Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «Твори, выдумывай, пробуй»
рабочая программа (6 класс)
Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Твори. Выдумывай. Действуй».
Cоставитель: Боровикова Евгения Александровна - педагог дополнительного образования
Возраст учащихся: 13-17 лет
Срок реализации: 2года
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детский фитнес» имеет социально-педагогическую направленность и предполагает освоение материала на стартовом и базовом уровнях.
Актуальность программы вызвана повышенным интересом подростков и их родителей к выявлению, поддержке, развитию лидерских, организаторских способностей старшеклассников и формированию осознанного и грамотного отношения к своим возможностям, здоровью и самоопределению.
Данная программа помогает воспитанию обучающихся, способных решать проблемы эмоционального и социального характера. Следовательно, позволяет более успешно ориентироваться в социальной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lider_-_kopiya.doc | 172.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Управления образования администрации
Таштагольского муниципального района»
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
Центр развития детей и юношества «Сибиряк»
Принята на заседании Методического (педагогического) Совета от «01»февраля 2019г. Протокол №1 | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБУ ДО ЦРТДЮ «Сибиряк» Глумова Н.Г Приказ №1\1-а «02»февраля 2019г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Социально-педагогической направленности
«Твори, выдумывай, пробуй»
Возраст обучающихся: 13-17 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Боровикова Евгения Александровна,
педагог дополнительного образования
пгт. Каз, 2019
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Твори, выдумывай, пробуй» имеет социально-педагогическую направленность.
Программа подразумевает базовый уровень освоения, повышение информированности и компетентности обучающихся в области «Коммуникативной культуры», совершенствование навыков общения и совместной деятельности, развитие личностных компетентностей ребенка: психологической, коммуникативной, социальной, культурной, профессиональной.
Программа составлена на основе:
- программы Р.В. Овчарова «Лидерство»;
- программы В.О. Кушнира «Психология общения»;
- программы О.В. Сатиковой «Этика и психология делового общения».
Использование материала вышеназванных программ, способствует решению самых острых в подростковом возрасте проблем.
Программа разработана на основе нормативных документов, регламентирующих организацию дополнительного образования:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Министерство образования и науки России № 09-3242 от 18.11.2015 г.;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.04.2014 N 09-613 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей»)
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» №329-ФЗ от 04.12.2007г., ФЗ от 09.06.2015 «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ»»;
- Приказ Минспорта России №1125 от 27.12.2013г. «Об особенностях организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
- Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства спорта Российской Федерации от 29 апреля 2014 года № 279
Актуальность
Актуальность программы вызвана повышенным интересом подростков и их родителей к выявлению, поддержке, развитию лидерских, организаторских способностей старшеклассников и формированию осознанного и грамотного отношения к своим возможностям, здоровью и самоопределению.
Лидер – человек, желающий и умеющий вести за собой, начинается с умения устанавливать отношения с другими, вступать в эффективное общение. Казалось бы, лидерство – это, прежде всего борьба за власть. Бороться – и общаться? Бороться – и договариваться? Несовместимо! Но при более внимательном взгляде оказывается, что основная проблема власти (и, соответственно, лидерства) – это понять, когда именно драться, а когда – договариваться.
По возрастному уровню программа предназначена для учащихся подросткового возраста. Этот период отличается повышенной интеллектуальной активностью, желанием развивать, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны. На каждом возрастном этапе социализации можно наблюдать определенные особенности развития личности. Дети подросткового возраста (от 13 до 17 лет) включаются в качественно новую систему отношений с товарищами и взрослыми в школе. Изменяется их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни.
У ребенка в подростковом возрасте значительно расширяется сфера деятельности, а главное – качественно меняется характер этой деятельности, значительно усложняется ее виды и формы.
Изменение социальной позиции ребенка в подростковом возрасте, его стремление занять определенное место в жизни, обществе, в отношениях со взрослыми находят отражение в резко повышенной потребности подростка оценить самого себя в системе «Я и мое участие в жизни общества».
Построение у подростков развитой системы общения служит основой формирования у них сознательного отношения к другим людям, к окружающему миру. При этом развитая система общения – это непременное условие, при котором их сознательность обнаруживается в виде определенного качества личности.
Приобщение к активной социальной, досуговой, познавательной и другим видам деятельности способствует образовательная программа «Твори. Выдумывай. Действуй».
Данная программа помогает воспитанию обучающихся, способных решать проблемы эмоционального и социального характера. Следовательно, позволяет более успешно ориентироваться в социальной среде.
Отличительные особенности программы
Данная программа разработана с учетом образовательных технологий, которые развивают коммуникативную компетенцию. На занятиях дети учатся общаться, овладевают корпоративной культурой, умением работать индивидуально и в группе.
Главное условие реализации программы – это дать ребенку попробовать себя, свои силы, помочь стать лидером. Только взаимодействуя с ребенком на равных можно гораздо лучше понять его взгляды, ценности, приоритеты.
Ведущие теоретические идеи программы заключаются в том, что бы помочь подростку познать себя, открыть свои возможности, стать интересным, независимым человеком, открыть свои творческие возможности, стать самостоятельным, уметь находить контакт с людьми, вести диалог, руководить дискуссией в группе. Учащийся попробует себя в различных качествах, принимая активное участие в играх тренингах, занятиях, проявляя свою инициативу.
Срок реализации программы 2 года.
Данная программа рассчитана на освоение в течение 2-х лет обучающимися в возрасте от 13 до 17 лет, не зависимо от пола, имеющими заявление от родителей о приеме в объединение. По программе могут заниматься обучающиеся, имеющие интерес к содержанию программы. Набор в объединение осуществляется на свободной основе, по желанию подростков.
В одной группе могут заниматься обучающиеся разного возраста. Возможен дополнительный набор обучающихся на второй год обучения при наличии свободных мест и при условии владения необходимыми знаниями и навыками.
В группе по норме наполняемости должно быть следующее количество обучающихся:
на 1-м году обучения – не менее 15 человек;
на 2-м году обучения – не менее 12 человек;
Количество занимающихся в группе не должно превышать 16 человек.
Объём программы и интенсивность занятий
1-й обучения: 4 часа в неделю / 144 часа в год (занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа);
2-й год обучения: 6 часов в неделю /216 часов в год (занятия проводятся 2-3 раза в неделю);
Формы обучения: акция, встреча, диспут, защита проектов, игра, конкурс, круглый стол, лекция, мастер-класс, олимпиада, праздник, презентация, репетиция, творческая мастерская, творческий отчет, тренинг, экскурсия, и др.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
- фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ, объяснение и т.п.);
- коллективная: организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми одновременно (репетиция, постановочная работа, и т.п.);
- групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого учащегося (группы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности);
- индивидуальная: организуется для коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков.
Цель программы: развитие лидерских качеств у старшеклассников, способствующих повышению их социальной адаптации через овладение основами психологии, ораторского, организаторского искусства.
Задачи первого года обучения:
Обучающие:
- формирование умения организовывать оптимальное общение, эмоциональную и поведенческую саморегуляцию;
- познание своих слабых и сильных сторон во взаимодействии с другими людьми;
- обучение предотвращению и эффективному преодолению конфликтов;
Развивающие:
- развитие навыков рефлексии и обратной связи;
- развитие творческого мышления учащихся;
- повышение эмоциональной стабильности и снижение эмоционального напряжения;
Воспитательные:
- воспитание культуры семейных отношений;
- формирование у ребенка положительной «Я-конкуренции»
- формирование активной гражданской позиции;
- формирование нравственного, эмоционального и волевого компонентов мировоззрения детей;
Задачи второго года обучения
Обучающие:
- формирование у подростков системы понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, группы, социально-психологических ситуаций;
- обучение устанавливать контакт в различных ситуациях общения (как благоприятного, так и неблагоприятного;
- обучение предотвращению и эффективному преодолению конфликтов;
Развивающие:
- развитие коммуникативных и организаторских способностей учащихся, как важного условия целостного развития личности и индивидуальности человека;
- развитие лидерских качеств личности.
Воспитательные:
- формирование самостоятельности в выработке собственного мнения;
- формирование устойчивых навыков конструктивного социального взаимодействия;
- формирование умения продуктивно работать в коллективе, выступая при этом активным участником процесса;
- формирование активной гражданской позиции;
- формирование нравственного, эмоционального и волевого компонентов мировоззрения детей;
Программа предусматривает формирование метапредметных, предметных и личностных результатов обучающихся.
Познавательные универсальные учебные действия:
- умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами;
- умение задавать вопросы;
- умение получать помощь;
- умение применять навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности
Регулятивные универсальные учебные действия:
- уметь организовать свое рабочее место в соответствии с требованиями техники безопасности;
- формировать умение ставить цель и использовать все возможные ресурсы для её достижения;
- самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;
- выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании);
- способность работать в команде;
- способность принять другую точку зрения;
- умение выслушивать собеседника и вести диалог, эффективно разрешать конфликты.
Учебный план 1 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Водное занятие | 2 | 1 | 1 | Дискуссия, деловая игра, тест |
2. | Самопрезентация | 4 | 1 | 3 | Исследование |
3. | Самопознание | 34 | 11 | 23 | Лекция, тренинг |
4. | Я среди людей | 26 | 8 | 18 | Деловая игра, тест |
5. | Общение | 66 | 22 | 44 | Диспут, тренинговые упражнения |
6. | Уверенность в себе | 4 | 1 | 3 | Беседа, тренинговые упражнения |
7. | Выступление перед аудиторией | 4 | 1 | 3 | Дискуссия, деловая игра, тест |
8. | Успех в жизни | 2 | 1 | 1 | Исследование |
9. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Лекция, тренинг |
Итого: | 144 | 47 | 97 |
Содержание программы 1 года обучения:
1.Вводное занятие.(2 ч)
Теория:
Знакомство с программой. Разъяснение цели и структуры занятий. Знакомство группы. Создание безопасной, доброжелательной атмосферы. Сплочение группы. Обсуждение и принятие правил работы.
Практика: Упражнения, направленные на знакомство и сплочение группы.
2. Самопрезентация.(4 ч.)
Теория:
Как представить себя. Самая важная информация. Варианты представления. Способы самоанализа.
Практика:
Подготовка и проведение представления себя в группе.
3. Самопознание (34 ч.)
3.1. Уточнение образа «Я».
Теория:
Восприятие своего «Я» через соотнесение с другими, т.е. использование другого в качестве модели, удобной для наблюдения и взгляда со стороны. Возможность идентификации, сопоставления себя с другими членами группы. Значимость каждого человека. Принятие себя таким, какой ты есть (со всеми достоинствами и недостатками). Уникальность и неповторимость каждого человека.
Практика:
Упражнения на уточнение собственного образа «Каким я вижу себя?». «Встреча с самим собой».
3.2. Каким меня видят другие.
Теория:
Адекватность восприятия людьми друг друга. Восприятие человека человеком. Восприятие себя через восприятие другими, т.е. использование информации, передаваемой окружающими на основе обратной связи. Возможность узнавать мнение окружающих о себе через слова, чувства, поведенческие реакции.
Практика:
Упражнение на сопоставление самовосприятия и восприятия другими.
3.3. Какими я вижу других.
Теория:
Особенности моего восприятия других людей. Основные факторы, влияющие на социальное восприятие. Эффекты восприятия: эффект новизны, ореола и др. Влияние личного опыта на формирование образа другого человека. Восприятие через результат деятельности. Восприятие через наблюдение состояний. Восприятие через оценку внешнего облика.
Практика:
Упражнения, показывающие особенности восприятия занимающихся.
3.4. Эмоции и чувства.
Теория:
Понятие, виды эмоций. Распознавание и классификация эмоций. Фундаментальные эмоции, их комплексы у человека. Эмоции и чувства.
Практика:
Тренировка в определении эмоционального состояния других людей. Определение уровня тревожности.
3.5. Мое настроение.
Теория:
Факторы, влияющие на настроение людей. Признаки плохого и хорошего настроения. Произвольное влияние на собственное настроение.
Практика:
Игры и упражнения на развитие навыков контроля и регуляции настроения.
3.6. Мир фантазий.
Теория:
Наши мечты. Их реализация.
Практика:
Работа с техникой «Мечтатель – реалист- критик».
3.7. Техники релаксации.
Теория:
Понятие. Приемы и способы релаксации.
Практика:
Отработка приемов релаксации.
4. Я среди людей (26 ч.)
4.1. Понятие о группах и коллективах.
Теория:
Группы. Уровни развития группы. Взаимодействие в группе.
Практика.
Упражнение «Ассоциации». Соотнесение самооценки и оценки членами группы, упражнения на формирование умения слушать и давать обратную связь.
4.2. Взаимоотношения людей в группах.
Теория:
Личность в процессе взаимодействия. Групповое взаимодействие. Социометрический статус. Влияние группового настроения.
Практика:
Проведение социометрического исследования. Деловая игра «Необитаемый остров». Проективный рисунок «Наша группа». Упражнения на групповое взаимодействие.
4.3. Дружба и ее роль в жизни человека.
Теория:
Понятие «дружба». Значение дружбы для нас. Критерии дружеского общения.
Практика:
Игры и упражнения на преодоление барьеров в общении.
4.4. Я в обществе друзей.
Теория:
Представление о друге, как о единомышленнике. Мои ожидания от друзей. Я – для друзей. Откровенность с друзьями.
Практика:
Игры и упражнения на совершенствование навыков общения.
4.5. Я в мире взрослых
Теория:
Легко ли общаться со взрослыми? Противоборство. Формы протеста. Чувство взрослости. Продуктивные способы взаимодействия.
Практика:
Игры и упражнения, направленные на обучение конструктивному взаимодействию со взрослыми людьми.
4.6. Я и моя семья.
Теория:
Роль близких в жизни человека. Близкие – опора в жизни. Помощь и поддержка близким людям.
Практика:
Игры и упражнения на взаимодействие и общение в семье.
4.7. Распознавание манипуляций.
Теория:
Понятия манипуляция, манипулятор. Причины манипуляций. Проявления манипулятивного поведения у различных психологических типов людей.
Практика:
Игры и упражнения, направленные на выполнение определенных ролей. Анализ поведения.
5. Общение (66 ч)
5.1. Понятие общение.
Теория:
Что включает в себя понятие «общение»? Значение общения. Сложность процесса. Три стороны процесса: коммуникативная, интерактивная, персептивная. Общение как обмен информацией. Общение как взаимодействие. Восприятие людьми друг друга. Особенности приема и передачи информации. Техники установления контакта.
Практика.
Деловые игры. Ролевые игры. Коммуникативный тренинг. Тренинг делового общения.
5.2. Общение как обмен информацией.
Теория:
Коммуникативная сторона общения. Понятие информации. Ее типы.
Практика:
Упражнения на развитие навыков информативного общения («Ищем секрет», «Объявление о знакомстве» и т.д.).
5.3. Вербальные и невербальные средства общения.
Теория:
Вербальное и невербальное общение: основные каналы информации о собеседнике. Тактильная система. Акустическая система. Понятие речи. Виды речи. Характеристики устной речи.
Практика:
Игры и упражнения способствующие проявлению особенностей использования средств общения.
5.4. Визуальные виды общения.
Теория:
Кинесика, мимика, пантомимика, кожные реакции, жесты, походка, звуки и запахи. Значение «языка жестов» для взаимопонимания. Направление взгляда. Визуальные контакты. Зоны в человеческом контакте (интимная, личная или персональная, социальная, публичная). Позиции при общении.
Практика:
Игры и упражнения на развитие визуального общения.
5.5. Общение как взаимодействие
Теория:
Интерактивная сторона общения. Цели общения. Мотивы взаимодействия. Ведущие тактики общения. Типы взаимодействия. Теории межличностного взаимодействия. Модели организации совместной деятельности. Стратегия поведения в процессе сотрудничества.
Практика:
Игры и упражнения на развитие интерактивной стороны общения.
5.6. Общение как восприятие людьми друг друга.
Теория:
Перцептивная сторона общения. Познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия). Познание самого себя в процессе общения (рефлексия). Прогнозирование поведения партнера в процессе общения. Эффекты восприятия. Стереотип.
Практика:
Игры и упражнения на развитие персептивной стороны общения.
5.7. Барьеры общения и мотивы поведения.
Теория:
Понятие барьера общения. Психологические и непсихологические барьеры. Межличностные и внутриличностные барьеры общения. Причины возникновения. Способы обнаружения. Барьеры понимания, социально-культурные, барьеры отношения. Методы снятия барьеров.
Практика:
Игры и упражнения на обнаружение и преодоление барьеров общения.
5.8. Формирование первого впечатления.
Теория:
Факторы формирования первого впечатления: превосходство, привлекательность партнера, отношение к наблюдателю. Правила нейтрализации барьеров. Приемы усиления обаяния. Структура психологической подстройки к партнеру. Репрезентативные системы.
Практика:
Отработка технологии эффективного установления контакта. Определение репрезентативной системы.
5.9. Проблема доверия.
Теория:
Что такое доверие? Доверие себе. Доверие другим людям. Открытость и манипулирование. Методы влияния на людей. Способы защиты от манипулирования.
Практика:
Игры и упражнения на доверие. Отработка способов защиты от манипулирования.
5.10. Ошибки общения.
Теория:
Ошибки восприятия. Ошибки понимания.
Практика:
Игры и упражнения, направленные на отработку эффективных способов общения.
5.11. Искусство быть естественным в общении.
Теория:
Искреннее поведение. Внимательное отношение к человеку. Выстраивание доверительных отношений. Совмещение внутренних переживаний и внешних проявлений.
Практика:
Ролевые игры и упражнения, направленные на формирование конгруэнтности, формирование естественного поведения.
6. Уверенность в себе. (4 ч.)
Теория:
Самооценка. Методы диагностики самооценки.
Практика:
Определение уровня самооценки. Упражнение «Уверенность в себе».
7. Выступление пред аудиторией. (4 ч.)
Теория:
Техника публичного выступления как профессиональное средство.
Практика:
Отработка техники публичного выступления.
8. Успех в жизни. (2 ч.)
Теория:
Что такое успех? Стратегия удачливого человека и неудачника.
Практика:
Игры и упражнения, направленные на обучение стратегии успешного человека.
8. Итоговое занятие. (2 ч.)
Подведение итогов за прошедший год. Рефлексия участников занятий. Планирование дальнейшей работы.
Учебный план 2 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Водное занятие | 2 | 1 | 1 | Дискуссия, деловая игра, тест |
2. | Как вести за собой | 48 | 12 | 36 | Исследование |
3. | Мастерская организатора | 26 | 8 | 18 | Лекция, тренинг |
4. | Эффективное общение | 48 | 16 | 32 | Деловая игра, тест |
5. | Подготовка и защита проекта или реферата. | 18 | 6 | 12 | Диспут, тренинговые упражнения |
6. | Личностный рост. | 48 | 12 | 36 | Беседа, тренинговые упражнения |
7. | Основные способы предупреждения и разрешения конфликтов. | 24 | 12 | 12 | Диспут, тренинговые упражнения |
9. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Лекция, тренинг |
Итого: | 216 | 68 | 148 |
Содержание программы 2 года обучения:
1.Вводное занятие. (2 ч.)
Теория:
Программа работы на предстоящий год. Правила работы в группе.
Практика: Упражнения, направленные на знакомство и сплочение группы.
2. Как вести за собой (48 ч.)
2.1. Понятие лидерство.
Теория:
Основные теории лидерства. Лидерские роли. Как становятся лидерами? Можно ли выделить лидера в детстве? Возможен ли лидер без последователей? Насколько похожи известные нам лидеры? Упражнения в парах (лидер – руководитель; руководитель – подчиненный).
2.2. Лидер и власть.
Теория:
Что хорошего и плохого во власти над собой, над людьми, над вами? Традиционный и реалистический взгляды на власть. Лидер и окружение. Лидер – идеалист у власти. Лидер и одиночество.
Практика:
Тестирование: Лидер ли вы? Лидер или администратор?.
2.3. Социальные и лидерские роли.
Теория:
Лидерские роли.
Практика:
Игра «Маскарад».
2.4. Лидер и риск.
Теория:
Европейский и американский подходы к риску. Причины риска. Риск и изобретательство. Риск и власть.
Практика:
Игра «Выборы».
2.5. Мотивация лидерства
Теория:
Мотивы и мотивация. Методы исследования мотивов и уровня мотивации. Мотивация лидерства.
Практика:
Изучение собственных преобладающих мотивов и уровня мотивации. Исследование мотивов деятельности.
2.6. Стратегия постановки и достижения цели.
Теория:
Ценностно-мотивационная сфера и ее развитие. Методика прояснения и изменения жизненных целей и ценностей. Техника постановки цели. Возможные причины не достижения поставленных целей. Характеристика руководителя с четкими личными целями.
Практика:
Работа по составлению 5 летнего плана жизни участников занятий.
2.7. Планирование.
Теория:
Планирование. Принятие решений, прогнозирование будущего, шаги в принятии решений.
Практика:
Работа в микрогруппах над ситуацией быстрого реагирования. Анализ действий группы и использование лидерских качеств.
2.8. Основные функции лидера.
Теория:
Знакомство с основными функциями лидера.
Практика:
Выполнение заданий: «Линия жизни лидера», «Моя линия жизни», «Будущее жизни на земле». Анализ работы группы и собственного участия в групповой деятельности.
2.9. Лидер и творческое решение проблемы.
Теория:
Воображение. Значение процесса. Традиционное и нестандартное мышление.
Практика:
Изучение креативного мышления. Задания на использование традиционного и нестандартного мышления: «Усовершенствуйте игрушку», «Как вернуть орла в клетку?».
2.10. Конструктивное сотрудничество.
Теория:
Правила конструктивного общения. Рекомендации по организации конструктивного сотрудничества.
Практика:
Работа в группах по созданию структур с внесением изменений в ходе работы (командировка, забастовка и т. д.).
3. Мастерская организатора (48 ч.)
3.1. Слагаемые успеха организатора.
Теория:
Функции организатора. Проверка лидерских качеств в различных формах деятельности. «Чемодан» лидера.
Практика:
Самодиагностика лидерских качеств.
3.2. Лидер-оратор.
Теория:
Основы ораторского искусства.
Практика:
Игры и упражнения, направленные на развитие культуры и техники речи.
3.3. Правила организации КТД.
Теория:
Виды и формы КТД. Роль лидера – организатора в подготовке, организации и проведении КТД. Правила организации КТД.
Практика:
Деловые игры.
3.4. Коллективное творческое дело.
Теория:
Разработка тематических КТД.
Практика:
Организация и проведение КТД
3.5. Оформление КТД.
Теория:
Оформление пространства для проведения КТД. Принципы создания сценария.
Практика:
Проведение КТД.
3.6. Организатор – ведущий – исполнитель.
Теория:
Разные социальные роли. Распределение обязанностей. Анализ проведенного мероприятия.
Практика:
Отработка различных социальных ролей в играх и упражнениях.
4. Эффективное общение (48 ч.)
4.1. Стили общения. Виды, формы.
Теория:
Виды, формы и стили общения. Структура и языки общения.
Практика:
Выполнение и анализ заданий «»Стекло», «Сыщик», «Мигалки», «Испорченный телефон» и т. д.
4.2. Конфликт и его преодоление (понятие, типы, возникновение и развитие, формы завершения).
Теория:
Понятие, типы, причины возникновения и развитие, возможные формы завершения конфликта. Структурные элементы конфликтов. Уровни конфликтов (стычка, столкновение). Поведение в неприятных конфликтных ситуациях (компромисс, приспособление, избежание). Конфликтные личности. Управление конфликтом. Теорема Томаса.
Практика:
Самодиагностика конфликтности. Анализ конфликтных ситуаций в группе.
4.3. Аргументация своей точки зрения.
Теория:
Эффективные техники аргументации своей точки зрения. Ошибки при аргументации.
Практика:
Упражнения на умение аргументировать свою точку зрения.
4.4. «Я – сообщение».
Теория:
Техника «Я – сообщение» - способ выражения вашего отношения к какой-либо ситуации, без обвинений и требований с целью изменения отношения к ситуации вашего собеседника. Использование техники. Алгоритм высказывания.
Практика:
Работа в группах над использованием техники.
4.5. Лидерские стили и характеристика лидера.
Теория:
Лидеры и герои. Положительные и отрицательные стороны лидерства. Лидер и стресс.
Практика:
Упражнения на определение стилей лидерства.
4.6. «Символы признания».
Теория:
Традиционные методы поощрения лидеров. Изучение способов награждения и поощрения лидеров.
Практика:
Игра-дискуссия «Симпозиум» (по проблемам войны, мира, экологии, голода, безработицы и т.д.). Анализ выработанных решений и группового поведения.
4.7. Женщины-лидеры.
Теория:
Стереотипы относительно женщин. Одежда для успеха. Возможности карьеры. Семья и работа. Отношения с коллегами. Выдающиеся женщины-лидеры современности.
Практика:
Подготовка сообщений в группах. Дискуссия «Женское ли это дело?».
4.8. Обозрение «Лидерство». Важнейшие умения лидера сегодня и завтра.
Теория:
Важнейшие умения лидера сегодня и завтра. Возраст лидерских способностей. Мифы вокруг лидерства. Сопротивление изменениям. Методы уменьшения сопротивлении изменениям. Дискуссия «Почему многие не хотят быть лидерами?».
Практика:
Задания на осознание своих сильных и слабых сторон, способностей к лидерству. Упражнения на отношение к собственным изменениям. Составление шкалы лидерских умений и действий.
5. Подготовка и защита проекта или реферата. (18 ч.)
Теория:
Технология создания проекта по теме. Работа с материалами.
Практика:
Создание и защита проекта / реферата.
6. Личностный рост (48 ч.)
6.1. Факторы развития личности.
Теория:
Планирование. Деловая целеустремленность. Характеристика руководителя с четкими личными целями.
Практика:
Упражнения «Я – концепция», «Самооценка личности», «Идеальная модель»
6.2. Проблемы лидерства.
Теория:
Свойства личности и проблемы взаимопонимания. Три пути взаимодействия: давление, манипуляции, открытость. Положительные и отрицательные стороны лидерства. Отношение к ошибкам. Формальные и неформальные лидеры.
Практика:
Деловые игры на выявление и отработку проблем лидерства. Ролевые игры и упражнения, связанные с взаимодействием различных типов личности.
6.3. Творческий потенциал личности.
Теория:
Традиционное и нестандартное мышление. Стратегия Уолта Диснея.
Практика:
Изучение креативного мышления. Задания на использование традиционного и нестандартного мышления: «Усовершенствуйте игрушку», «Как вернуть орла в клетку?».
6.4. Уверенное поведение.
Теория:
Понятие «уверенность». Что включает в себя уверенное поведение. Как оно проявляется. Анализ собственных мыслей. Как мы можем влиять на действительность.
Практика:
Тренинг «Уверенное поведение»
6.5. Агрессивные формы поведения.
Теория:
Понятие «агрессия». Проявление и виды агрессии. Показатели и формы агрессии (физическая, вербальная, косвенная, негативизм, раздражение, подозрительность, обида, чувство вины).
Практика:
Диагностика состояния агрессивности, форм и показателей агрессии.
7. Основные способы предупреждения и разрешения конфликтов. (24 ч.)
Теория:
Установление причин конфликта. Сложности установления (истинные причины, затянувшийся конфликт, новые участники и т.д.). Устранение конфликтной ситуации. 6 правил формирования конфликтной ситуации. Управление конфликтом. Технология разрешения конфликта. Методы разрешения конфликта.
Практика:
Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. Диагностическое исследование конфликтной ситуации.
8. Итоговое занятие. (2 ч.)
Подведение итогов за прошедший год. Рефлексия участников занятий.
Планируемые результаты в ходе реализации программы первого года обучения:
Будут знать:
- что такое детская организация?
- типы детских организаций?
- самоуправление в школе
- как оформить газету?
Будут уметь:
- составить проект
- провести соц. опрос
- оформить уголок
Приобретут навыки:
- работы в группе
- игровой деятельности
Планируемые результаты в ходе реализации программы втогого года обучения:
Будут знать:
- как оформить газету;
- как провести мероприятие;
- методики сбора актива;
- как провести собрание.
Будут уметь:
- организовать коллектив;
- общаться с коллективом;
- оформительской деятельности;
- составить проект.
Приобретут навыки:
- лидера
- организаторской деятельности
Формы аттестации учащихся
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Входной контроль - оценка стартового уровня образовательных.
Проводится в сентябре.
Текущий контроль - оценка уровня и качества освоения тем/разделов программы и личностных качеств обучающихся; осуществляется на занятиях в течение всего учебного года.
Промежуточный контроль - оценка уровня и качества освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по итогам изучения раздела, темы или в конце определенного периода обучения/учебного года (при сроке реализации программы более одного года).
Итоговый контроль - оценка уровня и качества освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по завершению учебного года или всего периода обучения по программе.
Диагностика уровня личностного развития учащихся проводится по следующим параметрам:
- культура речи,
- умение слушать, умение выделить главное,
- умение планировать,
- умение ставить задачи,
- самоконтроль,
- воля,
- выдержка,
- самооценка,
- мотивация,
- социальная адаптация.
Итоги диагностики педагог заносит в информационную карту «Определение уровня развития личностных качеств обучающихся»
Формами контроля являются:
- педагогическое наблюдение,
- выполнение практических заданий педагога,
- анализ на каждом занятии педагогом и обучающимися качества выполнения работ и приобретенных навыков общения,
- устный и письменный опрос,
- выполнение тестовых заданий,
- зачет,
- контрольная работа,
- конкурс,
- концерт,
- соревнование,
- презентация проектов,
- анализ участия коллектива и каждого обучающегося в мероприятиях.
Формы фиксации результатов:
- Информационная карта «Самоанализ освоения программы»;
- информационная карта «Уровень освоения программы»;
- карта учета достижений обучающихся
- анкета для обучающихся и родителей «Отношение родительской общественности к качеству образовательных услуг и степень удовлетворенности образовательным процессом в объединении»;
- анкета для обучающихся «Изучение интереса к занятиям у обучающихся объединения»;
- бланки тестовых заданий по темам программы;
- фотографии участия коллектива в соревнованиях, конкурсах, акциях.
Условия реализации программы.
Для организации работы по программе требуется помещение, в котором достаточно места для того, чтобы организовать круг и индивидуальные рабочие места за партами. Помещение для занятий должно быть достаточно просторным для проведения подвижных техник, стулья в помещении должны быть легко перемещаемыми. Помещение не должно быть проходным и просматриваемым для посторонних. Оптимальным является вариант, если в помещении есть возможность сидеть и работать на полу. В помещении должна быть возможность крепить ватман к стенам или доске, а также возможность использовать аудио-, видео- и мультимедийное оборудование. Для большинства занятий необходимы такие материалы, как цветные карандаши, ручки, бумага, скотч, ножницы. Помещение должно быть оборудовано доской.
Методическое и дидактическое обеспечение программы
Методическое обеспечение образовательной программы осуществляется через накопление методического и дидактического материалов, обобщение педагогического опыта и разработки учебно - методических пособий, рекомендаций по практическому внедрению новых технологий в учебную деятельность.
Реализация программы будет более эффективной при осуществлении следующих педагогических условий:
- Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков;
- сочетание групповых занятий с индивидуальным подходом к ребенку; индивидуальный подход к каждому обучающемуся осуществляется с учетом его способностей, интересов и возрастных возможностей;
- создана особая, благоприятная атмосфера на занятиях;
- содержание занятий соответствует индивидуальным и возрастным особенностям обучающихся;
- связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ выполнения гимнастических упражнений;
- обучение происходит в теоретической и практической формах;
- необходимо помнить: ребенок, отстающий сегодня, может догнать и перегнать других уже в ближайшем будущем;
Список литературы
Для педагогов:
- Рожков, М.А. Развитие самоуправления в детских коллективах: методическое пособие / М.И. Рожков.- М.: Гуманитарный издательский центр «ВАДОС», 2002.
- Воловик, А.Ф. Педагогика досуга / А.Ф.Воловик, В.А. Воловик.- М.: Издательство «Флинта» Московского психолого-социального института, 1998.
- Степанов, С.Е. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания: методические рекомендации./ С.Е. Степанов, Л.М. Лузина.- М.: Творческий центр «Сфера», 2002.
- Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / под. ред. Е.Н. Степанова.- М.: Творческий центр «Сфера», 2001.
- Кульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина.- М.: Творческий центр «Учитель»; Ростов н/Д., 2000.
- Кипарис-7.Коллективно-творческие дела.-Мю: Педагогическое общество России, 2004.
7. Аптечка детских и молодёжных объединений.
(выпущено при поддержке Министерства экономического развития РФ), г. Оренбург август 2012
Для обучающихся:
- Азарова, Т.В, Битянова М.Р., Барчук О.И. «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками", издательство «Питер», 2011.
- Баева, И.А. «Психология в понятиях, образах, переживаниях», М., издательство «Центр гуманитарного образования», 1996.
- Батаршев, А.В. «Темперамент и характер: Психологическая диагностика», М., издательство «Владос Пресс», 2001.
- Белинская, Е.П. «Как стать лидером», М., издательство "АСТ, Астрель", 2000.
- Бернс Девид. «Ругаться нельзя мириться», издательство «Эксмо-Пресс», 2017.
- Битянова, Н.Р. "Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников", издательство «Питер», 2009.
- Вагапова , Д.Х. «Риторика в интеллектуальных играх и тренингах», М., издательство «Цитадель», 1999.
- Волков, Б.С. «Психология подростка», М., издательство «Педагогическое общество России», 2002.
- Зимбардо, Ф. «Как побороть застенчивость», издательство «Альпина Паблишер», 2015.
- Коломинский, Я.В. «Основы психологии», издательство АСТ, 2010.
- Ликсон, Ч. «Конфликт. Семь шагов к миру», С-Пб., издательство «Питер», 1997.
- Пиз, А., Пиз, Б. «Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам», издательство «Эксмо-Пресс, 2017.
- Сидоренко, Е.В. «Тренинг влияния и противостояния влиянию», издательство «АСТ», 2017.
- Фопель, К. "Как научить детей сотрудничать?", М., издательство «Генезис», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогическая направленности "Страноведение"
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности "Страноведение" направлена углубление знания учащихся в языке и расширении их знаний в области ге...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "ОСНОВЫ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"
Рабочая программа по английскому языку для детей 5-7 лет, главной целью которой является обучение элементарным навыкам общения на английском языке, расширение английского словарного запаса. Прогр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Данная программа направлена на обучение коммуникативным навыкам (говорение, письмо, чтение аудирование ) на английском языке , расширение английского словарного запаса с учётом возможностей и пот...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа
Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путь к успеху» (программа подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку)
Данная программа былы разработана для подготовки учащихся 7-8 классов к ВОШ по английскому языку...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...