Статья "ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 13-14 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОГО КОНКУРСА «ДВИЖЕНИЕ – ЖИЗНЬ!»"
статья по физкультуре (7 класс)
В статье дана краткая характеристика двигательной активности детей среднего школьного возраста, представлены нормативные объемы двигательной активности подростков 13-14 лет. Рассмотрен разработанный комплекс самостоятельных заданий школьного конкурса «Движение – жизнь!» для 7 классов, основной целью которого является повышение двигательной активности и приобщение школьников к здоровому образу жизни. Также представлены результаты проведения конкурса в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 13-14 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОГО КОНКУРСА
«ДВИЖЕНИЕ – ЖИЗНЬ!»
Егорова А. А.
Учитель физической культуры
Аннотация. В статье дана краткая характеристика двигательной активности детей среднего школьного возраста, представлены нормативные объемы двигательной активности подростков 13-14 лет. Рассмотрен разработанный комплекс самостоятельных заданий школьного конкурса «Движение – жизнь!» для 7 классов, основной целью которого является повышение двигательной активности и приобщение школьников к здоровому образу жизни. Также представлены результаты проведения конкурса в школе.
Ключевые слова: двигательная активность, физическое воспитание, школьники, здоровье, здоровый образ жизни, интерес, комплекс самостоятельных заданий.
INCREASING MOTOR ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN AGED 13-14 THROUGH SCHOOL COMPETITION "MOVEMENT IS LIFE!"
Annotation. The article gives a brief description of the motor activity of children of secondary school age, presents the normative volumes of motor activity of adolescents 13-14 years old. The developed set of independent tasks of the school competition "Movement is Life!" for grades 7, the main purpose of which is to increase motor activity and introduce schoolchildren to a healthy lifestyle, was considered. The results of the competition at the school are also presented.
Key words: motor activity, physical education, schoolchildren, health, healthy lifestyle, interest, complex of independent tasks.
Движение есть естественная потребность организма человека. Оно формирует структуру и функции человеческого организма, стимулирует обмен веществ и энергии в организме, улучшает деятельность сердца и дыхания, а также функции некоторых других органов, играющих важную роль в приспособлении человека к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Большая подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на их головной мозг, способствуя развитию умственной деятельности. Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом - обязательное условие здорового образа жизни. Именно поэтому эта тема является актуальной и на сегодняшний день, особенно в условиях ослабленного здоровья и сниженной двигательной активности школьников, что подтверждают данные официальной статистики.
В последние десятилетия общеизвестным фактом является то, что у современных детей констатируется ослабленное здоровье и сниженная двигательная активность, что подтверждают данные официальной статистики. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного центра здоровья детей РАМН, количество здоровых детей снизилось в 3 раза [2].
К моменту поступления в школу у детей дошкольного возраста дефицит двигательной активности составляет около 35-40%, а к старшим классам достигает 75-85% [3].
Под двигательной активностью можно понимать биологическую потребность организма в движении, от степени удовлетворения которой зависит уровень здоровья детей, их физическое и общее развитие.
Сегодня современный ребенок зачастую ведет сидячий образ жизни, поскольку лишается физической активности под влиянием Интернета, смартфонов, компьютерных игр, что является одной из причин снижения двигательной активности. Гиподинамия присуща всем возрастным группам детского населения Гиподинамия наблюдается у 50% школьников 6 – 8 лет, у 60% школьников 9 – 12 лет, и у 75 – 80 % детей старшего школьного возраста.
Непременным условием здорового образа жизни можно назвать оптимальную двигательную активность, поскольку движение – не только сущность жизни, но и основа здоровья.
Большинство ученых сходятся во мнении, что оптимальный объем двигательной недельной активности должен составлять 12—14 часов при достаточной физиологической нагрузке. Гигиеническая норма двигательной активности в сутки (локомоции, тыс. шагов) 11-14 лет – 10,0-25,0 (мальчики), 17,0-23,0 (девочки).[1, 4, 5]
В связи с этим необходимо искать новые формы привлечения внимания детей к занятиям физической культурой, в том числе и самостоятельным, которые в большей степени могут повлиять на повышение двигательной активности, а также формирование устойчивого интереса к физкультурно-спортивной деятельности. Одной из таких форм может стать проведение школьного конкурса «Движение – жизнь!»
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что разработанный физкультурно-спортивный конкурс среди школьников 7 классов будет способствовать повышению двигательной активности, приобщению к здоровому образу жизни, а также формированию устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
Таким образом, целью исследования стала разработка и проведение конкурса «Движение – жизнь!» среди школьников 7 классов.
Для достижения поставленной цели были выбраны следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; опрос (анкетирование, беседа); педагогическое наблюдение; педагогическое тестирование; экспертная оценка; педагогический эксперимент; метод математической статистики.
Эксперимент проводился на базе ГБОУ СОШ №247 Красносельского района, г. Санкт-Петербург, и длился 1.5 месяца.
В нем принимало участие 30 детей 13-14 лет, по уровню подготовленности, а также возрастному и половому признаку разделенные на две равноценные группы (по 15 человек): экспериментальную и контрольную.
Для решения задач исследования было проведено анкетирование школьников на определение режима их дня в учебные и выходные дни. На каждый день недели анкета включала в себя вопрос о:
- Времени подъема;
- Зарядке;
- Сколько времени занимает дорога до школы и каким образом ребята добираются;
- О том, как проводят время в школе на переменах;
- Занятости в свободное время после школы;
- Наличии тренировок в спортивных секциях и кружках;
- Времени отхода ко сну.
При анализе полученных данных анкетирования с контрольной и экспериментальной групп были определены следующие показатели:
- 40% детей встают в 07:00, 40% - в 07:30, 10% встают в период до 07:00 и 10% встают в период после 07:30.
- Лишь 7% школьников выполняет зарядку по утрам ежедневно, порядка 10% выполняют зарядку по выходным.
- В среднем дорога до школы занимает 10-15 минут, многие ходят пешком, поскольку живут рядом со школой, некоторые ездят на автобусе, трамвае.
- Большинство ребят – 90% на переменах отдают предпочтение прослушиванию музыки, играм в телефоне, общению с друзьями, только 10% проводят перемены активно – играют в спортивные игры в зале, бегают, прыгают, подтягиваются.
- Практически все свободное время у школьников занимает выполнение домашнего задания по урокам, лишь изредка им удается погулять, в основном прогулки в выходные дни. Также 40% занимаются различными видами спорта в секциях (волейбол, футбол, баскетбол, гимнастика, танцы)
- Большинство подростков отправляются спать в 22:00-23:00.
Для проведения конкурса был разработан комплекс заданий, состоящий из двух блоков. Конкурс проходил среди школьников экспериментальной группы.
В блок на повышение двигательной активности были включены различные варианты активности, в том числе: зарядка (комплекс ОРУ; бег по утрам, укрепление мышц рук, ног, спины, брюшного пресса); уроки физической культуры (активные занятия); подвижная перемена (прийти в спорт.зал поиграть, покидать мяч, побегать, попрыгать на скакалке, походить по школе, а не стоять у стеночки с телефоном); сдача норм ГТО; спортивные секции; участие в школьных и внешкольных спортивных соревнованиях; пешие прогулки; активный отдых (катание на лыжах, коньках, сноуборде, велосипеде, самокате, бег, походы).
В блок приобщения к здоровому образу жизни входили задания на просмотр и посещение спортивно-массовых мероприятий, матчей, создание своего варианта зарядки, помощь в организации спортивных соревнований, создание проекта о подвижных играх, а также написание эссе о пользе посещения физкультурно-оздоровительного лагеря.
Школьникам экспериментальной и контрольной групп предлагалось в период проведения конкурса в течение месяца ежедневно вести дневник активности, что позволило определить влияние разработанных заданий на повышение двигательной активности.
В режиме дня школьников контрольной группы практически не произошло изменений, что в первую очередь связано с отсутствием дополнительной мотивации и отсутствием примерных вариантов активности. Их двигательная активность составляла в среднем 2000-5000 движений в сутки.
В то время как с появлением образца и различных вариантов движений в течение дня у школьников экспериментальной группы число локомоций возросло до 15000-20000 в сутки. Также 90% детей ЭГ стали ежедневно выполнять зарядку. Практически все участники конкурса стали проводить активные перемены в спортивном зале школы. Дополнительным стимулом для них являлось наличие приза за первые три места (по суммарному количеству шагов за время конкурса) и главного приза в виде скидки на путевку в летний лагерь.
Стоит отметить, что в каждой из групп были спортсмены, занимающиеся баскетболом и спортивной аэробикой, акробатикой. Эти виды спорта требуют достаточно большого объема движений, поэтому результаты этих ребят были выше нормы, как до эксперимента, так и после, в среднем насчитывая 25000-30000 локомоций в сутки.
В ходе исследования прирост практически всех показателей в экспериментальной группе к концу исследования был больше, чем прирост показателей в контрольной группе. Это указывает на положительную динамику результатов и эффективность разработанного мероприятия.
Таким образом, можно сделать вывод, что все показатели в совокупности подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что разработанный физкультурно-спортивный конкурс среди школьников 7 классов способствовал повышению двигательной активности, приобщению к здоровому образу жизни, а также формированию устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
Список Литературы
- Грудина, С. В. Нагрузки на уроке физической культуры и нормы двигательной активности школьников / С. В. Грудина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 107-109.
- Здравоохранение в России. 2017: Стат. сб. – М.: Росстат, 2017. – 170 с.
- Сухарев А.Г., Теленчи В.И., Шелонина О.А. Двигательная активность и здоровье детей и подростков. - М.: Медицина, 1988. - C. 31-32.
- Шерстюк С. А., Шерстюк А. А., Асеева А. Ю. О нормативных и реальных суточных объемах двигательной активности школьников 11-16 лет, проживающих в регионе крайнего севера МНИЖ. 2017. №4-3
- Шишкина, В. А. Двигательное развитие дошкольника. Пособие для педагогов учреждений дошк. образования. / В. А. Шишкина. – Мозырь.: Белый Ветер, 2014. – 133 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Волейбол как средство повышения двигательной активности школьников" , 7 класс
В содержание данного урока входят: 1)комплекс ОРУ в парах с набивными мячами, 2)индивидуальные и парные упражнения с волейбольным мячом, 3)подвижные игры "Мяч в воздухе", "Лапта волейболистов", т...
Двигательная активность школьников
Выступление на родительском собрании...
Двигательная активность школьников, как один из факторов сохранения и укрепления здоровья.
Двигательная активность школьников, как один из факторов сохранения и укрепления здоровья. Статья учителя физической культуры МКОУ СОШ №4 Е. В. Максимовой Мудрые утверждают:«Физические упра...
Система организации двигательной активности школьников
Дифференцированный анализ состояния здоровья у учащихся школы выявил ряд проблем, существование которых обусловило небходимость активизации физкультурно-оздоровительной деятельности среди учащихся шко...
Система организации двигательной активности школьников
Дифференцированный анализ состояния здоровья у учащихся школы выявил ряд проблем, существование которых обусловило небходимость активизации физкультурно-оздоровительной деятельности среди учащихся шко...
"Формирование у школьников толерантного отношения к национальным культурам посредством проведения командных конкурсов по этническому многообразию России"
В статье анализируется проведение командного конкурса, как способ сформировать этническую толерантность у школьников. Данная тема актуальна на сегодняшний день особенно, поскольку процент обучающихся ...