План-конспект занятия «На море, на суше, в воздухе»
методическая разработка (7 класс)
Использование подручного материала в развитии творческих способностей воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 41.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование подручного материала в развитии творческих способностей воспитанников
План-конспект занятия «На море, на суше, в воздухе»
Содержание
Введение……………………………………….……….……………………….3
План конспект занятия…………………………….……..………………………5
Заключение …………….……………9
Методический анализ занятия…………………………………..…………………...10
Литература …..………………………11
Введение
«Творчество заразительно,
Распространяй его»
Альберт Эйнштейн
«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.
Целая, но уже ненужная вещь – это подручный материал, а сломанная, ненужная вещь - это бросовый материал.
Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.
Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире. С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.
Действительно, мы с уверенностью можем сказать, что каждый ребенок способен созидать и творить, дарить нам взрослым минуты радости. Когда мы видим радостные глаза детей, сами ощущаем озарение творчеством.
Мы живем в мире результатов человеческого творчества: открытий, изобретений, художественных произведений, технических средств и информационных систем и многого другого. Творчески мыслящие люди способны переделывать, пересоздавать среду так, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.
Наше время - это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому развитие творческих способностей воспитанников является важнейшей задачей. Для того чтобы творческий потенциал мог активизироваться нужно создать определённые условия, прежде всего ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в деятельности из предпосылок рождаются и развиваются способности.
Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных способностей нельзя.
Данное занятие направлено на развитие творческого потенциала воспитанников.
План-конспект занятия «На море, на суше, в воздухе»
Форма проведения: практикум.
Цель: развитие творческих способностей воспитанников.
Категория участников: воспитанники 4-6 классов (10-14 лет).
Время проведения: 45 минут.
Условия осуществления: семейная группа.
Оборудование: иллюстрация, прищепки, ножницы, клей, скотч, цветная бумага и цветной картон, шаблоны.
Инструменты и материалы для практической работы: ножницы, картон, клей или скотч, шаблоны, прищепки, репродукция картины.
Методы работы:
словесный, наглядный, практический;
исследовательский (умение самостоятельно распределять этапы работы, выбор действия и его способа, свобода творчества).
Приемы:
объяснение;
рассказ;
беседа с показом практических действий;
создание коллективного произведения декоративно-прикладного искусства.
Этапы занятия:
1. Организационный момент (2 мин)
2. Актуализация знаний (4 мин)
3. Постановка задачи (5 мин)
4. Изготовление модели самолёта, машины и кораблей (7 мин)
5. Практическая работа (19 мин)
6. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин)
Ход занятия
- Организационный момент
Всем, всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи!
Проверяют готовность рабочих мест, настраиваются на работу.
(дети организовывают своё рабочее место)
2. Актуализация знаний.
Ребята, посмотрите внимательно на доску и постарайтесь пронаблюдать и поразмышлять, что можно собрать из данных вещей? Как вы узнали, что это простые прищепки. Сегодня мы проведём творческое занятие на тему: «На море, на суше, в воздухе».
Человек в своей жизни сталкивается с творчеством. Творчество – постоянный спутник детства не зависимо от умственных способностей детей. Занятие творчеством является самым интересным видом деятельности в любом возрасте.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский.
3.Постановка задачи.
Вопросы детям: А какие виды самолётов вы знаете? Зачем человек изобрёл самолёт? А кто знает, что означают большие буквы и цифры на самолёте?
Ответы детей: Самолёты бывают пассажирские, военные, транспортные.
Воспитатель: У человека была мечта - летать, самолёт очень быстро помогает перемещаться (добираться). Буквы на самолете означают первые буквы фамилии конструктора. Например, Ту – этот самолет сконструировал Туполев. А цифры означают номер модели, которая готова служить людям, например, Ту – 154.
Как называется профессия людей, работающих над созданием самолетов?
В словаре Ожегова дано такое объяснение слову:
КОНСТРУКТОР – специалист, который создает конструкцию какого-нибудь сооружения, механизма.
Итак, мы с вами сегодня будем конструкторами и работать будем в конструкторских бюро. Организация, занимающаяся разработкой новой техники. Мы, ребята будем изготавливать новые модели самолётов, машин и кораблей.
4. Изготовление модели самолёта, машины и кораблей.
Перед вами лежат репродукции с изображением различных моделей. Скажите, что нам понадобится для изготовления моделей? Ответы детей: Клей или скотч, цветная бумага или картон, ножницы, прищепки, фломастеры. Для того, чтобы приступить к работе надо вспомнить технику безопасности при работе с клеем и ножницами.
Техника безопасности при работе с ножницами
- При работе внимательно следите за направлением резания.
- Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
- Не держите ножницы лезвием вверх.
- Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
- Не режьте ножницами на ходу.
- Не подходите к товарищу во время работы.
- Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
- Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с клеем
- С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
- Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
- Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
- При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
- По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
- При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
Давайте разберём модель самолёта. Что имеет самолёт? Ответы детей: Крылья, корпус и хвост.
Крылья и хвост мы сделаем из цветного картона, а корпус у нас будет прищепка. Для начала мы выберем цвет для будущего самолёта.
- Разукрасим фломастером прищепку в определённый цвет.
- По шаблону на картоне обведём детали (крыльев и хвоста)
- Вырежем детали и наклеим на корпус (прищепку).
Разберём модель машины: Что имеет машина? Ответы детей: Корпус и колёса.
Корпус машины – это прищепка, а колёса мы делаем из цветного картона.
- Разукрасим корпус фломастером
- Вырежем детали колёс по шаблону, затем клеем к корпусу.
Последняя модель это корабли. Из чего состоит кораблик? Ответы детей: Корпус, парус или флаг.
Корпус у нас прищепка, парус делаем из цветного картона или из цветной бумаги.
- Прищепку (корпус) разукрасим фломастером;
- По шаблону вырежем парус или флаг;
- Парус склеивается вместе на деревянный шампур;
- Вставляется в корпус (прищепку).
- Практическая работа.
А теперь приступаем к работе. При затруднении работы мы обращаем внимание на доску где есть все этапы моделей.
Под руководством воспитателя, дети выполняют практическую работу.
Напишите названия на ваших моделях - первые две буквы вашей фамилии и через дефис 3 любые цифры. Теперь мы можем определить конструкторов наших моделей. Предлагаю собрать макет «На море, на суше, в воздухе».
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Подвести итоги занятия, оценить работы детей.
Чему мы научились на занятии? Что нового узнали?
Что было трудно?
Поднимите руку, кому захотелось сделать ещё одну модель самолёта, машины и кораблика.
Воспитанники отвечают на вопросы воспитателя, отстаивают свою точку зрения.
Заключение
Наиболее эффективной и действенной формой в развитии творчества является практическое участие детей в создании изделий. При этом причастность к творческому процессу изготовления изделий, не только развивает технические навыки работы с материалом, но и позволяет ощутить радость оттого, что научился делать красивые и полезные вещи, почувствовать себя конструктором. Данное занятие способствует формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, формируют творческое отношение к окружающему миру.
Методический анализ занятия
Практическое занятие проводилось с воспитанниками детского дома «Радуга».
Цель занятия: развитие творческих способностей воспитанников.
Использованные методы работы: словесный, наглядный, практический; исследовательский (умение самостоятельно распределять этапы работы, выбор действия и его способа, свобода творчества).
Использованные приемы: объяснение; рассказ; беседа с показом практических действий; создание коллективного произведения декоративно-прикладного искусства.
Предварительная работа заключалась в проведении беседы о самолетах, машинах, кораблях. Ранее проводилась беседа об использовании бросового и подручного материала.
Продолжительность занятия составила 45 минут, что соответствует нормам СанПиН.
Для того, чтобы достичь поставленной цели, я старалась построить свою деятельность с применением системно-деятельностного подхода.
В процессе деятельности воспитанники проявили открытость, вели диалог, были заинтересованы, высказывали свое мнение. Дети разных возрастов были активно вовлечены в творчество.
Анализируя свое занятие можно сказать, что оно построена логично, этапы взаимосвязаны, поставленные задачи успешно выполнены.
Литература
- Брагина, М. Модные игрушки своими руками/ М. Брагина. – М.:Феникс , 2015.
- Веселый мир прищепок / Пия Педевилла – Germany. «АРКАИМ Л.Т.Д.».- 2004.- 31с.
- Давыдова Г.Н Детский дизайн (поделки из бросового материала), «Скрипторий»,2006г.
- Забавные поделки к праздникам/ Чырныши.И .В. – 2 – е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004.- 192с.: цв.ил.- (Внимания: дети!).
- Организация внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО. Педагогические аспекты организации внеурочной деятельности в школе [Текст]: учебно-методическое пособие / А. В. Чепкасов, Л. В. Чванова, Н. Э. Касаткина и др.; под общ.ред. Н. Э. Касаткиной. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2016. – 119 с. (Серия «Реализация ФГОС общего образования»)
- Поделки из орехов/ Г.И. Перевертень.- М.: ООО «издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер»2004. - 14[2] c. – (Поделки своими руками).
- Удивительные прищепки/ Пия Педевилла – Germany. «АРКАИМ Л.Т.Д.».- 2004.- 31с.
- Уроки детского творчества, «Внешсигма АСТ»,2000г.
- Уткин, П.И. Народные художественные промыслы/ П. И. Уткин.– М., 2012.
- Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей, Ярославль «Академия развития»,2000г.
- Циркулик Н.А. Проснякова Т.Н. Уроки творчества «Фёдоров»,2000г.
- Чудеса своими руками / Нагибина М.И.-М., -1997г.
- Чурекова, Т. М. Нравственные ценности личности: теория и практика формирования в школе [Текст] : монография Т. М. Чурекова, И. В. Москаленко. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2014 – 178 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович
Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...
ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ» ...
План - конспект открытого занятия эстрадной - вокальной студии «Бриз» старшая группа Тема занятия: «История и стили джаза».
Ученики познают истоки джаза и знакомятся с основными стилями джазовой музыки....
План - конспект открытого занятия "Обитатели морей"
Изготовление рыбок из бисера, выполненное в технике параллельного нанизывания....
План-конспект открытого занятия "Создание игровых ситуаций на занятиях по обучению произношения и применение игр при развитии слухового восприятия"
Данный конспект поможет формировать произносительные навыки слабослышащих учащихся и закреплять их на материале слогов, слов и иллюстраций....
План – конспект открытого занятия Тема: «Море глазами детей»
План – конспект открытого занятия «Море глазами детей» формирует коммуникативные навыки детей, умение представлять себя в разных социальных ролях....
Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики
Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики....