рабочая программа по ОБЖ 6-8 классы
рабочая программа (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass.docx | 45.43 КБ |
7_kl_novaya.docx | 46.27 КБ |
8_kl_novaya.docx | 45.2 КБ |
titulnyy_list_6-8_klass.docx | 12.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- Познакомить учащихся с опасностями, которые могут произойти с человеком в природных условиях.
- Учить безопасному поведению в лесу, городе, правильным действиям в ЧС.
- Воспитывать у учащихся ответственность за свои поступки, действия, развивать наблюдательность.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты обучения:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты обучения:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности является (УУД).
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Содержание рабочей программы
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Основные изучаемые вопросы темы | Требования к уровню усвоения материала |
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства | |||
Р-1 | Основы комплексной безопасности | |||
1. | Подготовка к активному отдыху на природе | 6 | Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему. Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, заготовка топлива, приготовление пищи на костре. Определение необходимого снаряжения для похода. | Знать: Природа и человек Различные способы ориентирования на местности Различные способы ориентирования на местности Подготовка к выходу на природу. Привалы и ночлеги, малые привалы, организация обеденного привала, ночлеги и дневки в полевых условиях, свертывания туристского лагеря. Личное снаряжение, групповое снаряжение, НАЗ Уметь определять стороны горизонта разными способами Порядок движения по маршруту Организовывать привалы, ночлеги, дневки, свертывать лагерь, соблюдение безопасности в походе Определять необходимое снаряжение для похода. |
2. | Активный отдых на природе и безопасность | 5 | Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походной группы. Выбор линии движения в пешем путешествии. Режим и распорядок дня похода. Преодоление лесных зарослей и завалов, движение по склонам, преодоление водных препятствий. Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника, подбор и подготовка лыж. Организация движения, организация ночлегов. Меры безопасности в лыжном походе. Водные походы. Подготовка к водному путешествию. Возможные аварийные ситуации в водном походе. Обеспечение безопасности на воде. Велосипедные походы. Особенности организации велосипедных походов. Обеспечение безопасности туристов в велосипедном походе. | Знать: Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Порядок движения походной группы. Выбор линии движения в пешем путешествии Снаряжение туриста лыжника. Возможные аварийные ситуации в водном походе Умение работать с учебником, выделять главное. |
3. | Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности | 6 | Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и международном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация в условиях жаркого климата. Акклиматизация в горной местности. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта (автомобилем, железнодорожным транспортом). Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или воздушным видами транспорта. | Знать: Факторы, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией Основные правила поведения при смене климатогеографических условий, факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических.условий, акклиматизация. Акклиматизация, основные правила поведения в условиях горной местности. Горная болезнь, кислородное голодание. Авария транспортного средства в безлюдном месте. Способы подачи сигналов бедствия. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом Развивать умение приспосабливать свой режим работы и отдыха к местным условиям, воспитывать.чувство умеренности и важности сохранения своего здоровья. Правила успешной акклиматизации Выполнять алгоритм действий при аварии на водном транспорте Алгоритм действий при аварии на воздушном транспорте |
4. | Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде | 4 | Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономии. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Сооружение временного укрытия из подручных средств. Добывание огня, обеспечение водой и пищей. Подача сигналов бедствия. | Знать: автономия Добровольная автономия Вынужденная автономия Способы подачи сигналов бедствия. Действия, которые необходимы, если кто-то заблудился в лесу. Действия отставшего от группы туристическом походе. Умение работать с учебником, выделять главное Уметь подавать сигнал бедствия Сооружать временные укрытия из подручных средств, добывать огонь, воду и пищу. |
5. | Опасные ситуации в природных условиях | 4 | Опасные погодные условия и способы защиты от них. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика. | Знать: Опасные погодные явления Организация перехода группы в экстремальных условиях Защита от укусов насекомых Клещевой энцефалит Безопасное поведение при встрече с дикими животными. Уметь читать следы животных Умение работать с учебником, выделять главное |
6. | Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи | 4 | Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах. Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах насекомых. | Знать: Походная аптечка, лекарственные растения Ушиб, вывих, растяжение. Классификация травм Солнечный удар, степени ожога.обморожения Оказание ПП при укусах змей и насекомых. Оказывать ПП при травмах Оказывать ПП при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге. Оказывать ПП при укусе змеи. |
7. | Здоровье человека и факторы на него влияющие | 5 | Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. Стадии развития наркомании. Правила четырех «Нет!» наркотикам. | Знать: ЗОЖ, утомление Компьютер и его влияние на здоровье Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Наркотики и психоактивные вещества Стадии развитии наркомании Правила пользования компьютером Приводить примеры Отвечать на вопросы, выделять главное, составлять опорный конспект Правила четырех «НЕТ!» наркотикам |
Тематический план 6 класс
№ модуля, раздела, темы | Наименование модуля, раздела, темы | Количество часов |
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 25 |
Р-1 | Основы комплексной безопасности | 25 |
Тема 1 | Подготовка к активному отдыху на природе | 6 |
Тема 2 | Активный отдых на природе и безопасность | 5 |
Тема 3 | Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности | 6 |
Тема 4 | Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде | 4 |
Тема 5 | Опасные ситуации в природных условиях | 4 |
Итоговое задание | ||
МП | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 10 |
Р-/У | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 4 |
Тема 6 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 4 |
Р-Ш | Основы здорового образа жизни | 6 |
Тема 7 | Здоровье человека и факторы, на него влияющие | 5 |
Итоговое задание | ||
Всего часов | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Урока | Тема урока | Кол-во часов | Результаты обучения | Дата план | Дата факт | |
Предметные | УУД | |||||
Основы безопасности личности, общества и государства. Основы комплексной безопасности (25ч.) | ||||||
1 | Подготовка к активному отдыху на природе(6час) Природа и человек. | 1 | Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания | Личностные: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения на природе; Познавательные: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Регулятивные: Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Коммуникативные: Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли. | ||
2 | Ориентированиенаместности | 1 | Определение своего местонахождения и направления движения на местности Знать способы ориентирования по местным признакам и небесным светилам. | |||
3 | Определение своего местонахождения и направления движения на местности | 1 | ||||
4 | Подготовка к выходу на природу | 1 | Освоение приемов выживания в условиях автономии по сооружению временного укрытия(бивака), разведению костра | |||
5 | Определение необходимого снаряжения для похода | 1 | ||||
6 | Определение места для бивака и организация бивачных работ. Тестирование. | Разведение костра, заготовка топлива, приготовление пищи на костре | ||||
7 | Активный отдых на природе и безопасность (5час) Определение необходимого снаряжения для похода. Тестирование. | 1 | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Овладение общими правилами безопасности при активном отдыхе на природе | |||
8 | Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности Опасность на дороге. Как ее избежать | 1 | Учиться подбирать соответствующую обувь, одежду и другую экипировку для подготовки к походу. | |||
9 | Подготовка и проведения лыжных походов | 1 | Учиться подбирать соответствующую обувь, одежду и другую экипировку для подготовки к походу. | |||
10 | Водные походы и обеспечение безопасности на воде Дисциплина на дороге – путь к дорожной безопасности | 1 | Учиться оценивать состояние водоема в различное время года | |||
11 | Велосипедные походы и безопасность туристов Дисциплина на дороге – путь к дорожной безопасности | 1 | Учиться подбирать соответствующую обувь, одежду и другую экипировку для подготовки к походу | |||
12 | Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности(6час) Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме | 1 | Овладение умением анализировать причины возникновения опасных ситуаций в дальнем и международном туризме. | Личностные: Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Познавательные: освоение приёмов действий в опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Коммуникативные: формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий ЧС. | ||
13 | Акклиматизация человека в различных климатических условиях | 1 | Овладение умением анализировать причины возникновения опасных ситуаций в дальнем и международном туризме. | |||
14 | Акклиматизация в горной местности | 1 | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | |||
15 | Обеспечение личной безопасности при следовании наземными видами транспорта Дисциплина на дороге – путь к дорожной безопасности | 1 | Формирование умения классифицировать мнимые и реальные опасности | |||
16 | Обеспечение личной безопасности на водном транспорте. Работа водителя и поведение пешехода | 1 | Формирование умения классифицировать мнимые и реальные опасности. | |||
17 | Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте | 1 | Формирование умения классифицировать мнимые и реальные опасности | |||
18 | Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде(4час) Автономное существование человека в природе | 1 | Освоение приемов выживания в условиях автономии по сооружению временного укрытия, добыче и обеззараживанию воды, добыче пищи и приготовлению еды светилам | Личностные: Формирование ответственного отношение к своему здоровью и чувства ответственности за здоровье окружающих. Регулятивные: Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Коммуникативные: формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий ЧС. Познавательные: освоение приёмов действий в опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | ||
19 | Добровольная автономия человека в природной среде | 1 | Освоение приемов выживания в условиях автономии по сооружению временного укрытия, добыче и обеззараживанию воды, добыче пищи и приготовлению еды светилам. | |||
20 | Вынужденная автономия человека в природной среде | 1 | Знать способы ориентирования по местным признакам и небесным светилам | |||
21 | Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании | 1 | Учиться ориентироваться с помощью компаса и карты | |||
22 | Опасные ситуации в природных условиях (4час) Опасные погодные явления | 1 | Освоение приемов действий при угрозе возникновения опасных погодных явлений | Личностные:Формирование понимания ценности собственной жизни. Регулятивные: Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Познавательные: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | ||
23 | Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными | 1 | Знать потенциально опасных диких животных, насекомых и змей, обитающих в Центральном регионе России. Учиться использовать препараты и средства походной аптечки для оказания первой помощи | |||
24 | Укусы насекомых и защита от них | |||||
25 | Клещевой энцефалит и его профилактика | |||||
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи (9час) | ||||||
26 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях(4час) Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи в природных условиях | 1 | Учиться использовать препараты и средства походной аптечки для оказания первой помощи при механических повреждениях | Личностные:Формирование понимания ценности собственной жизни.Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью. Регулятивные: Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Познавательные: освоение приёмов действий в опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. | ||
27 | Оказание первой медицинской помощи при травмах. Тестирование. | 1 | Учиться использовать препараты и средства походной аптечки для оказания первой помощи при травмах | |||
28 | Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге | 1 | Учиться использовать препараты и средства походной аптечки для оказания первой помощи при ожогах | |||
29 | Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых | 1 | Учиться использовать препараты и средства походной аптечки для оказания первой помощи при и укусов насекомых | |||
Основы здорового образа жизни (5час) | ||||||
30 | Здоровье человека и факторы, на него влияющие(5час) Здоровый образ жизни и профилактика утомлений | 1 | Учиться анализировать состояние своего здоровья | Личностные: Уметь правильно организовать режим дня ,способствующий укреплению здоровья — нормальному духовному и физическому развитию человека. Познавательные: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | ||
31 | Компьютер и его влияние на здоровье | 1 | Знать правила безопасности при работе с компьютером | |||
32 | Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека | 1 | Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; | |||
33 | Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека | Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни | ||||
34 | Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. Тестирование. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ Зачет по учебному модулю «Дорожная безопасность» | 1 | Стадии развития наркомании.Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 7 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основеКомплексной программы Основы безопасности жизнедеятельности 5 – 11 классы А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова – М.: Просвещение, 2010 год.
Программа ориентирована на общеобразовательные классы. Изучение предмета на базовом уровне.
Программа: примерная программа по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: проет.- М.: Просвещение, 2010. – 40с. (Стандарты второго поколения)
Учебник: Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл.: для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2012.
Планирование составлено в соответствии с учебным планом на 2018 – 2019 учебный год – 1 час в неделю (35 часов в год).
Планируемые предметные результаты
освоения учебного предмета – основы безопасности жизнедеятельности.
Личностные результаты обучения:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты обучения:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
Предметные результатыобучения:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
• умения оказывать первую медицинскую помощь;
• формирование установки на здоровый образ жизни;
• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь.
Метапредметными результатами обучения курса «Безопасности жизнедеятельности является (УУД).
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Содержание учебного предмета, курса
с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
№ п/п | Раздел, тема | Содержание | Количество часов | ||||
всего | п/р | к/р | |||||
М-I Основы безопасности личности, общества и государства | 28 | ||||||
Р-I Основы комплексной безопасности | 16 | ||||||
Тема 1 | Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера | 1.1Различные природные явления. 1.2. Общая характеристика природных явлений. 1.3. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера. Различают природные явления, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности человека. Характеризуют и анализируют основные природные явления. Объясняют понятия опасной и чрезвычайной ситуаций. Формы организации учебных занятий: индивидуальная работа, коллективная работа | 3 | ||||
Тема 2 | Чрезвычайные ситуации геологического происхождения | 2.1. Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия. 2.3.Правила безопасного поведения населения при землетрясении. 2.4. Расположение вулканов ни Земле, извержения вулканов. Характеризуют чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Объясняют причины возникновения. Моделируют выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях геологического происхождения. Формы организации учебных занятий: работа в парах, коллективная работа | 3 | ||||
Тема 3 | Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения | 3.1. Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. 3.3.. Смерчи. Характеризуют чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения. Объясняют причины возникновения чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения. Формы организации учебных занятий: индивидуальная работа, коллективная работа, работа в группах | 2 | ||||
Тема 4 | Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения | 4.1. Наводнения. Виды наводнений и их причины. 4.3. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. 4.4. Сели и их характеристика. 4.6.. Цунами и их характеристика. 4.8. Снежные лавины. Объясняют и характеризуют чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения. Моделируют в паре выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях гидрологического происхождения. Формы организации учебных занятий: работа в парах, коллективная работа | 5 | ||||
Тема 5 | Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения | 5.1. Лесные и торфяные пожары и их характеристика. 5.3. Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. 5.4. Эпизоотии и эпифитотии. Моделируют в паре на местности выполнение правил безопасного поведения при природных пожарах и чрезвычайных ситуациях биолого-социального происхождения. Анализируют причины возникновения природных пожаров и чрезвычайных ситуациях биолого-социального происхождения. Формы организации учебных занятий: работа в парах, индивидуальная работа | 3 | 1 | |||
Р-II Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 8 | ||||||
Тема 2 | Защита населения от чрезвычайных ситуации геологического происхождения | 2.2. Защита населения от последствий землетрясений. 2.5. Последствия извержения вулканов. Защита населения. 2.6. Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения. Характеризуют основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС природного характера. Объясняют правила оповещения и эвакуации населения в условиях ЧС природного характера. Моделируют действия населения по сигналам оповещения о ЧС природного характера. Анализируют причины возникновения землетрясений, оползней, обвалов, ураганов, бурь, цунами, селей. Формы организации учебных занятий: коллективная работа, работа в группах | 3 | ||||
Тема 3 | Защита населения от чрезвычайных ситуации метеорологического происхождения | 3.2. Защита населения от последствий ураганов и бурь. Характеризуют чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения. Объясняют причины возникновения чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения. Формы организации учебных занятий: коллективная работа. | 1 | ||||
Тема 4 | Защита населения от чрезвычайных ситуации гидрологического происхождения | 4.2. Защита населения от последствий наводнений 4.5. Защита населения от последствий селевых потоков. 4.7. Защита населения от цунами. Выписывают в дневник безопасности рекомендации специалистов МЧС России по правилам поведения во время наводнения и других ЧС природного характера. Записываю в дневник безопасности порядок своего поведения при угрозе возникновения селя в нескольких ситуациях. Составляют план личной безопасности при возникновении цунами с учетом характеристик этого явления. Формы организации учебных занятий: индивидуальная работа, коллективная работа | 3 | ||||
Тема 5 | Защита населения от природных пожаров | 5.2. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения. Сравнивают и анализируют способы тушения лесных пожаров. Характеризуют меры пожарной безопасности, которые необходимо соблюдать в лесу в зависимости от условий погоды и цели похода в лес. Формы организации учебных занятий: индивидуальная работа, коллективная работа | 1 | ||||
Р-III Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 4 | ||||||
Тема 6 | Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму | 6.1.Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. 6.2. Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения. Характеризуют терроризм как преступление, не имеющее оправдания и представляющее одну из самых серьезных угроз национальной безопасности России. Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам террористической деятельности. Вырабатывают привычки, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность. Формы организации учебных занятий: коллективная работа, работа в группах | 4 | ||||
М-II Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 7 | ||||||
Р-IV Основы здорового образа жизни | 3 | ||||||
Тема 7 | Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека | 7.1. Психологическая уравновешенность. 7.2. Стресс и его влияние на человека. 7.3. Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. Характеризуют общее понятие о стрессе и психологической уравновешенности в системе здоровья. Анализируют состояние своего здоровья. Описывают особенности физического, психического и социального развития человека. Вырабатывают индивидуальную систему здорового образа жизни. Формы организации учебных занятий: индивидуальная работа, коллективная работа,практические занятия | 3 | ||||
P-V Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 4 | ||||||
Тема 8 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 8.1. Общие правила оказания первой помощи. 8.2. Оказание первой помощи при наружном кровотечении. 8.3. Оказание первой помощи при ушибах и переломах. 8.4. Общие правила транспортировки пострадавшего. Характеризуют общие правила оказания первой медицинской помощи. Отрабатывают приемы оказания первой медицинской помощи при наружном кровотечении, при ушибах и переломах. Отрабатывают правила транспортировки пострадавшего. По итогам изучения раздела пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике. работа в парах, индивидуальная работа, коллективная работа, работа в группах, практические занятия. | 4 | 1 | |||
Итого | 35 | 2 |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Учебные действия | Дата план | Дата факт | Коррек- тировка |
М-I Основы безопасности личности, общества и государства (28 ч.) Р-I Основы комплексной безопасности (16 ч.) Тема №1 Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера(3 ч.) | ||||||
1 | Различные природные явления. | 1 | Слушают объяснения учителя. Слушают и анализируют выступления своих товарищей. Самостоятельно работают с учебником. Характеризуют и анализируют основные природные явления геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения. Объясняют понятия опасной и чрезвычайной ситуаций. Анализируют, в чём их сходство и различия. | |||
2 | Общая характеристика природных явлений. | 1 | Слушают объяснения учителя. Слушают и анализируют выступления своих товарищей. Самостоятельно работают с учебником. Характеризуют и анализируют основные природные явления геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения. | |||
3 | Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера | 1 | Слушают объяснения учителя. Самостоятельно работают с учебником. Объясняют понятия опасной и чрезвычайной ситуаций. Анализируют, в чём их сходство и различия. | |||
Тема №2: «Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (3 часа) | ||||||
4 | Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия. | 1 | Слушают объяснения учителя. Просматривают учебный фильм. Самостоятельно работают с учебником. Объясняют причины возникновения землетрясения. | |||
5 | Правила безопасного поведения населения при землетрясении. | 1 | Слушают и анализируют выступления своих товарищей. Самостоятельно работают с учебником. Моделируют выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях геологического происхождения, характерных для региона проживания учащихся. | |||
6 | Расположение вулканов на земле, извержения вулканов. | 1 | Слушают объяснения учителя. Слушают и анализируют выступления своих товарищей. Самостоятельно работают с учебником. Характеризуют извержения вулканов.Объясняют причины возникновения вулканов. | |||
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения.(2 часа) | ||||||
7 | Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. | 1 | Слушают объяснения учителя. Просматривают учебный фильм. Самостоятельно работают с учебником. Характеризуют ураганы, бури. | |||
8 | Смерчи | 1 | Слушают и анализируют выступления своих товарищей. Просматривают учебный фильм. Самостоятельно работают с учебником. Характеризуют смерчи. Объясняют причины возникновения чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения. | |||
Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения.(5 часов) | ||||||
9 | Наводнения. Виды наводнений и их причины. | 1 | Слушают объяснения учителя. Просматривают учебный фильм. Объясняют наблюдаемые явления. Самостоятельно работают с учебником. Объясняют и характеризуют причины возникновения наводнения. | |||
10 | Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения | 1 | Слушают и анализируют выступления своих товарищей. Просматривают учебный фильм. Самостоятельно работают с учебником. Моделируют в паре выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях гидрологического происхождения, характерных для региона проживания учащихся. | |||
11 | Сели и их характеристика. | 1 | Слушают объяснения учителя. Самостоятельно работают с учебником. Объясняют и характеризуют причины возникновения | |||
12 | Цунами и их характеристика. | 1 | Слушают объяснения учителя. Просматривают учебный фильм. Объясняют наблюдаемые явления. Самостоятельно работают с учебником. Объясняют и характеризуют причины возникновения цунами. | |||
13 | Снежные лавины. | 1 | Слушают и анализируют выступления своих товарищей. Просматривают учебный фильм. Объясняют наблюдаемые явления. Самостоятельно работают с учебником. Объясняют и характеризуют причины возникновения снежных лавины. Моделируют в паре выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях гидрологического происхождения, характерных для региона проживания учащихся. | |||
Тема 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения (3 часа) | ||||||
14 | Лесные и торфяные пожары и их характеристика | 1 | Слушают объяснения учителя. Просматривают учебный фильм. Объясняют наблюдаемые явления. Самостоятельно работают с учебником. Моделируют в паре на местности выполнение правил безопасного поведения при природных пожарах. Анализируют причины возникновения природных. | |||
15 | Инфекционная заболеваемость людей и защита населения Эпизоотии и эпифитотии. | 1 | Слушают объяснения учителя. Слушают и анализируют выступления своих товарищей. Объясняют наблюдаемые явления. Самостоятельно работают с учебником. Моделируют в паре выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях биолого-социального происхождения, характерных для региона проживания учащихся. Анализируют причины возникновения чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения. | |||
16 | Промежуточная контрольная работа. | 1 | Слушают объяснения учителя. Самостоятельно работают заданиями. | |||
Раздел № 2 «Основы комплексной безопасности» (8 часов) Тема 2. Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения (3 часа) | ||||||
17 | Защита населения от последствий землетрясений. | 1 | Слушают объяснения учителя. Просматривают учебный фильм. Самостоятельно работают с учебником. Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера. Объясняют правила оповещения и эвакуации населения в условиях землетрясения. Моделируютдействия населения по сигналам оповещения в случае землетрясения. Анализируют причинывозникновения землетрясений. | |||
18 | Последствия извержения вулканов. Защита населения. | 1 | Слушают и анализируют выступления своих товарищей. Самостоятельно работают с учебником. Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера. Объясняют правила оповещения и эвакуации населения в случае извержения вулкана.. Моделируютдействия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях природного характера. Анализируют причинывозникновения землетрясений, наводнений, оползней, обвалов, ураганов, бурь, цунами, селей. | |||
19 | Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения. | 1 | Слушают и анализируют выступления своих товарищей. Самостоятельно работают с учебником. Объясняют правила оповещения и эвакуации населения в случае возникновения обвалов, оползней. Моделируютдействия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях природного характера. Анализируют причинывозникновения оползней, обвалов. | |||
Тема 3. Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (1 час) | ||||||
20 | Защита населения от последствий ураганов и бурь. | 1 | Моделируют действия населения по сигналам оповещения в случае возникновения ураганов и бурь. | |||
Тема №4 Защита населения от чрезвычайных ситуации гидрологического происхождения (3 ч) | ||||||
21 | Защита населения от последствий наводнений. | 1 | Моделируют действия населения по сигналам оповещения в случае наводнения.Выписывают в дневник безопасности рекомендации специалистов МЧС России по правилам поведения во время наводнения | |||
22 | Защита населения от последствий селевых потоков. | 1 | Моделируют действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях природного характера. Анализируют причины возникновения селей. | |||
23 | Защита населения от цунами. | 1 | Моделируют действия населения по сигналам оповещения в случае возникновения цунами. | |||
Тема №5 Защита населения от природных пожаров (1 ч) | ||||||
24 | Профилактика лесных и торфяных пожаров. | 1 | Характеризуют меры пожарной безопасности, которые необходимо соблюдать в лесу в зависимости от условий погоды и цели похода в лес.Выписывают в дневник безопасности рекомендации специалистов МЧС России по правилам поведения во время лесного пожара. | |||
Раздел № 2 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации» (4 ч) Тема №6 Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму (4 ч) | ||||||
25-26 | Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность | 2 | Слушают объяснения учителя. Самостоятельно работают с учебником. Работают с раздаточным материалом. Характеризуют терроризм как преступление, не имеющее оправдания и представляющее одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России.Формулируют свою точку зрения к явлениям современной жизни. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | |||
27-28 | Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения | 2 | Слушают объяснения учителя. Самостоятельно работают с учебником. Работают с раздаточным материалом. Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам террористической деятельности. Вырабатывают привычки, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность. Осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализируют конкретные ситуации, сравнивают, обобщать факты и явления. | |||
Модуль II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (7 ч) Раздел №4 Основы здорового образа жизни (3 ч) Тема №7 Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (3 ч.) | ||||||
29 | Психологическая уравновешенность. | 1 | Слушают объяснения учителя. Объясняют наблюдаемые явления. Самостоятельно работают с учебником. Работают с раздаточным материалом. Характеризуют общее понятие о психологической уравновешенности в системе здоровья. Работают с психологическими тестами. | |||
30 | Стресс и его влияние на человека. | 1 | Слушают объяснения учителя. Объясняют наблюдаемые явления. Самостоятельно работают с учебником. Работают с раздаточным материалом. Характеризуют общее понятие о стрессе в системе здоровья.Работают с психологическими тестами. | |||
31 | Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. | 1 | Анализируют состояние своего здоровья. Описывают особенности физического, психического и социального развития человека. Вырабатывают индивидуальную систему здорового образа жизни. | |||
Раздел №5 Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч) Тема №8 Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч.) | ||||||
32 | Общие правила оказания первой помощи. | 1 | Слушают объяснения учителя. Просматривают учебный фильм. Объясняют наблюдаемые явления. Самостоятельно работают с учебником. Работают с раздаточным материалом. Характеризуют общие правила оказания первой помощи. | |||
33 | Оказание первой помощи при наружном кровотечении Оказание первой помощи при ушибах и переломах Общие правила транспортировки пострадавшего. | 1 | Слушают объяснения учителя. Просматривают учебный фильм. Объясняют наблюдаемые явления. Самостоятельно работают с учебником. Работают с раздаточным материалом. Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при наружном кровотечении, при ушибах и переломах. Отрабатывают втроём (впятером) правила транспортировки пострадавшего. | |||
34 | Итоговая контрольная работа. | 1 | Слушают объяснения учителя. Самостоятельно работают заданиями. | |||
35 | Повторение изученного. | 1 | Работают группами в ходе игры «Нам стихия нестрашна!» | |||
ВСЕГО: 35 ЧАСОВ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы Смирнов А.Т., Б.О.Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся комплексная программа М: «Просвещение», 2011г. Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Маслов М.В. Программа А.Т. Смирнов «Основы безопасности жизнедеятельности комплексная программа» 5-11 классы 3-е издание М.: «Просвещение», 2011.
Программа ориентирована на общеобразовательные классы. Изучение предмета на базовом уровне.
Программа: примерная программа по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: проет.- М.: Просвещение, 2011. – 40с. (Стандарты второго поколения)
Учебник: Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2015.
Планирование составлено в соответствии с учебным планом на 2018 – 2019 учебный год – 1 час в неделю (35 часов в год).
Планируемые предметные результаты
освоения учебного предмета – основы безопасности жизнедеятельности.
Личностные результаты обучения:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления
Метапредметные результаты обучения:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности;
- анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
- выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты обучения:
- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства, о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, о здоровом образе жизни,
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях, о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;
умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях; - знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
- умения оказывать первую медицинскую помощь;
- формирование установки на здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами обучения курса «Безопасности жизнедеятельности является (УУД).
Регулятивные УУД:
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Познавательные УУД:
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- Формирование и развитие экологического мышления.
Коммуникативные УУД:
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе;
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Содержание учебного предмета, курса
с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
№ п/п | Раздел, тема | Содержание | Количество часов | ||||
всего | п/р | к/р | |||||
М-I Основы безопасности личности, общества и государства | 23 | ||||||
Р-I Основы комплексной безопасности | 16 | 1 | |||||
Тема 1-4 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. | 1. Пожарная безопасность (3 ч). Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Профилактика пожаров и организация защиты населения. Первичные средства пожаротушения. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Правила поведения при пожаре при пожаре. Средства индивидуальной защиты. 2. Безопасность на дорогах (4 ч). Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Велосипедист - водитель транспортного средства. Правила безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта и инфраструктуры. 3. Безопасность на водоёмах (2 ч). Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях. Безопасный отдых на водоёмах. Оказание помощи терпящим бедствие на воде. 4.Экология и безопасность (2 ч). Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановки. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. | 11 | ||||
Тема 5 | Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера | 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 ч). Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия. Аварии на химически-опасных объектах и их возможные последствия. Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. | 5 | ||||
Р-II Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 7 | 1 | |||||
Тема 6-7 | Защита населения от чрезвычайных ситуации геологического происхождения | 6. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4 ч). Обеспечение радиационной безопасности населения. Обеспечение химической защиты населения. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях. 7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 ч). Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | |||||
М-II Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 12 | ||||||
Р-IV Основы здорового образа жизни | 8 | ||||||
Тема 8 | Здоровый образ жизни и его составляющие | Здоровье как основная ценность человека. Индивидуальное здоровье человека, его физическое, духовное и социальное благополучие. Репродуктивное здоровье - составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности. | |||||
P-V Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 4 | 3 | |||||
Тема 9 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | Первая помощь пострадавшим и её значение. Первая помощь при отравлениях аварийно-химическими опасными веществами. Первая помощь при травмах. Первая помощь при утоплении. | |||||
Итого | 35 | 3 | 2 |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Учебные действия | Дата план | Дата факт | Коррек- тировка |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства (23 ч.) Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 ч.) | ||||||
Тема 1: «Пожарная безопасность» (3 ч.) | ||||||
1 | Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. | 1 | Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Запоминают права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возгорания, оказания помощи младшим, престарелым и т. д. Характеризуют основные мероприятия, проводимые МЧС России, по совершенствованию пожарной безопасности в стране. Составляют планы своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома, общественном месте (стадион, кинотеатр) и записывают их в дневник безопасности | |||
2 | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. | 1 | ||||
3 | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре. | 1 | ||||
Тема 2: Тема 2: «Безопасность на дорогах» (3 часа) | ||||||
4 | Причины ДТП и травматизма людей. | 1 | Анализируют причины дорожно-транспортных происшествий. Повторяют правила дорожного движения, запоминают дорожные знаки. Запоминают правильные алгоритмы безопасного поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда | |||
5 | Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. | 1 | ||||
6 | Велосипедист – водитель транспортного средства. | 1 | ||||
Тема 3: «Безопасность на водоёмах».(3 часа) | ||||||
7 | Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях. | 1 | Характеризуют состояние водоёмов в различное время года. Объясняют правила безопасного поведения на водоемах. Сравнивают способы обеззараживания воды. Объясняют правила безопасного поведения на воде. Отрабатывают в паре правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде | |||
8 | Безопасный отдых на водоёмах. | 1 | ||||
9 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде. | 1 | ||||
Тема 4: «Экология и безопасность» (2 часа) | ||||||
10 | Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. | 1 | Ищут в Интернете информацию об экологической обстановке в местах проживания. Анализируют состояние окружающей среды. Запоминают приёмы по защите личного здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой | |||
11 | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. | 1 | ||||
Тема 5: «ЧС техногенного характера и их возможные последствия» (5 часов) | ||||||
12 | Классификация ЧС техногенного характера. | 1 | Характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия по масштабу распространения. Различают чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией. Составляют алгоритм своего поведения во время характерной чрезвычайной ситуации техногенного характера, возможной в регионе своего проживания. Анализируют расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей | |||
13 | Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия. | 1 | ||||
14 | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. | 1 | ||||
15 | Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. | 1 | ||||
16 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. | 1 | ||||
Раздел 2. «Защита населения РФ от ЧС» (7 ч.) | ||||||
Тема 6: «Обеспечение защиты населения от ЧС» (4 ч.) | ||||||
17 | Обеспечение радиационной защиты населения. | 1 | Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите и защите от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах и гидротехнических сооружениях. Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Отрабатывают в паре (в группе) правила безопасного поведения в условиях различных чрезвычайных ситуаций техногенного характера | |||
18 | Обеспечение химической защиты населения. | 1 | ||||
19 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. | 1 | ||||
20 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях. | 1 | ||||
Тема 7: «Организация защиты населения от ЧС техногенного характера» (3 часа) | ||||||
21 | Организация оповещения населения о ЧС техногенного характера. | 1 | Объясняют порядок оповещения населения и организацию его эвакуации (в комплексе с другими мероприятиями) в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера Характеризуют основные мероприятия, проводимые в стране, по инженерной защите населения (укрытие людей в защитных сооружениях гражданской обороны и др.). | |||
22 | Эвакуация населения. | 1 | ||||
23 | Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера. | 1 | ||||
Модуль 2: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (12 ч.) Раздел 4: «Основы здорового образа жизни» (8 ч.) | ||||||
Тема 8: «Здоровый образ жизни и его составляющие» (8 часов) | ||||||
24 | Защита населения от последствий ураганов и бурь. | 1 | Характеризуют особенности индивидуального здоровья, его духовную, физическую и социальную составляющие. Объясняют общие понятия о репродуктивном здоровье как обшей составляющей здоровья человека и общества. Обосновывают значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Анализируют собственные поступки и их влияние на личное благополучие. Формулируют правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактики неинфекционных заболеваний и вредных привычек, записывают правила в дневник безопасности. Формулируют кратко свое понимание здоровья человека и указывают критерии, по которым можно оценить его уровень. По итогам изучения раздела «Основы здорового образа жизни» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике | |||
25 | Здоровье как основная ценность человека. | 1 | ||||
26 | Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. | 1 | ||||
27 | Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества. | 1 | ||||
28 | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. | 1 | ||||
29 | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. | 1 | ||||
30 | Вредные привычки и их влияние на здоровье. | 1 | ||||
31 | Профилактика вредных привычек. | 1 | ||||
Раздел 5: «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» (4 ч.) | ||||||
Тема 9: «Первая помощь при неотложных состояниях» (4 ч.) | ||||||
32 | Первая помощь пострадавшим и её значение. | 1 | Анализируют возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи. Отрабатывают в паре приемы оказания первой помощи при отравлениях АХОВ, при травмах, при утоплении. По итогам изучения раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи- пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике | |||
33 | Первая помощь при отравлениях аварийно-химическими опасными веществами (практическое занятие) | 1 | ||||
34 | Первая помощь при травмах (практическое занятие) | 1 | ||||
35 | Первая помощь при утоплении (практическое занятие) | 1 | ||||
ВСЕГО: 35 ЧАСОВ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Утверждаю
Зам. директора МОУ «СОШ № 21» Директор МОУ «СОШ № 21»
Энгельсского муниципального района Энгельсского муниципального района
_____________________ /Э.Д. Бочарова / _____________________ /Н.И. Телегин /
Приказ № ____________ от ____________ 2018г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «основы безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся 6 а, б, в, г, д, 7 а, б, в, г, 8 а, б, в, г классов
МОУ «СОШ № 21» Энгельсского муниципального района
(ФГОС)
на 2018/2019 учебный год
Составитель Сочнева Наталья Владимировна,
преподаватель-организатор ОБЖ
первой квалификационной категории
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...