Исследовательская работа. Влияние драгоценных камней на судьбы литературных героев
творческая работа учащихся по литературе (9 класс) на тему

Цель данного исследования – проследить, в каких произведениях русской классики используется тематика самоцветов и выявить влияние камней на судьбы литературных героев. Для этого исследования были отобраны произведения из школьной программы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_dragotsennyh_kamney_na_sudby_literaturnyh_geroev.doc481.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ИМ. ЯРОСЛАВА ВАСИЛЕНКО»

ПОСЕЛОК ПУРПЕ, ПУРОВСКИЙ РАЙОН

Влияние драгоценных камней на судьбы литературных героев

На основе школьной программы

                                                                  Работу выполнила учащаяся 9а класса

                                                                             Воронина Ольга Сергеевна.

                                                                             Руководитель: учитель русского языка                            

                                                                             и литературы

                                                                             Двуреченская Юлия Викторовна                      


Содержание

  1. Вступительная статья…………………………………………………………………………….3
  2. Введение…………………………………………………………………………………………..4
  3. Глава 1…………………………………………………………………………………………….5-6
  4. Глава II…………………………………………………………………………………………....7-9
  5. Глава III…………………………………………………………………………………………..10-11
  6. Глава IV…………………………………………………………………………………………..12
  7. Заключение……………………………………………………………………………………….13
  8. Список использованной литературы……………………………………………………………14

Влияние драгоценных камней на судьбы литературных героев

(на основе школьной программы)

В нашей семье имеется реликвия, которая уже является фамильной – бирюзовые серьги в старинной оправе. Они подарены моей маме от бабушки, та получила их от своей матери. Меня заинтересовала уверенность мамы в том, что эти неяркие камни помогали в сердечных делах, укрепляли семьи, оберегали от зависти и клеветы. Это подтвердилось: изучая семейные фото, сведения о том, как жили мои предки, были ли крепкими их браки, я узнала, что даже в годы великих строек и послевоенных испытаний, мои  родственники были верными и преданными друг другу. Окончательно заинтересовалась символикой драгоценных камней, когда изучали в школе влияние кораллов, особенно гранатов на судьбы влюбленных в творчестве Куприна. А отсюда окрепло желание узнать, какие другие самоцветы и с какой целью использовали в своем творчестве писатели, которые изучаются сегодня в программе школьной литературы в разные годы. Поэтому цель нашего исследования – проследить, в каких произведениях русской классики используется тематика самоцветов и выявить влияние камней на судьбы литературных героев.

Данная цель определила следующие задачи:

  1. Изучить литературу о драгоценных камнях, познакомиться с легендами и поверьями о них.
  2. Произвести отбор художественной литературы, отражающей изучаемую проблему, из школьной программы.
  3. Исследовать отношение классиков к влиянию самоцветов на мотивы поступков персонажей в поэтике художественного текста.
  4. С результатами исследования выступить на школьной научно- практической конференции.

В качестве объекта исследования  определены лучшие произведения русской прозы:

  • “Слово о полку Игореве”,
  • М.Ю. Лермонтов. “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”,
  • Н.А. Некрасов “Мороз, Красный нос”, “Коробейники”,
  • Н.С. Лесков “Жемчужное ожерелье”,
  • “Отцы и дети” И.С. Тургенева,
  • А.И. Куприн “Гранатовый браслет”, “Олеся”.

Предметом исследования являются следующие драгоценные и полудрагоценные самоцветы, упоминания  о которых встречаются в текстах  художественной литературы XIX – начала XX века: жемчуг, бирюза, гранат, опал, коралл 

В процессе работы выявился интерес к данной проблеме не только со стороны русских классиков, но и зарубежных писателей и авторов современной поэзии и прозы.

Наша работа состоит из введения, четырех глав и краткого заключения.

Во введении раскрывается причина обращения к магическим свойствам драгоценных камней, к легендам и поверьям, связанным с ними, поясняется отношение русских писателей к использованию символики камней наряду с “языком цветов”, например:

  • В I главе исследуется устойчивые ассоциации жемчуга в “Слове о полку Игореве”, произведениях Н.А. Некрасова, Н.С. Лескова.
  • Во II главе – о спасительной и оберегающей силе бирюзы, опала в творчестве Н.А. Некрасова и И.С. Тургенева.
  • В III главе – о роковом воздействии опала и наделяющим даром предвидения гранате.
  • В IV главе – исследуются способности коралла в повести А.И. Куприна.

В заключении подводятся итоги изучения самоцветов на страницах литературных произведений, об их смысловом и эстетическом воздействии на читателя, о неоспоримых связях между самоцветами и человеком. О нашем отношении к нравственным заповедям писателей, воспитанных на лучших православных традициях.

Введение

В сборнике “Звезды и судьбы” под ред. П.Н. Никандрова упоминается о старой персидской легенде, где рассказывается, что благородные камни – творение сатаны, который, заметив, что Ева любуется пестрыми цветами, растущими в райских садах, дал им великолепные краски, чтобы возбуждать в людских сердцах алчность, соблазн.

Но более точно их геологическое происхождение: благородные минералы образовались в результате химических процессов, происходивших в период формирования земной коры.

Уже в древнейшие времена они служили человечеству в качестве украшений. У каждой эпохи были свои излюбленные камни. Египтяне охотно носили украшения из изумрудов, бирюзы, аметистов, горного хрусталя. Римляне выше всего ставили алмазы и сапфиры. Известно, что Семирамида и Клеопатра обожали жемчуг. Мода ренессанса и барокко отдавала предпочтение цветным благородным каменьям: рубинам, сапфирам, топазам. Туалеты дам и кавалеров сверкали бриллиантами. Эпоха романтизма открыла красоту полудрагоценных камней: гранатов, опалов, аквамаринов и др. Выбор той или иной драгоценности зависел не только от вкуса ее обладателя. Драгоценным камням люди издавна приписывали магические свойства, предполагали, что между самоцветами и человеком существуют таинственные глубинные связи.

Царь Иван Грозный в качестве особой милости к английскому послу Д. Горсею показал ему свою  сокровищницу, изумив того своими познаниями в области минералогии, так как подробно рассказывал об особенностях драгоценных камней и их воздействии на человека.

И.В. Грачева отметила, что для дворянской культуры XVIII – XIX веков подобное отношение к камню было общераспространенным. В 1807 году в Петербурге изданы три тома “Естественной истории”  римского ученого Кая Плиния Старшего в переводе В.Н. Северина. Сведения о камнях и металлах, а также связанные  с ними легенды и поверья использовались в русском искусстве и нашли отражение в произведениях лучших писателей XIX – начала XX столетия.

Глава I

В сборнике П.Н. Никандрова поясняется: “Жемчуг…почитается несчастливой драгоценностью, так как заключает в себе негативную силу. Он приносит владельцу слезы, утрату  иллюзий и надежд”./8/

Рассмотрим устойчивые ассоциации с образом жемчуга в замечательном памятнике  древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”.

Так в “Слове…” безымянный автор говорит о князе Изяславе, который был покинут братьями в трудную минуту и погиб. Он погиб достойной смертью, защищая свою землю от врагов.

Не было тут брата Брячислава, ни другого – Всеволода. Один же изронил жемчужну душу из храбра тела чрез златое ожерелье”. /3/ В данном случае жемчуг символизирует духовную чистоту того, кто самоотверженно бился с захватчиками, заплатив дорогой  ценой  за свободу родной земли.

В этом же произведении Киевский князь Святослав рассказывает ближним вещий сон, где “великий жемчуг” сыпали на князя:

“Этой ночью с вечера одевали меня – говорил, - черным саваном на кровати тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное, сыпали мне крупный жемчуг из пустых колчанов…”/3/

Данный сон полон недобрых предзнаменований, он является символом горьких слез, предвещает грядущие несчастья в битве Игоря с половцами. Он – предвестие о неблагополучии и реальном солнечном затмении. А состоявшееся поражение русских в решающей битве подтверждает великие слезы и плач по погибшим на реке Каяле.

“…корят князя Игоря, что потопил богатство на дне Каялы, реки половецкой, русское золото просыпав”./3/

В поэме Н.А. Некрасова “Мороз, Красный нос”, раскрывающей нелегкую судьбу русской крестьянки, оставшейся без мужа, тема жемчуга прямо соотносится со слезами, когда Дарья плачет в лесу в горьком вдовьем одиночестве:

Иная с ресницы сорвется

И на снег с размаху падет–

До самой земли доберется

Глубокую ямку прожжет

Другую на дерево кинет,

На плашку, - и, смотришь, она

Жемчужиной крупной застынет –

Бела, и кругла, и плотна.

                                                                                                        /9/

И осознавая, как невыносимо трудна жизнь вдовой крестьянки и как непосилен труд, выпадающий на женские руки и слабых ее малых детей, автор снова сопоставит:

Слезы мои не жемчужины,

Слезы горюшки – вдовы.

                                                 /9/

Если на князя в “Слове о полку Игореве” сыпался круглый жемчуг, то на крестьянку у поэта Некрасова может сыпаться только рожь, которую не успевает Дарья убрать в одиночку:

Жать принялась я проворно,

Жну, а на шею мою

Сыплются крупные зерна –

Словно под градом стою!        /9/

………

Стану без милого жать,

Снопики крепко вязать,

             В снопики слезы ронять.          /9/

В контексте поэмы Некрасова жемчуг – это снова предвестие беды и грядущих слез, которые воплощаются в ином, более близком крестьянской среде образе сыплющейся ржи.

Тема жемчуга оригинально представлена в произведении Н.С. Лескова “Жемчужное ожерелье”. Автор использует в рождественском рассказе общеизвестное в дворянской среде распространенное убеждение, что жемчуг предвещает беду. Из рассказа узнаем о богаче Васильеве, который сделал под Новый год своей дочери Марии удивительный подарок. “… совершенно непозволительный и зловещий подарок. Он сам надел на нее при всех за ужином богатое жемчужное ожерелье”. /5/  Богатство оформления, изящная отделка, огромная стоимость украшения произвели на гостей ошеломляющее впечатление, а Машенька, знавшая о значении жемчуга, испугалась, “… получив ожерелье, заплакала”./5/ Поэтому супруга укорила Васильева за такую очевидную неосторожность: “Выговор за подарок следовал потому, что жемчуг знаменует и предвещает слезы”. /5/

Н.С. Лесков прямо указывает на роль жемчуга во влиянии на человеческие судьбы. Отметим, что отец невесты отмахнулся, назвав все происходящее предрассудком. Рассказ Лескова заканчивается счастливым финалом: Маша и ее жених счастливы. А народное поверье, следовательно, опровергается? – или под Рождество сбываются мечты? Мы узнаем в последних строках произведения, что жемчуг просто оказался поддельным, и поэтому не имел магической силы.

Глава II

Из книги П.Н. Никандрова видно, какие камни могли быть использованы как лечебные средства, помогающие при телесных и духовных недомоганиях, благоприятствующие людям тех или иных профессий: турмалин был камнем художников, аметист – духовных лиц, изумруды  защищали постоянные чувства, укрепляли союз влюбленных.  

Многие весьма образованные люди уважительно относились к самоцветам, воспринимая их как талисманы, амулеты, охраняющие от болезней и бед. Так у бирюзы в основном следующее значение:

  • “Камень счастья”, помогает влюбленным, символ неизменной и верной любви.
  • “Бирюза необыкновенно счастливый камень, ее главное свойство – примирять все враждебное, она прекращает ссоры, устанавливает мир в семье, отводит гнев сильных… Есть роковое свойство – приносить несчастье людям, не соблюдавшим нравственные заповеди. Ей свойственно умирать перед опасностью и в руках больного… Временно теряет блеск  перед непогодой, когда воздух перестает быть прозрачным”.    

Испокон веков у многих народов этот самоцвет служил любовным амулетом. Греки считали бирюзу камнем богини Афродиты, римляне – Венеры. На востоке бирюза являлась украшением невест. В.В. Мезенцев в книге “Каменная сказка” приводит широко известное поверье: если один из влюбленных дарит другому бирюзу, а потом чувства его остынут, то бирюза тускнеет. И у восточного поэта Саади есть строки:

И блекнет бирюза влюбленных,

                                                        Когда проходит их любовь.

Насколько распространенной была вера в спасительную силу бирюзы, свидетельствует эпизод из воспоминаний В.А. Нащекиной о Пушкине: “Незадолго до смерти поэта мой муж заказал сделать два одинаковых золотых колечка с бирюзовыми камешками. Из них одно он подарил Пушкину, другое носил сам как талисман, предохраняющий от насильственной смерти”. /13/ В ответ Пушкин подарил жене друга браслет с бирюзой. Но, видимо, собираясь на дуэль с Дантесом, Пушкин не вспомнил или сознательно не надел кольцо со спасительной бирюзой. После дуэли смертельно раненый  Пушкин, находясь уже дома, попросит Данзаса подать ему шкатулку, из которой возьмет кольцо и подарит его Данзасу со словами: “Это – талисман от насильственной смерти”./13/

Бирюза станет излюбленным оберегом и в крестьянской среде. Об этом мы узнаем из поэмы Н.А. Некрасова “Коробейники”. Иван спешит одарить  понравившуюся ему Катерину всем, что есть в его коробе. Скромная девушка от многих необходимых вещей отказывается, берет только бирюзовый перстенек.

 … Дал ей ситцу штуку целую,

      Ленту алую для кос,

                                                           Поясок – рубаху белую

                                                           Подпоясать в сенокос –

                                                          Все поклала ненаглядная

                                                          В короб, кроме перстенька.

                                                                                                         /9/

Далеко не все в деревне так не требовательны в своих желаниях и поведении:

                                                         Две снохи за ленту пеструю

                                                         Расцарапалися в кровь.                        

                                                                                                      /9/

Коробейник хвалится, что у него имеются богатые для любимой украшения: “Видишь, камни самоцветные в перстеньке как жар горят…”. Отчего же Катерина из всех ярких самоцветов выбирает бирюзу?

Этот эпизод из поэмы можно прокомментировать как восхищение целомудрием, бескорыстием, на которые способна простая крестьянка. А глубинный подтекст выявляет символику неизменности и верности в любви, известную и в деревенских традициях. Для Катерины колечко с бирюзой – залог любви, знак обручения с Иваном. Оно – свидетельство того, что Иван обещает, расставаясь с Катериной ненадолго:

                                              Опорожнится коробушка –

                                                         На Покров домой приду

                                                         И тебя, душа – зазнобушка,

                                                         В Божью церковь поведу!

                                                                                                        /9/

Если Иван желал подарить любимой девушке подарок как знак обручения с ним, то царь Иван Грозный в “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” советует Кирибеевичу немедленно послать драгоценности Алене Дмитревне, чтобы купить ее расположение, уверенный, что никакая женщина не сможет устоять перед великолепными дарами:

                                            Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый,

                                            Да возьми ожерелье жемчужное…

                                            И пошли дары драгоценные

                                            Ты своей Алене Дмитревне:

                                            Как полюбишь – празднуй свадебку,

                                            Не полюбишь – не прогневайся.  

                                                                                                       /6/

Царь прекрасно осведомлен о том, что жемчуга считались подходящими для молодых девушек, незамужних женщин. Рубин символизирует пылкую любовь, и тот, кто хочет достичь взаимности, должен подарить рубин (яхонт) своему избраннику.                                                                          

И М.Ю. Лермонтов, подчеркивая силу чувства опричника, покажет, как при первой встрече с чужой женщиной старается тот завоевать ее в духе того времени, пользуясь царским покровительством и вседозволенностью:

                                       Отвечай мне, чего тебе надобно,

                                       Моя милая, драгоценная!

                                       Хочешь золоту али жемчуга?

                                       Хочешь ярких камней аль цветной парчи?

                                       Как царицу я наряжу тебя,

                                       Станут все тебе завидовать.  

                                                                                                    /6/

Жемчуг, о котором говорит молодой и пылкий опричник, еще проявит себя: замужней женщине, жене купца принесет он слезы неминуемые, потому что сложит на плахе голову Степан Парамонович, не надеясь на справедливость царского суда, хотя и слышал весь народ призывы на “охотницкий бой одиночный:

Кто побьет кого, того царь наградит,

А кто будет побит, того Бог простит ”.  

                                                   /6/

Награда царская незамедлительна:

Я топор велю наточить навострить,

Палача велю одеть – нарядить,

В большой колокол прикажу звонить,

Чтобы знали все люди московские,

Что и ты не оставлен моей милостью.   /6/

Самодержавному государю известны мистические свойства камней, особенности воздействия минералов, драгоценных самоцветов на человека, но неведомы ему чувства сострадания и милосердия, не способен оценить он тех, кто находит в себе мужество “постоять за правду до последнего” и до самой казни не забыть передать супруге поклон, “заказать, чтобы меньше печалилась”.

Столь разные подарки – бирюза у Некрасова и жемчуг у Лермонтова – помогают поэтам высветить яркие черты характеров своих героинь, мотивы поступков, опоэтизировать далекое прошлое.

В романе писателя И.С. Тургенева “Отцы и дети” лакей Кирсановых Петр носит бирюзовую сережку. Но в этом случае камень имеет совсем другое значение: он помогает читателю понять, что простоватый Петр копирует манеры своих помещиков.

Николай Петрович Кирсанов играет на виолончели – Петр настойчиво, но безуспешно, учится играть на гитаре, благородном инструменте, предназначенном для господ, популярном в дворянской среде. Понятна учтивость Петра и его претензии на щегольство: он – таки обзавелся, наконец, лаковыми полусапожками, вероятно, похожими на те, что были у Павла Петровича. Становится понятным, что бирюзовая сережка лакея – это народийное копирование  утонченных вкусов Павла Петровича, который даже в деревне всегда великолепно одет, будь то утро или вечер, застегивает манжеты своей рубашки “одиноким крупным опалом”. По народным поверьям бирюза приносит удачу и считается оберегом, охраняет человека от опасностей и случайной гибели. В романе Тургенева все ссоры движутся к разрешению конфликта, к дуэли между нигилистом и аристократом. Базаров отмеривает шаги, не желая участвовать в фарсе, вынужденно уступает дворянину. Он замечает бледное лицо слуги. “Евгений Васильевич, - с трудом пролепетал Петр (он дрожал, как в лихорадке), - воля ваша, а я отойду”. Эта фраза показывает, как лакей опасается, чтобы дуэлянты ненароком не попали в него самого. Оттого он не заметит иронии в голосе Евгения Базарова и с готовностью встанет за дерево. Поэтому и невозможно дозваться “насмерть перепуганного”. “Петр! Поди сюда, Петр! Куда ты спрятался?”. /11/ Таким образом,  из данных примеров видно, что бирюзу “усовершенствованный” лакей носил в качестве амулета, охранительного талисмана, заботясь о сохранности своей персоны.

Глава III

Что касается “опала, то первое значение его – дает надежду”. Этот камень особенный, боится жары и сухости, от них легко умирает, теряет прелесть. Если же его положить в воду, то через некоторое время он снова может ожить. Химики утверждают, что он на одну треть состоит из воды.

“Опалу свойственно питать неопределенные обманчивые надежды, он считается камнем одиночества, символом разрушенных иллюзий и обманутых надежд. Влияние опала на человека полно самых непредсказуемых опасностей… Он рождает злобные подозрения, сеет раздоры, омрачает разум опасениями и страхом перед темнотой”./8/ Видимо поэтому, “одинокий опал”, используемый Палом Петровичем Кирсановым для запонок, становится в романе Тургенева удивительно значительной и яркой деталью. Римские патриции считали опал изысканным украшением, он высоко ценился знатоками, его причисляли к благородным камням. Выбор Павла Петровича подчеркивает его аристократизм, утонченность вкусов. И в то же время в средние века опал считался камнем одиночества, символом обманутых надежд. “Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом”. /11/

Упоминанием об опаловых запонках Тургенев намекает на душевное состояние героя после начального завершения его любовной истории с графиней Р. Влияние его на человека полно опасностей. Проследив за развитием сюжета, видим, что Павел Петрович возненавидел нигилиста Базарова уже сразу после первой встречи, ожесточенно спорил с ним в дальнейшем, затем вызвал, наконец, на дуэль. Виной этому не только огромная разница во взглядах на общество и политику, но и в немалой степени роковое влияние опала, усиливающего агрессию своего владельца, разжигающего вражду среди обитателей имения.

Воспитанный в утонченной среде, с детства впитавший все мелочи дворянского быта,  И.С. Тургенев был прекрасно осведомлен о значениях и свойствах драгоценных камней и великолепно использовал эти познания, совершенствуя лаконичные строки романа, вызывающего споры и неоднозначные оценки до сего дня.

“Их считают тяжелыми и мало счастливыми камнями. Главное их магическое свойство – рождать сильные страстные желания. Часто это оборачивается против их владельца. Говорят, что на руке человека, одержимого страстью, они начинают краснеть, словно наливаются его кровью. Особенно много несчастий приносят украденные гранаты”./8/

Проследим, каково использование символики граната в произведениях и реальной жизни творческих и ярких личностей. Посланный в дар гранат является  неоспоримым признанием в любви. В Индии, Египте воспринимался как символ страстных любовных чар. Близким по восприятию считался в Европе. Так И.В. Гете подарил красавице Ульрике 460 камней в гарнитуре гранатовых украшений; на это признание влюбившегося на склоне лет поэта ушла немалая сумма его состояния.

В рассказе А.И. Куприна “Суламифь” царь Соломон дарит своей возлюбленной драгоценности, рассказывая об их удивительных свойствах и таинственных значениях. Это описание представлено отдельной главой. Царь дарит любимой анфракс – редчайший из гранатов – и разъясняет его свойства.

Особые значения граната Куприн использует в знаменательном рассказе “Гранатовый браслет”. Праобразом этого украшения послужит Куприну простенькая золоченая цепочка с эмалевым украшением в виде пасхального яйца, посланного телеграфистом, влюбленным в даму высшего света Л.И. Любимову. Женщина несколько лет подряд получала письма от неизвестного незнакомца, боготворившего ее и совсем не претендующего на взаимность. Телеграфист отважился послать предмету обожания неслыханный подарок. В рассказе Куприна трагическая любовь, великая и скромная, стала поводом для насмешек и карикатур со стороны супруга Веры и  ее брата. Их холодная заносчивость, бездуховность особенно ярко высвечивают истинное благородство и возвышенные чувства скромного телеграфиста Желткова. Не зная его, аристократы, из–за принадлежности к низшему сословию Желткова, считают своим долгом высмеивать его письма, полагая, что он пишет, искажая правила орфографии. Они придумывают пошлое письмо, пародирующее давно отжившие приемы романтизма: “… бурное море страсти, клокочущее в моей груди. Твой  взгляд, как ядовитый змей, впился в мою истерзанную душу”./4/ А подлинные письма Желткова оказываются не только исполненными нежного чувства, но и высоко – поэтичными.

Видим, сколь сильна любовь, на которую способен может быть только человек благородных устремлений. “Дай Бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу”./4/

Исходя из этих слов, понимаем, что жизни княжны Веры коснулась  та любовь, которая, по словам генерала Асносова, бывает раз в тысячу лет. В подарке Желткова брат Веры видит повод для оскорбления фамильной гордости и чести, полагая его дешевой вещицей, возможной в качестве подарка только горничной Даше. “Чудовищная, поповская штучка” – таков его нелестный отзыв о чудесном браслете неизвестного человека. Желтков в письме пишет о том, что посылает Вере не купленное украшение, а семейную реликвию. Подчеркивает, что особенной силой обладает самый маленький камешек – редкостный зеленый гранат: “По старинному признанию он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли”./4/ Поэтому автор показывает: “только браслет очутился в руках Веры, ее начинают томить странные предчувствия. Глядя на красные камни гранатов, она подумала:  “Точно кровь!”/4/ Отсюда следует, что уже сразу, по возвращении мужа после объяснения с Желтковым, она словно предчувствует дальнейшее, отталкивая супруга. Куприн разделяет возмущение своей героини: “Оставь меня, - я знаю, что этот человек убьет себя”./4/

Благодаря зеленому гранату Вера обретает дар предвидения, но не сумеет никогда увидеть живым того, кто любил ее самой редкой по силе любовью. Она подарит ему розу – ненужный теперь дар, подарит поцелуй, запечатлев на лбу. Но не подарит счастья быть любимым и живым. Желтков отказался от возвращенного браслета, а значит, понимаем мы, отказался от его свойства – оберегать мужчин от насильственной смерти. По его просьбе квартирная хозяйка отнесет браслет к иконе Божьей матери в церковь. Поэтому его любовь, невостребованную на земле, он принесет в дар Богоматери, высшему идеалу женственности и доброты в понимании Куприна.

Глава IV

         Тема любви ведущая  и в повести А.И. Куприна “Олеся”. Главная героиня не просто девушка из народа, а необыкновенная поэтичная натура с исключительными способностями, за которые односельчане назовут ее ведьмой. В повествование органично войдет самоцвет коралл, представленный в виде красных бус сначала оберегом Олеси, а затем единственной вещью, оставшейся на память влюбленному в нее Ивану Тимофеевичу.

В главе “Тайны камней” из книги “Звезды и судьбы” читаем следующее: “Кораллы носят от дурного глаза, они облегчают излечение от ран, древние указывают, что кораллы укрепляют память, врачуют сердце… Они являются талисманами,  приличными для гадателей и гадалок”. /4/ “Коралл оберегает от дурного глаза, хранит от  молнии, отпугивает демонов и отгоняет искушения”./4/

В сюжете рассказа Куприна прослеживается важная мысль: бабушка и мать Олеси занимались целительством, слыли гадалками. Вероятно, коралловые бусы девушке передавались по наследству. Вполне возможно, что в свойствах коралла было важным не только то, что он стимулировал успешное лечение, но и прежде всего способность камня оградить человека от темных сил. Это была в некотором роде слабая, но все – таки необходимая попытка защититься от власти дьявола, которому, как уверяла сама девушка, были издавна проданы души женщин ее рода. Олеся говорит рассказчику: “Весь наш род проклят во веки веков. Да вы посудите сами: кто ж нам помогает, как не он? Разве может простой человек сделать то, что я могу? Вся наша сила от него идет?”/4/

Все попытки Ивана Тимофеевича переубедить Олесю, доказать то, что многие загадочные явления имеют самое естественное происхождение и могут быть объяснены гипнозом, оказали на нее определенное влияние. В большей степени все – таки вера в милосердного Бога подтолкнула ее решиться пойти к людям и в церковь, вера во всепрощающего и понимающего господа. Несмотря на строжайший запрет Мануйлихи, попытка Олеси прийти в церковь на праздничный молебен закончится трагически: толпа сельчан, убежденная в своей правоте, жестоко изобьет девушку, подвергнет невыносимому циничному унижению. Сумев спастись от преследовавшей толпы, Олеся крикнет односельчанам гневные пророчества, которые вскоре сбудутся, обрекая людей на голод и лишения.

Автор опосредованно, а не прямо покажет, какие факты убедят Олесю в фатальной непреодолимости могучей дьявольской власти над ее душой. Мануйлиха с внучкой вынуждены покинуть родные места, спасаясь от расправы, не надеясь на какую – либо защиту. Иван Тимофеевич застает пустую хату во всей неприглядности поспешно оставленного жилья. “Со стесненным, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг мое внимание привлек яркий предмет, очевидно, нарочно повешенный на угол оконной раны. Это была нитка дешевых бус, известных в Полесье под названием “кораллы”, - единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и ее нежной, великодушной  любви”. /4/

С какой же целью может в произведении А.И. Куприна молодая девушка оставить в дар любимому человеку именно бусы, а не рушник, например, в качестве общепринятого в Полесье подарка?

Кораллы ценили не только за невысокую стоимость и привлекательную окраску. В простонародной среде многие врачеватели и ведуны знали о целительной силе коралла, способной защитить человека от злых чар. И тот, кто вторгался в неведомое, обладая редкими способностями к необычному, мог излечивать людей от недугов, обязательно должен был носить кораллы. Поэтому снятые Олесей кораллы Куприн показывает в произведении скорее не как дар для любимого, а как стремление оградить его от опасностей. Вполне возможно понимание оставленных кораллов как выражение покорности року, от которого героине нет более спасения. Но забыть того, с кем столько было связано и перечувствовано, не дано ни героине, ни рассказчику. Так удалось Куприну обыграть в сюжете небольшого произведения магию необычного самоцвет.

Заключение.

В произведениях русской классики используются следующие устойчивые ассоциации драгоценных камней: они воздействуют  на  мотивы поступков литературных героев спасительным, оберегающим или роковым образом.

Вводя в сюжет произведения драгоценные камни, их свойства, авторы без излишней назидательности и повторов показывают характеры героев, их нравственные устои, определяемые православными традициями.

Отношение к самоцветам интересно не только русским классикам, но и зарубежным. Миллионы людей носили и будут носить камни в качестве украшений.

Дарителям драгоценных камней и тем, кто их получит, важно знать о свойствах камней, их благотворном влиянии, усиливающем определенные качества  человека.

Необходимо помнить, что этими способностями станут обладать лишь камни подаренные или унаследованные.

Меняются времена, и новым поколениям, воспитанным на иных культурных традициях, все труднее уловить тонкий смысл художественных деталей в произведениях русской классики. Но если это удается, то все произведение, озаряясь новым светом, поражает читателя своей бездонной глубиной.

Литература

  1. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. – М.: Просвещение, 1996
  2. Грачева И.В. Грани самоцветов// Литература в школе, 1998,  №2
  3. Древнерусская литература/ Авт. Сечина Н.В. – М.: Дрофа, 2002, с.59, 61, 62
  4. Куприн А.И. Повести. Рассказы. – М.: Олимп, Изд–во АСТ, 1996, с. 135, 456 – 457, 460 -461, 482 – 484, 486
  5. Лесков Н.С. Повести. Рассказы. – М.:Олимп, Изд–во АСТ, 1997, с. 404,405
  6. Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. – М.: Детская литература, 2002, с. 11,14,18,21
  7. Мокиенко В.М. Образы русской речи. – С –Пб.: Фолио – Пресс, 1999
  8. Никандров П.М. Звезды и судьбы. - С – Пб.: Фолио – Пресс, 1996, с. 281,290,294,292,297
  9. Некрасов Н.А. Стихотворения. Поэмы. – М.: Олимп, Изд–во АСТ, 1996, с. 220,243,253,259
  10. Омар Хайям. Как чуден милой лик. – М.: ЗАО ЭКСМО – Пресс, 2000
  11. Тургенев И.С. Отцы и дети. - М.: Жуковский, ООО “Кучково поле”, 2002, с. 14,78
  12. Шуман В. Мир камня/ Пер. с нем. Ахметова С.Ф. – М.: Мир, 1986, т.2
  13. Пушкин в воспоминаниях современников. – М.: 1985, т.2, с. 243 – 244


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Федор Семенович Седельников – линия судьбы"

В исследовательской работе представлены основные этапы жизни Ф.С.Седельникова. Работа содержит теоретический материал....

Исследовательская работа "Великая Отечественная война в судьбе моих земляков"

Аннотация На научную работу ученице 11 класса Ульяновской средней школы, села Ульяновское, Ромашка Кристина по теме «Великая Отечественная война в судьбе моих земляков». Проект посвящён 70- летию...

Исследовательская работа на тему: «Битва за Москву, два героя, две судьбы»

Актуальность работы Войны, которые происходили на территории нашего государства, были всегда тяжёлыми.  Великая Отечественная война  стала самым тяжёлым испытанием для всего народа. Раз...

Исследовательская работа "Великая Отечественная война в судьбе моих родных"

Исследование позволило  узнать о судьбе  родственника; результаты исследования, а также найденные документы можно использовать в школьном музее...

исследовательская работа "Время собирать камни..."

В работе обсуждается очень злободневная проблема - сохранение исторического наследия.Эта тема коснулась не только крупных городов, некогда старинных городов с богатым начследием, но и наших глубинок. ...

Поисково-исследовательская работа "Память в камне"

В своей работе мы  поговорим о проблеме сохранения и увековечивания памяти солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны. Ведь это не только места их захоронений, но и места поклонения их п...