Преемственность в формировании творческой активности учащихся
статья
Преемственность в формировании творческой активности учащихся
Новые задачи обучения математике заметно стимулировали педагогический поиск учителей, совершенствующих методы и приемы учебной работы, неуклонно повышающих результативность процессов воспитания и развития учеников.
С какого класса следует формировать творческую активность учащихся? Ясно, что с 1 класса. Однако практика показывает, что в 1 - 3 классах, а также нередко в 4 - 5 классах учителя зачастую пренебрегают возможностями активизировать учебно – познавательную деятельность учащихся. Именно в этих классах катастрофически мала доля самостоятельной работы детей. Как в старших, так и в младших классах учащиеся должны осознавать принципиальные идеи, лежащие в основе математической науки, в том числе ее связи с действительным миром, с другими отраслями научного познания, с практической деятельностью человечества. Как в старших, так и в младших классах учащиеся должны на все более новом учебном материале осознавать логическую структуру математики, чувствовать потребность в строгом обосновании новых определений, правил, теорем, изучаемых приемов действий при различных измерениях, построениях, вычислениях.
Преемственность в формировании творческой активности учащихся, таким образом, оставляет желать лучшего. Между тем именно в этих классах в основном определяется, будет выпускной класс сильным или слабым. Дело в том, что творческая активность, кроме интеллектуального плана учебной работы детей, имеет широкий личностный план. Творческая активность немыслима без высокого уровня развития нравственно – волевых качеств личности, без развития потребностей и способностей к познавательной деятельности, без развития высших человеческих чувств и эмоций. Не для всех учащихся нравственные и познавательные потери предыдущих лет учения оказываются восполнимыми в старших классах.
Как показал опыт, уже с первых же уроков математики в школе возможно и необходимо строить изучение курса, опираясь на самостоятельную работу детей. Основная трудность здесь, которую учителя не всегда преодолевают, - это организация самостоятельной работы всех учащихся. Пусть познавательная задача возникает и обсуждается при помощи учителя коллективно, зато ее решение каждый ученик должен попытаться найти самостоятельно.
Лишь после этого этапа самостоятельной индивидуальной работы учитель вновь обсуждает коллективно, в чем сущность решения, как его надо было искать, чье решение оказалось наилучшим, кто допустил ошибки и как их нужно избегать в дальнейшем. Практика обучения выработала немало эффективных приемов, с помощью которых быстро и надежно результаты индивидуальной работы становятся достоянием коллективного обсуждения: математические диктанты; широкое использование графической и символической формы ответа; применение таких средств обратной связи, как карточка – сигналы и нумераторы; условное сообщение полученного результата в закодированной форме. Все это не исключает дифференцированного подхода в обучении – вначале в форме заданий, общих для определенной группы учеников.
Что же является предметом творческой активности школьника, изучающего математику? Естественно, сами математические понятия и факты, сами математические знания. Но не только они. Причиной тому отчасти является влияние специфичности математики как естественнонаучной дисциплины, ее высокого уровня математических абстракций. Поэтому изучение математики тесно связано с осознанием этапов познавательного процесса.
Вопросы связи обучения математике с жизнью, с практикой могут сегодня кое-кому показаться тривиальными, очевидными. Это не так.
Хорошо усваивается только то, что становится предметом активной мыслительной деятельности учащихся. Работа мышления детей начинается прежде всего с активного восприятия.
Между тем именно в математике мы встречаемся с такими ситуациями, когда конкретные данные задачи имеют второстепенное значение по сравнению с математической структурой.
Таким образом, каждый учитель должен внимательно изучить, насколько знаком материал задач, приведенных в учебниках математики, его ученикам. В тех случаях, когда у учеников могут возникнуть затруднения в понимании условий задач, учитель либо заменяет эти задачи, либо организует подготовительную работу.
Вполне очевидно, что учебно-познавательная работа учащихся направляется, с одной стороны, учебной программой (а также реализующими ее учебником и методическими указаниями), а с другой стороны, вопросами, заданиями, упражнениями, которые ставит учитель и которые определяют логику познавательного процесса в конкретных сложившихся условиях учебной работы.
Каким будет творческий уровень математической деятельности класса и отдельных учащихся, полностью зависит от деятельности учителя, от его объяснений и вопросов, от заданий и упражнений, выполняемых учениками, от организации коллективных обсуждений результатов их самостоятельной работы.
Самый главный критерий разбиения основной учебно-познавательной задачи (изучение целой темы, раздела, курса) на ряд составных и более простых познавательных вопросов и заданий – эта посильность их выполнения большинством учеников и наличие у них интереса к этой учебной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
za_preemstvennost_v_formirovanii_tvorcheskoy_aktivnosti_uchashchihsya.docx | 16.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность в формировании творческой активности учащихся
Новые задачи обучения математике заметно стимулировали педагогический поиск учителей, совершенствующих методы и приемы учебной работы, неуклонно повышающих результативность процессов воспитания и развития учеников.
С какого класса следует формировать творческую активность учащихся? Ясно, что с 1 класса. Однако практика показывает, что в 1 - 3 классах, а также нередко в 4 - 5 классах учителя зачастую пренебрегают возможностями активизировать учебно – познавательную деятельность учащихся. Именно в этих классах катастрофически мала доля самостоятельной работы детей. Как в старших, так и в младших классах учащиеся должны осознавать принципиальные идеи, лежащие в основе математической науки, в том числе ее связи с действительным миром, с другими отраслями научного познания, с практической деятельностью человечества. Как в старших, так и в младших классах учащиеся должны на все более новом учебном материале осознавать логическую структуру математики, чувствовать потребность в строгом обосновании новых определений, правил, теорем, изучаемых приемов действий при различных измерениях, построениях, вычислениях.
Преемственность в формировании творческой активности учащихся, таким образом, оставляет желать лучшего. Между тем именно в этих классах в основном определяется, будет выпускной класс сильным или слабым. Дело в том, что творческая активность, кроме интеллектуального плана учебной работы детей, имеет широкий личностный план. Творческая активность немыслима без высокого уровня развития нравственно – волевых качеств личности, без развития потребностей и способностей к познавательной деятельности, без развития высших человеческих чувств и эмоций. Не для всех учащихся нравственные и познавательные потери предыдущих лет учения оказываются восполнимыми в старших классах.
Как показал опыт, уже с первых же уроков математики в школе возможно и необходимо строить изучение курса, опираясь на самостоятельную работу детей. Основная трудность здесь, которую учителя не всегда преодолевают, - это организация самостоятельной работы всех учащихся. Пусть познавательная задача возникает и обсуждается при помощи учителя коллективно, зато ее решение каждый ученик должен попытаться найти самостоятельно.
Лишь после этого этапа самостоятельной индивидуальной работы учитель вновь обсуждает коллективно, в чем сущность решения, как его надо было искать, чье решение оказалось наилучшим, кто допустил ошибки и как их нужно избегать в дальнейшем. Практика обучения выработала немало эффективных приемов, с помощью которых быстро и надежно результаты индивидуальной работы становятся достоянием коллективного обсуждения: математические диктанты; широкое использование графической и символической формы ответа; применение таких средств обратной связи, как карточка – сигналы и нумераторы; условное сообщение полученного результата в закодированной форме. Все это не исключает дифференцированного подхода в обучении – вначале в форме заданий, общих для определенной группы учеников.
Что же является предметом творческой активности школьника, изучающего математику? Естественно, сами математические понятия и факты, сами математические знания. Но не только они. Причиной тому отчасти является влияние специфичности математики как естественнонаучной дисциплины, ее высокого уровня математических абстракций. Поэтому изучение математики тесно связано с осознанием этапов познавательного процесса.
Вопросы связи обучения математике с жизнью, с практикой могут сегодня кое-кому показаться тривиальными, очевидными. Это не так.
Хорошо усваивается только то, что становится предметом активной мыслительной деятельности учащихся. Работа мышления детей начинается прежде всего с активного восприятия.
Между тем именно в математике мы встречаемся с такими ситуациями, когда конкретные данные задачи имеют второстепенное значение по сравнению с математической структурой.
Таким образом, каждый учитель должен внимательно изучить, насколько знаком материал задач, приведенных в учебниках математики, его ученикам. В тех случаях, когда у учеников могут возникнуть затруднения в понимании условий задач, учитель либо заменяет эти задачи, либо организует подготовительную работу.
Вполне очевидно, что учебно-познавательная работа учащихся направляется, с одной стороны, учебной программой (а также реализующими ее учебником и методическими указаниями), а с другой стороны, вопросами, заданиями, упражнениями, которые ставит учитель и которые определяют логику познавательного процесса в конкретных сложившихся условиях учебной работы.
Каким будет творческий уровень математической деятельности класса и отдельных учащихся, полностью зависит от деятельности учителя, от его объяснений и вопросов, от заданий и упражнений, выполняемых учениками, от организации коллективных обсуждений результатов их самостоятельной работы.
Самый главный критерий разбиения основной учебно-познавательной задачи (изучение целой темы, раздела, курса) на ряд составных и более простых познавательных вопросов и заданий – эта посильность их выполнения большинством учеников и наличие у них интереса к этой учебной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение народного искусства и традиций русского народа как средство формирования социальной и творческой активности учащихся в изменяющемся мире
К сегодняшнему дню традиционное народное творчество практически вышло из употребления. В век научно-технического прогресса деко...
Особенности индивидуального подхода в формировании творческой активности учащихся
психологические характеристики личности, типы мышления учащегося,влияющие на его творческую активность....
Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"
Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"...
Формирование творческой активности учащихся средствами современных информационных технологий
Текст выступления на районном семинаре "Интеграция основного и дополнительного образования на примере проектной деятельности в рамках реализации ФГОС"...
Зиннурова Н.Н. «ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
Выступление в КФУ г.Казани...
Метод "мозгового штурма" как средство формирования творческой активности учащихся
В своей работе мы стремимся каждый урок построить так, чтобы ученик становился активным участником собственного обучения. Для нас важен деятельностный подход к обучению, важна практическая направленно...
Метод "мозгового штурма" как средство формирования творческой активности учащихся
В своей работе мы стремимся каждый урок построить так, чтобы ученик становился активным участником собственного обучения. Для нас важен деятельностный подход к обучению, важна практическая направленно...