Учим детей общаться.
статья
Предварительный просмотр:
УЧИМ ДЕТЕЙ ОБЩАТЬСЯ
Способность общаться – уникальная способность человека. Она формируется практически с самого начала его жизни.
Взрослеющий ребёнок обретает способность не только эмоционально откликаться на окружающее, но и начинает активно выражать свои потребности, желания. Вначале он использует для этого только указательные жесты и звукоподражания, и как замечательно, если на них с готовностью откликаются окружающие его взрослые. Постепенно, по мере взросления, ребёнок становится обладателем мощного инструмента взаимодействия с другими людьми и воздействия на них: у него появляется речь. Способность воздействовать словом становится мощным стимулом к познавательно-речевому развитию ребёнка. Но эта способность открывает и широчайшие возможности для манипуляции другими людьми, исходя из собственных желаний….
Важное место в процессе специфически человеческого опосредования мотивов поведения занимает речь. Она выполняет функции планирования, внутренней организации и регуляции деятельности. Язык выступает в качестве средства, инструмента речи и общения (Баряева Л.В., Лопатина Л.В. С.6).
Общение важная составляющая жизни каждого человека, человеку живется гораздо легче, когда он может найти общий язык с любыми людьми. Есть дети, которые имеют врождённый талант находить общий язык с кем угодно, где угодно и когда угодно, а есть дети, которым сложно самостоятельно разобраться в мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задача взрослых – помочь им в этом.
Выделяются три взаимосвязанные стороны коммуникативной способности:
- желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»);
- способность организовать общение («Я умею») включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение выходить из конфликтных ситуаций;
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!») (Н.В. Клюева и Ю.В. Касаткина С.6).
Система коммуникативного развития детей, предложенная Р.С. Немовым (Р.С. Немов. С. 458 – 460), предполагает обучение детей следующим умениям:
- правильно распределять между собой роли в совместной деятельности и выполнять свои ролевые обязанности;
- быть руководителем в групповой деятельности;
- подчиняться правилам совместной работы, быть также хорошими исполнителями;
- умело общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения, в том числе и деловые;
- создавать в группе эмоционально благоприятные личные взаимоотношения;
- быть независимым в группе или коллективе, преследуя собственные цели, и в то же время не ущемляя интересы других членов группы;
- научить детей умело вести дискуссию, высказываться самим и слушать других, доказывать свою правоту и признавать правильность позиций других людей;
- преодолевать конфликты в сфере личных и деловых отношений.
Уже в раннем детстве дети начинают проявлять первый выраженный интерес к сверстникам. Ролевые формы поведения появляются у них, начиная с дошкольного возраста в ролевых играх. В этот период отмечаются первые попытки коммуникативного взаимодействия детей и проявляются недостатки этого взаимодействия, которые усугубляются несформированностью у детей инструментальной стороны общения – универсальных коммуникативных действий.
Ведущими факторами, вызывающими отклонения в развитии способности детей к общению, являются, по мнению Д.И. Бойкова и С.В. Бойковой, недостаточная мотивация ребёнка к общению и недостаточное владение средствами коммуникативной деятельности. Сочетание этих факторов представляет собой, по сути, отношение ребёнка к партнёру и к самому акту коммуникации. Ребёнок не рождается на свет с готовой потребностью в общении.
Целью современных подходов в дошкольном образовании, является формирование у детей навыков самостоятельного общения, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого.
Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Причем чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослыми.
Но что же делать, если ребенок существенно отстает от своего возраста в развитии общения? Если в четыре года он не умеет играть вместе с другим человеком, а в пять-шесть лет не может поддержать простой разговор? Можно ли научить ребенка общаться с взрослым? Да, можно. Но для этого нужны специальные занятия, направленные на развитие общения. А чей пример может научить ребёнка лучше, чем положительный пример родителей? Главная трудность при проведении таких занятий состоит в том, чтобы не просто демонстрировать перед ребенком более совершенные и пока недоступные ему формы общения, а вести ребёнка за собой, включать его в это общение.
Это возможно только в том случае, если взрослый знает и понимает уже существующие интересы и представления дошкольника и опирается на уже достигнутый им уровень развития. Поэтому занятия лучше начинать с того уровня общения, которого ребенок уже достиг, то есть с того, что ему интересно. Это может быть совместная игра, театрализованное представление по хорошо знакомой ребёнку сказке, которая особенно нравится ребенку. Взрослый (родитель) при этом должен выполнять роль организатора и участника игры: следить за соблюдением правил, оценивать действия детей и в то же время сам включаться в игру. В таких совместных играх дети ощущают радость от совместной деятельности с взрослым, чувствуют себя включенными в общее занятие.
В ходе такой игры или после нее можно вовлекать детей в разговор на познавательные темы: рассказать им о жизни и повадках животных, о машинах, о явлениях природы и т.д. Разговор лучше сопровождать показом картинок, фотографий иллюстрирующих содержание рассказов.
Но взрослый не просто должен сообщать интересные сведения, а стараться включить ребенка в разговор, сделать его равноправным участником беседы. Для этого нужно чаще спрашивать детей об их познаниях, наводить их на правильные ответы, стимулировать их собственные вопросы. Важно, чтобы взрослый поддерживал и поощрял любую познавательную активность со стороны детей, любые проявления любознательности: хвалил за интересные вопросы и обязательно отвечал на них, поддерживал все активные высказывания, касающиеся основной темы разговора. Такая беседа может продолжаться от 5 до 15 минут, в зависимости от желания самих детей. Важно, чтобы на протяжении этого времени тема разговора оставалась постоянной. В качестве основы для беседы можно использовать детские книжки с картинками, в которых содержатся новые сведения (о машинах, животных и т. д.). Однако здесь важно помнить, что задача таких занятий - не только сообщение детям новых знаний, но, главное, формирование у них способности общаться на познавательные темы. Поэтому не следует выбирать слишком сложные и малодоступные детям вопросы. Лучше подбирать такие темы, которые интересны самим детям и о которых у них уже есть свои знания и представления, позволяющие им быть равноправными участниками беседы.
Своеобразие этих формирующих занятий состоит в том, что познавательный материал становится центром ситуации общения, создает общность ребенка и взрослого. Привязанность и положительное отношение к взрослому должны проявляться через участие ребенка в обсуждении познавательного содержания. Для этого нужно постепенно сводить совместные игры с элементами познавательного общения к специальным занятиям, где поддерживаются и поощряются только те высказывания и действия детей, которые имеют отношение к обсуждаемой теме.
Список литературы
1. Баряева Л.В., Лопатина Л.В. Учим детей общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития: Учебно-методическое пособие. – С-Пб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011. – 144 с.
2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1996.
3. Психология. Немов Р.С. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 375 с.
4. Бойков Д.И., Бойкова С.В. Как учить детей общаться: Руководство для детского психолога и логопеда. – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2004. – 352 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
Учим детей общаться (консультация для педагогов)
Консультация для педагогов....
Консультация для родителей «Учите детей общаться»
Важно объяснить как можно раньше ребенку, что человеческая привлекательность - это гораздо больше, чем природная красота. Даже самые некрасивые люди могут стать более привлекательными с помощью просты...
Методические рекомендации "Учим детей общаться"
- Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не самим ребенком.- Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными ил...
Консультация для родителей "Учим детей общаться"
Психологические исследования показали, что дефицит общения с окружающими взрослыми, дефицит тепла, любви, понимания нарушает формирование личности ребенка. Как же построить нормальные отношения с...
Учим детей общаться
Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и...