Технологическая карта урока для 4 класса "Зачем творить добро" по курсу ОРКСЭ
план-конспект урока (5 класс) на тему

Хазова Людмила Анатольевна

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В карте урока предложены формы и методы работы, которые позволят учащимся развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_4_klass.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

 Предмет:  комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной   культуры»

Учитель: Хазова Людмила Анатольевна МБОУ СОШ № 39 Краснодарский край, Красноармейский район, хутор Трудобеликовский

Класс: 4

 Учебник (УМК): А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»  

Тема урока: «Зачем творить добро?»

Тип урока: комбинированный

 Оборудование: мультимедийное сопровождение, мультфильм «Просто так»

Планируемые результаты:

Предметные - развитие познавательного интереса к предмету, формирование  способностей  к поисковой деятельности.

Метапредметные :

КУУД: использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений. Адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации

РУУД: проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий, поддерживать инициативу других

ЛУУД: развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

   №  этапа урока

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационная часть

Готовность учащихся к уроку

Психологическая настройка ребят на урок через похвалу, одобрение.

Позитивно настроится на урок

- Л.  Самоорганизация

Мотивация (самоопределение)

 к учебной деятельности.

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Слайд№1

Учитель наливает в стакан молоко и предлагает желающему выпить

Меня мама учила не брать деньги за доброту.

Что мы сейчас сделали?

Один из ребят выпивает и спрашивает: «Сколько я вам должен?»

Разыграли небольшую сценку с прошлого урока из притчи «Стакан молока»

- Л. Самоопределение, самоорганизация, - К. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем.

-Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке

Актуализация знаний и  фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

Мотивировать к пробному учебному действию ( «надо», «могу», «хочу»). Организовать самостоятельное выполнение пробного задания.

Выявить затруднения в организации работы.

И каков же главный смысл этой притчи?

Слайд№2

Значит мы сегодня будем о чем говорить?

Давайте сформулируем тему нашего урока.

Составьте мне простое вопросительное предложение со словом «добро» в конце.

/на доске написать

…………………..добро?/

Слайд №3

Слайд№1и2

Может ли смысл притчи о стакане молока быть ответом нашей темы?

Слайд№3

Тогда запишите в тетради первый ответ

Чему еще учит притча?

Запишите следующие ответы

Какие еще у вас есть варианты ответов?

Сделанное тобою добро возвращается к тебе же обратно.

О добре

Варианты ответов:

Это добро?

Добро?

Почему добро?

Зачем добро?

Зачем делают добро?

Зачем творить добро?

Повторяем то, что нам пригодится для открытия новых знаний.

Да

Ребята записывают под №1 фразу

Возвращение добра

Люди не забывают сделанное им добро и в подходящий момент платят тем же.

Добро побеждает зло

№2 Сделанное добро не забывается

№3 Победа над злом

Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения…

ЗАТРУДНЕНИЕ!

ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ!

- К. учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

-Р. Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

-П. анализ, синтез, обобщение, классификация, извлечение необходимой информации.

Выявление места и причины затруднения.

Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации..

  •  Организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднении - тех конкретных знаний и умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи.

 Почему испытали затруднение?

Я не могу найти много вариантов ответов так как мало читаю, мало смотрю добрых фильмов, мало говорим с друзьями и родителями  на эти темы, вообще почти не обращаем внимание на эту проблему.

-П. анализ, синтез, обобщение, классификация, постановка и формулирование проблемы.

-К. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Построение проекта выхода из затруднения.

Организовать построение проекта выхода из затруднения:

  • Учащимся предлагается просмотр мультфильма «Просто так».
  • Учащиеся используют текст книги по ОРКСЭ

Вспомним правила работы в группе?

Через … минут ответственный озвучит мнение группы.

Работают все на общий результат, в группе должен быть ответственный, своё несогласие высказывай вежливо , если не понял переспроси.

-Л. Самоопределение, смыслообразование.

-П. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

-Р.планирование, прогнозирование.

-К. учёт разных мнений, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений.

Реализация построенного проекта.

Построение и фиксация нового знания:

  • Организовать реализацию проекта в соответствии с планом
  • Организовать фиксацию нового способа действия речи.
  • Организовать фиксацию преодоления затруднения
  • Организовать уточнение общего характера нового знания.

Учитель дает возможность учащимся просмотреть мультфильм «Просто так»

Слайд№4

Молодцы вы очень много поняли из мультфильма и сделали правильные выводы, написав столько ответов, но нет главного ответа. Его мы найдем в учебнике на стр.68 читаем параграф 21

Слайд№5

Слайд №6

А что можем сделать мы люди, чем мы можем пожертвовать

Слайд№7

Но рядом с добром постоянно находится и зло, которое тоже действует на человека и окружающую его среду.

Чтобы понять насколько зло отрицательно действует, проведем небольшой эксперимент. У меня в руках кукла Катя /бумажная/ сейчас мы будем Катю обижать. Вы будете говорить ей обидные слова и в это время загибать краешек ноги, руки, платья и т.д.

Учащиеся работают в тетради  делают вывод, заполняют таблицу.

№4  Приносит радость

№5 Меняет настроение

№6 Рождает щедрость

№7 Бескорыстность

№8 Добро удивляет

№9 Умягчает сердце

№10 Рождает любовь

ФИЗМИНУТКА

Делают вывод и выносят решение, что ответами являются слова

 

ЖЕРТВА и САМООТВЕРЖЕННОСТЬ

Временем, достатком, комфортом, жизнью

Тоже удивляет, изменяет внешность и душу человека, озлобляет сердце

Вредная, нехорошая, ябеда, двоечница, непослушная, хулиганка, бессовестная и т.д.

-Л. Смыслообразование,

-П. анализ, синтез, обобщение, классификация, выдвижение гипотез, и их обоснование, построение логической цепи рассуждений, доказательство,

-Р. Познавательная инициатива.

-К.формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование разных позиций, достижение договорённостей и согласование общего решения.

Первичное  закрепление с проговариванием во внешней речи.

Применение нового знания в типовых заданиях

  • Организовать  усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.
  • Фронтально
  • В  парах или группах.

 Посмотрите, какая Катя стала на внешний вид – безобразная. Можно ли это исправить?

Как?

Попробуйте, посмотрим, что получится

И что мы видим – шрамы на ее теле. А ведь эти шрамы остаются не только на теле, а еще где?

Значит, обида просто так не проходит

Слайд №8-9-10

А с чем же человек придет к Богу?

Слайд №11

Народная мудрость гласит

Слайд №12

Найдите главную мысль в этом стихотворении

Что вы можете на это сказать?

.

Да

Надо сказать добрые слова и отогнуть все загибы.

Добрая, хорошая, умная, красивая, замечательная, чуткая и т.д.

В душе

Да

Со своими делами добрыми и плохими, которые лягут на чашу весов.

Ум истиной просветляется, любовь сердцем согревается, сердце добротою наполняется

Читается стихотворение

Тот, кто добро творить умеет,

Зла сотворить уже не смеет.

Это смысл всего урока.

-П. анализ, синтез, обобщение, классификация

-К.учёт разных мнений, координирование разных позиций, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведения партнёра, осознание ответственности за общее дело.

Самостоятельная работа.

Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

  • По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

Слайд №13

Самостоятельная работа  

А теперь кто хочет удивить Марину Евгеньевну и сделать ей приятный сюрприз, пусть сделает вот такой/показать образец/ цветок. Эти цветы мы соберем и выложим из них большое сердце.

Все ребята из розовых салфеток делают цветы и приклеивают их на доске в виде сердца, любящего и доброго.

-П. анализ, синтез, обобщение.

-Р волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

-К. выражение своих мыслей с достаточной полнотой.

Включение в систему знаний и повторение.

Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

  • Организовать повторение ученого содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Для чего нам нужно знать, что есть зло, а что добро?

Что может случится с человеком, который не будет делать добро?

А что произойдет с планетой «Земля» если исчезнет добро?

Чтобы уклонятся от зла, так как оно разрушает душу человека.

Человек станет злым и его внешность, совесть и душа погибнут.

Изчезнет.

-Л. Нравтственно -этическое оценивание усваиваемого содержания.

-П. анализ, синтез, обобщение.

Рефлексия учебной деятельности.

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания

  • Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
  • Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
  • Организовать обсуждение  домашнего задания.

Подведём итог урока. Какое новое знание вы сегодня открыли?

Когда это знание будет вам необходимо?

Как вы открыли новое знание?

Оцените свою работу на уроке.

Что вы расскажите дома об уроке?

Слайд №14

Звучит песня «Спешите делать добрые дела»

Мы познакомились с разнообразием  признаков добра, научились делать выводы из своих поступков.

Понимаем ценность добрых дел для людей и планеты.

 я понял, что не только НАДО!!! Могу., но и ХОЧУ!  Делать добро 

-Л. Самооценка учебной деятельности ;

-К.планирование учебного сотрудничества, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока № 9, тема урока «Свобода и моральный выбор человека».по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"

Данный урок предполагает ознакомление с такими понятиями:Свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт....

Технологические карты уроков ОРКСЭ

Цель курса ОРК и СЭ         Формирование у младших подростков мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных тр...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ

Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Стыд, вина и извинение"....

Технологические карты урока ОРКСЭ

Технологические карты урока ОРКСЭ модуль "Православная культура"в 4 классе (ФГОС)...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ по теме «РОССИЯ – НАША РОДИНА» Модуль «Основы православной культуры»

Учащиеся сформируют  понятия: Отечество, традиции, семья, ценности;уточнят и закрепят знания о защитниках Отечества, обобщат и систематизируют знания понятий: Отечество, Отчизна, Родина...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ. Тема: "Дружба и порядочность"

Данный документ- это технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 классе по теме "Дружба и порядочность"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ 4 класс. Тема: "Дружба и порядочность"

Технологическая карта урока ОРКСЭ 4 класс. Модуль «Основы светской этики. Тема: "Дружба и порядочность"...