Развитие мимики и пантомимики.
статья
Статья, посвящённая работе по развитию мимики и пантомимики у детей с глубокими нарушениями зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_mimiki_i_pantomimiki.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мимики и пантомимики.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во- вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций- достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Одной из причин отчуждения незрячего человека в обществе зрячих является трудность общения с ними, особенно в смешанных коллективах.
От того, как люди отражают и интерпретируют поведение, облик партнера, и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности (А.А. Бодалев).
Большинство форм неречевого поведения являются, приобретенными, человек учится им на протяжении жизни, наследуя от природы лишь первичные выражения эмоций. Приблизительно к шести годам ребёнок овладевает языком лица (мимикой), овладение жестами происходит гораздо дольше.
Отсутствие мимики, жестов, поз у собеседника или их неадекватное использование отрицательно влияет на результат общения.
Особо актуальна проблема общения, а именно её невербальная форма, в жизни незрячих и слабовидящих детей. Тифлопсихология отмечает у таких детей закономерные изменения в сфере эмоциональных внешних проявлений, связанных с нарушением функций зрения.
Развитие неречевых средств общения у ребёнка с нормальным зрением происходит по подражанию в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Дети с нарушением зрения резко ограничены или лишены возможности, овладевать неречевыми средствами коммуникации по зрительному подражанию. В результате слабовидящие дети в возрасте 5-6 лет не владеют неречевыми способами общения даже на уровне трёхлетних зрячих детей.
У таких детей без посторонней помощи не формируются навыки невербального общения. Последнее требует чрезвычайной активности педагога.
Многих незрячих людей волнует, насколько они адекватны в общении. Процесс общения очень часто вызывает у них чувство неуверенности и переживания от того, как их воспринимают окружающие.
Трудности в овладении неречевыми средствами общения усложняют коммуникативную деятельность, а значит, затрудняют адаптацию учащихся с глубокой патологией зрения.
С одной стороны, слабовидящий не воспринимает массу мимических движений и жестов, придающих одним и тем же высказыванием самые различные оттенки и значения, с другой стороны, не пользуясь в своей речи этими средствами, слабовидящий человек существенно обедняет свою речь, она становится мало выразительной.
Невербальная коммуникация представляет собой сложный процесс взаимодействия людей, в котором участвуют мимика и пантомимика, жесты и интонация.
Мимика - это координированные движения мышц лица, чувства, эмоции.
Пантомимика - выразительные движения человека его походка, осанка, позы, которые передают его психическое состояние переживания, отношения к тем или иным явлениям.
Жест - выразительные движения рук, служащие одним из средств уточнения речевой коммуникации.
Какие бывают жесты:
- Ритмические жесты – движения в такт речи. Попробуйте сказать пословицу, сопровождая ее жестом: «Говорит, что воду цедит», «Строчит, как из пулемета»
- Эмоциональные жесты – передают оттенки чувств. Например, вы о чем-то догадались и хлопаете себя по лбу.
- Указательные – дают направление, определяют место. Например, рука на запястье – поторопись, мало времени.
- Изобразительные жесты – помогают полностью передать представление. Попробуйте показать рябь на воде, два яблока – крепкое и сморщенное.
- Символические жесты – принятые в обществе по какому-либо поводу.
Пол Экман и Уоллес Фризен (американские исследователи) выделяют 6 основных типов выражения лица: радость, печаль, отвращение, гнев, страх, интерес. Все эти типы выражения лица присутствуют в мимике незрячего человека. Другое дело, что мимика у многих слепых детей маловыразительна, и скоррегировать ее бывает довольно сложно, но возможно при помощи различных заданий и упражнений.
Не всем незрячим детям нужно пользоваться мимикой в полном объеме. При определенных глазных заболеваниях (например, при глаукоме) и косметических дефектах лица нужно тактично посоветовать детям не пользоваться мимикой, особенно когда в действии предполагается расширение или сужение глаз при удивлении или страхе, выражении презрения или отвращения.
Необходимо больше внимания обращать на улыбку, т.к. остальные чувства обычно проявляются в нейтральной мимике. Обязательно нужно контролировать, чтобы улыбка незрячего ребенка не превращалась в оскал.
Дети должны знать самые распространенные движения головой: утвердительный кивок, отрицательные повороты и осуждающее покачивание. Основная ошибка при выполнении движений головой у отдельных незрячих детей – нечеткое исполнение с нарушением частоты движений.
И, пожалуй, самый важный момент для незрячих детей – ориентация головы на говорящего. Повернутая в сторону от собеседника голова во время разговора – одна из самых распространенных ошибок у незрячих детей.
Отработав движения головой, необходимо перейти к жестам и пантомимическим движениям:
1. Иллюстрирующие жесты (те, что сопутствуют высказываниям).
2. Жесты – адаптеры (типа почесывания головы, потирание рук).
3. Эмоциональные жесты (те, что однозначно отражают эмоции).
4. Жесты, выражающие особенности личности.
5. Жесты – «паразиты» (навязчивые движения).
Рассмотрим некоторые, чаще всего употребляемые жесты, которые могут взять в свой жизненный арсенал незрячие дети и пользоваться ими во время общения:
1. Движения плеч: «не знаю», «понятия не имею».
2. Жесты, которые выполняются только при помощи рук и пальцев: «я», «меня».
3. Поднятый вверх большой палец.
4. Потирание ладони о ладонь.
5. Вскидывание одной руки или обеих рук вверх со сжатыми кулаками.
6. Рукопожатие.
7. Воздушный поцелуй.
8. Запрещающие жесты «стоп», «нельзя», «тихо».
9. «Осторожно!», «Внимание!» - выполнение этих жестом с помощью трости (эти сигнальные жесты важны для обеспечения безопасности здоровья и жизни незрячего ребенка при переходе через проезжую часть улицы).
10. Поклон – жест, означающий благодарность.
Первоначально важно правильно организовать наблюдение выразительных движений лица и тела с помощью не только ослабленного зрения, но и с помощью всех сохранных анализаторов. Дети могут с помощью осязания исследовать любое мимическое выражение лица взрослого, при этом любое обследование сопровождалось словесным описанием (состояние удивления - брови приподняты, глаза, и рот широко раскрыты и округлены и т.п). Кроме обследования, знакомя детей с жестами и позами, можно использовать приём сопряжённых действий, который помогает правильно принять нужное положение рук, позу. Обучение новому движению начинается с сопряжённых действий, затем ребёнок повторяет это движение за взрослым (отражённо), потом по словесной инструкции, а затем самостоятельно.
Прежде чем разученные выразительные движения слабовидящие дети смогут включить в практическую коммуникативную деятельность они должны пройти определённый путь упражнений и усовершенствований в игровой деятельности. Ведь в игре развиваются как сами эмоции, так и способы их выражения. Так работу по закреплению навыков неречевого общения целесообразно продолжить через специальные сюжетно-игровые этюды, в которых с помощью своих движений и действий с игрушками дети воссоздают труд и быт взрослых, а также небольшие игры - драматизации, которые побуждали детей к использованию жестов, поз, мимики.
Сформированные у детей навыки служат прекрасной базой, для проведения следующей более сложной работы по формированию неречевых средств общения, таких как умение, определять значение мимики, поз и жестов персонажей сюжетных картин и воспроизведению их эмоционального состояния.
Исходя из вышесказанного дети с нарушением зрения нуждаются в специальной коррекции и специальном формировании неречевых средств общения.
Поэтому, в рамках развития мимики и пантомимики, должны решаться следующие коррекционно-развивающие задачи:
- развивать у детей мышцы лица и тела участвующие в воспроизведении мимических, жестовых и пантомимических движений.
- учить детей восприятию мимических и жестовых движений, а также схем лица, тела и их воспроизведению.
- формировать у детей умение определять значение мимики, жеста и позы на сюжетной картине выделять и воспроизводить её.
Коррекционная работа по формированию неречевых средств общения является для детей с патологией зрения основным источником познания значения и способов общения с помощью выразительных движений, поэтому требуются специальные занятия по формированию этих навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Мои эмоции, мимика и пантомимика."
Конспект предназначен для детей первого года обучения....
доклад на педагогический совет школы - интерната «Роль уроков охраны и развития остаточного зрения и зрительного восприятия и мимики и пантомимики в развитии познавательных процессов слепых и слабовидящих детей».
В докладе говорится о роли коррекционных уроков по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия и уроков развития мимики и пантомимики в познавательной деятельности ...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие мимики и пантомимики" с 5-8 классы
Коррекционная рабочая программа по проведению занятий для детей с ОВЗ...
Диагностическая карточка состояния мимических и пантомимических навыков учащихся, как невербальных средств общения в рамках программы коррекционного курса «Развитие мимики и пантомимики» для учащихся III, IV видов образовательной деятельности».
Карта по диагностики детей с ОВЗ...
Коррекционное занятие по развитию мимики и пантомимики. 5 класс
quot;Я дарю радость"/ Коррекционное занятие по мимике и пантомимике в 5 классе...
Консультация тифлопедагога для родителей на тему: "Развитие мимики и пантомимики в формировании навыков коммуникативной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения)".
Особо актуальна проблема общения, а именно её невербальная форма, в жизни детей с нарушением зрения. Тифлопсихология отмечает у таких детей закономерные изменения в сфере эмоциональных внешних проявле...
Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие мимики и пантомимики", 6-7 классы
Реализация Программы коррекционного курса "Развитие мимики и пантомимики позволит помочь слепым и слабовидящим детям овладеть техникой мимики и пантомимики и и умением пользоваться сформированным...