Учим детей общаться.
статья

Апресова Елена Юрьевна

зачем и как учить общению детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_detey_obshchatsya.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИМ ДЕТЕЙ ОБЩАТЬСЯ

           Способность общаться – уникальная способность человека. Она формируется практически с самого начала его жизни.

           Взрослеющий ребёнок обретает способность не только эмоционально откликаться на окружающее, но и начинает активно выражать свои потребности, желания. Вначале он использует для этого только указательные жесты и звукоподражания, и как замечательно, если на них с готовностью откликаются окружающие его взрослые. Постепенно, по мере взросления, ребёнок становится обладателем мощного инструмента взаимодействия с другими людьми и воздействия на них: у него появляется речь. Способность воздействовать словом становится мощным стимулом к познавательно-речевому развитию ребёнка. Но эта способность открывает и широчайшие возможности для манипуляции другими людьми, исходя из собственных желаний….

          Важное место в процессе специфически человеческого опосредования мотивов поведения занимает речь. Она выполняет функции планирования, внутренней организации и регуляции деятельности. Язык выступает в качестве средства, инструмента речи и общения (Баряева Л.В., Лопатина Л.В. С.6).  

          Общение важная составляющая жизни каждого человека, человеку живется гораздо легче, когда он может найти общий язык с любыми людьми. Есть дети, которые имеют врождённый талант находить общий язык с кем угодно, где угодно и когда угодно, а есть дети, которым сложно самостоятельно разобраться в мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задача взрослых – помочь им в этом. 

          Выделяются три взаимосвязанные стороны коммуникативной способности:

  1. желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»);
  2. способность организовать общение («Я умею») включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение выходить из конфликтных ситуаций;
  3. знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!») (Н.В. Клюева и Ю.В. Касаткина С.6).  

          Система коммуникативного развития детей, предложенная Р.С. Немовым (Р.С. Немов. С. 458 – 460), предполагает обучение детей следующим умениям:

  • правильно распределять между собой роли в совместной деятельности и выполнять свои ролевые обязанности;
  • быть руководителем в групповой деятельности;
  • подчиняться правилам совместной работы, быть также хорошими исполнителями;
  • умело общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения, в том числе и деловые;
  • создавать в группе эмоционально благоприятные личные взаимоотношения;
  • быть независимым в группе или коллективе, преследуя собственные цели, и в то же время не ущемляя интересы других членов группы;
  • научить детей умело вести дискуссию, высказываться самим и слушать других, доказывать свою правоту и признавать правильность позиций других людей;
  • преодолевать конфликты в сфере личных и деловых отношений.

          Уже в раннем детстве дети начинают проявлять первый выраженный интерес к сверстникам. Ролевые формы поведения появляются у них, начиная с дошкольного возраста в ролевых играх. В этот период отмечаются первые попытки коммуникативного взаимодействия детей и проявляются недостатки этого взаимодействия, которые усугубляются несформированностью у детей инструментальной стороны общения – универсальных коммуникативных действий.

          Ведущими факторами, вызывающими отклонения в развитии способности детей к общению, являются, по мнению Д.И. Бойкова и С.В. Бойковой, недостаточная мотивация ребёнка к общению и недостаточное владение средствами коммуникативной деятельности. Сочетание этих факторов представляет собой, по сути, отношение ребёнка к партнёру и к самому акту коммуникации. Ребёнок не рождается на свет с готовой потребностью в общении.

          Целью современных подходов в дошкольном образовании, является формирование у детей навыков самостоятельного общения, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого.

          Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Причем чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослыми.

          Но что же делать, если ребенок существенно отстает от своего возраста в развитии общения? Если в четыре года он не умеет играть вместе с другим человеком, а в пять-шесть лет не может поддержать простой разговор? Можно ли научить ребенка общаться с взрослым? Да, можно. Но для этого нужны специальные занятия, направленные на развитие общения. А чей пример может научить ребёнка лучше, чем положительный пример родителей? Главная трудность при проведении таких занятий состоит в том, чтобы не просто демонстрировать перед ребенком более совершенные и пока недоступные ему формы общения, а вести ребёнка за собой, включать его в это общение.

          Это возможно только в том случае, если взрослый знает и понимает уже существующие интересы и представления дошкольника и опирается на уже достигнутый им уровень развития. Поэтому занятия лучше начинать с того уровня общения, которого ребенок уже достиг, то есть с того, что ему интересно. Это может быть совместная игра, театрализованное представление по хорошо знакомой  ребёнку сказке, которая особенно нравится ребенку. Взрослый (родитель) при этом должен выполнять роль организатора и участника игры: следить за соблюдением правил, оценивать действия детей и в то же время сам включаться в игру. В таких совместных играх дети ощущают радость от совместной деятельности с взрослым, чувствуют себя включенными в общее занятие.
         
В ходе такой игры или после нее можно вовлекать детей в разговор на познавательные темы: рассказать им о жизни и повадках животных, о машинах, о явлениях природы и т.д. Разговор лучше сопровождать показом картинок, фотографий  иллюстрирующих содержание рассказов.

          Но взрослый не просто должен сообщать интересные сведения, а стараться включить ребенка в разговор, сделать его равноправным участником беседы. Для этого нужно чаще спрашивать детей об их познаниях, наводить их на правильные ответы, стимулировать их собственные вопросы. Важно, чтобы взрослый поддерживал и поощрял любую познавательную активность со стороны детей, любые проявления любознательности: хвалил за интересные вопросы и обязательно отвечал на них, поддерживал все активные высказывания, касающиеся основной темы разговора. Такая беседа может продолжаться от 5 до 15 минут, в зависимости от желания самих детей. Важно, чтобы на протяжении этого времени тема разговора оставалась постоянной. В качестве основы для беседы можно использовать детские книжки с картинками, в которых содержатся новые сведения (о машинах, животных и т. д.). Однако здесь важно помнить, что задача таких занятий - не только сообщение детям новых знаний, но, главное, формирование у них способности общаться на познавательные темы. Поэтому не следует выбирать слишком сложные и малодоступные детям вопросы. Лучше подбирать такие темы, которые интересны самим детям и о которых у них уже есть свои знания и представления, позволяющие им быть равноправными участниками беседы.
         
Своеобразие этих формирующих занятий состоит в том, что познавательный материал становится центром ситуации общения, создает общность ребенка и взрослого. Привязанность и положительное отношение к взрослому должны проявляться через участие ребенка в обсуждении познавательного содержания. Для этого нужно постепенно сводить совместные игры с элементами познавательного общения к специальным занятиям, где поддерживаются и поощряются только те высказывания и действия детей, которые имеют отношение к обсуждаемой теме.

Список литературы

1. Баряева Л.В., Лопатина Л.В. Учим детей общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития: Учебно-методическое пособие. – С-Пб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011. – 144 с.

2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1996.

3. Психология. Немов Р.С. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 375 с.

4. Бойков Д.И., Бойкова С.В. Как учить детей общаться: Руководство для детского психолога и логопеда. – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2004. – 352 с.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Учите детей общаться»

Важно объяснить как можно раньше ребенку, что человеческая привлекательность - это гораздо больше, чем природная красота. Даже самые некрасивые люди могут стать более привлекательными с помощью просты...

Методические рекомендации "Учим детей общаться"

- Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не самим ребенком.- Можно осуждать действия ребенка,   но не его чувства, какими бы нежелательными ил...

Консультация для родителей "Учим детей общаться"

Психологические исследования показали, что дефицит общения с окружающими взрослыми, дефицит тепла, любви, понимания нарушает формирование личности ребенка. Как же построить нормальные отношения с...

Учим детей общаться

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и...