"Формирование у школьников толерантного отношения к национальным культурам посредством проведения командных конкурсов по этническому многообразию России"
статья
В статье анализируется проведение командного конкурса, как способ сформировать этническую толерантность у школьников.
Данная тема актуальна на сегодняшний день особенно, поскольку процент обучающихся различных национальностей в российских образовательных учреждениях увеличивается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у школьников толерантного отношения к национальным культурам посредством проведения командных конкурсов по этническому многообразию России
Гусевская М. В.1
1Гусевская Маргарита Викторовна– педагог-организатор,
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «Олимп», г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье анализируется проведение командного конкурса, как способ сформировать этническую толерантность у школьников. Данная тема актуальна на сегодняшний день особенно, поскольку процент обучающихся различных национальностей в российских образовательных учреждениях увеличивается.
Ключевые слова: толерантность, национальная культура, этническое многообразие, школьники.
Formation of a tolerant attitude towards national cultures among schoolchildren through team competitions on ethnic diversity in Russia
Gusevskaya M.V.1
1Gusevskaya Margarita Viktorovna– teacher-organizer, State budgetary institution of additional education House of Children's Art "Olimp", St. Petersburg
Abstract: the article analyzes the conduct of team competition as a way to form ethnic tolerance among schoolchildren. This topic is relevant today, especially since the percentage of students of various nationalities in Russian educational institutions is increasing.
Keywords: tolerance, national culture, ethnic diversity, schoolchildren
УДК 316.342.
Актуальность данной темы обуславливается увеличением в России количества поликультурных семей (смешанные браки), а также семей, приезжающих в Россию из других стран. В результате этого в общеобразовательных учреждениях увеличивается % детей, являющихся представителями различных наций.
Для начала посмотрим на основные понятия изучаемой темы.
Национальная культура – это совокупность духовных и материальных ценностей определенной нации, а также основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением. Национальная культура проявляется в деятельности общества, государства, в традициях, духовных ценностях, стиле мышления и установках, моральных нормах, стереотипах и образцах межличностного и межгруппового поведения и самовыражения, особенностях языка и образа жизни. Главная особенность национальной культуры - это ее разнообразие, неповторимость, самобытность.
Толерантность – терпимое, уважительное отношение к людям, признание права каждого человека и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом.
Проводимые командные конкурсы по этническому многообразию способствуют приобретению учащимися дополнительных знаний о различных субъектах Российской Федерации в экономической, культурной и исторической областях, а также о народностях стран, проживающих на территории нашей страны.
Примером такого мероприятия, является конкурс «Мозаика России». Он проводится для учеников 6-8 классов общеобразовательных учреждений. Каждый год тема конкурса меняется: «Республики, входящие в состав РФ», «Малочисленные народы Севера России», «В Содружестве» (о народностях стран, входящих в состав СССР) и т.д.
Цель проведения конкурса-способствовать формированию у подрастающего поколения толерантного сознания, мироощущения и позитивного восприятия этнического многообразия.
Задачи конкурса обширны:
-Воспитание у детей и подростков толерантного поведения;
-Развитие познавательной активности в области исторического, экономического и культурного этноса;
-Формирования у учащихся чувства осознания себя как части многонациональной и великой страны;
-Привлечение внимания к многообразию национального состава России;
-Эстетическое и творческое развитие подрастающего поколения;
-Приобретение опыта работы в команде.
Ежегодно в конкурсе принимают участие десятки школьников, что говорит об интересе к данной теме.
Подобные конкурсы способствуют не только формированию этнической толерантности в целом, но и подталкивает к созданию толерантной среды в конкретной школе, классе.
Например, в классе есть один или несколько детей, приехавших из Беларуси или Узбекистана. Подготовка к конкурсу «Мозаика России» подталкивает детей к тому, чтобы побольше узнать от одноклассников про их нацию. Для конкурса, как правило, они выбирают именно ту страну, или нацию, к которой принадлежит одноклассник.
Таким образом, путем понимания и принятия культурного плюрализма, школьники больше узнают о культуре другой этнической группы, лучше понимают ее. То есть происходит переход к следующему уровню многокультурности.
Изучая мнение классных руководителей и родителей школьников, можно сделать вывод, что в процессе подготовки и после проведения конкурса, дети становятся более внимательными друг другу. Они не только интересуются об обычаях и культуре других стран, но стараются проявлять трепетное отношение к окружающим людям.
Список литературы/ References
1. Праздники народов России: энциклопедия, Москва: Росмэн, 2002.
2. О.А. Северина, Т.А. Дронова. Спутник классного руководителя. Воспитание у школьников толерантности, Издательство «ГЛОБУС». Волгоград. 2008 г
3. Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал «Начальная школа», Министерство образования РФ. Москва. № 3 2010 г.
4. Громова Е.Л. “Развитие этнической толерантности в школе”, Ульяновский университет. 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у школьников позитивного отношения к ЗОЖ»
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека , но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основно...
«Создание педагогических условий реализации социокультурной компетенции при обучении иностранному языку и ее роль в приобщении детей к новому социальному опыту и воспитанию толерантного отношения к иной культуре»
Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал. Он предполагает учет потребностей и интерес...
Статья "ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 13-14 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОГО КОНКУРСА «ДВИЖЕНИЕ – ЖИЗНЬ!»"
В статье дана краткая характеристика двигательной активности детей среднего школьного возраста, представлены нормативные объемы двигательной активности подростков 13-14 лет. Рассмотрен разработанный к...
Формирования у школьников целостного представления об окружающем мире посредством реализации интегрированного обучения
Как показала жизнь, задачи на уроках математики нельзя решить с помощью отдельных методических находок. В каждом классе есть дети с трудностями восприятия государственной программы по математике, а та...
Создание педагогических условий реализации социокультурной компетенции при обучении иностранному языку и ее роль в приобщении детей к новому социальному опыту и воспитанию толерантного отношения к иной культуре
Развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством межкультурного общения, познания, самореализации ...
Презентация по теме "Формирование у учащихся толерантного отношения к детям с ОВЗ"
Важной частью своей педагогической деятельности я считаю транслирование опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ. Это посвещено выступление на городском методобъединении классных руководителей....
Презентация по теме "Формирование у учащихся толерантного отношения к детям с ОВЗ"
Важной частью своей педагогической деятельности я считаю трансляцию опыта воспитания толерантного отношения к детям с ОВЗ. Эта немаловажная проблема стала темой для выступления на городском мето...