Статья на тему "Роль семьи в воспитании детей"
статья на тему
Данная статья может быть использована при подготовке к родительскому собранию (любой возраст учащихся)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
материал для родительского собрания | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Шапшинская средняя общеобразовательная школа
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Выступление на тему:
«Роль семьи в воспитании детей»
Учитель татарского языка и литературы
первой квалификационной категории
Хамидуллина Альфия Абриковна
«Детство – тот порог,
через который проходят все чувства
посещающие сердце человека.»
(К.Д.Ушинский)
Детство – самая прекрасная пора жизни человека, получившая целый букет красивых определений: счастливое, безмятежное, безоблачное…. Но для некоторых детей оно трудное, и, прежде всего, по вине окружающих взрослых. К сожалению, ребенок не выбирает себе семью, родителей и очень зависит от этого малого круга общения, особенно в детстве.
Практика убеждает нас, что гораздо легче болезни предупреждать, чем лечить. Перевоспитание – дело не очень благородное. Значительно больше пользы ребенку, если самые близкие и заинтересованные в нем люди – родители – станут его понимать, принимать таким, каков он есть, считать личностью, давать возможности для проявления индивидуальности, т.е. по-настоящему любить и верить в него как в самих себя.
Стала уже банальной фраза из известного кинофильма: «Счастье – это когда тебя понимают». Но вот беда – нередко мы, вроде бы понимая других, стремимся всё сделать по-своему.
В супружестве невозможно быть счастливым в отдельности. Секрет в том, что супруги или вместе счастливы, или оба несчастны, третьего не дано. Умение и желание понимать другого, удовлетворять его потребность в равенстве, подтверждать представления друг друга о семейных ролях – вот составляющая психологического климата.
Психологический климат семьи выражается и в том, какие преобладают отношения и настроения: восторженное, радостное, спокойное, теплое, тревожное. Холодное, враждебное, подавленное. При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя равным среди равных, нужным, защищенным и уверенным. Он ощущает семью своеобразным колодцем, где черпает живительную силу, свежесть, бодрость и оптимизм.
Ещё в Древней Греции Платон вслед за Сократом утверждал: всё зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают, прежде всего, из наличия неравных условий воспитания детей в семьях. Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит индивидуализм, корыстолюбие и прочие свойства, разобщающие людей, порождающие между ними вражду.
Гармоничное развитие ребенка немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным.
Педиатры утверждают, что даже несколько месяцев «лишения любви» наносят умственному, нравственному и эмоциональному развитию ребенка до трёхлетнего возраста непоправимый урон. То есть, именно в самом раннем детстве закладывается фундамент всей последующей духовной жизни человека, а от прочности этого фундамента, от того, из каких материалов он сложен, и зависит, какое сооружение потом можно будет на нём воздвигнуть, какой величины и сложности. Создание духовной, эмоциональной основы личности и есть смысл семейного воспитания.
Издавна существуют два вида воспитания: общественное и семейное, которые тесно взаимосвязаны, дополняют и могут в определенных пределах компенсировать друг друга. Ослабление роли семьи в воспитании было бы чревато потерям как для детей, так и для общества. Необходимость семейного воспитания в современных условиях определяется его спецификой, которой не имеют общественные формы воспитания:
➢ Семейное воспитание более эмоционально, так как его проводниками являются родительская любовь к детям и ответные чувства детей к родителям.
➢ Ребенок в раннем возрасте больше расположен к воздействию семьи, чем к любому другому виду влияния.
➢ Представляя собой малую группу социальной структуры общества, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.
➢ Семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные возрастные, половые, профессиональные подсистемы. Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовать их.
➢ Семейные отношения включают в себя не только то, что родители передают детям и дети друг другу, но и то, что дети
передают своим родителям. В результате обогащаются внутрисемейные связи, поддерживаются высокий эмоциональный уровень, расширяется круг интересов семьи.
➢ Семья – уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в душе способность дорожить близкими как собой, а их интересами – как собственными. Поэтому семья может быть мощным источником гуманизма.
Что нужно и чего нельзя делать в процессе воспитания человека?
Чтобы воспитать ЧЕЛОВЕКА нужно:
➢ Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
➢ Стремиться понять, о чём он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
➢ Внушать ребёнку, что он всё может, если только поверит в себя, и будет работать.
➢ Понимать, что в любых проступках ребёнка следует винить, прежде всего, себя.
➢ Не пытаться «лепить» своего ребёнка, а жить с ними общей жизнью; видеть в нём личность, а не объект воспитания.
➢ Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребёнка.
➢ Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
Нельзя:
➢ Рассчитывать на то, что ваш ребёнок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
➢ Относиться к ребёнку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают её обратно с процентами.
➢ Ждать от ребёнка благодарности за то, что вы его родили и выкормили – он вас об этом не просил.
➢ Использовать ребёнка как средство для достижения пусть самых благородных, но своих целей.
➢ Рассчитывать на то, что ваш ребёнок унаследует ваши инте-
ресы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).
➢ Относиться к ребёнку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению «лепить».
➢ Перекладывать ответственность за воспитание на учителей, методические рекомендации, бабушек и дедушек.
Авторитет родителя, как и авторитет учителя, может быть чисто формальным, т.е. определён социальной функцией: если я родитель, то ты обязан меня слушать и уважать. Подобной формой авторитета многие из нас наделены с избытком. Но он плохо срабатывает.
Чем старше ребёнок, тем больше мы нуждаемся в новом типе авторитета – функциональном, основанном на эрудиции, компетентности, успехах в деятельности. Этот авторитет особенно нужен родителям, поскольку, по мнению взрослых детей «отстали от жизни».
Лучше всего для нас взрослых, если удаётся овладеть высшим типом авторитета – личностным.
Воспитатель любого ранга, тем более отец и мать, не имеют права на ошибку. Бывает очень обидно, если ошибки воспитателя связаны с незнанием самого необходимого – азов семейной педагогики.
Попробуем дать несколько советов родителям:
① Помните, что семья – это место духовного рождения человека. Многообразие отношений между членами семьи, чувства, которые они питают друг к другу, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Если же ребёнок живёт в состоянии хронического голода, у него возникает острая или даже патологическая реакция. Он, например, начинает бить стёкла в витрине, чтобы изведать остроту риска и страха. Обычно, говорят, от «скуки», от «делать нечего». Нет, правильнее сказать – от эмоционального голода, от потребности в эмоциональном заряде.
Невозможно точно подсказать родителям, сколько часов в день, в неделю надо заниматься воспитанием чувств. Ясно одно, что оно осуществляется непрерывно, изо дня в день, что вся атмосфера жизни семьи, её психический настрой, дух семьи влияют на детей совокупностью своих слагаемых, хороших и плохих.
② Изживайте недостатки своего характера, чтобы не подавать дурной пример детям. В детстве дети неосознанно копируют нас, списывают с нас образцы поведения. И если мы замечаем, что ребёнок несдержан, вспыльчив, агрессивен, то не преподали ли мы сами ему этот урок? Воспитать личность может только личность. Старайтесь быть личностью.
③ Семейная педагогика должна быть деятельной. Азбучная истина педагогики гласит, что воспитание ребёнка сильно не столько словом, сколько примером. В каждой семье должен царить дух деятельности, совместного и сердечного сотрудничества. Совместная деятельность рождает совместные цели, планы, переживания: она сплачивает семью, превращает количество общения в качество.
В воспитании детей не бывает каникул и отпусков. И продумывая свой отпуск, семья должна принимать коллективное решение, как совместно использовать столь драгоценное время.
④ Чтобы действовать, надо знать, кого вы хотите вырастить. Воспитывать ребёнка надо на основных общечеловеческих ценностях. А ценности эти: доброта, милосердие, любовь, трудолюбие, сострадание, бескорыстие.
⑤ Учтите, вы главные, но не единственные воспитатели вашего ребёнка. Для начала установите единые требования к ребёнку внутри семьи, ведь мать и отец – главные воспитатели. Но возникает большой повод для беспокойства, если между супругами существуют расхождения во взглядах на воспитание и несогласованность в обращении с детьми.
ВЫВОД:
В детстве закладывается всё то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что мы, взрослые, вкладываем в ребёнка с раннего детства, сохраняется в нём, как в копилке, на долгие годы, переправляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Но иногда мы, не зная будущего своего ребёнка не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не смогли справиться сами. Не нужно быть большим знатоком человеческой природы, чтобы понять, что биологические и социальные законы перепрыгнуть невозможно, психика человека развивается в определённой последовательности.
Главные законы детства, необходимые ребенку для полноценного развития это:
➢ нормальные родители;
➢ хорошие условия жизни и воспитания;
➢ полноценное общение со сверстниками и взрослыми;
➢ постоянная активная, соответствующая возрасту деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гармония внутри семьи, или воспитание детей с отклонениями в развитии.
Рождение ребёнка с отклонениями в развитии воспринимается родителями как трагедия, потеря перспектив дальнейшей жизни. Это стресс для семьи. Переживание длительного стресса приводит к повышенной...
Общешкольное родительское собрание: «Роль семьи в воспитании детей»
Добрый вечер, уважаемые родители. Вы – люди, у которых разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас, – это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут ст...
Роль школы и христианской семьи в воспитании детей
В статье отражён положительный опыт работы школы с семьёй и родителями, который может использоваться более широко....
Влияние современной семьи на воспитание детей
Предметом нашего разговора сегодня является процесс нравственного воспитания подростков в современной семье. Этот вопрос очень актуален сегодня. В наше время смяты нравственные ориентиры. Нынешнее под...
Роль семьи в воспитании детей
В каждой семье важное место занимают дети. И почти в каждой семье родители понимают, что обуть и одеть ребенка, накормить его – недостаточно. Надо его воспитать. К сожалению, обязанности воспитания ча...
Статья " Роль семьи в воспитании детей среднего школьного возраста (из опыта работы)"
Подростковый возраст-трудный период психического развития он труден для самого подростка, он труден и при работе с ним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся...
Сценарий классного родительского собрания "Роль семьи в воспитании детей. Взаимоотношения родителей и детей"
На родительском собрании применялась технология кроссенс. С ее помощью родители определили тему, задачи собрания и вопросы, которые будут обсуждаться. В конце собрания было проведено анкетирован...