Из опыта работы " Роль семьи в воспитании детей"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Завадская М.В., учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 591 Невского района
Санкт-Петербурга
Роль семьи в воспитании детей старшего школьного возраста (из опыта работы)
Подростковый возраст - трудный период психического развития он труден для самого подростка, он труден и при работе с ним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся на данном этапе, сопротивление подростков воспитанию приводят к появлению большой группы трудных подростков. Образовательное учреждение было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолений негативных поступков и проявлений в поведении.
Большинство родителей волнует вопрос как будет себя вести их ребенок достигнув подросткового периода. Зная о том, что этот возраст считается самым проблемным, поэтому на воспитание подростков следует обратить особенное внимание, хотя не во всех семьях этот возраст проходит болезненно. Зависит это от характера ребенка и взаимоотношений между членами семьи и родителей, воспитавших ребенка в любви и научившие его быть дисциплинированным. Эти качества помогают пережить сложный период, когда этот человечек считает себя взрослым может все, а вокруг него, как ему кажется, царит непонимание. Ребенок начинает сам действовать, ощущая свою взрослость и независимость, пытаясь само выражаться, показывая родителям, что для него авторитет друзей выше авторитета родителей, способен нахамить и обидеть и создать немало проблем. В нем просыпается бунтарь, потому что уверен — молодежь более продвинута во многих вопросах и поэтому бросает вызов старшему поколению, да и себе тоже. В этот период родители должны набраться терпения, не критикуя, а сопереживая, помочь ребенку выйти из кажущегося состояния взрослости, из-за которого возникают трудности и проблемы внутреннего состояния, куда закрывает двери от близких, думая о том, что сам со всем справится. Не оставляйте ребенка один на один со своими проблемами, старайтесь объяснить как на данный момент он должен поступать или почему нельзя чего-то делать. Договаривайтесь с подростком, убеждайте и он почувствует, что его уважают и считаются с его мнением. Только после этого и появится взаимопонимание. Ни к чему впадать в крайности, потому что воспитание подростка очень ответственное дело. Начинать воспитательный процесс нужно не тогда когда возникают серьезные проблемы и о зрелой личности говорить не приходится, а с раннего детства, прививая ребенку любовь и заботу.
Несомненно, роль семьи в воспитании подростка имеет огромное значение в период его становления как личности. Приобретенные в детстве привычки он несет в свою взрослую жизнь, тем самым облегчая или усложняя ее, в зависимости от того, что приобрел в семье.
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными отношениями. В педагогическом смысле это означает мировоззренческие, нравственные, эмоциональные, интеллектуальные, деловые связи родителей и детей, тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение. В счастливой полноценной семье вырастают сильные личности, а у тех родителей, которые не сдерживая свои эмоции, придираясь по малейшему поводу, подавляли своего ребенка, он вырастет с чувством своей неполноценности и возможно, так же будет вести себя в будущей семье. Предъявляя требования к своему ребенку, родители должны искать подход к нему, учитывая нормы и морали в воспитании - стать другом и быть педагогом, который принимает правильные и нравственные решения в той или иной ситуации. В противоположном воспитании, где присутствует насилие и приказы, у этих родителей ребенок просто станет грубым, начнет лгать и попросту возненавидит своих близких людей. И как личность он тоже не состоится, потому что у подростка нет самостоятельности, чувства достоинства, веры в себя и инициативности, потому что все эти качества были сломлены в семье. Нельзя игнорировать интересы и мнение ребенка, лишать право голоса в тех ситуациях, когда касается лично его - все это гарантирует серьезные неудачи в формировании его личности.
Влияние семьи и ее компонентов на развитие и формирование личности имеет сложный, полифункциональный характер. Формирующий потенциал семьи определяется возможностями, условиями осуществления каждой конкретной семьей развивающих функций. Формирующий потенциал зависит от многих обстоятельств: социокультурного статуса семьи; освоения родителями новых социальных ролей; условий и образа жизни семьи; состава семьи, стиля отношений в семье; общей духовной атмосферы; ценностных ориентаций родителей; ценность семьи. Формирующий потенциал семьи в целом определяют как степень ее возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны ее деятельности, функций. Семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Причем роль идет не только об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущениях детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых. Семья – социальный институт формирования личности. Формирование личности – это процесс освоения специальной сферы общественного опыта. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Второе «рождение» личности (по А.Н. Леонтьеву) приходиться, как раз на подростковый период и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению.
Именно семья обязана формировать физически и психически здоровую, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Межличностные отношения в семье, их влияние на формирование личности и поведения детей–подростков заключается в стабильности семейной среды. Ибо доминанта ее - эмоциональная уравновешенность и психическое здоровье ребенка.
В подростковом возрасте отношения с родителями переходят на качественно новый этап. Специфика взаимоотношений «семья-подросток» обусловлена в первую очередь задачами формирования и осознания подростком своей идентичности, коренными преобразованиями мотивационной сферы. У подростка одновременно сосуществуют два типа потребностей: потребности в уважении, самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семейному «мы». И.С. Кон заявляет, что нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков или юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом.
Подростничество, по утверждению психологов О.Н. Истратовой и Т.В. Эксакусто, традиционно делится на две фазы: негативную (собственно критическую) – младший подростковый возраст (11-13), и позитивную – старший подростковый возраст (13-15 лет). Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, т психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослым права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего - во внешнем облике, в манерах.
Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости – отношение подростка к самому себе как взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Наряду с чувством взрослости Д.Б. Элькониным рассматривается подростковая тенденция к взрослости: стремление быть, казаться и считаться взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих. К старшему подростковому возрасту, взрослый для ребенка начинает играть роль помощника и наставника. В нем подросток оценивает прежде всего личные качества, такие как справедливость, разумная требовательность и порядочность
Методы воспитания детей в семье – это способы, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей – столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей – мягкое внушение, у других – угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод – поощрение. При отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установлены родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание, а поэтому методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых. Другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и, естественно, находят для этого соответствующие методы.
Только в целенаправленном воспитании происходит действенное формирование человека как личности. Особенно важно это в подростковом возрасте, доминантой которого является интимно-личностное общение. Доверие, уважение, понимание, любовь – то, что должно присутствовать в отношениях с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общешкольное родительское собрание: «Роль семьи в воспитании детей»
Добрый вечер, уважаемые родители. Вы – люди, у которых разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас, – это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут ст...
Роль семьи в воспитании детей
В каждой семье важное место занимают дети. И почти в каждой семье родители понимают, что обуть и одеть ребенка, накормить его – недостаточно. Надо его воспитать. К сожалению, обязанности воспитания ча...
"Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей......"
Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), н...
Усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса
В материале идет речь о совместной деятельности семьи и школы в достижении нового качества образования, обеспечивающего «подготовку разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традиц...
Статья на тему "Роль семьи в воспитании детей"
Данная статья может быть использована при подготовке к родительскому собранию (любой возраст учащихся)...
Статья " Роль семьи в воспитании детей среднего школьного возраста (из опыта работы)"
Подростковый возраст-трудный период психического развития он труден для самого подростка, он труден и при работе с ним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся...
Сценарий классного родительского собрания "Роль семьи в воспитании детей. Взаимоотношения родителей и детей"
На родительском собрании применялась технология кроссенс. С ее помощью родители определили тему, задачи собрания и вопросы, которые будут обсуждаться. В конце собрания было проведено анкетирован...