Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Икона"
методическая разработка

Ход урока "Икона" в формате технологической карты с максимальной детализацией учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Каменная средняя общеобразовательная школа»

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе

Тема урока

Икона

Тип урока

комбинированный

Формы, приемы, методы:

Формы обучения: индивидуальные, фронтальные.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, поисковые, метод моральных дилемм и дискуссий, самостоятельный поиск.

Приёмы обучения: ответы на вопросы учителя, по содержанию материалов учебника, по просмотру презентации и фильма; чтение материалов учебника; словарная работа; создание сообщения; создание рефлексивного текста (эссе).

Педагогические технологии

Информационные- коммуникативные,  проблемного обучения.

Цель урока

познакомить детей с православной иконой.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ознакомить с особенностями отличия икон от картин; ознакомить с творчеством русских иконописцев; мотивировать на приобретение навыков ознакомления с православными иконами; мотивировать на понимание взаимосвязи иконы и молитвы. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

Усваивать основы работы с текстами по теме «Икона»; стремиться к осмыслению нового материала; иметь представления о терминах и понятиях: икона, иконописцы, нимб, свеча, фрески, лик, православные праздники, церковнославянский язык.

Умение отличать иконы от картин; стремление к осознанию уважительного отношения иконам; стремление к приобретению умения классификации Господних и Богородичных икон.

Организационная структура урока №1

Этапы
урока

Время (мин)

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Универсальные
учебные действия
(УУД)

Формы контроля

I. Мотивация
к учебной деятельности

3

Организация познавательной деятельности

Учитель подводит учеников к вопросам изучаемой темы.

- Скажите мне ребята, когда мы обращаемся к Богу с молитвой, что мы используем, на что мы смотрим?

- А где мы можем увидеть иконы?

- Если икона в доме, где её можно увидеть?

Вспомните мультфильм "Приключения Серафимы", когда девочки пришли попить чай в комнату к бабушке, то они увидели икону Николая чудотворца в …

- Почему бабушка прятала икону в шкафу?

Учитель помогает ученикам сформулировать тему урока, его главную цель.

Отвечают на вопросы учителя.

- мы смотрим на иконы.

- иконы есть дома, в музеях, в церквях

- стоит на полочке, в шкафу, в красном углу

- в шкафу

- потому что в это время люди не верили в Бога и надеялись только на себя, была борьба с религией

Называют тему и формулируют главную цель.

Личностные: Умение выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и главную  цель урока.

Устные ответы.

II. Актуализация знаний

5

Поиски решения проблемных вопросов.

 

- Что представляют собой иконы, чем они отличаются от картин?

- Кто из вас ребята знает, как мы узнаём, что в иконе изображён святой?

На основе существующих представлений и материалов урока дети формулируют предполагаемые ответы.

.

Познавательные: самостоятельно  выполняют сравнительный анализ, находя отличительные особенности икон от картин, средствами изобразительного искусства учатся самостоятельно выявлять признаки изображения святого человека.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, отвечают на вопросы..

Устные ответы

III. Изучение нового материала

20

Работа с материалами учебника «Основы православной культуры» с.76

Изучение дополнительных материалов.

Презентация «Чудотворные иконы».

Работа в тетради

Учитель предлагает прочитать текст с.76-78, рассмотреть фотографию иконостаса в храме, репродукции икон.

Учитель задаёт вопрос:

- Для чего люди обращаются к иконам с молитвой?

Ознакомление с чудотворными иконами: Владимирской Богоматери, иконой «Троица» Андрея Рублёва, иконой Казанской Божьей матери, Смоленской иконой Пресвятой Богородицы, Иверской иконой Божьей Матери и др.

Предлагаю выполнить задания:

- вклеить репродукцию иконы в тетрадь.

- вставить в текст пропущенные слова:

1. В переводе с греческого языка икона означает…

2. Икону Владимирской Богоматери писал с живого лица евангелист…

3. В храме иконы, при входе в алтарь, составлены рядами в ……

Предлагает выполнить словарную работу в тетради.

Икона –

Нимб –

Оклад -

Читают текст, рассматривают иллюстрации, рассуждают.

Ответы детей:

-чтобы получить помощь у Бога, успокоить сердце, попросить благополучия и помощи за других

Просматривают презентацию, читают отдельные слайды

Выполняют задания.

Вклеивают репродукцию иконы в тетрадь.

Вставляют пропущенные слова: образ, Лука, иконостас.

Выполняют словарную работу в тетради.

Личностные: Умение отличать иконы от картин; стремление к осознанию уважительного отношения иконам; стремление к приобретению умения классификации Господних и Богородичных икон.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.

Познавательные: ориентируются  в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания; планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером

Опрос

Просмотр и чтение

Записи

Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

1

Раздел учебника «Вопросы и задания» с.81

Учитель задаёт вопрос:

- Для чего люди обращаются к иконам с молитвой?

Отвечают на вопрос:

- чтобы получить помощь у Бога, успокоить сердце, попросить благополучия и помощи за других.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации, учатся сопоставлять полученные знания с материалами учебника.

Регулятивные: ориентируются в учебнике

Опрос.

Чтение

V. Итоги урока. Рефлексия

10

Обобщение
полученных
на уроке сведений

Предлагает  создать рефлексивный текст по содержанию темы урока в виде эссе (творческих размышлений ребёнка по заданной теме).

Учитель предлагает  закрепить полученные знания и свои личные размышления в письменной форме.

Написание эссе «Иконы – наши святыни»

Личностные: стремление к осознанию уважительного отношения иконам как к объектам культурного наследия своего народа имеющего общемировую ценность.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Записи в тетради.

Индивидуальный опрос

Домашнее задание

1

§ 15

Объяснение домашнего задания

Приготовить сообщения об иконах

Прочитать раздеты: «Икона и молитва», «Это интересно» с.78-80.

Записывают домашнее
задание.

Организационная структура урока №2

Этапы
урока

Время (мин)

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Универсальные
учебные действия
(УУД)

Формы контроля

I. Мотивация
к учебной деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Учитель приветствует класс, предлагает просмотреть фильм.

Обращается к классу:

- Да, ребята, молитва выражает наши лучшие мысли и чувства. Главное из них – любовь к маме, папе, родным и близким сердцу людям, любовь к Богу.

Просмотр фильма "Детская молитва" Илья Малов. https://www.youtube.com/watch?v=m2fKww-JgaM

Личностные: Умение эмоционально откликаться и сопереживать.

Восприятие.

II. Актуализация знаний

4

Результаты поисковой работы

Учитель предлагает детям прочитать сообщения по иконам.

Чтение сообщений об иконах, репродукции которых дети вклеили в тетрадь.

Познавательные: Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, отвечают на вопросы. Готовят устные сообщения.

Сообщения

III. Изучение нового материала

30

Изучение учебных материалов.

Поиски ответов на вопросы

Мультфильм «Свет неугасимый»

https://www.youtube.com/watch?v=AMT6wHnnz94

Предлагаю обратиться к материалам учебника и ответить на вопросы:

- Почему мы поклоняемся иконам, совершаем поклоны

- Какими бывают поклоны?

- Чем поклонение отличается от поклона?

Вопросы к детям:

1. О какой иконе рассказала бабушка своему внуку?

2. Как относился к иконам император Феофил, что он приказал?

3. Как вдова спасла икону?

4. Кем был младший брат?

5. Что приказал сделать Феофил младшему брату?

6. Почему на иконе, появился след от копья?

7. Как мальчик отреагировал на рассказ бабушки

Какая ситуация в это время сложилась в стране, как люди относились к религии, вере, иконам?

9. Какое задание дали пионеры мальчику (Белову)?

10. Выполнил пионерское задание мальчик?

11. Какие чувства испытывал мальчик после этого?

12. Какое решение принял мальчик, когда пионеры сжигали иконы в костре?

13. А как вы бы поступили с иконой на месте мальчика?

Чтение материалов учебника с.80.

Ответы детей:

- мы выражаем свое почтение и покорность

- поклонение головы, поясной поклон, земной поклон.

- Поклонение означает, уважение, почитание. Православные христиане считают, что поклоняться можно только Богу.

Ответы детей:

 - об иконе Иверской Богоматери

- Относился к иконам плохо, считал их идолами языческими, приказал уничтожить иконы.

- Она отдала войнам много золотых монет, она попросила денег у старшего и среднего брата

- иконописец

- Приказал растоптать икону

- вдова не смогла найти достаточного количества денег и варвар воткнул копьё в икону

- мальчик сказал, что никогда бы так не поступил

и т.д.

Личностные: Умение отличать поклонение и поклон, обряд обращения к иконам.

Регулятивные:

Ориентируются в учебнике.

Познавательные: ориентируются  в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные: 

совместно с учителем формулируют и обсуждают содержание фильма

Опрос

Просмотр

Письменная работа

Опрос

Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

1

Раздел учебника «Вопросы и задания» с.81

Предлагает ответить на вопросы и задания учебника с. 81

- Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?

- Как вы поняли: Богоматерь Владимирская и Богоматерь Казанская – это разные люди, или это разные образы одного и того же человека?

- Кому и в чём молятся православные христиане стоя перед иконой?

Отвечают
на вопросы учебника

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации, учатся сопоставлять полученные знания с материалами учебника.

Регулятивные: ориентируются в учебнике

Опрос.

V. Итоги урока. Рефлексия

2

Обобщение
полученных
на уроке сведений

Учитель предлагает детям закончить предложения:

Урок помог мне… 

Я узнал, что иконы ….

Меня удивило…

Сегодня мне удалось…

Я мечтаю о …

Ученики обдумывают возможные варианты ответа, приводят устные высказывания на предложенные учителем темы.

Личностные:

Умение обобщать и формулировать мысли, анализировать, давать оценку своим действиям.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные:

Самостоятельно выражают свои мысли.

Фронтальный опрос

Домашнее задание

1

§ 15

Объяснение домашнего задания

Вместе с родителями посетить церковь, обратить внимание на иконостас.

Записывают домашнее
задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока № 9, тема урока «Свобода и моральный выбор человека».по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"

Данный урок предполагает ознакомление с такими понятиями:Свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт....

Технологические карты уроков ОРКСЭ

Цель курса ОРК и СЭ         Формирование у младших подростков мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных тр...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ

Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Стыд, вина и извинение"....

Технологические карты урока ОРКСЭ

Технологические карты урока ОРКСЭ модуль "Православная культура"в 4 классе (ФГОС)...

Технологическая карта урока для 4 класса "Зачем творить добро" по курсу ОРКСЭ

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В карте урока предложены формы и методы работы, которые позволят учащимся развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступ...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ по теме «РОССИЯ – НАША РОДИНА» Модуль «Основы православной культуры»

Учащиеся сформируют  понятия: Отечество, традиции, семья, ценности;уточнят и закрепят знания о защитниках Отечества, обобщат и систематизируют знания понятий: Отечество, Отчизна, Родина...

Технологическая карта урока ОРКСЭ 4 класс. Тема: "Дружба и порядочность"

Технологическая карта урока ОРКСЭ 4 класс. Модуль «Основы светской этики. Тема: "Дружба и порядочность"...