Развитие интереса к чтению на уроках
статья

     Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. Как подчеркивал В.А.Сухомлинский: «Чтение, как источник духовного обогащения, не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Возраст 7-9 лет считается периодом читательского роста и развития: промежуток от слушателей, наблюдателей к читателю, – идет моментальное развитие эмоциональной среды, которые  можно назвать чувственным интеллектом. Вот почему ученики младших классов находят чтение интересным, с сильными эмоциональными переживаниями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv_interesa_k_chteniyu.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   Любовь Павловна Березкина,

                                                                                   учитель английского языка

                                                                                   МБОУ «Томторская СОШ            

                                                                                            им.Н.М.Заболоцкого»,

                                                                                    Оймяконский улус РС(Я)

                                 Развитие интереса к чтению на уроках

     Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. Как подчеркивал В.А.Сухомлинский: «Чтение, как источник духовного обогащения, не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Возраст 7-9 лет считается периодом читательского роста и развития: промежуток от слушателей, наблюдателей к читателю, – идет моментальное развитие эмоциональной среды, которые  можно назвать чувственным интеллектом. Вот почему ученики младших классов находят чтение интересным, с сильными эмоциональными переживаниями.

Интерес к чтению у младших школьников проявляется в положительной эмоционального прогресса, в познавательной активности. Если у школьников имеются эти два признака, то можно считать, что у них есть тот или иной интерес. Особенности читателей младшего школьного возраста при подготовке к уроку:

1. Младший школьник изначально начинает проявлять свое отношение к книге эмоционально. Детские переживания, которые связаны с прочтением текста, имеют большое значение . В. Г. Белинский говорил, что самое важное в процессе чтения, чтобы обучающиеся, как можно больше чувствовали, сопереживали.

2. В. Г. Белинский отмечал, что поэзия слова влияет на детей, как

музыкальное произведение, идет прямо через сердце, минуя голову.

3. Еще одна особенность читателей младшего школьного возраста –

торжественно признать художественный правдивый мир. Это отмечается в отношении к действующему лицу, как к живому, реальному.  

4. Нужно обратить внимание на наличие у младших школьников

отзывчивости к слову и к художественной детали.

   Вышеперечисленные качества восприятия  младших  школьников и являются для педагога основой в процессе развития у них интереса к литературному произведению.Литературное чтение формирует общеучебный  навык чтения и умение работать с текстом, рождает интерес к чтению художественной литературы и содействует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному интеллектуальному и эстетическому воспитанию. На занятии учитель дает понять детям, что чтение – это разговор, диалог читателя и автора. Имеющая особенность восприятия младших школьников как эмоционального отзыва на текст является началом возникновения интересного процесса – процесса сотворчества автора и читателя.  Вся закономерность заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был в правильном направлении.  В психолого-педагогической литературе имеются два определения детского чтения. В узком содержании слова – интерес к чтению, т. е. влечение и потребность возобновления смысла авторской речи в письменной форме. В широком содержании – это читательский интерес, т. е. деятельное отношение читателя к жизненному опыту, который заключается в книгах, и к своему таланту самостоятельно читать из книг.

   Интеллектуальными и полезными считаются такие средства, как связь с жизненными обстоятельствами; практическое применение знаний, формы игр,  работа в группе и в парах,  уроки в нетрадиционной форме, с критическим мышлением, создание ситуаций успеха. Преподаватель должен знать приёмы стимулирования интереса к чтению и заинтересовать учеников читать самостоятельно,  опираясь на чтение по желанию, учитывать интересы и склонности, поддерживать соперничество, признавать успех.

   Учитель, который организует процесс обучения детей чтению-общению, помогает каждому ребёнку в меру его индивидуальных задатков и возможностей «учить самого себя учиться читать». Но ориентироваться надо на формирование у всех детей стремления всегда слушать и слышать собеседника-книгу. Только это умение даст возможность выделить из мира книг круг книг-собеседников для себя, т.е. тех, в ком читатель нуждается . С точки зрения современной науки о формировании читателя, основное качество процесса чтения – это формирование читательской самостоятельности, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращение к книгам. Для методически грамотного обучения чтению детей надо использовать интерес, как силу развития всех этапов формирования читательской самостоятельности.

    Процесс приобщения учащихся к чтению, воспитание квалифицированного читателя - это двусторонний процесс.

С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении.

Интерес к чтению имеет три группы основных качеств:

1. Эмоционально-ценностное отношение к книге.

2. Уровень читательской самостоятельности.

3. Читательский кругозор.

   Как писал  великий педагог  В.А. Сухомлинский , «чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – научимся мыслить! Научимся мыслить – станем успешными и в обучении, и в жизни.

  Читающий человек – культурный, социально защищённый, культурная

личность – залог устойчивости общества, где он сам является участником

этого общества .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа школьной библиотеки по развитию интереса к чтению обучающихся.

Привитие интереса к чтению  путем библиотечного обслуживания...

Развитие интереса к чтению

Развитие интереса к чтению -одно из условий становления личности...

Развитие интереса к чтению на уроках географии.

В работе приведены примеры заданий с использованием художественной литературы....

Мастер - класс " Нетрадиционный урок как средство развития интереса к чтению у учащихся"

Мастер - класс знакомит с нетрадиционными приёмами работы на уроке чтения в коррекционной школе VIII вида по теме "Х.-К. Андерсент. "Снежная королева"....

«Система работы по развитию интереса к чтению на уроках литературы и во внеурочное время.Экскурсии по литературным местам»

Описание опыта работы учителя "Система работы по развитию интереса к чтению на уроках литературы и во внеурочное время. Экскурсии по литературным местам"...

Статья коллектива авторов: Богайцева М.В., Магир Т.В. Использование интерпретаций литературного произведения как средство развития интереса к чтению и форма работы с непрочитанным текстом на уроке

Среди особых проблем современной методики преподавания литературы стоит вопрос работы с непрочитанным текстом. К сожалению, все чаще учителя сталкиваются с ситуацией незнакомства учеников с изучаемым ...