Учим детей общаться (консультация для педагогов)
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Данилова Виктория Юрьевна, учитель-дефектолог СПб ГБУ «ЦСРИ и ДИ Адмиралтейского района»
Учим детей общаться
(консультация для педагогов)
2013
Учим детей общаться (консультация для педагогов)
Общество сверстников - необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Он непрерывно приобретает способы общественного поведения, учится умению дружно жить, трудиться, достигать поставленной цели, сообща играть.
Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить» и «дружить». Неслучайно современный ребенок обычно говорит: «Я хочу играть с тобой» или «Я больше с тобой не играю». Осмысление действа как времени игры, а игры как средства подготовки к будущей жизни – одно из главных положений русской народной педагогики.
Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. В процессе игры развиваются нравственные качества ребенка: смелость, решительность, честность, доброжелательность. Игры способствуют формированию у детей навыков общения, оказывают специфическое воздействие на становление речи. В процессе игры взрослому необходимо много разговаривать с детьми, чтобы у ребенка возникала потребность в речевом общении.
Влияние взрослых на речь детей огромно: интонации, жесты, мимика, как в зеркале, отражаются в детях. Взрослым необходимо следить за собственной речью. Недопустимо, чтобы ребенок слышал неправильную речь. Копируя взрослых, он повторяет ошибки, нередко усваивает отрицательную манеру разговора взрослых.
Речевая сдержанность – один из признаков культуры общения. Необходимо не только учитьправильно говорить, нои внимательно слушать собеседника. Очень важно четко и ясно сформулировать для ребенка правила, которым ему надо следовать:
- лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо и много говорить, а тот, кто умеет внимательно слушать;
- люди будут слушать тебя только после того, как ты выслушал их;
- учись не только слушать, но и слышать;
- сначала послушай, что говорят другие, а потом ты будешь говорить.
Можно прибегнуть к известной русской пословице: «Слово – серебро, а молчание – золото». Усвоив смысл этой пословицы, ребенок станет реагировать на нее как на условный сигнал, и замечания взрослого не будут казаться обидными. Воспитание речевой культуры у детей начинается с создания относительной тишины.
Спокойный тон – свидетельство нормального общения детей. Не прерывая игры или занятия ребенка, взрослый может поговорить с ним, обучая своим примером культуре речевого общения. Здоровая тишина – благоприятный и обязательный фон для охраны нервной системы, слуха, голоса, а также – для воспитания культуры речи. Детей, постоянно находящихся в шумной обстановке, трудно научить разговаривать спокойно, вежливо, выразительно, владеть интонациями и силой голоса.
Нельзя сформировать у детей культуру общения в отрыве от развития речи. Эти два процесса тесно взаимосвязаны: если у ребенка плохо развита речь, то ему трудно выразить в вежливой форме свою просьбу, быть интересным собеседником. Четкая и ясная речь является показателем ясности мысли, культуры мышления. Необходимо знакомить ребенка с общепринятыми правилами поведения и требовать выполнения их ребенком. Каждый ребенок должен уяснить и осмыслить, как надо вести себя со взрослыми и сверстниками дома, в детском коллективе, на улице, в общественных местах.
Правила являются для детей ориентиром, при помощи которого они избирают нужные формы поведения. Для того, чтобы дети понимали смысл правил, взрослому необходимо конкретизировать каждое из них, например: «Правило – вежливо здороваться при встрече – это значит здороваться и со взрослыми, и с детьми, и при входе в детский сад и в группу, и при встрече на улице». Такие пояснения целесообразны в соответствующих ситуациях. Напоминание, подсказка взрослых о соблюдении правил является своеобразной профилактикой против возникновения отрицательных привычек. Взрослым необходимо всегда помнить, что легче воспитывать разумные привычки и навыки, а перевоспитывать всегда значительно труднее, а иногда и невозможно.
Необходимо воспитывать у детей навыки культуры общения, приучать их самостоятельно и справедливо разрешать споры и разногласия, формировать ответственность за свои поступки, не перекладывая вину на других, проявляя мужество в разрешении конфликтов.
Взрослые должны помочь детям сформировать правильные отношения между мальчиками и девочками: уступить место девочке, пропустить ее вперед, помочь там, где требуется физическая сила. Пусть при этом совсем маленькие проявления вежливости и внимания лягут в основу взаимоотношений детей.
Необходимо добиваться, чтобы вежливость детей основывалась на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Недаром принято считать ее одним из признаков воспитанности. Без нее невозможно представить себе взаимоотношения людей. Вежливость выражается в умении общаться с окружающими людьми.Это воспитывается у детей всей атмосферой семьи, всеми окружающими взрослыми. И взрослым следует помнить: только вежливость рождает вежливость.
Опираясь на имеющиеся у детей навыки жизни в кругу сверстников, взрослые формируют культуру общения. Руководя поведением ребенка, взрослый приучает его без крика и ссор договариваться, вежливо обращаться с просьбой, если необходимо, уступать и ждать, спокойно разговаривать, не нарушая игру неуместным вторжением.
Все эти требования легче усваиваются детьми, если взрослый придает поведению детей общественную направленность: считаться с удобствами окружающих, опекать младшего, заступаться за него, понимать, что он слабее, проявлять внимание и сочувствие к сверстникам, предупредительность и уважение к взрослым.
Чем старше становится ребенок, тем заметнее возрастают и правила, регулирующие общение детей. Все это должно стать нравственной основой культуры поведения. Взрослые должны заботиться о том, чтобы дети приобрели опыт общения на основе чувства доброжелательности.
Общие дела, игры, труд дают детям возможность упражняться в умении строить отношения друг с другом, руководствуясь правилами, обязательными для всех.
День ребенка наполнен разнообразной деятельностью. Каждая минута полезной занятости воспитывает его. Об этом постоянно должны помнить взрослые.
Литература:
- Формановская Н.И. Культура общения и речевого поведения-М.: Икар,2010
- Богуш А.М., Аматьева Е.П., Хаджирадаева С.К. Культура речевого общения детей дошкольного возраста -Минск: Ранок,2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Развитие фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи"
В консультации даны советы и игровой материал по развитию фонематического восприятия и фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитие речи....
Консультация для педагогов "Обучение пересказу детей с общим недоразвитием речи"
В консультации даны этапы обучения детей с ОНР пересказу текстов. Приведены тексты произведений для пересказа....
Консультация для родителей «Учите детей общаться»
Важно объяснить как можно раньше ребенку, что человеческая привлекательность - это гораздо больше, чем природная красота. Даже самые некрасивые люди могут стать более привлекательными с помощью просты...
Учим детей общаться.
зачем и как учить общению детей...
Методические рекомендации "Учим детей общаться"
- Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не самим ребенком.- Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными ил...
Консультация для родителей "Учим детей общаться"
Психологические исследования показали, что дефицит общения с окружающими взрослыми, дефицит тепла, любви, понимания нарушает формирование личности ребенка. Как же построить нормальные отношения с...
Учим детей общаться
Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и...