Диагностическая карточка состояния мимических и пантомимических навыков учащихся, как невербальных средств общения в рамках программы коррекционного курса «Развитие мимики и пантомимики» для учащихся III, IV видов образовательной деятельности».
методическая разработка (6 класс) на тему

Латыпова Алсу Тагировна

Карта по диагностики детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум. Содержание коррекционно-педагогического сопровождения УВП  ГБС(к)ОУ «Казанская школа №172»  Диагностические материалы. ЛАТЫПОВА А.Т.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 172  III, IV  видов»

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩХСЯ  С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ

(ПРАКТИКУМ. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ)

ЛАТЫПОВА АЛСУ ТАГИРОВНА

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КОРРЕКЦИОННЫХ КУРСОВ

Диагностическая карточка состояния мимических и пантомимических навыков учащихся, как невербальных средств общения в рамках программы  коррекционного курса «Развитие мимики и пантомимики» для учащихся III, IV видов образовательной деятельности».

ФИ ученицы   ____Абдуллина Диляра     класс   2015-21016 уч.г.

Содержание

2014-2015 уч.г

2015-2016 уч.г

Рекомендации

Мышечный аппарат в мимике, жестах, пантомимике.

сентябрь

апрель

сентябрь

апрель

Умение пользоваться навыком восприятия алгоритмов лица и тела

Координирование мимических и жестовых движений

Формирование и восприятие эмоций.

Умение произвольно изображать и правильно воспринимать основные эмоции и состояния в самостоятельной практической деятельности

Умение анализировать собственные эмоции

Умение самостоятельно воспринимать и правильно воспроизводить схему лица человека (барельеф, рельеф)

Мимика и жесты в соответствии с интонацией.

Умение вести диалог и монолог

Умение самостоятельно и правильно воспроизводить мимические и пантомимические действия и интонацию

Мимика для детей с форменным зрением.

Умение различать, используя слуховой, дистантный анализатор, тонкости и оттенки интонации голоса собеседника

   Знание культуры общения: как читать стихи, как слушать чтение художественных произведений другим человеком.

Пантомимика.

Умение использования мимики и пантомимики

Умение адекватно воспринимать чужое и правильно воспроизводить  свое эмоциональное состояние в практических  ситуациях невербальными средствами общения

Умение владеть ситуацией (импровизировать)

Мимика  и пантомимика в театральном искусстве.

Умение импровизировать и перевоплощаться, брать на себя роль

Знание культуры сценического поведения, атрибутах

Владение методами организации и проведения творческих дел

Уровни сформированности неречевых средств общения у  слепого ребенка.

0 баллов - неадекватно воспринимает, не понимает и не воспроизводит заданное в упрощенном варианте даже с помощью педагога. Может правильно воспринять только интонацию говорящего и объяснить ее словами либо адекватными действиями, но сам ее воспроизвести затрудняется.

1 балл - адекватно воспринимает и воспроизводит заданное в упрощенном варианте с помощью педагога (изолированные жесты, мимика - у себя и педагога). Воспроизводит знакомую заданную интонацию по просьбе педагога.

2 балла - адекватно воспроизводит и правильно воспринимает в самостоятельной практической деятельности упрощенные мимические и жестовые действия. На уровне моделирования ситуации справляется с упрощенными вариантами заданий с помощью педагога. Воспроизводит и воспринимает интонацию в игровой ситуации.

3 балла - адекватно воспринимает и воспроизводит самостоятельно и по алгоритму задания на соответствие и правильность выполнения мимических и жестовых движений. Использует сохранные анализаторы в соответствии с необходимостью. На уровне смоделированных ситуаций справляется с заданным самостоятельно. Только с помощью педагога решает задачи на использование неречевых средств общения на практике.

4 балла - адекватно воспринимает  и воспроизводит самостоятельно  в практической деятельности  все задания, направленные на  выявление уровня сформированности неречевых средств общения.

Уровни сформированности неречевых средств общения у слабовидящего ребенка.

0 баллов - воспринимает только  простейшие задания, адекватно воспроизводит простые задания с помощью педагога.

1 балл - адекватно воспринимает  и самостоятельно воспроизводит простейшие задания, справляется с простейшими смоделированными ситуациями только с помощью педагога. Не справляется с заданиями средней ступени сложности.

2 балла - адекватно воспринимает и воспроизводит несложные смоделированные ситуации, используя алгоритмы. Включает полученные знания в игровую деятельность, но в жизненных ситуациях использует не всегда. Задания средней ступени сложности выполняет с небольшой помощью педагога.

3 балла - адекватно и самостоятельно  воспринимает и воспроизводит  несложные смоделированные ситуации, использует сформированные навыки в практической деятельности с небольшой помощью педагога.

4 балла - адекватно и самостоятельно  воспринимает и воспроизводит  задания; использует сформированные  навыки в самостоятельной практической  деятельности.

Подпись тифлопедагога ___Латыпова А.Т.___

Диагностические  мероприятия  по состоянию мимических и пантомимических навыков учащихся, как невербальных средств общения в рамках программы  коррекционного курса «Развитие мимики и пантомимики» для учащихся III, IV видов образовательной деятельности».

Диагностическая процедура. Инструкция  по выполнению.

Данная технология включает следующее:

  1. Развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог), творческих способностей (умения перевоплощаться , импровезировать, брать на себя роль).
  2. Участие детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, сказок, басен; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра.
  3. Обогащение театрального опыта: знания детей о театре, атрибутах.

Занятия  строятся по следующей схеме и состоят из фаз:

I фаза. Мимические и пантомимические этюды.

       Цель: выразительное изображение отдельных эмоционнальных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх идр.) и некоторых эмоционнально окрашенных чувств    

(гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

       Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п.) их моральная оценка.  Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера.  Закрепление и расширение  уже полученных раннее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребёнка.

   При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

III фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на оределённого ребёнка или группу в целом.

   Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

      Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребёнка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

IV фаза. Психомышечная тренировка.

      Цель: снятие психоэмоционнального  настроения, поведения, черт характера.

Оценка программы.

Программа формирования навыков общения предусматривает:

   - самооценку состояния детей (эмоционнально-личностные качества, наличие навыков общения);

   - оценку детей педагогом;

   - оценку детей родителями.

Все обследования проводятся дважды: до начала введения практического курса и в конце учебного года, после прохождения курса.

Средства оценки программы.

Проводится по методике Л. С. Цветковой.

1.Связь эмоциональных состояний с мимикой (картинки-схемы).

2.Воспроизведение эмоций.

3.Воспроизведение и оценка эмоционального держания картин, ситуаций.

Конечный результат:

1.Приобретение коммуникативных качеств (вербальных, невербальных).

2.Развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики),психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог), творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Форма оценки успешности выполнения.

Низкий уровень.  Набор знаний и понятий фрагментальный. Усвоение материала слабое.

Средний уровень.  Усвоение понятий, приемов, методов носит в основном практический характер. Основные  знания и умения сформированы.

Высокий уровень.  Освоена система знаний и умений. Самостоятельная творческая работа над образами в предложенных ситуациях.

Список литературы:

  1. Белопольская Н.А. и др. «Азбука настроения». Развивающая эмоционально-коммуникативная игра.
  2. Панфилова М.А. «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры». - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 г.
  3. Цветкова Л.С. «Методика нейропсихологической диагностики детей». – М.: Издательство МПСИ, МОДЭК, 2002 г.

Приложение 1

Предлагаемые игры.

1. «Угадай эмоцию».

На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция.

Остальные дети - зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.

2«Лото настроений».

Материал: наборы картинок, на которых изображены животные с различной мордочкой. Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции (или изображает сам, описывает словами, описывает ситуацию и т.д.). Задача детей: в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.

3. «Пиктограммы».

Материал: 2 набора карточек, один целый, другой нарезанный.

а) определить по пиктограмме, какой человек: веселый или грустный, сердитый или добрый и др.;

б) по второму набору пиктограмм (разрезанному): разрезанные шаблоны перемешиваются между собой, детям предлагается найти и собрать шаблоны;

в) игра в парах: у каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого 2 выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.

4. «Как ты себя сегодня чувствуешь?».

Материал: карточки с разными оттенками настроения.

Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д.

5. «Классификация чувств».

Материал: карточки с разными оттенками настроения.

Разложить карточки по следующим признакам: какие нравятся, какие не нравятся.

Затем назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить. Почему он их так разложил.

6. «Встреча эмоций».

Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и так, которая неприятна.

Ведущий изображает "хорошую", ребенок "плохую". Затем они берут карточки из противоположной кучки и так меняются. Объяснить: какое выражение лица будет при встрече 2-х эмоций, как их можно помирить.

7. «Испорченный телефон».

Все участники игры, кроме 2-х закрывают глаза ("спят"). Ведущий, молча, показывает первому участнику (именно он не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, "разбудив" второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник "будит" третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

Ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что "телефон" был полностью исправен.

Вопросы при обсуждении:

1. "По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?";

2. "Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?";

3. "Трудно ли было тебе понять другого участника?";

4. "Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?".

8. «Снимается кино».

Среди детей выбирается сценарист и режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести какую-нибудь фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией.

9. «Рисуем настроение».

Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения. Вот некоторые варианты заданий:

1. Выполнение рисунка на тему: "Мое настроение сейчас".

2. Каждый рисует эмоцию, какую он хочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.

3. Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.

Рисунки могут быть как сюжетные ("нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки, или ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился"), так и абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.) и композицию различных элементов. Последние ("абстрактные рисунки") в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражения.

10. «Рассматривание картинки».

Материал: сюжетные или предметные картинки с изображением различных настроений.

Вопрос: "Какое настроение испытывает девочка на одной и на другой картинке?".

11. Один ребенок называет какое-нибудь животное, а другой - любую эмоцию.

(например: "слон" и "радость"). Третий ребенок должен пройтись по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство.

12. Ребенок называет любое число от 1 до 7. Другой ребенок изображает чувство, которое соответствует названному числу.

Материал: карточки, на одной стороне которых написаны цифры, на другой - названия эмоций (1. Страх. 2. Удивление. 3. печаль. 4. Радость. 5. Интерес. 6. Гнев. 7. Вина.)

13. «Зеркало».

Один ребенок "зеркало", другой изображает какую-либо эмоцию (например: гнев - губы сжаты, брови нахмурены; удивление - рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты), а другой придает своему лицу то же самое выражение.

14. «Тренируем эмоции».

Попросите ребенка нахмуриться - как:

- осенняя туча,

- рассерженный человек,

- злая волшебница.

улыбнуться, как:

- кот на солнце,

- само солнце,

- как Буратино,

- как хитрая лиса,

- как радостный ребенок,

- как будто ты увидел чудо.

позлись, как:

- ребенок, у которого отняли мороженое,

- два барана на мосту,

- как человек, которого ударили.

испугайся, как:

- ребенок, потерявшийся в лесу,

- заяц, увидевший волка,

- котенок, на которого лает собака.

устань, как:

- папа после работы,

- муравей, поднявший тяжелый груз,

отдохни, как:

- турист, снявший тяжелый рюкзак,

- ребенок, который много потрудился, но помог маме,

- как уставший воин после победы.

Приложение 2

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.

 1. «Назови похожее».

Цель: активизировать словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.

 Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, или разыгрывает сам), а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.

2. Рассматривание картинки и картины, где изображены люди, лица, отгадываем и называем, какое настроение у этого человека, предполагаем, почему оно такое.

.Словарь: веселое, хорошее, сердитое, плохое, печальное, угрюмое, подавленное.

3. Пытаемся определить и назвать какое выражение глаз.

 Словарь: насмешливое, хитрое, озорное, бесшабашное, печальное, обиженное, злое, злобное, безумное, испуганное, жалкое, умоляющее, просящее, жалостливое.

4.Подобрать слова к картинке, на которой изображены веселящиеся дети.

 Словарь: радость, веселье, праздник, восторг, ликование.

5.Подбираем слова к картине с печальным сюжетом.

  Словарь: грусть, тоска, печаль, уныние, горе, хандра.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ,  ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ.

1."Кто скажет о нем (имя) хорошее".

 (ребенок, не сумевший "вписаться" в отношения со сверстниками).

2."Кто может найти добрые, хорошие слова для ..." (ребенка, воспитателя, куклы, книги и т.п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока развития речевого этикета "Жесты и мимика как невербальные средства общения"

Конспект урока развития речевого этикета "Жесты и мимика как невербальные средства общения", в котором дается понятие о невербальных средствах общения и их роли в нашей жизни, показано с помощью разли...

презентация "Жесты и мимика как невербальные средства общения"

Электронное сопровождение к уроку развития речевого этикета "Жесты и мимика как невербальные средства общения"...

Развитие музыкальных способностей умственно отсталых учащихся в различных видах музыкальной деятельности

В статье описаны методы и приемы развития музыкальных способностей умственно отсталых школьников...

Средства и мимика как невербальные средства общения

Материал занятия курса " Учусь общаться".Дает  понятие о невербальных средствах общения.На различных ситуациях показывает , что невербальные средства общения точнее передают  содержание выск...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие мимики и пантомимики" с 5-8 классы

Коррекционная рабочая программа по проведению занятий для детей с ОВЗ...

Консультация тифлопедагога для родителей на тему: "Развитие мимики и пантомимики в формировании навыков коммуникативной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения)".

Особо актуальна проблема общения, а именно её невербальная форма, в жизни детей с нарушением зрения. Тифлопсихология отмечает у таких детей закономерные изменения в сфере эмоциональных внешних проявле...

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие мимики и пантомимики", 6-7 классы

Реализация Программы коррекционного курса "Развитие мимики и пантомимики позволит помочь слепым и слабовидящим детям овладеть техникой мимики и пантомимики и и умением пользоваться сформированным...