Учим детей общаться
статья
Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задача взрослых - помочь ему в этом. способность к общению включает в себя:
1. Желание вступать в контакт с окружающими ("Я хочу!")
2. Умение организовывать общение: умение слушать собеседника, умение эмоционально сопреживать, умение решать конфликтные ситуации ("Я умею!")
3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю!")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Как научить детей общаться?
Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задача взрослых - помочь ему в этом. способность к общению включает в себя:
1. Желание вступать в контакт с окружающими ("Я хочу!")
2. Умение организовывать общение: умение слушать собеседника, умение эмоционально сопреживать, умение решать конфликтные ситуации ("Я умею!")
3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю!")
«В общении с людьми ум человеческий достигает изумительной ясности»
Генрих Гейтс
У маленького человека, в период от года до трех, постепенно формируется своя собственная точка зрения по многим вопросам, проявляются свои желания и он требует от окружающих их выполнения. У него начинает формироваться воля. Постепенно ребенок все больше и больше стремится к самостоятельности, независимости. В этом возрасте ребенок уже не нуждается в постоянной опеке со стороны взрослых. Очень многое он может и хочет делать сам. И мы, взрослые, просто обязаны поощрять это его желание, однако необходимо помочь ребенку научиться правильно выражать его. Умение выразить себя и собственное мнение, а также умение согласовать его с точкой зрения окружающих – вот наиболее важные коммуникативные умения, которые необходимо сформировать у малыша в этом возрасте.
Как научить ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет общаться?
Любая игра с ребенком этого возраста несет в себе коммуникативную нагрузку, то есть учит ребенка взаимодействовать с другими людьми. В ней малыш узнает мир, пытается действовать в нем.
Дети осваивают правила общения, подражая тем, кого они любят и кому доверяют. Поэтому вы являетесь для него основным образцом для подражания, и то, как вы организуете игру ребенка и действуете в ходе ее, обусловливает игровые и коммуникативные действия самого малыша.
Именно в игре ребенок начинает учиться общаться с другими детьми, взаимодействовать с ними, разрешать конфликты и сложные ситуации. В младшем дошкольном возрасте лучше организовывать игры без предметов, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Это широко известные хороводные игры или простые игры по определенным правилам ("каравай", "зайка", "карусели", "пузырь", "кошки-мышки" и пр.). Играйте с ребенком!
С самого раннего возраста приобщайте к книге. Ежедневно рассказывайте и читайте малышу народные и авторские сказки, потешки, небольшие стихотворения.
Для расширения опыта общения с другими детьми очень полезно устраивать совместные чтения книжек. Малыши вместе с взрослыми могут рассматривать иллюстрации, называть нарисованные предметы, обмениваться впечатлениями. Это будет способствовать развитию не только общения, но и речи детей. Читайте ребенку книги.
Помните: своевременному возникновению речи способствует атмосфера любви и доброжелательного внимания взрослых к малышу. Больше разговаривайте с ним. Называйте все предметы, с которыми вы вместе играете, свои действия, действия других людей и самого ребенка, комментируйте происходящее. Побуждайте его к речи обращениями: «Скажи…», «Назови…»; вопросами: «Что это?», «Где?» и пр.
Не коверкайте свою речь, общаясь с ребенком. Говорите так, чтобы он понимал вас, и в то же время излишне не упрощайте свою речь.
Старайтесь создать в своей семье богатую речевую среду. Пусть малыш слышит, как вы грамотно и вежливо общаетесь со своими близкими. Ведь если в семье часты ссоры, упреки, разговоры на повышенных тонах, ребенок переймет именно эту манеру общения. Развивайте речь!
«Наслаждение общением главный признак дружбы»
Ульям Батлер Йейтс
Ходите с ребенком гулять на детскую площадку или в песочницу, в те места, где собираются другие дети. Знакомьте его с детьми своих друзей и знакомых, покажите и расскажите малышу, как можно самому познакомиться с незнакомым ребенком, попросить у него игрушку, поделиться своими куклами и машинками. Обратите внимание маленького ребенка на привлекательные стороны ровесника, на то, что он умеет делать те же простые действия (хлопать ручками, прыгать, кружиться и пр.).
Помогайте разрешать конфликты, которые будут возникать при взаимодействии детей. Успешное овладение ребенком первыми навыками общения – залог его будущей компетенции в общении и успешной адаптации в группе сверстников, например в детском саду. Поощряйте различные контакты малыша со сверстниками!
«Говори обо всем без боязни. Речь – золото, а молчание – свинец… Разговаривайте, вызывайте детей на разговор о работе, об их труде, о домашних счетах, о беременности кузины…»
Эрве Базен
Слушайте внимательно и сосредоточенно, когда говорит ребенок.
Слушайте так, чтобы услышать.
Список литературы по теме:
- Андросова М. Научите нас дружить! / М. Андросова // Счастливые родители. – 2006. – № 12. – С.132-138.
- Водопьянова Ю. Понять кроху без слов / Ю. Водопьянова // Мой ребенок. – 2008. – № 12. – С. 154-158.
- Галигузова Л. Как общаться с ребенком / Л.Галигузова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1. – С.111-120.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 238 с.: ил.
- Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Игра – занятие серьезное / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева // Психологические особенности развития дошкольников / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с. : ил. – (Растим первоклашку).
- Константинова Л. Язык нашего тела / Л. Константинова // Обруч – 2008. – № 5. – С. 14-16.
- Монина Г.Б. Общение со сверстниками / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова // Проблемы маленького ребенка / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова. – СПб., 2005. – С.59-63.
- Смирнова Е.О. Проблемные формы межличностных отношений дошкольников / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова // Конфликтные дети / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М., 2009. – С. 51-96. – (Растим первоклашку).
- Спицын Н. Да послушайте же меня! / Н.Спицын // Домашнее воспитание. – 2000. – № 2. – С.127-130.
- Степанов С.С. Большой мир маленьких детей: Мы и наши дети: грамматика отношений / С.С. Степанов. – М.: Дрофа-Плюс, 2006. – 224с.: ил. – (Психология для всех и для каждого).
- Теплякова О.Н. Игры для развития речи малышей / О.Н. Теплякова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2008. – 304с.. – (1000 советов от газеты «Комсомольская правда»).
- Филиппова Ю.В. Ребенок учится общаться: От рождения до 5 лет / Ю.В. Филиппова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 224с.: ил. – (Психология детства. Практикум).
- Чеховских О.Г. Почему современные дети не умеют играть вместе? / О.Г. Чеховских // Игра и дети. – 2008. - № 7. – С. 30-31.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
Учим детей общаться (консультация для педагогов)
Консультация для педагогов....
Консультация для родителей «Учите детей общаться»
Важно объяснить как можно раньше ребенку, что человеческая привлекательность - это гораздо больше, чем природная красота. Даже самые некрасивые люди могут стать более привлекательными с помощью просты...
Учим детей общаться.
зачем и как учить общению детей...
Методические рекомендации "Учим детей общаться"
- Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не самим ребенком.- Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными ил...
Консультация для родителей "Учим детей общаться"
Психологические исследования показали, что дефицит общения с окружающими взрослыми, дефицит тепла, любви, понимания нарушает формирование личности ребенка. Как же построить нормальные отношения с...