятники архитектуры…
[3] Золотые слова академика Д.С. Лихачева
[5] http://sochineniye.ru/o-sohranenii-pamyatnikov-kultury/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Время собирать камни"
педагогическое эссе...
Внеклассное мероприятие "Время собирать камни"
В помощь классному руководителю...
Исследовательская работа «Превед, Медвед!», Или время собирать ошибки
За довольно короткий срок Интернет подарил нам сразу целый словарь, который выходит на улицы, который используют дети и подростки и который может повлиять на языковые нормы. Исследовательская работа п...
исследовательская работа "По крупицам собираем страницы"
У каждого человека понятие Родины свое, но для нас, учащихся, это, в первую очередь, традиция той местности, того народа, где мы живем.Самый главный вывод, который мы сделали, работая с материал...
Исследовательская работа. Влияние драгоценных камней на судьбы литературных героев
Цель данного исследования – проследить, в каких произведениях русской классики используется тематика самоцветов и выявить влияние камней на судьбы литературных героев. Для этого исследования были отоб...
Характеристика исследовательского проекта ученика и учителя по теме “Баллада в камне.” “The Ballad embodied in stone”
Объектом нашего исследования выступает памятник ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом Кургане на предмет изучения замыслов его авторов, положенных в основу композиций всего ко...
Время собирать камни
Данная разработка праздника предназначена для школьников 7-11 классов. Такое мероприятие неоднократно было проведено во время организации в школе недели естественных наук или во время праздника Дня Зе...