Технологические карты уроков ОРКСЭ
план-конспект урока на тему
Цель курса ОРК и СЭ
Формирование у младших подростков мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к представителям других культур и мировоззрений.
Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению и этнической и религиозной толерантности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota.docx | 92.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Академия социального управления»
Кафедра человековедения и физической культуры
Итоговый практико-значимый проект
«Технологические карты уроков»
по курсу «ОРКСЭ. Основы светской этики» (72 ч.)
Слушатель:
Широкова Елена Дмитриевна,
учитель начальных классов
МКСКОУ СКОШИ V вида
г.Подольск
Московской области
Куратор:
Чернова-Бахметова И.И.
старший преподаватель
2013
Введение.
Цель курса ОРК и СЭ
Формирование у младших подростков мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к представителям других культур и мировоззрений.
Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению и этнической и религиозной толерантности.
Задачи курса:
- ознакомить учащихся с основами светской этики;
- развить у младших подростков представление о нравственных нормах;
- формировать ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие истории и культуры;
- воспитание этнической, религиозной и социальной толерантности;
- знакомство с основными жизненными ценностями;
- укрепление преемственности поколений.
Обучаясь на курсах, углубляясь в специфику данного модуля, приходится признать, что данный «предмет» в школьной программе просто необходим хотя бы как факультатив. Уже несколько поколений взрослеет, не имея достойных идеалов, формирование личности происходит без стойких морально-нравственных ценностей. Мы не можем изменить тот социум, в котором живем и работаем, но мы можем попытаться сформировать в современных младших подростках представление о нравственных нормах и основных жизненных ценностях.
Технологическая карта урока №12
Общая часть | |||||||
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4-ый | ||||
Тема урока | Справедливость. | ||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Понимание значений данных терминов: «справедливость», «справедливый поступок», «признаки справедливости». | П. Способность ставить учебные цели. Умение обрабатывать полученную информацию. Р. Умение ставить цель. Контроль и коррекция действий, ведущих к достижению цели. К. Иметь собственную точку зрения, уметь доносить ее до слушателей, терпеливо относиться к высказываниям собеседника. Навык работы в парах. | Формирование личного разумного отношения к требованиям социума (и моральным, и этическим). Формирование умения анализировать собственные поступки; иметь личное отношение к справедливости и несправедливости. | |||||
Цель урока | Сформировать у детей понимание справедливости, показать ее роль в жизни людей. | ||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | «Справедливость», « справедливый поступок», «признаки справедливости». | ||||||
Средства ИКТ, используемые на уроке | ПК, мультимедиаустановка, электронная презентация. | ||||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Притча «Справедливость» Е.Санин, Н.Носов «Фантазеры», пословицы о правде.
| ||||||
Организационная структура урока | |||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
5 минут | Диагностика эмоционального состояния учащихся с использованием карточек с лицами. Коррекция состояния. Проверка готовности к уроку. – У каждой группы на столах буквы. Составьте из букв слово, и вы узнаете тему нашего урока. (Справедливость) (три ученика, работая вместе, составляют это слово на доске). - Кто может припомнить случай, когда с вами обошлись несправедливо? - А кто может вспомнить и признаться в том, что сам был несправедлив к кому-либо? (таких меньше!) -Какова же цель нашего сегодняшнего урока? (Дети формулируют цель: выяснить, что такое «справедливость» и какого человека можно назвать справедливым) | Регулятивные УУД: «Карточки». Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии. | |||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
20 минут | Работа с понятием «справедливость». (Используется прием «Корзина идей») -Напишите все, что вы знаете о справедливости. (Каждый ученик работает самостоятельно) На доске вопросы: 1. Что такое справедливость? 2. Какого человека можно назвать справедливым? -А теперь поработайте в парах. Обсудите свои списки. Информацию, с которой вы согласитесь, оставляйте, с которой кто-то не согласен, помечайте знаком «?» -Давайте соберем в «Корзину идей» наши знания и предположения. Если кто-то из вас имеет возражения против какой-то информации, выскажите свою точку зрения. (Одна из пар зачитывает свои списки, остальные дополняют его. При возникновении несогласия, участники могут высказать свою точку зрения, аргументируя ее.) Учитель записывает на доску всю информацию, которая звучит от детей Работа с учебником. -Ученики работают с текстом учебника. В тексте есть как знакомая, так и новая правильная информация. Используется прием «Пометки на полях». Учитель предлагает детям читать текст учебника с.27 - 29, используя следующие маркировочные значки: «v»–я это знал; -Просмотрите свои первичные списки, вычеркните неправильную информацию. Вторично просматривая текст, индивидуально заполняйте таблицу (графы соответствуют тем значкам, которые были выставлены в тексте). Не переписывайте из текста целые предложения, достаточно одного или нескольких слов для отражения той или иной информации. Особое внимание обращайте на информацию, помеченную знаками «–», «+», «?» Поделитесь своими записями, которые вы сделали в таблице. Начнем с новой информации. Какие ваши предположения оказались неверными? Давайте проверим ту информацию, которая была записана нами на доске на стадии вызова. Все ложные предположения я зачеркну, а рядом с информацией, которая так и осталась невыясненной, поставлю «?» Предлагаю вам поработать с последней графой таблицы. Какие вопросы у вас возникли по ходу чтения? Есть ли в классе ученики, которые могут дать ответ на этот вопрос? Я запишу вопросы, оставшиеся без ответа на доске. Посмотрите на те знаки «?», которые мы поставили в начале урока. Какие из них можно снять? Какую информацию мы не нашли? Объединитесь в группы и составьте кластер. Напомню, что в центре страницы вы записываете тему, а вокруг располагаете информацию, которую почерпнули на уроке. Посмотрите, что думали о справедливости древние философы Притча «Справедливость» - Сова действительно была права. Кому хоть раз приходилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара. -В чем может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе). -А что значит быть справедливым? Работа над рассказом Н.Носова «Фантазёры» 1) Чтение рассказа по ролям. 2)Обсуждение ситуации в рассказе. -Как вы считаете, связан ли этот рассказ с темой нашего урока? Докажите. -Справедливо ли мама наказала Иринку? -Как бы вы поступили на месте Игоря, Мишутки и Стасика? Какие из пословиц на доске относятся к прочитанному произведению? Пословицы: -Говоришь правду-правду и делай. -Была правда, да в лес ушла. -В ком добра нет, в том и правды мало. -Всяк правды ищет, да не всяк её творит. -Без правды - не житьё, а вытьё. -Не ищи правды в других, коли в тебе её нет. -Правда в огне не горит и в воде не тонет. -Правда глаза колет. -Правду что шило в мешке не утаишь. -Хлеб-соль кушай, а правду слушай. | Личностные компетенции: «Позитивная установка». Познавательные УУД: прием информации, аналитическая работа. Познавательные УУД: прием информации Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций», «Вербализация эмоций». | |||||
Этап 3. Практикум | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
10 минут | Работа по группам. Дети объединяются в группы для обсуждения ситуаций. Ситуация 1. «Игра» -Сестра говорит:- Я старше, значит, мне надо больше кубиков. Брат ей отвечает: - Я тоже хочу играть. Поделись со мной. -Оцените поведение детей. Кто поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость? Ситуация 2. «Дружок» Мама пришла с работы и спросила у сына: - Сынок, ты погулял с Дружком? Сын ей отвечает: -Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить. –Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я – вечером. Ты давал обещание, - возмутилась мама. Мальчик обиделся и сказал маме: -Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения!
Работа над новым материалом в форме дискуссии. - Какого человека можно назвать справедливым? Как он поступает по отношению к себе, к другим людям? - Что характеризует человека несправедливого? - Бывало ли так, что вы поступали несправедливо? - Почему вы так решили? - Все ли согласны с этим? А как вы считаете: это было справедливо или нет? - Были ли в вашей жизни случаи, когда несправедливо поступали по отношению к вам? - С чем были связаны эти ситуации? - Все ли согласны с этим? А как вы считаете: это было справедливо или нет? - Как отличить справедливый поступок от несправедливого? - Какие выводы мы можем сделать? (Справедливость – это честное и правильное отношение (действие, решение), которое подсказывает сердце, твой моральный долг). Справедливый человек умеет поступать так, как велит ему сердце (в согласии с истиной и правдой), даже тогда, когда это ему невыгодно (не в его интересах). Справедливый человек, принимая решение, думает не о себе (о своей пользе), а лишь о том, чтобы было честно и правильно. Он поступает по совести. Несправедливый человек часто не умеет поступать честно и правильно. Когда ему чего-то хочется, он быстро забывает о честности и справедливости, начинает хитрить и делает то, что хочется ему самому, думает только о своей личной выгоде. | Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии. Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии. | |||||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | |||||||
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД | |||||
5 минут | Анализ стихотворения А. Барто «Я лишний» -Можно ли считать справедливыми слова ребят ? Окапывали вишни. Сергей сказал: — Я лишний. Пять деревьев, пять ребят — Я напрасно вышел в сад. А как поспели вишни, Сергей выходит в сад. — Ну нет, теперь ты лишний! Ребята говорят. | Познавательные УУД: «Прием информации». Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую». Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии. | |||||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание | |||||||
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Формируемые УУД | |||||
4 минуты | Вывод.Рефлексия. -Наш урок подходит к концу. Закончите, пожалуйста, фразу: «Для меня быть справедливым это значит…» (спросить нескольких детей) -Посмотрите на предположения, сделанные в начале урока. Подтвердились ли они? Может быть еще можно что-то добавить? (высказывания детей) | Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии. | |||||
Домашнее задание 1 минута | 1. Приготовить устный рассказ о случае из жизни когда с вами или с вашими знакомыми поступили справедливо/ несправедливо. Объясните почему? 2.Вспомните русские народные сказки и сказки зарубежных писателей. Расскажите о несправедливом отношении одних героев к другим. Объясните почему? |
Методический материал к уроку № 12
Притча «Справедливость»
- Нет на свете справедливости!- жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.
- Доколе же неправду терпеть!- возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.
- Житья нет от произвола!- промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.
- Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?
При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.
- Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.
Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.
В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни.
Рассказ Н.Носова «Фантазёры»
Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт.
- Сколько тебе лет? – спрашивает Мишутка.
- Девяносто пять. А тебе?
- А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка,- раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
- А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.
- А я, когда был большой, всю реку мог переплыть,- говорит Мишутка.
- У! А я море мог переплыть!
- Подумаешь – море! Я океан переплывал!
- А я раньше летать умел!
- А ну, полети!
- Сейчас не могу: разучился.
- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила.
- Врёшь!
- Нет, правда!
- Почему же ты не умер?
- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.
- Без головы?
- Конечно, без головы. Зачем мне голова?
- Как же ты шёл без головы?
- Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя.
- Почему же ты теперь с головой?
- Другая выросла.
«Ловко придумал!» - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.
- Ну, это что! – сказал он. Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.
- Вот так соврал!- рассмеялся Мишутка.
- Вовсе нет.
- Почему же ты теперь живой?
- Так он же меня потом выплюнул.
Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец, говорит:
- Один раз я шёл по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики…
- Знаю, знаю! – закричал Стасик. – Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.
- Ничего подобного. Я не про это.
- Ну ладно. Ври дальше.
- Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой – рраз! – и раздавил в лепёшку.
- Ха-ха-ха! Вот это враки!
- А вот и не враки!
- Как же ты мог раздавить автобус?
- Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на верёвочке тащил.
- Ну, это не удивительно, - сказал Стасик. – А я раз на Луну летал.
- Эва, куда махнул! – засмеялся Мишутка.
- Не веришь? Честное слово!
- На чём же ты летал?
- На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам!
- Что же ты там на Луне видел?
- Ну, что…- засмеялся Стасик. – Что я там видел? Ничего не видел.
- Ха-ха-ха!- рассмеялся Мишутка. – А говорит, на Луну летал!
- Конечно, летал.
- Почему же ничего не видел?
- А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно…Летел, летел, а потом бряк о землю…ну и проснулся…
- А-а, - протянул Мишутка. – Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты – во сне.
Тут пришёл соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:
- Вот врут-то! И вам не стыдно?
- А чего стыдно? Мы же никого не обманываем,- сказал Стасик. – Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.
- Сказки! – презрительно фыркнул Игорь. – Нашли занятие!
- А ты думаешь, легко выдумывать!
- Чего проще!
- Ну, выдумай что-нибудь.
- Сейчас…- сказал Игорь.- Пожалуйста.
Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.
- Сейчас, - повторил Игорь.- Э-э-э… гм… кхм…э-э-э
- Ну, что ты всё «э» да «э»!
- Сейчас! Дайте подумать.
- Ну, думай, думай!
- Э-э-э, - снова сказал Игорь и посмотрел на небо.- Сейчас, сейчас…э-э-э…
- Ну чего же ты выдумываешь? Говорил – чего проще!
- Сейчас…Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.
- Ну и что же ты тут выдумал? – спросил Стасик.
- Ничего. Как было, так и рассказал.
- А говорил – выдумывать мастер!
- Я мастер, да не такой, как вы. Вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.
- Какая польза?
- А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.
- Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! – сказал Мишутка.
- А тебе что?
- Мне ничего. А вот ты этот, как это называется…Брехун! Вот!
- Сами вы брехуны!
- Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.
- Я и сам не стану с вами сидеть.
Игорь встал и ушёл. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.
- Купим порцию и разделим пополам, - предложил Игорь.
Продавщица дала им мороженое на палочке.
- Пойдём домой, говорит Мишутка, - разрежем ножом, чтоб было точно.
-Пойдём.
На лестнице они встретили Иру. Глаза у неё были заплаканные.
- Ты чего ревела? – спрашивает Мишутка.
- Меня мама гулять не пускала.
- За что?
- За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.
- Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался.
Технологическая карта урока №13
Общая часть | |||||||
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 | ||||
Тема урока | Альтруизм и эгоизм. | ||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Понимание альтруизма как положительного примера для подражания. Понимание эгоизма как отрицательного примера и отказ от подобного поведения. | П. Анализ понятий альтруизм и эгоизм. Понимание и постановка задачи, которой хочешь достичь в результате приобретения знаний. Р. Умение анализировать свои эмоциональные состояния. Планирование результата и контроль действий, ведущих к нему. К. Умение вести диалог в подгруппе, осознавать себя ее частью, стремиться к достижению общей цели. Умение контролировать свои эмоции. | Формирование значимых для человека отношений к альтруизму. Рассматривание альтруизма как возможной линии поведения. | |||||
Цель урока | Научить анализировать собственное состояние: пребывание в альтруизме, либо в эгоизме. | ||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Альтруизм, эгоизм, состояние альтруизма, состояние эгоизма, поведение альтруиста, поведение эгоиста. | ||||||
Средства ИКТ, используемые на уроке | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок, компьютер, электронное сопровождение к учебнику «Основы светской этики» 4-5, изданном «Просвещением» в 2010.г. | ||||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Песня «Спешите делать добрые дела». Пословицы о добрых делах. Притча «Пахарь и крот» В.А.Сухомлинского. «Рождение эгоиста» В.А.Сухомлинский. | ||||||
Организационная структура урока | |||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
5 минут | Приветствие. Звучит песня : «Спешите делать добрые дела» Спешите делать добрые дела. Ведь завтра день не повторится. Открытою чтоб дверь была, Когда любовь в сердца стучится. Открытою чтоб дверь была, Когда любовь в сердца стучится. А сердца стук есть верный знак, Что в нас живет частичка света. И распахните сердце так, Чтобы зимой настало лето. Любовь стучала и ждала, Гонец пришел, его впускайте. Спешите делать добрые дела, Любовью время наполняйте. Спешите делать добрые дела, Ведь завтра день не повторится. Открытою чтоб дверь была, Когда любовь в сердца стучится. Сообщение темы урока. - как вы поняли, о чем поется в песне? (о добре, добрых делах) - какие дела можно назвать добрыми? (приводят примеры) - существует много пословиц о добрых делах - Прочитайте пословицы, как вы понимаете их содержание?
Обобщение: что общего в этих пословицах? ( нужно делать добро другим людям) -Прочитайте эпиграф нашего занятия: «Жизнь дана на добрые дела». - Прочитайте название темы урока. «Альтруизм и эгоизм». Для многих из вас эти слова незнакомые. | Личностные УУД: «Вижу, слышу, чувствую». Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии. | |||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
12 минут | Работа с понятиями – Проговорим слово «альтруизм». Оно произошло от латинского слова аlter – «другой». Сейчас мы найдем определение слова «альтруизм» в толковом словаре Ожегова. Что такое альтруизм? Запишем определение в тетрадь. Работа со словарем. Альтруизм (от латинского слова альтер- другой) - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. (Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. ) - Послушайте притчу « Пахарь и крот» В.А.Сухомлинский). Пахарь пахал землю. Вылез Крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь всё пашет и пашет. Спрашивает Крот: - Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё? Пахарь отвечает: - Я пашу не только себе, но и людям. Удивился Крот: - Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору себе. - Но ведь вы же – кроты, а мы – люди, - ответил Пахарь и начал новую борозду. Вопросы: 1. Для чего Пахарь пахал землю? Почему Крот не понимал смысла работы Пахаря? 2. Для кого трудился крот? Можно ли назвать поведение крота эгоистичным? 3. Для кого работал Пахарь? 4. Можно ли Пахаря назвать альтруистом, а его поведение альтруистичным? Почему? Приведите примеры сказок, героев которых можно назвать альтруистами? ( Золушка, Старик Хоттабыч, Двенадцать месяцев….) - Антоним слова альтруизм – эгоизм. Как вы понимаете значение слова «эгоизм"? Сейчас мы найдем определение слова «эгоизм» в толковом словаре Ожегова. Словарь: Эгоизм (от латинского ego – я) - поведение, направленное на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества. - Запишите определение в тетрадь. Работа с текстом « Рождение эгоиста» (В.А.Сухомлинский) - Послушайте текст и ответьте на вопросы. Андрейка – один сынок у папы с мамой. Любуются мама с папой Андрейкой – не налюбуются. Любуются Андрейкой и дедушка с бабушкой. - Ты у нас самый красивый! – говорит мама. - Ты у нас самый умный! – говорит папа. - Ты у нас самый счастливый! – говорит бабушка. - Ты у нас самый удачливый! – говорит дедушка. Смотрит вокруг себя Андрейка, и кажется ему, что весь мир вокруг него, Андрейки, вращается. Кажется ему, что он – орёл, а все вокруг - маленькие букашки-таракашки. Им, букашкам-таракашкам, по земле ползать, а ему, орлу, в небесах парить. И никто не думает, как орёл этот с высоты небесной на землю рухнет, себя искалечит, другим горе принесёт. Вопросы: 1. Будут ли довольны родители Андрейкой, когда состарятся? Почему? 2. Почему, по мнению автора, эгоиста ожидает крах, падение в жизни? | Регулятивные УУД: «Сбор информации» Личностные УУД: «Вижу, слышу, чувствую». Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии. Регулятивные УУД: «Сбор информации» Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций» Личностные УУД: «Вижу, слышу, чувствую». Познавательные УУД: «Прием информации». | |||||
Этап 3. Практикум | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
12 минут | I - А всегда ли эгоизм это плохо? Давайте обратимся к учебнику. Самостоятельная работа с учебником Задание:
- Мы с вами уже выяснили, что эгоизм – это стремление к удовлетворению личных потребностей. Наверное, каждый встречался с проявлением эгоизма. Приведите примеры. Определите, какие примеры можно отнести к эгоизму, а какие к альтруизму: 1.Человек исполнил просьбу незнакомого ребенка. 2. Одноклассник не передал домашнее задание. 3.Мальчик не поделился подаренными конфетами. 4.Человек бесплатно отремонтировал квартиру соседа. - Вы уже поняли, что эгоизм и альтруизм это противоположные (антонимы) понятия. А существует ли разница между состоянием альтруизма и состоянием эгоизма? От чего это зависит? (ответы детей) - Верно, от настроения. Обсудите в подгруппах настроение альтруиста и эгоиста. ( В одних подгруппах обсуждают настроение альтруиста, в других эгоиста. Каждая подгруппа делится своими рассуждениями с другими.) | Познавательные УУД: (анализ, синтез, обобщение, сравнение). Личностные УУД: «Вижу, слышу, чувствую». Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии. Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций» | |||||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | |||||||
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД | |||||
10 минут | Обобщение учителя На уроке мы познакомились с новыми понятиями «альтруизм» и «эгоизм», узнали, что значит состояние альтруизма и состояние эгоизма. В жизни больше ценятся альтруистические поступки, направленные на благо людей, помощь случайным людям. Но не все люди способны проявлять эти качества. Чаще проявляется разумный эгоизм Я предлагаю составить памятку « Жизненных правил» Работа в подгруппах. Памятка «Жизненных правил».
- Познакомьте с этими правилами своих близких и знакомых | Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии | |||||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание | |||||||
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | ||||||
3 минут | Рефлексия деятельности в технике «Закончите предложения». 1.Я сегодня узнал… _______________________________ 2. Самым сложным для меня было… …__________________ | Коммуникативные УУД: «Форма групповой рефлексии». | |||||
Домашнее задание 2 минуты | 1.Расскажи членам семьи и друзьям о том, что такое эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм. 2.Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия). 3. Сочини сказочную историю: «Если б я был чудодей, что бы сделал для людей». |
Технологическая карта урока №14
Общая часть | |||||||
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 | ||||
Тема урока | Дружба. | ||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Понимание дружбы как ценностной ориентации. | П. Наличие познавательного интереса, выраженного в постановке учебных целей. Р. Умение самостоятельно двигаться к поставленной цели: ставить вопросы, находить на них ответы, планирование и коррекция результатов. К. Умение работать в подгруппе. Понимать, что у других членов подгруппы есть свое мнение и свои эмоциональные проявления. | Сформировать понимание того, что дружеские отношения нуждаются во взаимной поддержке. Понимать личную ответственность в этом. | |||||
Цель урока | Сформировать понимание личной ответственности за зарождение и поддерживание дружеских отношений. | ||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Дружба, друг, друзья, обида, прощение. | ||||||
Средства ИКТ, используемые на уроке | Компьютер, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок, словари | ||||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Притча о настоящей дружбе. А.Барто «Требуется друг», Б.Заходер «Мы друзья», В.Осеева «До первого дождя. Песни «Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева, «Дружба крепкая не сломается» В.Шаинского. Пословицы о дружбе. | ||||||
Организационная структура урока | |||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
5 минут | Приветствие. Послушайте, пожалуйста, притчу. «Притча о настоящей дружбе» В одной далёкой стране жили два друга. Они были самыми настоящими друзьями! Вместе работали, отдыхали и вместе праздновали успех. Любые решения они принимали сообща. Никто никогда не видел, чтобы они ссорились или даже просто были друг другом недовольны. Но что самое главное - друзья, ни разу не поставили свои личные отношения в зависимость от мнения окружающих. Слухи об их уникальной дружбе докатились до правителя той страны, в которой они жили. И велел он привести к себе неразлучных друзей. - Вы действительно настоящие друзья или мне неправильно доложили? Тогда я просто казню осведомителей, да и дело с концом. - Не надо никого казнить, владыка. Ты получил верные сведенья, мы действительно настоящие друзья. Сегодня же я хочу убедиться, что вы не лжёте. Возможно, искренне заблуждаетесь. Но, в любом случае, мне приятно было бы убедиться, что настоящая дружба существует. С этими словами правитель приказал схватить друзей и заточить в холодное, сырое подземелье: каждого - в своё. Полная изоляция от мира, ни один лучик света не должен касаться их лиц. Между узниками был исключён малейший контакт. Стражники получили исчерпывающее указание: "Не кормить, а воду пусть со стен слизывают!". Жаловаться на судьбу несчастные отныне смогут лишь крысам, в обществе которых и проведут остаток своих дней, если: Друзьям выдвинули следующее условие: тот, кто первый взмолится о пощаде, того немедленно освободят, а его друг умрёт мучительной смертью. Страшный эксперимент длился целый месяц. Никто из друзей не попросил о снисхождении. Обоих вынесли из темницы истощёнными и бездыханными. Долгое время их приводили в чувство лучшие врачи королевства. А потом, когда они пришли в себя настолько, что могли говорить, правитель снова пригласил их к себе. - Герои! Я благодарен вам за преподанный мне урок и хочу извиниться за доставленные неудобства. Зато теперь я абсолютно точно знаю, что настоящая дружба существует. - Как вы считаете, о чем эта притча? - Как на ваш взгляд можно озаглавить притчу? - Чему учит нас эта притча? - О чем сегодня пойдет речь на уроке? На доске написано предложение: « Друг – это тот, кто…..» - Продолжите предложение. | Личностные компетенции: «Позитивная установка». Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии | |||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
10 минут | Прослушивание песни «Дружба крепкая не сломается» В.Шаинского. -Что такое дружба? Работа в подгруппах. Напишите на листе, что вы понимаете под словом «дружба» Дружба: 1. 2. 3. - Давайте вместе дадим определение слову «дружба». Работа со словарём – Обратимся к толковому словарю Ожегова. Найдите в словаре слово «дружба» и узнайте его значение. (Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью) -Что значит «дружба» и зачем она нужна людям? Работа со стихотворением Агнии Барто "Требуется друг". Все живут, не тужат, -Встречались ли вы с такими "друзьями" в жизни? -Почему у девочки возникли проблемы с друзьями? - Чем отличаются слова "друг", "приятель", "товарищ"? (друг один, а товарищей может быть много) Работа в подгруппах со словарём
Вывод: так в чем разница между этими понятиями? Прослушивание песни «Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева - Кто такой настоящий друг? -Какими качествами он должен обладать? – Каждый ли человек может быть другом? – А может ли дружба распасться? По каким причинам? – Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков? - Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность? - Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. | Регулятивные УУД: «Сбор информации» Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии Познавательные УУД: «Визуализация понятия» и групповая рефлексия Коммуникативные УУД: «Войти в образ героя». Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций» Личностные УУД: «Вижу, слышу, чувствую». Познавательные УУД: «Визуализация понятия» и групповая рефлексия «Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии | |||||
Этап 3. Практикум | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
15 минут | Работа в группах с ситуациями Ситуация 1. Ваш друг (подруга) предложит вам прогулять уроки в школе, что вы сделаете? Ситуация 2. Вместе с другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет, а у Николая в руках маленькая коробка. Мой пакет порвался и всё содержимое рассыпалось. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать всё с асфальта. Мне было очень обидно и грустно. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Николая? Ситуация 3. Вы выполнили задание, но ваш друг не может с ним справиться. Как вы поступите? Работа по рассказу В.Осеевой «До первого дождя» - Сейчас я прочитаю вам рассказ В. Осеевой «До первого дождя». Вам необходимо внимательно слушать и ответить на вопросы после прочтения. Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали. - Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня. - Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша. В детском саду воспитательница сказала: - Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе? - У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня. - Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя! Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу. - Почему воспитательница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»? - Почему покраснели Маша и Таня? - В чем выражена главная мысль рассказа? Вывод: Дружба – это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты.» Работа со стихотворением Б. Заходера “Мы – друзья”. Я буду читать стихотворение, а вы представляйте себе все, о чем говориться и мысленно отвечайте на вопросы: что вы видите, слышите, чувствуете, когда воспринимаете это стихотворение? С виду мы - Вы когда-нибудь испытывали такое же? -Почему? -Из-за чего происходила ссора? -Вам приходилось драться с друзьями? -Как вы потом мирились? -Сейчас вы находитесь с кем-нибудь в ссоре? -По какой причине? -Почему мы обижаемся на своих друзей? -За что? -Кто из вас первым идёт на примирение? Задание: давайте поиграем в игру «Собери пословицу». (Работа в подгруппах). (Учитель раздает карточки с пословицами, необходимо собрать их.) 1 подгруппа. Собрать пословицу и объяснить смысл 1 пословицы. Друг верен, во всем измерен. Друг познается при рати да при беде. Друг - ценный клад, недругу никто не рад. Друга иметь – себя не жалеть. 1подгруппа. Собрать пословицу и объяснить смысл 1 пословицы. Друга ищи, а найдешь – береги. Друга на деньги не купишь. Дружба что стекло: сломаешь – не починишь. Дружный табун волков не боится. Задание: Разбейте слова (записаны на карточках) на две группы: что помогает дружбе и что дружбе мешает. Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность. – Прочитайте слова первого столбика. Какие слова вы бы еще дописали? Почему именно эти слова? (учитель записывает слова на доске) Задание:Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы. (Правила записываются на цветных клейких полосках и прикрепляются на доске на «дерево Дружбы») | Познавательные УУД: анализ и синтез информации. Личностные УУД: «Вижу, слышу, чувствую» РегулятивныеУУД: Оценка своих действий Коммуникативные УУД: рефлексия в малой группе. | |||||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | |||||||
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД | |||||
8 минут | Учащимся предлагается оценить свою готовность быть настоящим другом с помощью теста"Настоящий друг". Предлагается три варианта ответов:
НАСТОЯЩИЙ ДРУГ - 1. Делится новостями о своих успехах. Обработка результатов За каждый ответ "да" поставьте себе по 2 балла, за ответ "не знаю" - по 1 баллу, а за ответ "нет" - 0 баллов. Суммируйте полученные очки и сравните их с интерпретацией результатов. Интерпретация результатов От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей дружбы. Видимо, вам до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого с вами очень трудно дружить. От 15 до 35 баллов. У вас уже есть определенный опыт настоящей дружбы, но были и серьезные ошибки, в результате которых вы разочаровывались в друзьях. Хорошо, что вы по-прежнему верите в настоящую дружбу и готовы дружить. От 36 до 50 баллов. Вы настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же. | Познавательные УУД: «Визуализация понятия» в форме групповой рефлексии. | |||||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание | |||||||
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Формируемые УУД | |||||
5 минут | - Кто для вас настоящий друг? – Каких друзей нам хотелось бы иметь? – А каким другом является каждый из вас? (мысленно ответим сами себе) – Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить? - Назовите свои правила дружбы. - Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг – такой, которому можно доверять? -Кто, по-вашему, в нашем классе может быть настоящим другом? - Может ли взрослый (родитель, учитель) быть вашим другом? | Познавательные УУД: «Прием информации» (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения). | |||||
Домашнее задание 2 минуты | Написать рассказ о своем друге. Расспросить у родителей об их школьных товарищах - составить мини сочинение. |
Технологическая карта урока №15
Общая часть | |||||||
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 | ||||
Тема урока | Что значит быть моральным. (УРОК – ОБОБЩЕНИЕ) | ||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Понимание морали как системы норм и ценностей, регулирующих поведение людей. | П. Умение обрабатывать полученную информацию: обобщение, классификация, анализ, синтез. Р. Умение планировать, подвергать коррекции и оценке результаты работы. Оценивать свои действия и эмоциональное состояние. К. Навык работы в группе. Понимать, что достижение положительного результата зависит от эмоционального настроя каждого, контролировать собственные эмоции. | Прививать значимые для человека отношения к морали. | |||||
Цель урока | Обобщить понимание моральных норм и ценностей в обществе. Анализ собственного поведения в свете имеющихся знаний. | ||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Этика, мораль, нравственность, добро и зло, моральный долг, справедливость, альтруизм и эгоизм. | ||||||
Средства ИКТ, используемые на уроке | Мультипроектор, экспозиционный экран, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок, электронное сопровождение к учебнику «Основы светской этики» 4-5, изданном «Просвещением» в 2010.г. | ||||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Песня Ю.Энтина «Дорогою добра» из кинофильма «Маленький Мук». Притча «Спешите делать добро». Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде». | ||||||
Организационная структура урока | |||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
5 минут | Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы с вами совершим путешествие. В конце, которого нам предстоит дать ответ на вопрос «Что значит быть моральным?» Но отправиться в это путешествие смогут только подготовленные ребята. Давайте проверим вашу готовность к путешествию. В любом путешествии и походе важно уметь правильно выбрать попутчика, товарища, друга. Дома вы написали рассказ о своем друге. - В чем заключалась сложность задания, что вызвало затруднение? - Расскажите о ваших друзьях. (сочинения вывешиваются на доске) С попутчиками мы определились, но в путешествии важно иметь и определенный багаж – багаж знаний. - Перечислите понятия, которые мы изучили на прошедших уроках (этика, мораль, нравственность, добро, зло, моральный долг, справедливость, альтруизм, эгоизм) - Верно. Сегодня мы обязательно вспомним, что включают в себя эти понятия и как они помогают нам быть моральным. | Личностные компетенции: позитивная установка Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии | |||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
15 минут | Итак, что является целью нашего путешествия? (попытаться ответить на вопрос: что значит быть моральным) В наше путешествие мы отправимся по Дороге Добра. Песня Ю. Энтина «Дорога добра» из кинофильма «Маленький Мук» Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой? Забудь свои заботы, падения и взлёты, Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов, Беседа по вопросам: - Как вы считаете, что это за дорога такая – Дорога добра? - Почему в путешествие мы отправляемся именно по этой дороге? - Что такое моральный долг? (ответы детей) Запись в тетрадь: - Моральный долг каждого – утверждать добро на земле. И вот первая развилка на нашем пути нам нужно сделать выбор. Но выбор этот не простой, а моральный. И от того каким он будет, зависит наш дальнейший путь, а чаще всего и дальнейшая жизнь. - А что такое моральный выбор?
Наше путешествие продолжается. Путешествуя, мы с вами встречаем разных людей. Изучая курс «Светская этика» мы выяснили, что именно от человека зависит, какие поступки он будет совершать: добрые или злые, будет он нравственным или нет. - А кого можно назвать нравственным человеком? Давайте познакомимся с биографией одного очень интересного человека. Дмитрий Игоревич Шпаро — математик, физик, путешественник. Совершил первую в истории экспедицию на лыжах к Северному полюсу. Дмитрий Игоревич говорит, что в путешествиях человек испытывает много трудностей и встречает препятствия. Достичь цели можно только, если у тебя в команде нравственные люди. Человек должен правильно взаимодействовать с окружающим миром и предназначать себя окружающим людям. В 1989 году он организовал клуб «Приключение». В этом клубе объединились люди с ограниченными возможностями — те, кто перемещается в коляске. За это время члены провели уникальные марафоны на колясках от Москвы до Владивостока. Затем поднялись на вершины Казбек, Килиманджаро и Мак Кинли. - Какой он «нравственный человек»? Запись в тетрадь: Нравственный человек творит добро вокруг себя. Ребята, на уроках светской этики мы часто знакомимся с притчами и сегодняшний урок не исключение. Следующий этап в нашем путешествии притча «Спешите делать добро»: Однажды учитель сказал ученикам: — Мы с вами говорили о том, почему нужно поступать по-доброму. Теперь идите и докажите, что вы умеете делать людям добро. Ученики разошлись в разные стороны, а через неделю вернулись. — Я помогал старикам. Они немощны, и им нужно помогать, — сказал один. — Я ухаживал за больным, потому что он нуждался в сострадании и помощи, — объяснил другой. — Я накормил бедного, чтобы поддержать его силы, — рассказал третий. — Я защитил ребёнка. Ведь детям требуется защита взрослых, — сказал четвёртый. — Я старался делать добро всем. Наверное, я был не прав, — признался последний ученик. - Как вы думаете, в чем смысл этой притчи (Дети обсуждают притчу и высказывают свое мнение). - Хорошо ребята, а теперь давайте попробуем перечислить качества, которые присущи моральному человеку. (учитель фиксирует на доске). Затем дети выбирают семь моральных качеств, которые считают наиболее значимыми для себя, и записывают их в тетради. - Ребята , можно ли обладать всего одной добродетелью, например терпением, и при этом считать себя моральным человеком? Нужно ли стремиться к тому чтобы развить в себе как можно больше моральных качеств? ( Мы поняли, что значит быть моральным человеком. Нельзя называть себя моральным человеком, если ты обладаешь одним или двумя моральными качествами. Нужно стремиться к тому, чтобы этих качеств было как можно больше). | Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии Познавательные УУД: (анализ, синтез, обобщение, сравнение).
Познавательные УУД: «Прием информации». Личностные УУД: «Вижу, слышу, чувствую» Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии Познавательные УУД: (анализ, синтез, обобщение, сравнение). | |||||
Этап 3. Практикум | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
10 минут | Далее в нашем путешествии вам придется потрудиться. Практическая работа. Человечество всегда искало ответ на вопрос, что значит быть моральным. Это нашло отражение в народных пословицах и поговорках. Класс делится на команды. Карточки с пословицами. (Карточки лежат на партах. Соберите пословицу. Работа по учебнику. Посмотрите на поступки детей, которые ещё, к сожалению, встречаются в нашей светской жизни. Учебник с.34. – Должен ли человек отвечать за свои поступки? Светская этика предполагает, что человек должен отвечать за свои поступки перед другими людьми и получить заслуженную оценку от окружающих. Человек есть свободное существо, а значит, от его действий и морального выбора зависит дальнейшая жизнь его самого и окружающих его людей. Обратиться к тексту стр. 35 – Какого человека называем добродетельным? Перед вами известные сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде». Ответьте на вопрос: «Кто в этих произведениях добродетель, а кто обладает порочными мыслями или совершает порочные поступки?» Светская этика предполагает, что, именно от человека зависит, какой он – хороший или плохой. Стать добрым человек может самостоятельно. Добродетельный человек это тот, кто знает, что есть добро и зло, и совершает добродетельные поступки и избегает порочных. | Познавательные УУД: (анализ, синтез, обобщение) Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии | |||||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | |||||||
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД | |||||
7 минут | Работа по учебнику. На с.35 прочитайте вывод. Светская этика не дает готовых ответов на все этические вопросы. Ее задача сделать выводы из исторического опыта человечества, оставив за каждым человеком право и возможность использовать эти знания для принятия самостоятельного решения и морального выбора. Выбрать, решить за человека, это значит лишить его свободы и ответственности, лишить его возможности стать моральным Обобщение. – Как вы понимаете, что значит быть моральным? – Может ли светская этика дать ответы на все вопросы морали и нравственности? Почему. | Познавательные УУД: обобщение | |||||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание | |||||||
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | ||||||
5 минут | Рефлексия: Вот и подошло наше путешествие к завершению. Сегодня многие, возвращаясь из путешествия, делятся своими впечатлениями. Давайте и мы с вами выскажем свое мнение о нашем путешествии. Вы вытягиваете из корзинки начало фразы и заканчиваете ее одним предложением, которое отразило бы ваше впечатление о сегодняшнем уроке.
Подведение итогов Наше путешествие закончилось и нам надо ответить на вопрос «Что значит быть моральным?» Обсудите в парах и закончите предложение «Быть моральным – это значит…» | Познавательные УУД: групповая рефлексия. Познавательные УУД: рефлексия в парах. | |||||
Домашнее задание | 1) Ответить на вопросы на стр. 35 2) Подготовься к сочинению на тему: Кто такой добродетельный человек.
|
Заключение
Составлять технологические карты гораздо сложнее, чем просто писать план урока. Но я попыталась. В настоящее время я работаю в 3 классе, поэтому не могу сказать, к какому результату привели бы эти уроки. На следующий год можно будет обсудить результаты.
Литература
Учебно-методический комплекс по ОРКиСЭ
Программы общеобразовательных учреждений. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы. А. Я. Данилюк. Москва. «Просвещение» 2010 г.
«Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2010
«Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение,2012
Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2012
Дополнительные интернет-ресурсы:
- Интернет-портал «ProШколу.ru» - материалы, разработанные апробаторами курса ОРКСЭ
- Русская Православная Церковь (Официальный сайт Московского Патриархата) –
- Московская православная духовная академия (электронная библиотека) -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока № 9, тема урока «Свобода и моральный выбор человека».по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"
Данный урок предполагает ознакомление с такими понятиями:Свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт....
Технологическая карта урока по ОРКСЭ
Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Стыд, вина и извинение"....
Технологические карты урока ОРКСЭ
Технологические карты урока ОРКСЭ модуль "Православная культура"в 4 классе (ФГОС)...
Технологическая карта урока для 4 класса "Зачем творить добро" по курсу ОРКСЭ
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В карте урока предложены формы и методы работы, которые позволят учащимся развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступ...
Технологическая карта урока по ОРКСЭ по теме «РОССИЯ – НАША РОДИНА» Модуль «Основы православной культуры»
Учащиеся сформируют понятия: Отечество, традиции, семья, ценности;уточнят и закрепят знания о защитниках Отечества, обобщат и систематизируют знания понятий: Отечество, Отчизна, Родина...
Технологическая карта урока ОРКСЭ 4 класс. Тема: "Дружба и порядочность"
Технологическая карта урока ОРКСЭ 4 класс. Модуль «Основы светской этики. Тема: "Дружба и порядочность"...
Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Икона"
Ход урока "Икона" в формате технологической карты с максимальной детализацией учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС...