Эссе " Я учитель"
материал

Накусова Ирина Ахсарбековна

Эссе "Я учитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_nakusova_irina.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ "Я учитель"

Вы знаете, мне по-прежнему верится,

Что если останется жить Земля, -

Высшим достоинством человечества

Станут когда-нибудь учителя!

Р. Рождественский

«Мадæлон æвзаг мады ад кæны» («Родной язык подобен матери»)- гласит мудрая осетинская пословица. Наверное, поэтому словосочетание «родной язык» на осетинском языке звучит как «материнский язык». Я – учитель родного (осетинского) языка, а значит – материнского, самого близкого и родного, любовь к которому зарождается с материнским молоком, с её колыбельными песнями. И это необъяснимое чувство.

Через  родной язык и родную литературу прививается любовь к истории и культуре, экологии своего народа. В нем находят отражение красота и ум многих человеческих душ. Именно с уроков осетинского языка отправляется каждый школьник в большой путь к постижению «Нартовского эпоса осетин» – бесценного кладезя информации для глубокого понимания и полномасштабного осмысления неразрывности исторического и культурного единства осетинского народа. С незапамятных времен, в самые трагические периоды истории сказания о Нартах всегда жили, вдохновляли, боролись и выживали вместе с народом. Вместе с ним сохранились до наших дней.

Осетия славится своими учеными, музыкантами и спортсменами. Но всех их вывел в жизнь УЧИТЕЛЬ. И неоценим здесь вклад учителя родного языка, хранителя и сеятеля памяти народа, его истории, опыта и традиций.

Я – Учитель родного языка! И нахожусь в долгу перед своим народом, главный источник культурной целостности которого – его уникальный язык. Смею утверждать, что эта замечательная профессия все-таки была предначертана мне свыше. И как сказал один поэт: «Меж лучших жребиев земли да будет жребий твой прекрасен!» 

Каждый день стремлюсь передать детям свою любовь к родному краю, языку наших предков, традиционной культуре осетинского народа. В этом моя главная цель - увлечь детей своим предметом, найти ключ к их сердцам, раскрыть их таланты, пробудить желание к достижению поставленных целей.

Мной одинаково почитаемы представители всех национальностей нашей республики, но все же подобно великому Коста Хетагурову невольно восклицаю:

 «Люблю я целый мир, люблю людей, бесспорно,

Люблю беспомощных, обиженных, сирот,

Но больше всех люблю, чего скрывать позорно? —

Тебя, родной аул и бедный наш народ».

Диалог культур – это не просто слова – это девиз нашей школы. На уроках школьники познают культуру не только осетинского народа, но знакомятся с традициями народов, населяющих республику. Это дает большие возможности формирования толерантной, духовно-нравственной личности.

Какой быть Осетии завтра? К чему будет готовить человека? Какие идеалы и ценности формировать? Многое здесь зависит от учителя осетинского языка. Я убеждена в необходимости учить детей таким образом, чтобы они на протяжении всей своей жизни не утратили вкуса к познанию. Поэтому стараюсь импровизировать, создаю нестандартный подход к различным видам деятельности, тем самым вызываю интерес у учеников. Считаю важным создание на уроке ситуации успеха, чтобы ребенок объективно воспринимал себя, оценивал свои способности, возможности и уникальность. Ведь творчество помогает проявить себя, реализовать свой потенциал.

Стремлюсь как можно чаще создавать условия для проявления инициативы и творческого начала. В этом мне помогает технология развития критического мышления. Такие методические приёмы как «Кластер», «Инсерт», приём "Синквейн" использую как способ синтеза материала. Они разнообразят учебный процесс, делают его более интересным, способствуют не только увеличению, но и закреплению запаса активной лексики, требуют от учащегося проявления способности находить и выделять в изучаемой теме наиболее существенные элементы, анализировать их, делать выводы и коротко их формулировать. Они помогают сделать атмосферу в классе творческой, эмоционально комфортной.

Часто практикую интегрированные уроки. Они насыщенны по содержанию, информативны и расширяют кругозор ребенка. На таких уроках прослеживается связь с историей, музыкой, литературой и другими предметами.

Осетинский язык – звучный, мелодичный и образный. Тут множество синонимов, особенно у прилагательных, позволяющих описать предметы, явления, настроения и чувства. В нем неисчерпаемое богатство загадок, пословиц, поговорок и сказок, через которые школьники постигают культуру и мудрость своего народа.

Чтобы расширить кругозор учащихся, научить их формулировать собственное мнение, а также объективно оценивать себя, других, считаю отличной методической находкой использование интерактивных методов. Особенно хорошо они действуют в технологии групповой работы. Мне кажется, что именно работа в группах разного состава, распределение ответственности, анализ ошибок позволяет раскрыться личности ребенка в полном объеме. Роль учителя здесь тоже меняется: он организует, определяет время и порядок, консультирует и направляет. При этом у школьников появляются дополнительные источники информации: словари разных типов, книги, энциклопедии, компьютерные программы. Учащиеся обращаются к социальному опыту своих товарищей. При этом ребята учатся общению, умению преодолевать конфликты, находить совместные пути решения проблем, идти на компромиссы. Важно проследить, чтобы в группе работали все члены, а не два-три лидера.

Интерактивные методы работают не только в группах. Я активно их использую на уроках-лекциях, диспутах, в работе с наглядными пособиями, документами, видеоматериалами. Стараюсь, чтобы на моих уроках царило сотрудничество. Может, поэтому мои ученики не боятся задавать вопросы и получать пояснения, самостоятельно проводить поиск необходимой информации, активно заниматься научно-исследовательской деятельностью. Я вижу, что когда учащиеся получают знания из собственного опыта, работают увлеченно и с удовольствием, тогда все это действительно становится полезным.

Включить школьников в ситуацию поиска и «открытия» новых знаний и способов деятельности помогает проблемная ситуация, которая является неотъемлемой частью каждого моего урока. Поиск решения проблемы мобилизует учащихся на использование собственного опыта в решении поставленной задачи, развивает логические умения – обобщать, анализировать, делать выводы. И самое ценное – дает возможность испытать радость от своего «открытия». Результат использования проблемного обучения: повышение мотивации, углубление уровня понимания,  формирование учебно-познавательной и информационной компетентности.  

Для того, чтобы понять ученика, его взгляды, точку зрения, провожу короткие письменные работы, экспресс-опросы (ответы) и их глубокий анализ.

Очень большую роль уделяю технологии проектного обучения. В ходе изучения и анализа произведения мотивированным обучающимся даются задания исследовательского характера. Детям на уроках родной литературы предлагается создать компьютерную презентацию на заинтересовавшую их  тему.

Я полностью разделяю мнение: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать». Поэтому особое внимание уделяю игровым формам.  Игра помогает оживить урок, пробуждает интерес не только к изучаемым вопросам, но и друг к другу, обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока, результативность. Особенно радует, что  школьники на таких уроках работают с большим увлечением. Стараюсь использовать различные виды дидактических игр, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть.

Я работаю в школе с углубленным изучением предметов эстетического цикла, поэтому частыми гостями на уроке  бывают осетинские художники и композиторы, артисты театра и другие представители искусства нашей республики.

Стремлюсь к тому, о чём так ёмко и точно сказал замечательный педагог В.А. Сухомлинский: «…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями, творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье, восхищаться красотой природы, музыки, искусства, обогащать свой духовный мир этой красотой – таков мой идеал воспитания».

Конечно, до совершенного учителя мне далеко, это идеал, к которому я стремлюсь, но я горжусь тем, что я учитель, что люблю свою работу, свою школу и своих учеников. Уверена, что на протяжении всего пути меня будет сопровождать жизнь, полная напряжения, радости, тревог, бессонных ночей и счастья. Счастья от ощущения  быть востребованной и уважаемой...

Работая от души, могу сказать с полной ответственностью, профессии лучше моей нет! Как радостно, когда при встрече  бывшие ученики стараются с тобой говорить только на осетинском языке. «Дæ бон хорз (здравствуйте), Ирина Ахсарбековна! Ӕз Сергей Малышев дæн (Я Сергей Малышев). Помните меня? Это Вы меня учили осетинскому языку. Видите, как у меня хорошо получается! Стыр бузныг дын! (Спасибо Вам большое!)»

Учителей на свете много. Но мне хочется быть не песчинкой в пустыне, а звездочкой на небе. Звезд тоже миллионы, но ведь  каждая из них излучает свой свет.

учитель родного языка и литературы

Накусова Ирина Ахсарбековна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Эссе «Я – учитель» в рамках муниципального этапа всероссийского конкурса "Учитель года-2016"

Работа раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражает собственные педагогические принципы и подходы к образованию,  понимание миссии педагога в современном мире....

Эссе "Я - учитель" (для конкурса "Учитель года Ромненского района - 2016")

Эссе "Я - учитель" на районный конкурс педагогического мастерства "Учитель года Ромненского района - 2016"...

"Учитель года 2016" Эссе "Я - учитель"

Знаю лишь одно, что моё призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь, и радость общения с ними.И как бы ни складывалась моя жизнь дальше, но любовь и уважение моих учеников и их родителей -...

Участие в областном конкурсе "Учитель года 2016". Эссе "Я - учитель"

Данное эссе написано для участия в конкурсе "учитель года". В нём подводятся некоторые итоги учительской деятельности. Основные темы для рассуждения: роль сельской школы в развитии ребёнка, её место в...