Смысловое чтение
статья
Использование различных приемов для развития смыслового чтения на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
смысловое чтение | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
13 областной педагогический марафон
Филиппова И. В.
Учитель математики
МБОУ Большеуковская СОШ
Организация деятельности обучения в образовательном процессе с использованием педагогических технологий в условиях реализации ФГОС.
Часто встречаешься с ситуацией, когда учащиеся, имея в целом положительную установку на учение, не проявляют в достаточной степени самостоятельную познавательную активность. Чтобы ликвидировать это, необходимо изменить взгляд на ученика и на сам процесс обучения и использовать такие технологии, которые предполагают самостоятельный поиск, самостоятельное мышление. Надо сделать так, чтобы ребёнок сам стремился к получению знаний, умел добывать знания, мог помогать учиться своим товарищам. А основной путь обучения, ведущий к успеху, на мой взгляд, – сотрудничество и сотворчество учителя с учениками. К знаниям нужно идти через интерес, нужно учить работать, учить поиску, исследованиям, что и соответствует требованиям ФГОС.
Моя педагогическая задача – научить учащегося добывать самостоятельно знания, вовлекая его в проблемные ситуации исследовательской деятельности, помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, помочь ему найти своё индивидуальное место в жизни.
Одним из альтернативных и эффективных способов решения данной задачи я считаю технологию мастерских.
Основная цель: использовать технологию мастерских для формирования мотивации к получению знаний через организацию самостоятельной, поисковой, исследовательской, творческой деятельности учащихся.
В основе мастерских лежат идеи проблемного обучения, критического мышления, развивающего обучения, коллективного способа обучения. Мастерская строится так, чтобы ученик в сжатое время сам сделал какое-либо открытие, сам пережил какое-либо событие, удивился, казалось бы, известному факту, сам разрушил старое представление об окружающем мире и сам выстроил новое знание.
Используя технологию педагогических мастерских, я выделяю в учебных занятиях несколько определенных этапов:
- 1. «Индукция» («наведение») — для создания эмоционального настроя.
- 2. Самоконструкция. Опираясь на имеющийся жизненный опыт, знания, умения, учащиеся выдвигают гипотезы, решения или создают проекты.
- 3. Социоконструкция. Дети работают в парах по построению определенных ранее элементов.
- 4. Социализация. На этом этапе школьники рассматривают гипотезы, проекты, идеи в малых группах. Групповая работа обеспечивает интеграцию идей, вариантов, вопросов, проблем, оформление общего проекта.
- 5. Афиширование. Представление коллективных работ обучающихся, ознакомление с результатами работы каждой группы.
- 6. Разрыв. Учащиеся делают выводы, опираясь на полученные на уроке новые знания.
- 7. Рефлексия. Происходит анализ выполненной работы, оценивается удовлетворенность учеников от результатов их индивидуального, парного и группового труда.
Для эффективной работы мастерской на своих уроках использую методы и приемы, которые позволяют мне организовать поисковую, творческую деятельность учащихся на уроке.
Важным принципом работы мастерской является внимание к речевому развитию: учащиеся в классе должны много говорить и записывать, задавать вопросы. Они объясняют свои действия, вслух разъясняют свои мысли, ссылаются на известные правила, факты, высказывают догадки, задают вопросы. Я приучаю их чаще задавать вопросы: «Почему?», «Как можно объяснить?», «Как ты думаешь?».
Учитель в мастерской превращается в мастера, который демонстрирует одно действие за другим, позволяя ученикам выполнять посильные задания, высказывать предположения, учит слышать товарищей, делать открытия. Результатом работы каждой мастерской становится продукт коллективного творчества: круг решённых проблем, групповые творческие работы, собственное творчество учеников.
Например, тема «Показательная функция» в 10 классе очень подходит для творческой работы всего класса, так как показательная функция – это фактически множество функций, имеющих самые различные свойства в зависимости от основания степени. Исходя из технологии мастерской, изучение этой темы я спроектировала для 3 уроков - мастерских:
Урок 1. Мастерская 1. «Познание теории». Цель: сформировать понятие «Показательная функция».
Урок 2. Мастерская 2. «Изучать – значит совершать открытия для себя».
Цель: Сформировать теоретический аппарат темы (свойства функций), развивать графические навыки.
Урок 3. Мастерская 3. « Изучить – значит научиться решать задачи». Цель: сформировать навыки практического применения знаний о показательных функциях.
На каждом таком уроке присутствует этап, где обучающиеся осознают индивидуальное затруднение и его преодоление через создание и решение проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть интересна и понятна ученику и находиться в зоне его ближайшего развития. Каждый ученик использует свои возможности, интересы, способности. Он выбирает задания разной сложности, учитывая свой уровень знаний.
Уроки в технологии мастерских дают положительные результаты в работе.
Критериями результативности своей работы считаю: стабильный рост качества знаний учащихся, повышение активности учащихся во внеурочной деятельности. Учащиеся, подготовленные мною, принимают участие в предметной неделе, во всероссийской олимпиаде школьников по математике, в международном конкурсе «Кенгуру», в «Молодежном математическом чемпионате СТАРТ», в «Турнире им. М. В. Ломоносова по математике».
Представленный педагогический опыт может быть использован на уроках разных предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы смыслового чтения на уроках литературы
Приложение 1 ВерноНеверноНет информацииВ одной из отдаленных улиц Москвы Сыновья и дочери живут в Петербурге Барыня - вдова Герасим был са...
Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии
В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:- работа с текстом: поиск информации и пониман...
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии, как способ развития навыков смыслового чтения
С этой педагогической технологией я выступала на конкурсе "Учитель года"....
Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения
Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения...
Методические рекомендации по обучению приёмам смыслового чтения на занятиях внеурочной деятельности " Час чтения"в 7 классе (по рассказу В.А. Костюнина "Рукавичка")
Цель занятия -развитие интереса к чтению литературы, обучение навыкам анализа художественного текста;- воспитание в детях доброго отношения к людям.Воспитательные цели: воспитание доброты, человечност...
Стратегии смыслового чтения. Смысловой анализ текста
Этот материал был использован при проведении мастер-класса по смысловому чтению с педагогическими работниками, чтобы показать возможности работы с текстом. Стратегии смыслового чтения сейчас необходим...
Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения
Смысловое чтение - один из важнейших метапредметных навыков: именно от него зависит успешность ученика в освоении школьной программы. Технология продуктивного чтения - эффективный ...