Общешкольное родительское собрание: «Роль семьи в воспитании детей»
методическая разработка по теме
Добрый вечер, уважаемые родители. Вы – люди, у которых разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас, – это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью. Как и что, нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!». Итак, тема нашего разговора «Роль семьи в воспитании детей».
Своё выступление мне бы хотелось начать со слов немецкого писателя Себастьяна Бранта:
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители - пример тому.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_yavlyaetsya.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «СОШ № 4» г. Называевска
Общешкольное родительское собрание: «Роль семьи в воспитании детей»
Добрый вечер, уважаемые родители. Вы – люди, у которых разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас, – это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью. Как и что, нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!». Итак, тема нашего разговора «Роль семьи в воспитании детей».
Своё выступление мне бы хотелось начать со слов немецкого писателя Себастьяна Бранта:
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители - пример тому.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка. В повседневном общении с родителями он учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. Семья является – ведущим фактором развития личности ребёнка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Семейное воспитание по своей силе и действенности, несравнимо ни с каким другим, даже очень квалифицированным воспитанием. В основе новой философии взаимодействия семьи и школы лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты, в том числе и школа, призваны помочь, поддержать, направить и дополнить их воспитательную деятельность, но не более. Школа кроме этого занимается образованием детей. Большинство прав родителей является в то же самое время и их обязанностью, что с одной стороны подчеркивает ответственность родителей за своих детей, а с другой стороны – гарантирует им то, что именно они, а не кто-то другой, имеет право растить и воспитывать своих детей. В доказательство моих слов, прочту несколько строк из семейного кодекса РФ. Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. 1.Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2.Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.
Конечно, возникает вопрос, как воспитать своего ребёнка достойно, как оградить его от всего негативного, что окружает его вокруг. Как научить, его вредным привычкам говорить нет? При воспитании детей часто возникают ситуации, когда разговариваешь с ними – а они не слушают, говорят сами знаем, уговариваешь – не слушаются, повышаешь голос – не реагируют, накричишь – расплачутся. Ну что с ними делать? И тут, по-моему, мнению возникает другой вопрос. А что делать ребёнку с нами родителями – мрачными, раздражительными, усталыми, всегда спешащими и всегда занятыми? Значит нужно начать с себя, посмотреть на себя со стороны и найти время для своего ребёнка: ежедневно беседовать с ним на различные темы: как прошёл день, что его волнует, о чём он мечтает, какие у него проблемы и т.д. И тогда мы узнаем, чем живёт наш ребёнок, о чём думает, о чём переживает. И тогда мы сможем во время оказать помощь своему ребёнку, чтобы потом не размахивать руками и не расписываться в бессилии.
Дети, выражаясь языком математики, есть производная от своих родителей. Производные от вас, потому что на свет их произвели вы. Тон в семье задают родители, а не дети. И даже если ребёнок – тиран, а его родители – покорные рабы, это они позволили, они допустили такую расстановку сил! Ведь ребёнка можно сравнить с домом, в котором много-много окон. Какое свойство будешь выкликивать – такое и выглянет. Старайтесь почаще выкликать доброе и не будите лишними криками дурное. Мир ребёнка – это вы, его родители, его семья. Поэтому, когда вы перестаёте с ним разговаривать, ребёнку кажется, что от него отвернулся весь мир. И тогда начинаются проблемы. Китайский мыслитель, Сюнь-цзы, живший ещё до н.э. , говорил: "Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это результат воспитания».
Уважаемые родители! Сегодня в нашей школе завершилась областная акция «Школа против курения», которая проходила с 10.01 по 10.02.2012 года. Поэтому на сегодняшнем собрании мы поговорим о проблеме развития никотиновой зависимости у детей и о том, как родители могут помочь своему ребенку противостоять этому коварному соблазну.
Подростковое курение стремительно молодеет. Вопрос подросткового курения очень волнует и педагогов, и родителей, никто не хочет, чтобы дети курили. А вот взгляд подростков и молодежи на вопрос курения неоднозначен, поэтому часто возникает проблема "отцов и детей". К сожалению, родители не всегда бывают на высоте в этом споре, т. к., во-первых, сами не являются носителями положительного примера; а во-вторых, плохо знают своих детей: о чем они говорят, о чем думают, как выбирают свой имидж и стиль жизни и какое место отведено в этом процессе сигарете.
О том, что тема разговора актуальна, свидетельствуют результаты опроса учащихся и официальная статистика. Итак, факты официальной статистики:
- более 80% курящих приобрели эту привычку в возрасте до 18 лет;
- по данным Всемирной организации здравоохранения, 80% регулярно курящих детей продолжают курить, став взрослыми;
- если подросток выкурил хотя бы две сигареты, то в 70% случаев он будет курить всю жизнь;
- согласно опросам медиков и социологов к 12 годам сигареты пробовали 30% россиян, к 14 годам – 55%, а к 15 – уже 65%. Каждый 10-й курильщик в 15 лет уже страдает никотиновой зависимостью.
Мы тоже провели небольшое исследование-анкетирование обучающихся нашей школы (с 2-го по 11 класс). И что же у нас получилось.
Анкета для учащихся
11. Как ты учишься?
- Отлично. (11 %)
- Хорошо. (51 %)
- Средне (удовлетворительно). (37 %)
- Неудовлетворительно. (10 %)
2. Курят ли твои родители, родные?
Отец:
- Да. (49 %)
- Нет. (38 %)
- Изредка. (11 %)
Мать:
- Да. (6 %)
- Нет. (49 %)
- Изредка. (7 %)
Брат:
- Да. (10 %)
- Нет. (50 %)
- Изредка. (17 %)
Сестра:
- Да. (2 %)
- Нет. (51 %)
- Изредка. (5 %)
Дедушка:
- Да. (22 %)
- Нет. (33 %)
- Изредка. (10 %)
Бабушка:
- Да. (3 %)
- Нет. (76%)
- Изредка. (4 %)
3. Куришь ли ты?
- Да. (3 %)
- Нет. (95 %)
- Изредка. (3 %)
- В школе. (0,5 %)
- В компании. (0,5 %)
4. Почему, по-твоему, чаще всего начинают курить подростки?
- От нечего делать. (34 %)
- За компанию. (32 %)
- Хочется быть взрослым. (42 %)
- Любопытно, баловство. (15 %)
- Модно. (12 %)
- Успокаивает, поднимает настроение. (9 %)
- По примеру близких. (11 %)
5. В некоторых семьях курят родители. Как ты к этому относишься?
- Хорошо. (0,5 %)
- Плохо. (67%)
- Мне все равно. (35 %)
6. Хорошо ли курить?
- Да. (0,2 %)
- Нет. (84 %)
- Не знаю. (13 %)
Выводы: Обучающиеся нашей школы имеют завышенную самооценку. По их мнению на хорошо и отлично обучаются 62%, а реальный показатель по итогам полугодия 41 %. Среди родителей: на мам и бабушек приходится 13% и 7 % курящих; на пап и дедушек: 60% и 32%; на братьев и сестёр: 15% и 7%. Эти данные говорят о том, что нашим обучающиеся довольно часто видят рядом с собой курящих близких. Активными курильщиками являются 3% обучающихся и 3% курят иногда. Если ранжировать причины, по которым чаще всего подростки начинают курить, то можно увидеть следующее:
- Хочется быть взрослым. (42 %)
- От нечего делать. (34 %)
- За компанию. (32 %)
- Любопытно, баловство. (15 %)
- По примеру близких. (11 %)
- Модно. (12 %)
- Успокаивает, поднимает настроение. (9 %)
Если сравнивать ответ: «Учусь Удовлетворительно» (37 %) и «Неудовлетворительно» (3%) с ответом «Подростки начинают курить от нечего делать» (34%), то можно предположить: не одни ли и те же это обучающиеся? Конечно, для нас и думаю для вас, это вопрос.
На вопросы: Как вы относитесь к курению? «Мне всё равно» - ответили 35% обучающихся. А на вопрос: Хорошо ли курить? – 13% обучающихся ответили «Не знаю». А это, на мой взгляд, говорит о том, что эта группа ребят более всего подвержена этому соблазну. Это так называемая группа риска. Значит, нам педагогам и вам родителям есть над, чем работать. Это данные по школе, вы можете результаты анкетирования по классу более подробно обсудить с вашими классными руководителями.
Классные руководители в течение всего учебного года планируют и проводят различные часы общения со своими воспитанниками о здоровом образе жизни. В рамках акции «Школа против курения» были проведены следующие мероприятия: Приложение 1.
Итак, эта работа проведена учителями, а какие меры борьбы с табакокурением могут быть использованы вами, родителями? Как можно помочь ребенку не поддаться этому соблазну?
Меры профилактики табакокурения и способы противостояния негативному влиянию со стороны социального окружения могут быть следующие:
- организация свободного времени детей, привлечение их к занятиям спортом, творчеством (кружки, секции, семейные хобби);
- личный пример (не курить, постоянно демонстрировать свое негативное отношение к курению, бросить курить);
- профилактические беседы о вреде курения;
- использование положительного примера известных личностей;
- поддержка ребенка в его начинаниях, уважение его взглядов;
- организация семейного досуга (выезд на природу, дачу; участие в городских праздниках);
- контроль учебы, поведения, изучение круга друзей ребенка;
- введение ограничений, контроль расходования ребенком карманных денег;
- обучение ребенка умению отказываться от предложения закурить.
Эффективность предложенных форм и методов профилактической работы зависит от соблюдения принципов семейной профилактики табакокурения, к которым относятся:
- Системность.
- Гибкий контроль.
- Терпение и деликатность.
- Индивидуальный подход.
- Поддержка.
- Наглядность.
Чтобы помочь ребенку избежать привычки курения, родителям нужно приложить немало усилий. Но самое главное – любить своего ребенка, понимать его и быть готовым всегда прийти на помощь. Только тогда все предложенные формы и методы будут действенны и эффективны.
Психологи советуют ребенку построить отказ от курения по схеме:
отказ + аргумент + встречное предложение.
Поиграйте дома с детьми в ролевую игру «Сумей сказать "нет"».
Возможные аргументы для отказа от предложения покурить:
- слабое здоровье ("Нет, спасибо. У меня на табачный дым аллергия. Может, лучше покатаемся на велосипеде?");
- желание сохранить голову светлой ("Я не буду. У меня завтра контрольная. Ты уже все уроки сделал?");
- уже существующий отрицательный опыт ("Я пробовал. Мне не понравилось. А ты можешь подтянуться на турнике 7 раз?");
- желание отодвинуть этот эксперимент на неопределенный срок ("Нет, спасибо. Не сегодня и не сейчас, я очень спешу, срочные дела. Давай встретимся завтра.");
- ссылка на уже имеющиеся проблемы ("Нет, не буду. У меня и так вагон неприятностей. Ты не хочешь сходить в спортивный зал?");
- стремление казаться "крутым" ("Эта дрянь не для меня. Есть увлечения покруче. Приходи, посидим за компьютером: у меня есть новая игра.");
Встречное предложение переводит разговор на другую тему и исключает насмешки, возможные в случае отказа закурить. Таким образом, ваш ребенок достойно выходит из данной ситуации.
Русский фармаколог, Иван Михайлович Догель, говорил: "Я намерен сегодня говорить о табаке как о прихоти и несчастии человека". Действительно, курение это прихоть и несчастье человека, но каждый делает свой выбор сам. Воспитывая своих детей, мы можем помочь им избежать дурных привычек.
Мне бы хотелось предложить вам, уважаемые родители диагностику защитных факторов, благодаря которым ребенок сможет противостоять формированию привычки курения.
[По мнению ученых, каждый ребенок обладает большими защитными возможностями психического и физического здоровья. Эти защитные возможности называют защитными факторами, благодаря которым ребенок сможет противостоять формированию привычки курения, быть здоровым полноценным человеком и настоящим гражданином, невзирая ни на какие неблагоприятные обстоятельства.]
Защитные факторы подразделяют на внешние, которые поддерживают ребенка в жизни, ставят его в необходимые рамки, очерчивают границы приемлемого поведения, и внутренние, связанные с его личностными качествами, определяющими стиль поведения ребенка.
Внешние защитные факторы | Внутренние защитные качества |
|
|
Вы спросите: "Сколько же защитных факторов у моего сына или дочери?" Ответ прост. Обычно дети располагают примерно 16 защитными факторами. Найдите время и вместе с детьми прочитайте и обсудите их. Таким образом, вы узнаете, какими защитными качествами уже обладает ваш ребенок и какие защитные ресурсы ему необходимы. Помогите ему в этом!
Я предлагаю вам посмотреть видеоролик «Воспитание без насилия», где на вопросы семейного воспитания отвечает Каркович Наталья Николаевна, первый заместитель председателя комитета ГД по делам женщин, семьи и детей. Попробуйте ответить сами себе на вопросы, ответы на которые вы сейчас услышите.
Просмотр видео-ролика.
Повторю ещё раз высказывание Сюн-цзы "Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это результат воспитания".
Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите
Это счастье? Короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите, пожалуйста, детство.
Спасибо за внимание. Успехов вам в воспитании ваших деток!
Материал подготовила: Волгина Н.А., заместитель директора по ВР, февраль 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общешкольное родительское собрание"Роль семьи в формировании личности"
Доклад с элементами игры на общешкольном родительском собрании...
Общешкольное родительское собрание "Роль семьи в современном обществе"
Выступление психолога на общешкольном родительском собрании....
Презентация к родительскому собранию "Роль семьи в воспитании культуры ребенка"
Красочная презентация в доступной и интересной форме помогает родителям и педагогу найти общий подход к процессу воспитания культуры ребенка.Адресована классным руководителям. социальным педагог...
Материалы к родительскому собранию "Роль семьи в воспитании и обучении ребёнка" (5 класс)
Материалы содержат презентацию и пояснительный текст...
Выступление на общешкольном родительском собрании. Роль семьи в формировании личности
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они оста...
Общешкольное родительское собрание. "Ответственность родителей за воспитание детей"
Общешкольное родительское собрание. "Ответственность родителей за воспитание детей"...
Сценарий классного родительского собрания "Роль семьи в воспитании детей. Взаимоотношения родителей и детей"
На родительском собрании применялась технология кроссенс. С ее помощью родители определили тему, задачи собрания и вопросы, которые будут обсуждаться. В конце собрания было проведено анкетирован...