Статья "Хореография в системе дополнительного образования"
статья
Танец — единственное искусство, материалом
для которого служим мы сами.
Тед Шон
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Некрасова А.С., педагог дополнительного образования ГБОУ школа №258 с углубленным изучением физики и химии Колпинского района Санкт-Петербурга
Хореография в системе дополнительного образования.
Танец — единственное искусство, материалом
для которого служим мы сами.
Тед Шон
Дополнительное образование – это одна из возможностей человека вхождения в социальную деятельность через собственный выбор сфер творчества. Оно направлено на развитие творческого потенциала детей, обеспечение условий для творческого роста и создание возможностей творческого развития, этому служит художественно-эстетическое воспитание, в частности, занятия хореографией.
Хореографическое искусство – массовое искусство доступное всем. Благодаря систематическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства. Занятия хореографией способствуют развитию общекультурного кругозора, формируют определенные эстетические принципы и ценности, а также позитивные физиологические показатели человека: физическое здоровье и выносливость, гармоничное телосложение. Танец всегда играл особую роль в культуре каждого народа. Занятие ребёнка танцем – это не просто знакомство и освоение азов хореографии, это приобщение к мировому культурному наследию, привитие любви к хореографическому искусству.
Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития. У детей при занятии хореографией формируется определенная нравственная культура; выработается социальная адаптация, помогающей им преодолевать сложные жизненные ситуации; формируется выраженное желание и умение самостоятельного образовательного, творческого и духовного развития; формируется готовность к обучению в вузах и техникумах (не только творческой направленности) за счёт повышенной работоспособности, конкурентоспособности; формируется умение терпимо относится к любым видам искусства, в том числе и к национальному.
Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая деятельность ребёнка к миру, оценка прекрасного. Вот такое творческое начало и воспитывает в человеке искусство, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Все дети, особенно младшие дошкольники и школьники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и стихи и т. д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времен, но, самое главное независимо от личностных комплексов. В отличии от взрослых, способны искренне проявлять себя в творческой деятельности. В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенным ни были результаты этих стремлений. В творческих коллективах будь он танцевальный, вокальный, театральный педагогу необходимо создавать дружескую, творческую атмосферу на своем уроке, занятии. Не одному ребенку не понравится приходить на занятие и выполнять однообразные задания, отрабатывать одно и то же движение по несколько раз. Для ребенка занятия в каком-либо кружке это частичка его детства, каждый урок должен оставить свой отпечаток свои воспоминания. На каждом занятии необходимо воспитывать, раскрепощать, настраивать на позитивное восприятие окружающего мира, создавать творческую атмосферу. Творческая самодеятельность призвана развивать у учащихся самостоятельность, творческий подход и инициативу.
Творческая атмосфера в коллективе это - благоприятная обстановка на занятиях на протяжении всего периода обучения. Об огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует хотя бы тот факт, что значительная часть научно-технических проблем выдвигалась сначала искусством, а уж затем, через много лет, решалась наукой и техникой.
Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания – развитие в учащихся творческого начала. Ведь там где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени, и, одновременно повышается результат. Вот почему не правы те, кто стремиться сократить предметы эстетического цикла, ссылаясь на всевозможные причины. Они не понимают, от какого доброго, щедрого, верного помощника они тем самым отказываются. Перспективный, всеохватывающий, многоуровневый образовательный процесс воспитания и обучения предполагает владение педагога навыками комбинирования, составления, разработки многообразия возможностей проведения программы, особенностей хореографической направленности, возможности научить воспитанника. Для этого они должны обладать такими профессиональными качествами личности, как:
- собственное видение;
- эстетический вкус;
- разносторонность, обширный кругозор;
- фантазия при работе с музыкальным мате¬риалом, ритмичность;
- приятная внешность;
- большие творческие амбиции;
- владение актерским мастерством;
- интуиция;
- коммуникативные навыки.
Выделенные профессиональные качества личности педагога дополнительного образования в области хореографического искусства выражают идею приоритетности свободной формы сотрудничества педагога и воспитанника, перспективность форм работы, обмен культурными и профессиональными ценностями не только опытного хореографа и подростка, но и самих подростков между собой. Содержание образования в области хореографического искусства должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации.
При формировании содержания и методик воспитания на всех этапах, системы дополнительного образования в области хореографического искусства, с соблюдением преемственности во всех формах, методах и средствах необходимо руководствоваться как традиционными педагогическими методами, так и инновационными.
Современная система дополнительного образования отличается постоянной, динамично развивающейся направленностью на потребности общества, интересы молодежи, инновационные разработки. В современных условиях большое значение приобретает образ всесторонней гармонично развитой личности, возведение человека к нормам духовности и морально-нравственным идеалам, образцам эстетичной направленности, где место культурного воспитания имеет огромное значение, так как всесторонне развитый индивид способен стать хорошим специалистом в любой отрасли.
Раскрыть потенциал ребенка, комплексно организовать процесс обучения, систематизировать полученные знания в конечный продукт умения-навыки – основные задачи педагога. Но в последнее время, недостаточно простого взаимодействия в рамках схемы «педагог-воспитанник». Необходимо полное всестороннее погружение не только в педагогический процесс, но и в полноценное общение, контакт ребенка и взрослого, анализ привычного окружения и естественного поведения воспитанника в нем.
Опытный педагог – это не только высококвалифицированный специалист, но и личность, способная почувствовать тонкую душевную организацию каждого ребенка.
Список источников
1. Антонова H.A. Развитие творческой индивидуальности учителя в условиях повышения профессиональной квалификации. Н.А.Антонова. – Ставрополь 2005.- 24с. 2. Пинаева Е.А. Ритмика и танец. Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств. Е.А.Пинаева – Москва, 2006. – 150с. 3.БарышниковаТ.А. «Азбука хореографии» Т.А.Барышникова - Рольф - Москва, 2000.- 130с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественно - творческая деятельность обучающихся во внеурочное время в творческих объединениях в системе дополнительного образования детей - как сфера индивидуализации образования.
Данная методическая разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы. Предназначена для использования в работе педагогов дополнительного образова...
«Роль системы дополнительного образования детей в повышении качества образования и организации работы с детьми с повышенной мотивацией к знаниям»
Актуальность развития системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях, обусловлена требованиями социальной и образовательной политики России. Цель политики модерн...
Система дополнительного образования в воспитательной системе школы.
Построить работу объединений ДО так, чтобы её практический результат вышел за пределы самого объединения, служил доброму и живому делу, а не оставался «мёртвым», пускай и научным, грузом – вот цель, к...
ПРОЕКТ СИСТЕМЫ ЗАНЯТИЙ ПО СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящем проекте содержится опыт работы по реализации технологии силовой подготовки, которая прошла апробацию и внедрена в условиях образовательной школы с детьми 14-16 лет в системе внеклассной ра...
Дворец творчества детей и молодежи Ростова-на-Дону в истории развития дополнительного образования в России. (100-летию системы дополнительного образования в России посвящается)
В 2017 году исполнится 81 год одному их самых знаковых учреждений города Ростова-на-Дону - Дворцу творчества детей и молодежи, правопреемнику Дворца пионеров, дипломанту Всероссийского конкурса учрежд...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная реклама региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края»
Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная ре...