Развитие интереса к чтению
проект по литературе по теме

Ульянова Мария Борисовна

Развитие интереса к чтению -одно из условий становления личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_razvitie_interesa_k_chteniyu.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное  казённое  образовательное  учреждение

                  Уралинская   основная  общеобразовательная   школа      

                            Омской области,   Большеуковского района

             

       Педагогический проект

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ

КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СТАНОВЛЕНИЯ

ДУХОВНОГО МИРА ШКОЛЬНИКОВ

Направление:  новое качество образования:содержание  и технологии.

                                                           Руководитель проекта:                                                      

                                                           Ульянова  Мария Борисовна  

                                                           учитель  русского  языка и литературы

                                                           МКОУ Уралинская ООШ                    

                                                           

   

                                                                   

 

         

                                              Уралы  -  2012

                                              Никогда   никакими силами вы не заставите            

                                                читателя  познать  мир через скуку.

                                                Читать должно быть интересно.

                                                                                                    А. Н. Толстой.

                                          Актуальность проекта  

Детское чтение сегодня – область, где существует и продолжает накапливаться множество проблем. Всё больше детей и подростков в России сегодня читает мало, либо читает иначе, т.е. не так, как хотели бы этого родители и педагоги.

 Актуальность заявленной проблемы чтения в том, что телевизор, компьютеры, развлечения постепенно вытесняют печатное слово. Такая тенденция прослеживается по всей стране. Различные исследования показывают, что основные читатели - школьники. И то в основном потому, что это требует образовательная программа. Но чем старше человек, тем реже он обращается к  книгам.
    При разработке проекта я  акцентировала  внимание на федеральную национальную программу, утвержденную  в 2007 году.  Когда  прочитала преамбулу данной программы, мне стало несколько страшно. В

пояснительной записке сказано, что мы катастрофически, особенно последние 20 - 30 лет, теряем читателя. Об этом свидетельствуют результаты очередного исследования PISA–2009. В исследовании приняли участие 65 стран мира. По оценке читательской грамотности российские учащиеся заняли лишь 41–43 места. Сегодня мы живем в какой-краховой, стрессовой ситуации, и читатель приобрел другое качество. Словом, наслаждение книгой постепенно уходит. Но за этим всем кроется воспитание не просто читателя, а человека культуры.  Чтобы вернуть интерес к чтению-размышлению, надо вернуть воспитание в общество и в школу. Премьер-министр нашей страны В.В. Путин считает, что, надо воспитать у молодого поколения «побуждение к работе души и совести», а применительно к данному проекту привить ребенку вкус к чтению, т.е. сделать лучший подарок, который  только можно ему сделать.

         Работая из года в год над развитием интереса к чтению на уроках литературы в нашей школе, вопросы  чтения оставляют желать лучшего. В связи с этим я провела своё  диагностическое исследование, чтобы обнаружить интерес к чтению. Результаты довольно печальные. Школьники не любят и не хотят читать.   В анкетировании принимало участие 20 человек. Из них на  вопрос  «Любят  ли они читать?»  5  человек (20 %) дали положительный ответ, 15 человек (75 %) ответили отрицательно. Большинство школьников – 12 человек (60%) посчитали, что

                                                                -2-

 художественные произведения могут повлиять на формирование их характера. Техника чтения  на среднем уровне. А ведь без скорости чтения школьники отстают при обучении предметов. Таким образом,  и  возникла необходимость реализации данного проекта.                                                        

   Цель проекта – пробудить у детей интерес к чтению, воспитать  читателя, который на основе классической литературы впитает в себя особенности русской души – патриотизм, гуманизм, духовность, ответственность за свою судьбу и судьбу Родины.

      Объект исследования - чтение  школьников.

      Предмет исследования - читательский интерес и его формирование.

    Гипотеза - целенаправленное развитие читательского интереса школьников приводит не только к увеличению объема чтения, но и к изменению его характера, а также способствует расширению круга познавательных интересов учащихся.

   Задачи проекта:

  1. Выявить  наличие или отсутствие  интереса  школьников к чтению.
  2. Создать условия для формирования активного читателя через развитие собственных творческих способностей ученика.
  3. Организовать работу школьников  по развитию  интереса  к чтению.

Методологической основой проекта  является системно-комплексный подход, позволяющий  рассматривать систему средств, методов и организационных форм развития читательского интереса в их совокупности.

Методы исследования:

-изучение и теоретический анализ литературы, связанной с проблемой исследования;

- анкетирование школьников;

-статистическая обработка и анализ данных, полученных в ходе исследований.

Научная новизна проекта  заключается в том, что выявлены система средств и методы мотивационного обеспечения читательских интересов.

Практическая значимость проекта  состоит  в том, что развитие потребности в чтении позволяет превращать учебный процесс в учебно-исследовательский с постоянными элементами развития культуры чтения.

                                                -3-

Концептуальные основания заявленной системы работы:      

       1. Перспективная  экспериментальная система  Ш. Амонашвили, которая, по словам Г. Щукиной, использует мощного союзника обучения — интерес.

      2. Алгоритм работы по методике А.Г. Ривина.
   
Принципы приобщения: добровольность, диалогичность, открытость, непрерывность.

              Этапы реализации проекта.

  1. Диагностический.
  2. Создание  условий  для  побуждения   детей  к чтению.
  3. Развитие  интереса  к чтению  учащихся школы через урочную и внеклассную деятельность.

                                     Анализ этапов

                         I этап.  Диагностический

     Сроки проведения:  I четверть  2011-2012 уч. г.

     Задачи: 

      - провести тестирование учащихся школы;

  • выявить наличие или отсутствие  интереса   школьников к чтению.

План действий:

  1. Тестирование учащихся школы  (Приложение № 1).
  2. Изучение экспериментальных систем  обучения чтению  по методикам  Ш. Амонашвили,  А.Г. Ривина; новую образовательную технологию (методику «Хорошее время читать»)  (Приложение № 2).
  3. Определение степени выраженности наличия или отсутствия интереса к чтению;
  4. Представление результатов диагностики.

                     (Приложение № 3)

   

  II этап. Создание условий для развития индивидуальности ученика

Сроки проведения:  ноябрь  2012г. – май  2012г

Задачи:

  1. Использование образовательных программ.
  2. Оборудование учебного кабинета и библиотек.
  3. Повышение квалификации учителя
  4.  Создание  психологически комфортной  обстановки  на уроках.

План реализации:

  1. Преподавание литературы   под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, предусматривающая     естественность подхода к  изучаемому

                                                        -4-

 произведению: произведение, автор, эпоха и  реализацию провоцируемой потребности в чтении.

  1. Мотивация  детей  к чтению через комфортные условия кабинета, школьной библиотеки.
  2. Использование лозунга «учиться всю жизнь» как способ работы по самообразованию по теме «Применение инновационных технологий обучения на уроках русского языка литературы».
  3.  Организация  процесса   изучения произведений так ,чтобы ученик мог испытать радость от общения с книгой, смог проявить себя как думающая, интеллектуально развитая и духовно богатая личность.. (использование  музыки , репродукций  картин и детских рисунков, ролевых и других  игр, любимых  детских книжек и т.п.).

III этап. Развитие  интереса  к чтению  учащихся школы.

Сроки проведения: ноябрь  2012г. – май  2012г

Задачи:

  • организация чтения  в классно-урочной системе  работы с детьми;
  • развитие читательской культуры   во внеурочное время.

План  реализации:

    1. Разделение форм  и методов работы   на урочные и внеурочные.

    2. Привитие интереса к чтению  на уроках русского языка и литературы через применение :

  • методов  творческого характера – проблемные, исследовательские, проектные ;
  • -  активных  методов   обучения (АМО) для каждого этапа урока (Приложение № 4);

    -педагогических технологий (технология проблемного обучения, технология  проектного и исследовательского обучения;

   -    разнообразные формы уроков (урок–диспут, урок-рекомендации произведения, урок–спектакль, урок–праздник, урок–интервью, урок–эссе, интегрированный урок, урок–конференция и т. д.);

     - личностно  ориентированного подхода , который включает в себя индивидуальный, личностный, разноуровневый, дифференцированный подходы  (Б. М. Теплов) (3)

   - личного  примера  учителя  при прочтении произведений, так как учитель и ученик занимают  позицию “старшего” и “младшего” читателей -   возникнет резонанс;

  • чтение  на уроках  вслух  выразительно и с явным удовольствием;

                                                              -5-

     - организацию  “трёх кругов” чтения для расширения читательского опыта учащихся. (Первый включает программные произведения для чтения и изучения. Второй круг содержит произведения для самостоятельного чтения и обсуждения в классе. Третий включает произведения для внеклассного чтения);

     -обрывание текста  на самом интересном месте, и – допиши, придумай, что там будет дальше или сочини нечто жанрово аналогичное. Если ничего не хочешь придумывать, прочитай этот рассказ;

        - включение в урок   элементов  творчества, соавторства.( Задание содержит слова “на выбор”, “по вкусу”, “как тебе хочется” и т. д.);

     -  проведение  читательских конференций (турнир литературных героев, театр миниатюр, литературный ринг, литературная гостиная писателя, литературная встреча);

       - проведение уроков по технологии театральной педагогики, где дети осваивают материал через игру, сопереживание.

       3.   Привитие интереса к чтению во внеурочное  время:

  -занятие исследовательской  и проектной работой;

- проведение факультативов, кружков, конкурсов, олимпиад и конкурсов;

- применение внеурочных  форм  познавательной деятельности (конференции, чтения, защита проекта, реферата, олимпиады, КВН, концерт по теме, познавательные игры);

  • возрождение традициий семейного чтения через “ЗАМЕТКИ ПСИХОЛОГОВ РОДИТЕЛЯМ” на родительских собраниях

  (Приложение № 5)

    - “ПИСЬМО МОЕМУ УЧЕНИКУ”  для совместного с родителями чтения (В начале и конце учебного года).

  • “Запуск” проектов “Талантливые читатели” и “От маленького писателя к большому читателю” ( Приложение № 6 );                                            

   - экскурсии  в   библиотеки (сельскую и районную); сотрудничество с библиотекарями;

- посещения театральных постановок, музеев, выставок и т. д. ( г.Тара, г.Омск);

      -торжественное открытие “Книги рекордов Гиннеса класса” в результате проведения  конкурсов (знатока русской поэзии, книжного полиглота, самого внимательного читателя, знатока программных произведений, самого лучшего подражателя автору, знатока исторической литературы, знатока литературных жанров и т.д.);

    -участие в конкурсах  сочинений разного уровня  с публикацией сборников;

  • встречи  учеников с искусствоведами, писателями, поэтами-людьми, влюбленными в настоящую литературу.

                                                   -6-

                  Результативность  реализации   проекта

  1. Полученные результаты за 2011-2012 уч.год.  

    Показателем эффективности данного проекта  привития любви к чтению можно считать:

   - устойчивость знаний учащихся, что подтверждают изложения, сочинения, высокая степень обученности учащихся (русский язык  50-77%, литература 75 %);

   -сформированность коммуникативных навыков учащихся, публикация творческих работ школьников в периодической печати (газете «Луч») в сборниках («Моя малая Родина»)  2012г.

    -устойчивый познавательный интерес к чтению и изучению литературы, желание участвовать в различных конкурсах, самим писать прозу и стихотворения;

     -победы учащихся в творческих конкурсах:

                                   Муниципальный уровень

  • Грамота за 1  место ( Ульянова Наташа)  в научно-практической конференции (2011-2012 уч. г.).
  • Грамота за 1  место (Пономарёв Кирилл)  в творческом   конкурсе  «Гимн чести, мужеству и славе», написавшего сочинение на тему «Героям войны в Чечне посвящается...» (2011-2012 уч. г.)
  • Грамота за 1  место (Ульянова Наташа)   в творческом конкурсе «Письмо президенту»,  написав сочинение  «Я здесь живу-здесь жизнь моя!». Работа вошла в сборник статей  «Моя малая Родина»     (2011-2012 уч. г.)
  • Публикация в газете «Луч» сочинения Ульяновой Наташи  «Я здесь живу-здесь жизнь моя!»     (2011-2012 уч. г.);
  • Публикация  сочинения в сборнике  «Моя малая Родина» (Ульянова Наташа)(2011-2012 уч. г.)

                                         

                                                 Региональный уровень

  • Диплом 2 степени получила команда 5 класса за участие в телекоммуникационной викторине «Путешествие в Русландию»  (2011 г.).                                                       
  • Сертификат  участника (Ульянова Наташа) в научно-практической конференции   «Социально-экономическое и культурное развитие России»   ОМГПУ в  г. Тара    (2011-2012 уч. г.).
  • Диплом Лауреата (Ульянова Наташа) 13 турнира им. М .В. Ломоносова по русскому языку     (2011-2012 уч. г.).
  • Свидетельства  участников (Юрченко Анжела, Петрачук Оксана)13 турнира им. М. В. Ломоносова по русскому языку (2011-2012 уч. г.).

                                                           -7-

  • Диплом участника  (Петрачук Оксана)  в литературной викторине «Национальный гений»        (2011-2012 уч. г.).
  •  Свидетельство участника (Пономарёв Кирилл) творческого конкурса Сочинений  «Гимн чести, мужеству и славе» (2011-2012 уч. г.)

                                              Всероссийский  уровень

  • 2 место в районе  во   Всероссийском  конкурсе  молодёжного чемпионата «Сова»  по русскому языку  (2011 уч. г.).
  • Сертификаты  участников молодёжного чемпионата «Сова»  по русскому языку  (2011 уч.г.).
  • Свидетельства  участников  конкурса-олимпиады  «Альбус -2012»  по русскому языку    (2011-2012 уч. г.).
  • Свидетельства участников (8 уч.)  конкурса-олимпиады   «Олимпус» по русскому языку, (осенняя сессия, зимняя сессия, весенняя сессия)    (2011-2012 уч. г.).
  •  Диплом Лауреата (Перязевой Юли)  конкурса- олимпиады  «Олимпус» по русскому языку, осенняя сессия    (2011-2012 уч. г.). 

                                       Международный уровень

  • Свидетельства участников (8 чел.)  международного  конкурса  «Русский медвежонок – языкознание для всех».

  1. Ожидаемые результаты.
  • использование новых образовательных технологий позволит развить творческие способности учащихся;
  •  изучение лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы сверх программы будет способствовать

  формированию читательского вкуса;

  • выполнение неиспользованных ранее заданий по текстам произведений поможет освоить навыки рефлексивного чтения;
  • читающий сверстник будет иметь привлекательный имидж в глазах одноклассников;
  • личностные качества учителя и повышение мотивации к чтению станут ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению в период обучения и после него.

                                                                       -8-


Форма представления конечного продукта:
 -  выполненные задания в «Портфеле читателя»;
  -  обобщение опыта работы;
   -  представление «Портфолио».

   Перспективы работы над проектом:

Видя результаты  данного проекта,  необходимо продолжить применение  выявленных  технологий  на следующий  учебный год (2012-2013г.)

                                           Литература:

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — (Стандарты второго поколения).
  2. Махмутов М. И. Проблемное обучение.
  1. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. –  М., 1961.

                                                               

                              Приложение

Приложение №1    

              Диагностика интереса к чтению

  1.Нравится ли тебе изучение литературы? Любишь ли ты читать?

  1. Могут ли художественные произведения повлиять на формирование, нравственных качеств в твоем характере, как доброта, сострадание, отзывчивость, ответственность  и др.?

Приложение №2  

                Методика: «Хорошее время читать»
  Основу методики составляет мотивирующая модель «поощрения».
Реализация методики позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (жетон для участия в лотерее). Заработанные жетоны становятся позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Элемент соревнования (больше жетонов – больше шансов) позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени.
Цель: Повышение престижности чтения среди младших школьников.
Задачи:
- формирование литературного вкуса (художественный уровень предлагаемых произведений);
- освоение навыков рефлексивного чтения (выполнение заданий по тексту произведений);
- создание привлекательного имиджа читающего сверстника в глазах товарищей.
Характеристика условий, в которых возможно использование данной методики:
* Возраст: Методика «Хорошее чтение» ориентирована на младший школьный возраст (возможно использование до 6 класса включительно;
*
 Место в образовательном процессе: используется в организации занятий дополнительного чтения .
*
 Характер организации деятельности: Является формой дополнительного образования, реализуется через самостоятельную индивидуальную работу школьников.
*
 Сроки: продолжительность работы по данной методике: 9 месяцев.

*Уровень  готовности  детей ( к решению каких проблем уже должны быть готовы дети, способные работать в рамках данной педагогической технологии? Что  они  должны уметь?)  Методика допускает участие детей с разным уровнем читательского развития;
* Какие
 «материальные» условия необходимы: доступность книг из рекомендованного списка, наличие рабочих тетрадей (читательских портфелей), жетоны для участия в лотереи, призовой фонд.
Пошаговое описание проектирования и реализации данной методики:
1. Определение круга чтения для данного класса  школы. (10 книг).
2. Пополнение фонда библиотеки за счет приобретения необходимого количества этих книг.
3. Разработка модели методического сопровождения проекта «Портфель Читателя».
4. Подготовка наглядности (экран, выставка книг)
5. Подготовка лотерейных билетов
6. Формирование «призового фонда», состоящего из недорогих привлекательных для ребенка вещей: ручки, блокноты, Киндер-сюрпризы и пр.
7. Распространение информации для учеников и родителей.
8. Систематические собеседования педагогов (руководителей проекта) с детьми о прочитанных книгах.
9. Проведение в каждом классе итоговой игры - викторины по всем рекомендованным книгам.
10. Награждение победителей.
Описание реализации методики:
1.Детям предлагается «Портфель читателя»
А) список из 10 книг
Б) перечень различных заданий на выбор
Примечание: Регистрация участников (на любом этапе проекта).
2.Руководитель проекта в школе подготавливает комплект «лотерейных билетов с номерами», которые он выдает детям в обмен на выполненное задание по прочитанной книге.
3.По завершении определенного этапа проводится :
А) выставка «портфелей» и награждение лучших читателей
Б) «розыгрыш» призов (методом жеребьевки определяются выигрышные номера).
Примечание: призов должно быть много – лотерея должна быть БЕСПРОИГРЫШНОЙ.
Что делают дети:
- Читают книги
- В процессе и после чтения выполняют одно из заданий на выбор, оформляя его в «отчетном листе» (1 задание на 1 книгу)
- отчетный лист предъявляют координатору и получают лотерейный билет «бук».
- оформляют «портфели»
- участвуют в выставке «портфелей»
- участвуют в лотерее
Что делают учителя/библиотекари :
- распространяют информацию, проводят разъяснительную работу среди детей и родителей,
- участвуют в организации «старта» и «финала»,
- проверяют выполнение заданий по книгам,
- проводят собеседование по книге,
- выдают лотерейные билеты,
- ведут учет,
- организовывают выставку «портфелей»,
- выявляют и награждают лучших читателей,
- подготавливают призовой фонд,
- проводят розыгрыш лотереи,
- создают и поддерживают положительный эмоциональный настрой класса.
По каким признакам можно судить, что реализация методики идет успешно? Неуспешно?

 Количество участников не уменьшается.
Активность стабильна.
Общий эмоциональный фон позитивный.
Какие возможны ошибки при использовании?
Принудительный характер участия
Формальное отношение к заданиям и собеседованию
Недооценка роли родителей и других педагогов
Какие отклонения возможны? Что делать, если они возникли?
Спад интереса. - активизация внимания на успешном опыте чтения.
- Организация сменной наглядности
Основные достоинства:
Создание атмосферы внимания к книге и чтению. Чтение становится содержанием общения детей, учителей, родителей. Привлечение малочитающих детей. Шанс выигрыша для каждого участника
Возможные сложности при использовании технологии?
Непредсказуемость лотереи.
Дополнительные дидактические материалы.
Обращение к педагогам и родителям
Дорогие коллеги и уважаемые родители, ТОВАРИЩИ ВЗРОСЛЫЕ!!! Вам вместе с детьми предстоит принять участие в педагогическом проекте, который мы назвали «Хорошее время читать».
Говорят, что дети читают все меньше и меньше. И вовсе не хотят читать. Может быть, мы просто не умеем их заинтересовать или уделяем слишком мало своего времени и внимания такому важному делу как приобщение ребенка к чтению?
Могут быть разные ответы. Как впрочем, и способы действий.
Нам показалось, что ПООЩРЕНИЕ детского чтения, на первых этапах становления читателя может успешно способствовать формированию его интереса и увлеченности чтением.У нас есть гипотеза, что (на первых порах) читая даже только ради «подарка», участия в лотерее - ребенок постепенно привыкнет читать, и будет читать в дальнейшем ради самого удовольствия от встречи с удивительным миром книги. А если он уже испытывает удовольствие и необходимость в чтении, то тем более, почему бы его не поощрить за то, что он занимается таким хорошим и нужным делом.
Методическое сопровождение: «Портфель читателя».
Что такое Читательский портфель?
Это личный документ, который выдается каждому ученику :
- помогает ребенку расти и совершенствоваться как Читателю;
- позволяет продемонстрировать его читательскую компетентность;
- отражает круг его «актуального» и «ближайшего чтения;
Проблемные вопросы помогут обсудить прочитанную книгу с родителями и друзьями.
Наличие Читательского портфеля может быть полезным, при переходе в другую школу (или конкурсном отборе) как документальное подтверждение начитанности и

образованности ребенка.
Структура и содержание.
Список книг составлен из лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы.
Принципы отбора:
- соответствие возрастным возможностям и интересам;
- проверенность многими поколениями читателей;
- отсутствие в обязательной программе по литературе (или ее опережение).
Читательский паспорт. 
ПОРТРЕТ
В этом разделе ребенку предлагается представить себя как читателя: рассказать о что он любит читать, когда, почему. Кто его любимый писатель, в какую библиотеку он записан и т.п. Поразмышлять о роли чтения в жизни человека.
В читательской биографии предлагается записывать краткие сведения и впечатления о прочитанных книгах. Здесь же координатор проекта фиксирует читательские достижения ребенка на основании результатов представленных заданий по прочитанным книгам. (факт выдачи лотерейного билета)
«Копилка» (рабочие материалы) - туда ребенок помещает выполненные задания
Достижения:
Раздел, в который ребенок помещает свои лучшие работы. Анализирует свои успехи, подводит определенные итоги.
Читательский портфель, как и проект в целом, имеет своей целью
* Вдохновить каждого на внимательное отношение к книгам и чтению, начиная с раннего детства и на протяжении всей жизни.
* Улучшить знания и способность оценивать себя как читателя;
* Расширить круг чтения и читательских интересов ребенка.
Для родителей. Читательский портфель ребенка может стать поводом к совместному чтению и обсуждению книги. Поможет родителям лучше понять своих детей, вовремя увидеть и решить возникающие проблемы.
Для библиотекарей. Библиотекари могут использовать читательские портфели, чтобы лучше помочь читателю в выборе книги, дать правильный совет, подсказать, направить.
Целенаправленное систематическое внимание к чтению ребенка является залогом успешного развития и становления его как личности.
Список книг составлен из лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы.  
Четвертый класс – хорошее время читать:
«Дальние страны», « Судьба барабанщика», «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара
«Динка» Валентины Осеевой
«Кортик», « Бронзовая птица» Анатолия Рыбакова
«Хроники Нарнии» Кэррола Льюиса
«Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо» Даниэля Дэфо
«Хоббит, или Туда и Обратно» Дж. Р. Р. Толкина
«Бемби» Ф. Зальтена
«Уральские сказы» Павла Бажова
«Пятнадцатилетний капитан» Жюля Верна
«Том Сойер» Марка Твена
Рефлексия: розыгрыш буков, «Лучший портфель читателя», ВКС

Приложение №3           

                  Результаты диагностики.

    В анкетировании принимало участие 20 человек. Из них на первый вопрос 5  человек (20 %) дали положительный ответ, 15 человек (75 %) ответили отрицательно. Большинство школьников – 12 человек (60%) посчитали, что художественные произведения могут повлиять на  формирование их характера.

Положительно

Отрицательно

Нравится ли тебе изучение литературы? Любишь ли ты читать?

5  человек   -  20 %

15 человек  - 75 %

Могут ли художественные произведения повлиять на формирование, нравственных качеств  в твоем характере, как доброта, сострадание, отзывчивость, ответственность и др.?

12 человек     -  60%

8 человек — 40 %

Приложение №4    

            Виды работ над текстом на уроке чтения:

 1.   Чтение всего текста.
2. Чтение текста, с целью деления на части и составления плана.
3. Чтение по готовому плану.
4. Чтение с сокращением текста (дети не читают предложения или слова, которые можно
опустить). Подготовка к сжатому пересказу.
5. Чтение цепочкой по предложению.
6. Чтение цепочкой по абзацу.
7. Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
8. Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
9. Чтение самого красивого места в тексте.
10. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже
предложение можно заменять логически законченным отрывком).
11. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
12. Чтение с целью нахождения в тексте 3 (4.5...) выводов.
13. Установление путем чтения причинно-следственных связей.
14. Чтение по ролям с целью наиболее точной и полной передачи характеров героев.
15. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
16. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
17. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
18. Вычленение слова из текста к предложенной схеме, например: чн , леи .
19. Кто быстрее найдёт в тексте слово на определённое правило.
20.Нахождение в тексте самого длинного слова.
21. Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
22. Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т. п.
23. Чтение с пометками непонятных слов.
24. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на
доске).

ЗАЯВЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ - когда на уроке (или целый урок) выделяется время для совместного чтения и обсуждения «заявленного» произведения, т. е. такого, которое выбирают сами дети, основываясь на своём интересе к определённому произведению и испытывая потребность поделиться своими впечатлениями с одноклассниками и учителем. Такое чтение способствует поддержанию интереса школьников к чтению, а учителю даёт дополнительную возможность для выявления читательских интересов детей и раскрытия их внутреннего мира. Основная методическая особенность уроков «заявленного» чтения заключается в том, что сами авторы заявок читают произведение классу, выбирая себе по необходимости помощников в чтении (учителя, ребят), и задают ход его Обсуждения через вопросы и задания одноклассникам («А вам понравилось это произведение? Чем?»), активно представляя свою точку зрения на прочитанное.

ВОЗВРАЩАЮЩЕЕСЯ ЧТЕНИЕ - это перечитывание уже знакомых детям произведений через некоторое время. Такое чтение способствует развитию у детей положительного отношения к общению с книгой через удовлетворение их потребности в повторном переживании сюжетов и образов, захвативших их воображение. Вместе с тем происходит углубление и переоценка полученных ранее впечатлений, когда воспринятые образы всплывают в памяти и высвечиваются по-новому, приближая ребёнка к пониманию идейно-художественного смысла произведения.
Основным моментом урока «возвращающегося» чтения является выдвижение предположений в классе о том, «почему Саше или Наташе захотелось перечитать это произведение». Также следует не только раскрывать детям значение повторного обращения к произведению как возможность дополнительной встречи с полюбившимися героями и их авторами, но и помогать ученикам выявлять всё новые смыслы произведения, подводя детей к осознанию своего обновлённого восприятия читаемого.

СВОБОДНОЕ ЧТЕНИЕ -это обращение ученика к чтению по собственному желанию и с правом самому решать: зачем ему читать, что именно читать, как читать и когда читать. Значение такого чтения заключается в следующем:
Любовь к чтению не может возникнуть без наличия у ребёнка возможности свободно определять своё отношение к нему, включающее заинтересованность содержанием чтения, личностью автора или в стремлении к духовному росту, желанием не отставать от других в читательских умениях и др
Свободное чтение как чтение без стесняющих ребёнка рамок позволяет ему читать в меру своих возможностей и в оптимальных для себя условиях вести диалог с автором произведения, что само по себе стимулирует желание вести этот диалог. Свободное чтение предоставляет ребёнку возможность для самовыражения своих читательских интересов.

Приложение №5      Роль семьи в развитии интереса к чтению


Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима СИСТЕМА.

Начало этой системы - в семье. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в XVI веке были написаны строчки: "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, -родители пример ему".

И если родители - люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. Как они это могут сделать? Приведем ниже несколько советов родителям:

1. Наслаждайтесь чтением сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь
прочитанным...) и выработайте тем самым у детей отношение к чтению, как к
удовольствию.

2. Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с
книгой прослушиванием аудиозаписей сказок.

3. Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.

4. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в
качестве подарка.

5. Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных
идей, которые дети могут использовать в своей жизни.

6. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.

7. Подпишитесь на журналы для ребёнка (на его имя) с учётом его интересов.

8. Пусть ребёнок читает вслух маленьким детям или кому-нибудь из домашних.

9. Поощряйте чтение (разрешите подольше не ложиться спать, чтобы почитать).

10. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.

11. В доме должна быть детская библиотечка.

12. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (книги
о динозаврах, космических путешествиях и т. д.)

13. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой
поставлен фильм.

14. Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему.

15. Устройте домашний театр: читайте по ролям, используя костюмы и реквизит.

16. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

17. Детям поначалу лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у
них появится ощущение законченности и удовлетворения.

(Из книги В. Уильяме "Нерадивый читатель. Как воспитать и поддерживать в детях привычку к чтению".)

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

1. Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.

2. Воспитывайте читателя личным примером.

3. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.

4. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.

5. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.

6. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.

7. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах любимых рассказывайте с восхищением.

8. Поручите школьнику составить каталог домашних книг. Опыт показывает, что он может найти интересную для себя, копаясь в книгах.

9. Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.

10. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.

11. Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух раз в месяц. Учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.

Родители знают, что замечательные произведения создают не только великие писатели, но и наши ученики.

Приложение №6

                  Проект “Талантливые читатели” 

реализуется в тесном контакте с родителями, что позволяет нам обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению.

Проект “Талантливые читатели” включает:

1) тестирования родителей, которые помогли им обратить внимание на мир чтения ребенка и показали пути благотворного влияния на читательскую деятельность школьника;

2) тестирования учащихся различных возрастных групп, цель которых помочь раскрыть себя как читателя и личность;

3) игры, конкурсы, задания на развитие качественной стороны восприятия детей;

4) анкетирование детей и родителей “Читательские пристрастия моей семьи”,

5) изучение читательских дневников,

6) составление картотеки детского чтения,

7) анализ сочинений ребят, направленных на рефлексию читательского опыта (“Моя домашняя библиотека”, “Я–читатель”, “Исповедь читателя”…)

8) большое количество экскурсий.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа школьной библиотеки по развитию интереса к чтению обучающихся.

Привитие интереса к чтению  путем библиотечного обслуживания...

Развитие интереса к чтению на уроках географии.

В работе приведены примеры заданий с использованием художественной литературы....

Мастер - класс " Нетрадиционный урок как средство развития интереса к чтению у учащихся"

Мастер - класс знакомит с нетрадиционными приёмами работы на уроке чтения в коррекционной школе VIII вида по теме "Х.-К. Андерсент. "Снежная королева"....

«Развитие интереса к чтению через проектную деятельность на примере проекта «Жизнь книги, изданной в блокаду»

Сотрудник библиотеки № 5 ЦБС Московского района Санкт-Петербурга Стодолина Ю.М. предложила рассмотреть тему «Книги, изданные в блокаду». Учителя школы решили познакомить с ними детей с ОВЗ...

«Развитие интереса к чтению через проектную деятельность на примере проекта «Жизнь книги, изданной в блокаду»

Сотрудник библиотеки № 5 ЦБС Московского района Санкт-Петербурга Стодолина Ю.М. предложила рассмотреть тему «Книги, изданные в блокаду». Учителя школы решили познакомить с ними детей с ОВЗ...

«Система работы по развитию интереса к чтению на уроках литературы и во внеурочное время.Экскурсии по литературным местам»

Описание опыта работы учителя "Система работы по развитию интереса к чтению на уроках литературы и во внеурочное время. Экскурсии по литературным местам"...