"Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей......"
материал на тему

Мошкова Юлия Сергеевна

Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_vospitanii.docx22.13 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx401.79 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей......»

Помните, что ребенок – зеркало

жизни своих родителей.

А.С. Макаренко

Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Поэтому немаловажную роль играет семья в процессе воспитания. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка.

 Младший школьный возраст – это тот период, когда активное принятие участия семьи в воспитании оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Сюда следует отнести последующую самореализацию ребёнком своих возможностей и способностей, становление которых определяются воспитанием в семье. И что бы ни говорило общество, по-прежнему роль семьи является важным катализатором воспитания ребёнка, а именно есть только самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение человека.

 

 Семью можно назвать колыбелью духовного рождения человека, важный и во многом незаменимый этап в развитии каждой личности.

 

 «Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей». Семья – колыбель духовного рождения человека, важный и во многом незаменимый этап в развитии каждой личности. Первая причина особой роли семьи в воспитании – устойчивость, постоянство, долговременность влияния. Вторая – ее разносторонность.

 Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам.

 Условия правильного семейного воспитания - рационально организованный быт, режим жизни в семье!

 Одним из распространенных недостатков семейного воспитания становится в наше время культ вещей, приобретательство, организация жизни и деятельности детей в семье с учетом их индивидуальных, возрастных особенностей требует правильного чередовании труда и отдыха детей. Распространенной ошибкой семейного воспитания является внимание родителей только учебному труду детей, недооценка ими бытового труда, участие детей в работах по самообслуживанию.

 Источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Начнём с того, что дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть уверен, что его, кто-то очень, очень любит и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта.

          Важным условием воспитания детей в семье является авторитет родителей. Здесь авторитет родителей-то влияние отца и матери на детей основанное на уважении и любви к родителям, доверие к их жизненному опыту, словам и поступкам. Любовь к родителям и уважение к ним, признание их авторитета далеко не всегда совпадают.

 Без авторитета нельзя воспитать ребенка, формировать в нем качества хорошего человека.

 Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Единые согласованные требования семьи и школы - одно из условий правильного воспитания детей в семье. Там, где педагог и родитель действует согласованно, лучше осуществлять учебно-воспитательную работу.

  Важными условиями воспитания младшего школьника являются взаимоотношения школа — семья — ребенок. Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Отметим, что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает.

 К сожалению, современный напряженный темп жизни, изменение условий быта повлияли на характер общения: оно становится редким, все более формальным не только между знакомыми и соседями, но и между родными внутри семьи. Беседы со школьниками подтверждают, что их потребность во внутрисемейном общении не уменьшается. Организация содержательного и достаточно продолжительного общения с детьми — необходимое условие их воспитания в любом возрасте.

         Однако с течением времени изменяется содержание общения — то, что ищет в нем ребенок. Младший школьник не только стремится удовлетворить в общении свои эмоциональные и интеллектуальные потребности, но и хочет получить оценку своей личности, самоутвердиться, осознать себя.

 

 Главными условиями являются эмоциональный климат семьи и нравственное воспитание ребенка. С утверждением, что ребенок — это личность, не всегда согласны родители, потому что под понятием «личность» они имеют в виду человека с цельным и сильным характером, самостоятельного, уверенного в себе, своих возможностях. Именно таким и хотели бы видеть многие родители своих детей. Но такая личность — уже построенное здание. А его строительство всегда начинается с фундамента. Основы личности начинают закладываться с рождения ребенка под влиянием взрослых. Так, недостаток внимания, проявления родительской любви, общения с малышом отрицательно сказывается на его эмоциональном и нравственном развитии, на его мировосприятии. Изучение малолетних правонарушителей показало, что они страдали от недостатка любви в семье. Нельзя забывать, что младший школьник еще во многом живет эмоциями и что именно эмоциональная среда оказывает влияние на его духовный мир. Положительный эмоциональный климат семьи, где преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужен ребенку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой. Ребенок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Поэтому, если вам что-то не нравится в ребенке, его нравственном облике, вспомните: ребенок в какой-то степени является вашим зеркальным отражением.

 Доброжелательность, внимание родителей друг к другу, к ребенку естественно перенимаются им, так же как и грубость, неуважение, раздражительность. В некоторых семьях не принято проявлять нежные чувства друг к другу. Иногда за внешней сдержанностью кроются уважение и любовь. Это не всегда может понять и почувствовать малыш, его потребность в ласке, в выражениях родительской любви к нему не удовлетворяется, что может нанести ему серьезную душевную травму, вызвать в будущем проблемы в отношениях с отцом и матерью. Большое значение также имеет реакция взрослых на различные жизненные ситуации. Важно различать, существенный или незначительный повод вызвал те или иные эмоции родителей, соответствуют ли проявленные чувства происшедшему.

         Созданию спокойной обстановки в семье помогает критичное отношение взрослых к своим действиям, учет их влияния на ребенка. Нельзя вымещать на близких, тем более на ребенке, свое плохое настроение. Конечно, у взрослых могут быть серьезные поводы для чувства тревоги, недовольства. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что свои взрослые проблемы можно перекладывать на плечи ребенка, создавать гнетущую атмосферу в доме.

 Семья – это первый учитель и незаменимый воспитатель для младшего школьника, спутник жизни ребёнка, выстраивающая линию воспитания в соответствии со своими желаниями и интересами. Она должна полностью обращать внимание на события, происходящие у ребёнка в этом возрасте, учитывать особенности их протекания, условия, в которых находится их малыш, какие эмоции, переживания он испытывает в данный период, что его волнует и что затрагивает, чем он живёт.

 

Как часто мы сталкиваемся с одной и той  же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем результаты противоположные ожидаемым! В чем же причина? Может быть, в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные критики, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы ни старались все это скрыть. А может, все дело в том, что дети «учатся жить у жизни».

Попробуем выяснить, чему может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях.

 

(Родителям предлагается закончить следующие предложения)

Если:                  

  1. ребенка постоянно критикуют, он учится … (ненавидеть)
  2. ребенок живет в обстановке вражды, он учится…… (жить с чувством вины)
  3. ребенок живее в обстановке вражды, он учится…. 9быть агрессивным)
  4. ребенок растет в обстановке терпимости, он учится….. (понимать других)
  5. ребенка часто хвалят, он учится…. (быть благодарным)
  6. ребенок видит отношения, основанные на честности, он учится…. (быть справедливым)
  7. ребенка поддерживают в делах, переживаниях, трудностях, он учится…. (ценить себя)
  8. ребенка часто высмеивают, он учится….. (быть замкнутым)

 

 

Именно от вас, уважаемые родители, в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок. Каким он войдет во взрослую жизнь. А школа и учитель с радостью помогут найти выход в сложных ситуациях. Важно только понимать, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не нравоучения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей...... Помните, что ребенок – зеркало жизни своих родителей. А.С. Макаренко

Слайд 2

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Традиционно главным институтом воспитания является СЕМЬЯ .

Слайд 3

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Слайд 4

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.

Слайд 5

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Слайд 6

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Слайд 7

Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Слайд 8

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды , а то, что будет более полезным для ребенка.

Слайд 9

Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач в формировании его личности.

Слайд 10

Внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: •Принимать активное участие в жизни семьи; •Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; •Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; •Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

Слайд 11

• Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; •Уважать право ребенка на собственное мнение; •Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; •С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Слайд 12

Именно от вас, уважаемые родители, в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок. Каким он войдет во взрослую жизнь. А школа и учитель с радостью помогут найти выход в сложных ситуациях. Важно только понимать, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не нравоучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольное родительское собрание: «Роль семьи в воспитании детей»

Добрый вечер, уважаемые родители. Вы – люди, у которых разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас, – это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут ст...

Роль семьи в воспитании детей

В каждой семье важное место занимают дети. И почти в каждой семье родители понимают, что обуть и одеть ребенка, накормить его – недостаточно. Надо его воспитать. К сожалению, обязанности воспитания ча...

Усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса

В материале идет речь о совместной деятельности семьи и школы в достижении нового качества образования, обеспечивающего «подготовку разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традиц...

Статья на тему "Роль семьи в воспитании детей"

Данная статья  может быть использована при подготовке к родительскому собранию (любой возраст учащихся)...

Повышение воспитательной роли семьи в воспитании детей

Повышение воспитательной роли  семьи в воспитании детей...

Статья " Роль семьи в воспитании детей среднего школьного возраста (из опыта работы)"

Подростковый возраст-трудный период психического развития он труден для самого подростка, он труден и при работе с ним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся...

Сценарий классного родительского собрания "Роль семьи в воспитании детей. Взаимоотношения родителей и детей"

На родительском собрании  применялась технология кроссенс. С ее помощью родители определили тему, задачи собрания и вопросы, которые будут обсуждаться. В конце собрания было проведено анкетирован...