Развитие интереса к чтению на уроках географии.
методическая разработка по географии на тему
В работе приведены примеры заданий с использованием художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_interesa_k_chteniyu_na_urokakh_geografii.docx | 533.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Муниципального образования город Саратов
Администрация Ленинского района отдел образования
РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ
НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Выполнила
учитель географии
МОУ «ООШ №57»
Лункина Елена Викторовна
Саратов 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Работа с учебником географии 4
1.1. Теоретические основы работы с учебником 4
1.2. Приемы работы с учебником из личного опыта 6
Глава 2. Использование художественной литературы на уроках
географии в целях развития у школьников интереса к чтению 9
Заключение 12
Список используемых источников 13
Приложение 14
Введение
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
/Д. Дидро/
«Как хорошо уметь читать!» Можно немного перефразировать эту известную с детства крылатую фразу и добавить: «Как хорошо любить читать!» Действительно, книга — это лучший собеседник, учитель того, кто желает и умеет с ней работать. Человек, не узнавший, не понявший радости общения с книгой, ограничивает себя легкодоступной, но не всегда правильной информацией.
К сожалению, в век современных скоростей и компьютерных технологий чтение перестает быть популярным занятием, особенно в молодежной среде. Только 17% моих учеников предпочитают чтение книг в свободное время, так показали данные анкетирования в рамках одного из проводимых проектов.
Говорить о чтении книг принято больше на уроках литературы. Но и учитель географии, вооружая учеников знаниями, умениями, навыками, старается привить детям не только географическую, но и общечеловеческую культуру. Воспитать эстетически грамотных людей, научить любить, ценить и понимать окружающий мир, быть всесторонне развитыми личностями.
На мой взгляд, проблема потери интереса к чтению среди подрастающего поколения является очень актуальной в современном обществе, поэтому цель моей работы – рассмотреть методы и приемы, применяемые на уроках географии, способствующие развитию навыков вдумчивого, разумного чтения, которые, возможно, помогут моим ученикам полюбить читать книги.
«Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная – от грубости и пошлости» - эти слова принадлежат Н.Г.Чернышевскому. В данной работе рассматриваю примеры учебной деятельности на своих уроках, с применением, как учебника географии, так и художественной литературы.
Глава 1. Работа с учебником географии.
1.1. Теоретические основы работы с учебником.
Хорошо известно, что книга – источник знаний, а в образовательном процессе из всех печатных средств, главную роль отводят учебнику. Он в значительной мере определяет объем и глубину подлежащих усвоению знаний, задает темп продвижения учащихся от незнания к знанию./8/
С тех пор как в школах появились книги, работа с ними стала одним из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода — возможность для ученика многократно читать учебный материал в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. При использовании специально разработанных, так называемых программированных учебников эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний, умений. /8/
Хотелось бы обратить внимание на три основных аспекта при организации работы с текстом учебника:
• гуманитарный аспект – понимание текста – понимание мира, познание мира;
• дидактический аспект – формирование умений работать с информацией;
• развивающий аспект – развитие мыслительных операций на основе осмысленного восприятия и манипуляций с текстом./6/
Нередко бывает, что ученик не выучивает домашние уроки, отстаёт только потому, что не умеет работать над учебником. Предоставленный самому себе, он механически читает книгу, плохо понимает. Такое чтение не может ему привить навыки и любовь к чтению. Оно в нём вызывает скуку. Постепенно у него образуется отвращение к книге, к чтению. Он забрасывает учебник, не выполняет домашних заданий. Из-за этого ему трудно усваивать и то, что преподается в классе. Так ученик попадает в число «неуспевающих». Поэтому важно своевременно помочь ребёнку и научить его, как самостоятельно работать, как читать книгу, как выполнять задания, предложенные в тексте параграфа. /1/
При обучении работе с книгой опытные педагоги, прежде всего, добиваются, чтобы школьники внимательно читали текст, понимали его смысл (а не заучивали дословно) при пересказе. Для этого детям предлагаются задания: найдите в учебнике определение изучаемого понятия; объяснение изучаемого явления; ответы на вопросы, стоящие в конце параграфа. Осмыслить, прочно усвоить текст учебника помогает также составление плана параграфа, составление по тексту таблиц, схем. Ученики, овладевшие приемами работы с книгой, выполняют более сложные задания: самостоятельно изучают материал по учебнику, пишут доклады, рефераты к семинарам, конференциям./8/
Существует несколько приемов самостоятельной работы с печатными источниками:
- - Конспектирование — краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.
- - Составление плана текста. Он может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.
- - Тезирование — краткое изложение основных мыслей прочитанного текста.
- - Цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).
- - Аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.
- -Рецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному.
- - Составление справки — сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т.д.
- - Составление формально-логической модели — словесно-схематического изображения прочитанного.
- - Составление тематического тезауруса — упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.
- - Составление матрицы идей — сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов./9/
На своих уроках я стараюсь применять перечисленные приемы. В следующей главе остановлюсь подробнее на формах работы из личной практики.
1.2. Приемы работы с учебником географии из личного опыта.
Работая над данной темой, было интересно узнать, насколько значим учебник географии в деятельности моих учеников. Был проведен небольшой социологический опрос среди учащихся 6-9 классов МОУ «ООШ №57». Всего было опрошено 54 человека. Данные получились следующие:
- Постоянно используют учебник географии при подготовке домашнего задания 48% опрошенных, иногда – 46%, никогда – 6%.
- Работают с учебником географии и в классе и дома 86%, только в классе – 7%, только дома – 7%.
- Считают, что учебник необходим при изучении данного предмета – 65%, думают, что достаточно только объяснения учителя – 35%.
- Выполняют самостоятельно все задания, предложенные в тексте параграфа, и работают со всеми схемами и наглядностями только 15% учащихся, 55% осуществляют данную деятельность только по заданию педагога, а 30% - не считают нужным вообще обращать внимание на дополнительную информацию в учебнике, кроме самого текста.
- Время на подготовку домашнего задания по географии с использованием учебника составляет в среднем от 10 до 30 минут.
- Большинство учащихся считают, что учебник необходим, т.к. он дополняет учителя и содержит важную информацию.
В целом полученные данные не кажутся очень пугающими, но все же показывают далеко не стопроцентную заинтересованность учащихся в чтении и работе с учебником географии.
Стараюсь применять на своих уроках разнообразные приемы, которые будут способствовать развитию интереса у учеников к чтению, причем осознанному, продуктивному, но не скучному.
1. «Заметки на полях» (система маркировки текста)
Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения (работа выполняется простым карандашом). Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
«+» - знаком плюс помечается то, что им уже известно;
«-» - знаком минус помечается то, что противоречит их представлениям;
«!» - восклицательным знаком помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
«?» - вопросительный знак ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подробнее.
Каждый учитель может составить свою систему маркировки текста, наиболее понятную и приемлемую на его взгляд при работе.
2. Составление презентации к тексту параграфа, на мой взгляд, очень интересная форма деятельности для учащихся. Это домашняя работа, она может выполняться в группах или индивидуально. Детям дается алгоритм действия:
- Знакомство с материалом учебника (внимательное чтение текста параграфа).
- Составление подробного плана по данному тексту (выделение главного).
- Выписать основные понятия и определения, данные в параграфе.
- Выделение (формулирование) текста, который будет представлен на слайде.
- Продумывание последовательности слайдов презентации.
- Состав эскиза будущей презентации.
- Оформление презентации.
3. С точки зрения дифференцированного подхода в обучении учебник помогает мне провести опрос и слабых и сильных учащихся.
При проверке домашнего задания слабому ученику дается карточка с вопросом, ответ на который предложено найти в тексте параграфа. Издательство «Дрофа» предлагает аналогичные карточки - задания по всем курсам географии, но в своей работе составляю карточки самостоятельно.
Для сильных учеников при изучении нового материала, предлагаются задания на нахождение в тексте параграфа причинно-следственных связей.
4. Игра «Неиспорченный телефон» может разнообразить и оживить урок. Успешно применяется при изучении тем, где присутствует описание объекта или явления (например, природной зоны или страны в 7 классе). Трое учащихся выходят за дверь. Класс внимательно читает абзац изучаемого параграфа. Затем, один из учащихся класса, играет роль телефона – передает прочитанную информацию первому вошедшему ученику. Задача слушателя как можно точнее запомнить рассказ и затем передать его следующему вошедшему.
5. Взаимоопрос. Этот методический прием применяется в парах: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном.
6. Составление таблиц на основе читаемого материала. Есть темы, которые уже традиционно в моей практике рассматриваются с помощью составления таблиц. Работа идет с использованием текста учебника, карт атласа и дополнительных источников информации.
Например: «Как люди открывали и изучали Землю» (7 класс), «Лоция океанов» (7 класс), «Природные зоны материков» (7 класс), «Сравнительная характеристика видов транспорта» (9 класс), «Характеристика типов электростанций» (9 класс) и др.
7. В учебниках 8-9 класса «География России» ( авторы В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе) представлен интересный и важный материал в виде дополнительного текста, отделенного от основного линейками. К сожалению, часто учащиеся просто пропускают эту информацию. Поэтому при составлении проверочных тестов, стараюсь обязательно включать вопросы на знание дополнительного текста параграфа.
Учебник географии – важная книга для ученика, он является проводником в мир науки. Правильное, осмысленное чтение текста учебника способствует развитию интереса к чтению. Но, думаю, что еще очень важный прием, позволяющий успешно решать поставленную задачу – это применение на уроках географии художественной литературы, как прозы, так и поэзии.
Глава 2. Использование художественной литературы на уроках
географии в целях развития у школьников интереса к чтению.
География – это наука романтиков и мечтателей! Кто из нас не мечтал о дальних удивительных путешествиях и приключениях, читая романы известных писателей? Но, к большому всеобщему сожалению современные школьники редко засиживаются за чтением художественной литературы. Когда на уроке я спрашиваю у ребят, кто читал книгу «Дети Капитана Гранта» и вижу только одну поднятую руку, мне становится очень обидно за них. Здесь нельзя не согласиться с О.В.Крыловой, в том, что если ребенок в детстве не прочитает: Ж.Верна, М.Рида, М.Пришвина, К.Паустовского, то он, скорее всего, не прочитает их никогда, потому что юность откроет перед ним другие книги./7/
Недавно, на уроке в 9 классе, говоря о рекреационных ресурсах России, я столкнулась с тем, что 90% подростков ни разу не выезжали за пределы Саратовской области. Естественно, что большинство из них имеет достаточно абстрактное представление о многих географических объектах, явлениях, процессах, даже таких, казалось бы, простых, как море, озеро, горы. Конечно, существует масса форм и приемов, с помощью которых можно раскрыть любое географическое понятие. Одним из них является прием художественного описания, который я применяю. В литературных произведениях содержатся превосходные описания явлений природы, той или иной территории, изучаемых объектов, т. е. художественное слово выступает как средство формирования географических знаний.
Стихи, звучащие на уроке географии, повышают интерес, воспитывают эстетически, вызывают эмоциональную реакцию. Как обойтись при изучении тем начального курса в 6 классе без чарующих строк Н.А. Некрасова о реке Волге; стихи А.С.Пушкина помогут передать характер горной реки Терек; М.Ю. Лермонтов поэтично говорит о Кавказе, а в произведениях Ф.И.Тютчева так красиво описывается российская природа.
Поэзия мне помогает не только в формировании географических образов, но и при объяснении некоторых явлений природы. Например, тему «Луна. Фазы Луны» (природоведение 5 класс) дети легко усваивают с помощью стихотворения С.Михалкова «Отчего у Месяца нет платья?», а изучение процесса круговорота воды в природе проходит с помощью стихотворения И.Якимова «Круговорот».
Помня о том, что все дети любят что-то волшебное, стараюсь использовать на уроках легенды: о возникновении Японских островов, о Волге, о Байкале и его непокорной дочери Ангаре, о богатыре Енисее и другие. Вспомогательной, дополняющей частью урока являются народные загадки, пословицы, которые очень мудро передают суть некоторых явлений и процессов природы.
Художественные дополнения способствуют более точному созданию образа территории, расширяют кругозор детей. Как красиво описывает пещеры Г.Р. Хаггард в «Копях царя Соломона», как живо рисует грозу М.Твен в «Приключениях Тома Сойера», как захватывающе рассказывает А.Беляев о Саргассовом море в «Острове Погибших Кораблей». При изучении географии материков в 7 классе, обязательно обращаюсь к роману Ж. Верна «Дети капитана Гранта», к собранию сочинений М.Рида.
При выборе отрывков из художественной или научно-популярной литературы для использования на уроках к ним предъявляется также критерий «географичности» — предпочтение отдается тем описаниям, которые не только отличаются красочностью и художественностью, но также отражают географическую специфику изучаемой территории или явления./2/
Литературные произведения могут быть использованы на разных этапах урока: в качестве эпиграфа, на этапе проверки домашнего задания или закрепления изученного материала, для актуализации знаний учащихся.
Высокохудожественная проза и поэзия оказывает положительное эмоциональное воздействие на детей, создает положительный настрой, а так же обеспечивает и познавательную нагрузку./7/ С их помощью можно создавать логические упражнения (например, дать определения выделенным в стихотворении географическим терминам или выбрать объекты, относящиеся к изучаемой теме); использовать как форму проверки знаний (например, при проведении цифровых диктантов по темам «Атмосферные осадки», «Виды облаков», «Оболочки Земли», «Природные районы России» и т.д. ); формулировать проблемные задания и вопросы (с помощью стихов Р.Рождественского при изучении демографической проблемы мира, проблем Байкала).
Конечно, метод художественного описания не является новым. Многие мои коллеги с удовольствием применяют его, а кто-то даже использует стихи собственного сочинения. Думаю, что у каждого учителя найдется своя копилка любимых литературных произведений, которые помогут сделать урок географии красочным, интересным и неповторимым.
Заключение
Считаю, что урок географии, так же как и любой другой школьный предмет, должен воспитывать у детей горячую потребность читать. Общеизвестно, что между количеством читаемых учениками книг и их успехами в учении существует прямая связь.
Методическое обучение учеников правильной работе с учебником научит их успешнее овладевать знаниями, разовьёт любовь и интерес к науке. Используя на своих уроках художественную литературу, верю, кто-то из моих учеников все-таки полюбит книги и будет зачитываться всемирно известными произведениями, с которыми он познакомился на уроках географии.
"Если ученику, скажем, восьмого класса, задано сегодня по учебнику 10 страниц материала - значит, он станет тружеником. Мыслителем лишь тогда, когда прочитает в этот день 20, 30, 40 страниц интересной научной книги, журнала - не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать, наконец, изумляться", так считал В.А. Сухомлинский, и с ним нельзя не согласиться.
Список используемых источников
Булыгина Л.Н. Приемы активизации познавательной деятельности при работе с текстом по географии. http://pedsovet.su/load/46-1-0-3511
Гизатулина О.И. Книга на уроках географии при изучении темы "Литосфера" Сборник статей научно-практического семинара "Методика преподавания темы "Литосфера и рельеф" doog@kalenikov.ru.
Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. – М., «Московский лицей» 1996
Камаева В.А. Использование художественной литературы на уроках географии в VIII классе. // География в школе. 1998. №1.
Кошевой В.А., Душина И.В. Мир Земли. Методические рекомендации. – М., «С – Инфо», 2000
Круглый стол «Как организовать работу с учебником на уроках географии» http://geo.metodist.ru
Крылова О.В. Интересный урок географии - М., «Просвещение», 1989.
Методика обучения географии в средней школе (Теоретические основы методики обучения географии) под ред. А.Е. Бибик и др. – М., «Просвещение», 1968
Особенности работы с учебником на уроках «Окружающий мир» по УМК Н.Ф. Виноградовой http://www.referat.ru/referats/view/2116
Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. – М., «Просвещение», 1983.
Россеев В.Ф. Стихи на уроках географии. // География в школе. 1996. № 6.
Удинцева С.П. Воспитание на уроках географии. //География в школе. 2001. №4.
Ульченко Л.С. Поэзия на уроках географии. // География в школе. 1997. №7.
Парамонова Т.А. Творческая работа учителя над формированием географических образов. Статья. http://geo.metodist
ПРИЛОЖЕНИЕ
из методической копилки учителя географии
МОУ «ООШ №57» Лункиной Е.В.
Цифровой диктант по теме «Облака. Виды облаков» (6 класс)
Выберите из предложенного списка тип облаков, о котором идет речь в литературном произведении:
а. слоистые б. кучевые в. кучево-дождевые г. перистые
1. Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты создавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем. (А.С. Пушкин)
2. Облака, облака, -
Кучерявые бока,
Облака кудрявые,
Целые, дырявые,
Легкие, воздушные –
Ветерку послушные… (С. Михалков)
3. « Выше этих облаков пересекала небо светлая рябь. От нее расходились прозрачные перья…это тоже облака, но такие высокие, что они уже состоят не из водяных паров, а из кристаллов льда. Перья неподвижно висели в холодной вышине». (К. Паустовский)
4. «В засыпанном снегом лесу по свету стало понятно, что солнце невидимкою борется с серыми, непросветными тучами…» (М.М. Пришвин)
5. Вот там, на заре растянулся
Причудливый хор облаков:
Все будто кровли, да сосны,
Да ряд золотых куполов. (А.А.Фет)
6. Было небо черно, от холодных овчин,
Все клубились они в беспорядке. (Р. Гамзатов)
7. «По небу, изголуба- темному, как будто исполинской кистью намешаны были широкие полосы из розового золота, изредка белели легкие и прозрачные облака…» (Н.В. Гоголь)
Цифровой диктант по теме «Атмосферные осадки» (6 класс)
Определите, какой вид атмосферных осадков описан в литературном отрывке (дождь, снег, туман, град, иней, роса):
1. Огородные грядки были посыпаны густой солью мороза. (К. Паустовский)
2. Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на помехи в траве видны алмазы. (Л.Н. Толстой)
3. Грянул гром неожиданно, наобум –
Яростный удар и гул протяжный,
А потом пронесся легкий шум,
Торопливый. Радостный и влажный. (С.Я. Маршак)
4. Плохо только что бывает
Вдруг такая ерунда:
Облако вокруг летает,
А потом возьмет, растает,
Не оставит и следа!
Я не верою чудесам,
Но такое видел сам! (С. Михалков)
5. Вокруг белеющих прудов
Кусты в пушистых полушубках.
И поволока проводов
Таится в белоснежных трубках. (С.Я. Маршак)
Задание к теме «Географические координаты» (6 класс)
«7 июня 1862 годы трехмачтовое судно «Британия», из порта Глазго, затонуло у берегов Патагонии в южном полушарии. Два матроса и капитан Грант попытаются достичь берега, где окажутся в плену у жестоких индейцев. Они бросили этот документ под ……. градусами долготы и 37°11 широты. Окажите им помощь или они погибнут» ( Ж.Верн «Дети капитана Гранта»)
Вопросы:
- Запишите полностью указанную широту точки (37°11 ю.ш.).
- Как вы думаете, к чему привело отсутствие данных о долготе точки?
- Покажите параллель, по которой совершалось путешествие.
Задание к теме «Гидросфера».
1. Какой известный процесс описан в стихотворении И. Якимова? Покажите на географической карте все объекты, названные в тексте.
Чтобы не быть с географией в споре –
Волга впадает в Каспийское море,
Но трудно на свете прожить одиноко,
И воды из Волги, текут в Ориноко.
Хоть в это поверить не очень легко,
Но Волги вода есть в реке Лимпопо.
Волги Вода и в Байкале, и в Ниле,
И в Танганьике, и в нашей квартире,
Но чтобы не быть с географией в споре –
Волга впадает в Каспийское море!
2. Как сладость надежды,
Нам влага его дорога.
Как амбра, смуглы
И душисты его берега.
Пусть мутен и глинист –
Он райские реки затмил,
Святой Половодный
Извечный кормилец наш « Нил». (Ахмет Шауки «Нил»)
Вопросы:
1. К бассейну, какого океана относится Нил?
2.Какое значение имеет разлив Нила для Египта?
3.Каковы особенности течения реки?
Задания к теме «Реки России» (8 класс)
1. Расступись, о, старец – море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков…
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял,
И валунов им, на славу,
Стадо целое пригнал. (Лермонтов М.Ю. «Дары Терека»).
Вопросы.
1.Каковы источники питания горных рек? 2.Что такое твердый сток?
3.Откуда берутся огромные скопления льда высоко в горах?
4.Чем отличается работа горной реки от работы равнинной реки?
2. О, как ты сердцу дорога,
Текущая сквозь годы!
Возвышенные берега.
Взволнованные воды.
Волна, безбрежно широка,
Несешь бессонно груды,
Как бы в грядущие века
Распахивая шлюзы. (Белинский Я. «Слово о Волге»).
Вопросы:
1.В бассейне, какой большой реки расположена наша местность?
2.Какое питание имеет это река?
3.Как человек использует воду реки?
4.Назовите источники загрязнения реки.
3. «Чуден Днепр при тихой погоде.
Спокойно и плавно катит
Он чистые воды. (Гоголь Н.В.)
Вопрос: определите характер течения реки, чем он объясняется?
4. Меж горных стен несется Терек,
Волнами точит дикий берег,
Клокочет вкруг огромных скал,
То здесь, то там дорогу роет,
Как зверь живой, ревет и воет –
И вдруг утих и смирен стал. (А.С.Пушкин)
Вопрос: определите характер описываемой реки, покажите по карте России реки данного характера.
Задание к теме «Горы суши» (6 класс)
Прослушайте внимательно стихотворение назовите термины, которые относятся к понятию горная страна.
Горы.
Там детство рек, трамплин обвалов
Приют далеких облаков.
Там в лед закованы вершины
И синеватый блеск снегов.
Оттуда в узкие долины
Прохлада льется, как река.
Там гордо светят исполины,
Как маяки издалека.
Высоко царство снежных барсов,
Отвесных троп, орлиных скал…
Я с юностью своей расстался,
Когда ушел за перевал.
Да, перевал. Осталась юность,
Как эти горы позади.
И я спускаюсь вниз, сутулясь,
По невозвратному пути.
Постановка проблемного вопроса с помощью стихотворения Р.Рождественского при изучении темы «Глобальные проблемы» или «Население. Демографический кризис»
До сегодняшней нашей Земли,
До ее снегов и метелей,
Динозавры не доползли,
Птеродактили не долетели.
Это личная их беда,
За нее никто не в ответе,
Заблудились, пошли не туда,
Смерть нашли в тупиковой ветви…
Древо жизни вокруг шелестит:
Ветвь направо и ветвь налево,
«Человек разумный» сидит
На вершине этого древа.
А над ним проносится век:
Повороты, круговороты,
Так неужто и ты, человек,
Тупиковая ветвь природы?
Художественное описание географических объектов и явлений природы.
Саргассово море. (А. Беляев «Остров Погибших Кораблей»)
« …Мы попали в область Саргассова моря, таинственного моря, которое расположено западнее Корво – одного из Азорских островов. Это море занимает площадь в шесть раз больше Германии. Оно все сплошь покрыто густым ковром водорослей. «Водоросль» - по-испански – «саргасса», отсюда и название моря.
Посмотрите на океан! - Все оглянулись и были поражены: поверхность океана лежала перед ними неподвижной, как стоячий пруд. Ни малейшей волны, движения, плеска. Первые лучи восходящего солнца осветили это странное застывшее море, которое походило на сплошной ковер зеленовато-бледных водорослей».
Пещеры. (Г.Х. Хаггард «Копи царя Соломона»)
«По всей длине пещеры рядами стояли гигантские колонны, которые казались сделанными изо льда. Невозможно передать потрясающую красоту и величие этих колонн. Некоторые из них были не менее 20 футов в диаметре у основания, и их грациозные и вместе с тем изящные контуры уходили вверх прямо к далекому своду. Другие колонны были еще в процессе формирования…, а высоко вверху смутно вырисовывались острия огромных сосулек, свисавших со свода».
Амазония. (М. Рид «Водяная пустыня»)
«Затопленный во время наводнения лес выдел каждый – в этом нет ничего необычного. Через некоторое время вода спадает, и земля высыхает. Но затопленные леса в Южной Америке – совсем другое дело. Здесь оказываются под водой сравнительно небольшие пространства твердой земли, поросшей или не поросшей лесом. Гапо представляет из себя громадный водяной бассейн, со дна которого поднимаются вековые деревья. Наводнение продолжается не днями и неделями, а в течении нескольких месяцев, годов, а в некоторых местах вода никогда не спадает. Затопленный лес плохо исследован. Здесь нередки туманы, бури и грозы. Волны заливают лодку, бросают ее как щепку и разбивают о стволы гигантских деревьев. Немало людей гибнет в гапо в такую погоду…».
Приложение
Например, изучая тему «Природные зоны Африки», формируя представление о влажном экваториальном лесе:
Африка, Африка – материк чудес,
В Африке, в Африке есть чудо – лес.
В этом лесу невиданном – красота,
Днём и ночью там темнота,
И зимой и летом в нём теплота,
И мартышкам здесь лепота.
Крупный хищник там есть леопард,
И похож на него очень гепард.
А гориллы уж так вопят,
Что не будешь бананам рад.
И хотя в том лесу красота,
Не хотела бы в нём жить никогда [3].
«Австралия» Геннадий Усов
Австралия – страна наоборот,
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами;
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье,
Спасает юг от северной жары.
Столица не имеет населенья.
Австралия – страна наоборот.
Её исток – на лондонском причале:
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия – страна наоборот [26].
Можно задать детям в качестве домашнего задания написать стихотворение:
«Австралия» О. Баранова
Австралия, Австралия, прекрасный материк,
Он многим очень нравится, хотя и невелик.
Растения, животные там редкие живут:
Бутылочное дерево, ехидна, кенгуру.
Акация зонтичная, коала, лирохвост,
А также страус эму и даже утконос.
Австралия прекрасна, прекрасен материк.
Он всем, кто его видел,
Любить его велит [10].
После прослушивания стихотворения его содержание можно обсудить с детьми.
Лишнее
Причем, материал, содержащийся в учебнике, как и в учебных пособиях, одновременно должен отражать изложение подлинной науки, быть доступным соответствующим возрастам учащихся, учитывать их интересы, особенности их психических процессов — восприятия, мышления памяти; стимулировать потребности, волю школьников в познании их ответственность в процессе обучения. Систематическое изложение учебного материала в учебнике должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью. Только так учебник как дидактическое средство обучения и как источник самостоятельного добывания школьником знаний может возбуждать интерес ученика к знаниям и самому процессу познания, стимулировать у него потребность в самообразованииhttp
Учебник географии предназначается главным образом для самостоятельной работы учеников. Весьма разнообразны виды такой работы: 1) Главным из них является самостоятельное чтение учениками дома статей из учебника на темы, содержание которых учитель объяснил в классе. Потом ученик должен рас сказать своими словами содержание прочитанной статьи.
Это ставит перед учителем задачу не только научить учеников осмысленно и продуктивно читать, но и правильно готовиться к пересказу прочитанного. Нужно научить учеников готовиться по учебнику последовательно, сжато пересказывать самое важное из прочитанного текста. Большую помощь в этом деле может ока зать составление плана. Сначала учитель составляет и записы вает на классной доске, а ученики в свои тетради план содержа ния заданной статьи. При работе над следующей статьёй весь класс под руководством учителя составит план пересказа её. Дома ученики читают её и готовятся к пересказу по этому плану.
Так, постепенно, они научатся самостоятельно составлять план и по нему готовиться и пересказывать материал. Тогда чтение приобретёт целенаправленность и будет более эффективно. Вместе с тем это является одним из важных способов развития логического мышления и поднятия культуры речи учеников. Необходимо довести до сознания учеников, что для глубокого пони мания и пересказа текста необходимо его прочитать несколько раз. При повторном чтении ученики должны вдумываться в со
держание статьи, сосредоточивать внимание на трудных местах и стараться хорошо понять и запомнить наиболее важное.
Для иллюстративных рассказов особенно большое значение имеет красочность и образность изложения. Поэтому они составляются часто на основе художественной и научно-популярной литературы, личных впечатлений учителя, полученных им во время путешествий или просмотра кинокартины. По своей дидактической цели к иллюстративным рассказам близко примыкает использование на уроках красочных описаний из художественной и научно-популярной литературы. Чтобы иллюстративные рассказы или отрывки из художественной и научно-популярной литературы выполняли образовательную и воспитательную функции, они должны удовлетворять такому специально географическому требованию, как типичность объектов и явлений, отобранных для описания. Опыт работы показывает, что ярко поданный материал прочно запечатлевается в сознании учащихся.
2.4.3 Фольклор на уроке географии Пословицы и поговорки. легенды
Мир народных загадок удивителен, ведь предметом народной поэзии становился любой объект или явление окружающей жизни. Пословицы чутко улавливают своеобразие природы, быта и жизненного уклада народа.
Природные условия территории всегда имели большое значение для проживающего на ней населения, часто являлись основой происхождения национальных обычаев, особенностей быта (типов жилищ, видов одежды, способов и средств передвижения) и занятий населения. И в ряде пословиц и поговорок их житейский, практический смысл оказывается передан посредством описания характерных черт природы конкретной территории, что и позволяет привлечь их на отдельных уроках географии.
В курсе географии материков учащиеся неоднократно встречаются с характеристикой влажных экваториальных лесов: при изучении Африки говорят о гилеях. Южной Америки – о сельве и, наконец, при изучении Евразии – о джунглях. К моменту окончания третьей четверти они в целом четко представляют себе природную зону влажных экваториальных лесов, что позволяет предложить иной взгляд на природу азиатских джунглей – глазами живущих там людей.
«Только пальмы не теряют листьев». (Индийская). «Лиана взбирается ввысь только благодаря деревьям». (Вьетнамская). «Дернешь лиану – взбудоражишь весь лес». (Вьетнамская).
В пословицах ярко отражена хозяйственная деятельность населения, и разумное включение их в рассказ учителя может заметно его обогатить. Так, пословицы монгольского народа прежде всего повествуют о скотоводстве: «Счастье мужчины – беспредельная степь». «Без травы нет скота, без скота нет пищи». «Из 360 занятий самое почетное – земледелие». (Китайская). «Прежде подумай о рисе – затем обо всем остальном»; «Все будет, коли рис есть». (Малайско-Индонезийские) [18].
Настоящая сокровищница мудрости – пословицы вьетнамского народа, и из всего их многообразия можно составить интересную для учителя географии подборку. Фольклор необычайно ярко показывает значение культуры риса для страны: «За одну чашку риса трижды обежишь поле». «Глубокая пахота – хороший рис». «Попасть, как мышь в кувшин с рисом». «При лишних деньгах рис гниет». «Рассыпал корзину риса – дополна ее не соберешь». «Рис молотить болен, ком молотить здоров» (ком – хрустящий жареный рис).
К числу наиболее сложных для усвоения тем в курсе географии материков и океанов справедливо относят изучение свойств и закономерностей географической оболочки. Безусловно, с помощью одних пословиц методическую задачу организации усвоения этой темы не решить, но их привлечение позволит учащимся уяснить практический смысл изучаемого, понять, что многие сложные законы развития природы были давно осознаны народами и свято соблюдались ими. Так, пословицы вполне ясно отражают понимание естественности и неотвратимости последовательной смены природных явлений, т. е. ритмичности процессов, происходящих в географической оболочке [18].
«После прилива всегда бывает отлив». (Японская).
«Солнце не навек скрывается за облаками». (Ассирийская).
«Ночью Солнце не появится вместо Луны». (Азербайджанская).
«В полночь день не загорается». (Осетинская).
Также издавна были осознаны целостность, взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов и явлений природы.
«Не будет воды, не будет и травы». (Таджикская).
«На небе нет туч – не пойдет дождь». (Китайская).
«Роса не дождь, но тоже полезна». (Грузинская).
«Малые ветры, собравшись воедино, образуют тайфун». (Вьетнамская).
«Океан не пренебрегает и малыми речками». (Японская).
Даже наиболее сложную для усвоения географическую закономерность – круговорот веществ – можно проиллюстрировать несколькими пословицами:
«С ветром пришло и на ветер уйдет». (Русская) .
«И пыль может образовать горы». (Японская).
«И огромная гора из пылинок собралась». (Корейская).
«Даже море меняет место». (Осетинские).
Народные пословицы учат считаться с реальными возможностями влияния человека на природу: «Заря занимается без пения петуха» (Арабская) и с иронией отзываются о тех, кто не признает пределов такого влияния, а порой и вмешательства: «Солнечный диск решетом не закрыть» (Арабская); «Веером не защитить поля от солнца» (Китайская); «Ветры дуют не так, как хотят корабли» (Арабская). Пословицы проповедуют разумное отношение к природе: «И море разливной ложкой черпай», т.е. нет неиссякаемого в природе (Дагестанская).
Пословицы используются не как основная, а как вспомогательная, дополняющая, иллюстрирующая часть (однако чрезвычайно яркая и полезная) урока. Важно лишь научиться самому и научить ребят видеть в народных высказываниях объективную сторону влияния природной среды на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения [18].
Одной из наиболее распространенных форм привлечения на урок дополнительной литературы является использование ярких географических описаний объектов и явлений. Часто такие тщательно подобранные отрывки из научно-популярной литературы становятся уникальными комментариями к кадрам диафильма, диапозитивам, а то и основой учительского рассказа. Понять, почувствовать, наглядно представить себе изучаемое учащимся лучше всего помогают книги, со страниц которых звучат рассказы очевидцев, непосредственных свидетелей событий.
Учителю необходимо приучить детей использовать книжные иллюстрации и карты. Наблюдаются такие случаи, что тексты учебника прорабатываются учениками дома и в классе, а на иллюстрации и карты в книге не обращается внимания; учитель полагает, что ученики сами увидят их. Полагаться на это нельзя. При классном чтении учитель должен методически проработать иллюстрации: во-первых, связать их с соответственными местами текста, во-вторых, убедиться, как ученики воспринимают рисунок, спросить, что он изображает; если нужно, пояснить надпись и т. д. Затем нужно привить детям умение и навык находить упоминаемые в тексте географические объекты на карте в учебнике, а также и в атласе. В учебнике карты даются или внутри книги, или в виде приложения. Необходимо проверять умение ученика находить саму карту и на ней упоминаемый в тексте пункт.
При чтении в классе надо останавливаться на каждом
труднопонимаемом слове и вопросами убеждаться, что ученики правильно его восприняли: «Что это значит?», «Как это надо пони мать?», «Нельзя ли сказать по-другому?». Вопросы задаются тогда, когда ученик прочитал до точки. Если нужно, то учитель дополняет прочитанную статью не многими, но яркими и доходчивыми словами. Он может вопросами углубить понимание содержания, обобщить его и выделить научаются в процессе чтения географических статей использовать рисунки, схемы, планы, карты.
Каждый учитель-географ так или иначе привлекает на свой урок дополнительную литературу: часто стихийно, из числа недавно прочитанного самим, иногда "подвернувшуюся под руку". Бывает, что обращение к дополнительной литературе начинается и заканчивается принесением на урок ярких журналов с рекламными пейзажными фотографиями, приковывающими своей красочностью лишь на короткое время внимание ребят.
У большинства учителей процесс использования дополнительной литературы постепенно упорядочивается, год от года расширяется круг книг, без которых урок уже не обходится; становятся более совершенными и разнообразными формы их использования, и наступает момент, когда у учителя складывается отвечающая его индивидуальности система работы с книгой на уроке.
Итак, интерес обладает могучей силой, лучше всего усваивается то, что учащиеся считают интересным и важным. По возможности на уроках использую стихи, что вносит разнообразие в объяснение учебного материала и повышает интерес к уроку, воспитывает чувство прекрасного, любовь к поэзии, к своему Отечеству. Действительно, стихи могут нести очень большую информацию об описываемом объекте, об особенностях природы, богатствах той или иной территории. Поэтому стих не только прочитывается, а по нему ведется беседа, так как каждая его строчка несет определенную смысловую нагрузку, материал без особого труда запоминается учащимися и надолго сохраняется в памяти.
Учителя, преподающие физическую географию России, должны дать учащимся не только основные научные сведения, но и показать красоту природы нашей Родины, ее колоссальные богатства. Чтобы ярко представить природу родной страны и оживить деловой язык школьного учебника, надо обращаться к художественной литературе и живописи. Художественную литературу можно использовать на разных этапах урока. Так, изучая в 8 классе озеро Байкал, можно предложить детям послушать стихотворения об этом уникальном объекте природы, а также зачитать легенду о происхождении этого озера и о том, откуда произошло название «Байкал», после этого показать фильм «Байкал», где учащиеся могут еще раз убедиться в красоте и неповторимости этого водного объекта. Использование художественной литературы, видеофильмов, несомненно, активизирует внимание учащихся, положительно влияет на их эмоциональную сферу, воспитывает любовь и гордость к Отечеству.
А для этого по форме изложения он должен быть краток, лаконичен, содержать в себе необходимый материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, содержать в себе необходимый и достаточный объем фактического материала.
Необходимость учебника вызывается следующими обстоятельствами: во-первых, для массового ученика недостаточно однократного слушания объяснения учебного материала для того, чтобы он его хорошо усвоил. Необходимо несколько раз воспринять одно и то же знание для того, чтобы его понять во всех деталях и прочно закрепить в памяти. Учитель не имеет времени одно и то же объяснять по нескольку раз. Зато ученики могут, прослушав учителя, потом прочитать материал в учебнике любое число раз.
Во-вторых, пусть ученики хорошо усвоили материал со слов учителя. Всё-таки они со временем многое, если не всё, забудут. Необходимо время от времени освежать в памяти приобретённые знания. Это можно делать по учебнику.
Учебник вообще предназначается для учеников. Но он необходим и для учителя. Хотя учитель должен знать больше, чем содержится в учебнике, но всё-таки в его подготовке к уроку учебник играет большую роль.
В условиях, когда учитель имеет возможность выбора из большого числа учебников, приходится констатировать факт, что работа с учебником, учебным текстом не является формой учебной деятельности часто используемой на уроке, тогда как учебник – это средство обучения имеющееся у каждого ученика. Не пользоваться в полной мере этим наиболее доступным источником географической информации – это большой методический просчет!
Кроме того, важно, чтобы ученик видел перед глазами саму книгу. Живое ее видение не заменит ни выписки, ни отрывки, прочитанные наизусть или рассказанные по памяти. Важно показать ее, дать полистать на перемене, рассмотреть в ней картинки или фотографии, а потом с радостью увидеть на парте или портфеле книгу, ставшую непременным спутником школьного учебники географии.
Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно
Ф.Тютчев
Где Терек играет в свирепом веселье;
Играет и воет, как зверь молодой,
Завидевший пищу из клетки железной;
И бьется о берег в вражде бесполезной
И лижет утесы голодной волной...
Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады:
Теснят его грозно немые громады. А.Пушкин
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То, заплачет, как дитя А Пушкин
Вся земля сотряслась, туч метнулась гряда.
Сотрясенье земли унесло города…
Все оковы небес разомкнуться смогли.
Свел разгул сотрясенья суставы земли,
Сжал он бедную землю в такие тиски,
Что огромные скалы разбил на куски…
Низами
| Есть в мире много всяких рек, |
Анализ стихотворного текста (на материале стихотворения Ф.И. Тютчева “Как океан объемлет шар земной…”)
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь - и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.
То глас ее: он нудит нас и просит...
Уж в пристани волшебный ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса и активности на уроках географии
Для наиболее эффективной работы, возникновения у учащихся устойчивого интереса к предмету, улучшения качества урока и знаний возможно использование различных форм и методов обучения....
Методическая разработка " развитие познавательного интереса к предмету на уроках географии"
География - это единственный школьный предмет, который синтезирует знания из области естественных и общественных наук....
Мастер - класс " Нетрадиционный урок как средство развития интереса к чтению у учащихся"
Мастер - класс знакомит с нетрадиционными приёмами работы на уроке чтения в коррекционной школе VIII вида по теме "Х.-К. Андерсент. "Снежная королева"....
Методическая разработка на тему "Развитие познавательного интереса к предмету на уроках географии"
методическая разработка...
«Система работы по развитию интереса к чтению на уроках литературы и во внеурочное время.Экскурсии по литературным местам»
Описание опыта работы учителя "Система работы по развитию интереса к чтению на уроках литературы и во внеурочное время. Экскурсии по литературным местам"...
Развитие интереса к чтению на уроках
Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. Как подчеркивал В.А.Сухомлинский: &laqu...
Статья коллектива авторов: Богайцева М.В., Магир Т.В. Использование интерпретаций литературного произведения как средство развития интереса к чтению и форма работы с непрочитанным текстом на уроке
Среди особых проблем современной методики преподавания литературы стоит вопрос работы с непрочитанным текстом. К сожалению, все чаще учителя сталкиваются с ситуацией незнакомства учеников с изучаемым ...