ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМПРОВИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ
материал
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМПРОВИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_razvitiya_i_spetsifika_ispolzovaniya_improvizatsii_v_sovremennoy_horeografii.docx | 26.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМПРОВИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ
ВВЕДЕНИЕ
Современный танец – это самостоятельная форма искусства, где по-новому соединились движения, музыка, свет и краски, где тело действительно обрело свой полнокровный язык. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела. Движение, в свою очередь, рассматривается как средство выражения внутреннего состояния танцовщика и хореографа и служит для создания индивидуальной хореографической лексики.
В XXI веке отличительной чертой и основой эстетики современного танца является импровизация, которая на данный момент стала ключевым компонентом танцевальных постановок и хореографических систем. Импровизационные методы используются в качестве средств создания нового движения и танцевальной лексики, тем самым становясь неотъемлемой частью хореографического процесса и танца самого по себе.
Актуальность исследования. Каждый человек уникален, и то, что рождает его творческое воображение столь же индивидуально и неповторимо. На сегодняшний день импровизация является самым эффективным способом поиска нового в работе каждого исполнителя и преподавателя по современному танцу и в хореографии в целом, хотя зачастую ее роль в постановочном процессе значительно преуменьшают. Она подразумевает сочетание телесной и умственной работы, полную концентрацию собственного сознания. Что дает возможность заглянуть внутрь себя, изучить не только свои физические возможности, но и особенности собственного воображения и мышления.
В данной работе предметом исследования становится танцевальная импровизация
Объектом исследования - импровизация в современной хореографии и ее роль в работе педагога хореографа.
Цель работы — исследование особенностей и возможностей импровизации при работе педагога с современной хореографией
Задачи:
• Изучить понятие импровизация.
• Рассмотреть принципы и особенности танцевальной импровизации при работе с современным танцем.
• Определить особенности постановки номеров, основанных на техниках современного танца и импровизации.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМПРОВИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ
- Понятие импровизация и ее роль в современной хореографии.
Современный танец, как и современное искусство, является многогранным и быстро развивающимся направлением, его возможности увеличиваются с каждым днём, что делает это направление танца уникальным для изучения. Понятие «импровизация» означает деятельность личности, создающего «нечто новое» и не связано с возрастными ограничениями.
Импровизация как явление многослойное и неоднозначное отличается большим разнообразием определений и подразумевает под собой мгновенность, отзывчивость, взаимодействие, процесс, исследование. Из всего многообразия можно выделить пять основных определений импровизации, указывая какой важный аспект каждое из них акцентирует:
- Словарное определение. В переводе с латинского improvisus импровизация обозначает непредвиденный, неожиданный, внезапный. Это метод творчества, предполагающий создание произведения в процессе свободного фантазирования, экспромтом.
- Американское определение. Синтия Новак определяет импровизацию как выбор среди возможностей, присутствующих в данный момент, в противовес исполнению определенного материала, выбранного заранее. То есть, важным критерием импровизации выступает предшествующий материал, словарь движений с возможностями расширения в каждый момент. Так Кэннингхэм подчеркивал объективность случая (например, бросая кости для определения порядка танцевальных комбинаций), а Пэкстон искал равновесие между выбором и случаем, опираясь на естественные силы (гравитация, момент движения).
- Исходя из Российского определения импровизация выступает как умение слышать свое тело, пространство и партнеров и отвечать на него. В данном случае важна активность внимания, отзывчивость тела на сигналы, внешние и внутренние.
- Европейское определение представляет импровизацию как форму мышления. То есть, внимание танцовщика переносится с эмоциональной составляющей танца на волевую и интеллектуальную, что характерно для современного европейского танца в целом.
- С точки зрения психологии импровизацию можно определить как возможность быть любым. Поскольку танец потенциально вовлекает всю целостность человека в процесс, то полнота восприятия, честность и прочая позволяют действительно быть не только разным, но и любым.
Таким образом, импровизация является, прежде всего, исследованием: возможностей тела, аспектов движения, пространства, фантазии, воображения и т.д. Способность к импровизации – проявляет в человеке уверенность и желание действовать, принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них».
- Возникновение и развитие танцевальной импровизации.
Говоря об истории возникновения импровизации как танцевального направления, необходимо коснуться истории развития танца модерн, поскольку они непосредственно связаны друг с другом. Развитие танцевальной импровизации в современном танце относится к рубежу XIX и ХХ вв. Но лишь вначале ХХ в. импровизация начинает играть значительную роль в танце благодаря представительницам танцевального авангарда Лои Фуллер и Айседоре Дункан в рамках так называемого «свободного танца».
Айседора Дункан была первой танцовщицей в начале ХХ в. которая исследовала «первоначальные» движения и элементарный танец. Для своих поисков она использовала различные техники импровизации. А. Дункан изобрела танцевальную технику и исследовала новые источники движения. Образами, которые порождали те или иные движения, могли быть текущая река или листья пальмы, развеваемые на ветру, которые танцовщица переводила в движение. В танцевальной практике Дункан стираются границы сцены и повседневности, упражнения и выступления. Она импровизировала при любой возможности и делала различные места своей сценой: ателье, сады, салоны, тем самым расширяя границы танцевального искусства, перенося танец в повседневную практику, а также давая возможность любому человеку приобщиться к хореографии.
Одним из главных танцевальных теоретиков и практиков свободного танца был Рудольф фон Лабан. Он первым обобщает накопленный на тот момент опыт зарождающегося нового направления танца и создает двигательно-аналитическую систему, которая описывает динамические аспекты движения через использование параметров пространства, времени, силы и потока, а также рассматривает само движущееся тело в отношении к окружающей его кинесфере. В своей танцевальной школе он экспериментировал с импровизацией, которая требовала не только движения, но также использования словесных и звуковых искусств. Обучение выразительному танцу Рудольф фон Лабан строил на активных экспериментах и импровизации с движением, что было ориентировано на процесс, а не на цель.При этом он развивал инструментарий импровизации как обучающий метод, который давал возможность подготовить элементарные движения и варианты для комбинаций.
«Выразительным танцем» Рудольф фон Лабан называл свободную танцевальную технику, которая описывает важнейшие признаки танцевальной импровизации.
Параллельно с развитием выразительного танца в Европе исследование импровизационного движения происходило и на американской танцевальной сцене. В первую очередь это связано было с основанием в 1915 году ученицей А. Дункан Рут Сен-Дени и ее мужем Тедом Шоун «Denishaw School». Данная школа на долгие годы стала символом профессионального танца модерн, который не отрицал классическую хореографию и объединил в себе выразительные возможности классического танца и отдельные находкии приемы Франсуа Дельсарта, Жака Делькроза и Айседоры Дункан. Ученицы этой школы Дорис Хамфри и Марта Грэм учредили в 1920-х годах танец-модерн как сценический и одновременно разработали специфические техники данного направления.
К началу 70-х годов XX века сложилось еще несколько школ танца модерн, среди которых можно выделить школу Мерса Кеннингема. Он целиком посветил себя цели освобождения танца от всяческих уз - литературных, психологических, связанных с содержательной частью, а хореографию освободил от обычных правил перспективы и от подчинения музыке. Его многочисленные композиции, напоминающие движущиеся абстрактные картины, прославляют ценности чистого танца. Новое понимание взаимоотношения движения и пространства, движения и музыки дало толчок к созданию спектаклей, которые открыли дорогу хореографическому авангарду.
На протяжении всей истории танца модерн импровизация была неким источником хореографии. Большинство хореографов, таких как Марта Грэхем, Дорис Хемфри, Чарльз Видман, находили новые движения, импровизируя сами или руководя своими танцорами при поиске новых движений. И это было необходимо, поскольку движенческий словарь нового танца еще не существовал.
- Принципы и особенности танцевальной импровизации.
Импровизация – одно из сложнейших препятствий на пути к хорошему исполнению танца. Часто исполнителям мешают внутренние страхи, недостаток лексики движений, непонимание самого танца и логики движений. Ведущий специалист России в области модерн танца Александр Кукин смог доступно сформулировать основные принципы работы с импровизацией:
- Процесс важнее результата. Гораздо интереснее создавать язык и учиться говорить на нем.
- Многофункциональность участника импровизации. Каждый исполнитель объединяет в себе качества танцора, хореографа-постановщика и педагога.
- Равенство участников процесса. Каждый участник постановочной работы может помогать балетмейстеру в работе создания произведения.
Исходной посылкой для импровизации может быть воображение, интеллект, психические процессы, которые выражаются через движенческие реакции. По сложности техника импровизации не уступает техникам модерна или балета, и именно импровизация зачастую лежит у истоков поиска новых движений, которые впоследствии становятся частью техники хореографии и обретают точность и огранку.
Непременным условием сольной импровизации, когда танцор работаем без какого-либо контакта, является поиск собственного импульса. В контактной импровизации, где танцоры работают в дуэте, такой импульс исходит от партнера. Но и в сольной, и в контактной импровизации любое движение происходит в рамках заданной темы. Но,в тоже время, тема хореографического номера определяет движение. Существуют определенные принципы импровизационного движения, характерные для как для соло-импровизации, так и для движения в контакте. А. Гиршон выделяет следующие:
- Движение следует за смещением точки контакта между телами партнеров. В данном случае танец направляется ощущениями партнеров, их намерением сохранить или прервать физический контакт, поиском взаимных пространственных траекторий при взаимодействии с весом партнера.
- Чувствовать кожей. Этот принцип основан на фактически постоянном физическом контакте между партнерами и направлен на использование всей поверхности тела для поддержки собственного веса и веса партнера.
- Перетекание. Суть данного принципа строится на делении тела на составляющие и движении (смещении веса) в нескольких направлениях одновременно, что способствует смягчению падений и перекатов.
- Ощущение движения изнутри. Это, по сути, ориентация на внутреннем пространстве тела и на форме тела в пространстве.
- Следование за инерцией, весом и потоком. Важную основу данного принципа составляет непрерывность движения, когда заранее не известно куда оно может привести.
- Танцор – обычный человек. Данный принцип подразумевает безусловное принятие естественного положения вещей, когда не происходит деления движения на повседневное и танцевальное.
- Позволить танцу случиться. Все хореографические формы возникают из динамики смены участников и неизбежно возникающих настроений и состояний в процессе импровизации. При этом такие элементы хореографии, как организация пространства, выбор темы движения, использование драматических жестов очень редко используются намеренно. Когда уходит оценочность, приходит живой интерес и доверие к себе и партнеру, появляется принятие всего, что случается. Естественность возникающих форм и композиций в пространстве, случающиеся совпадения и синхронности создают ощущение гармонии и оставляют место для чуда.
- Каждый одинаково важен. Данный принцип подразумевает отсутствие внешних знаков различия между танцорами, таких как порядок выхода, продолжительность танца, костюм. Качество движения в импровизации усиливает этот эффект.
Таким образом, импровизация – это не столько управление телом, сколько сотворчество с ним, признание равноправия сиюминутных импульсов и заранее продуманных действий. Одна из ее основ – идея личной ответственности за все, что происходит на сцене или учебной площадке. Импровизация требует изменения мышления, особого отношения к своему телу, к личной истории, внутренним импульсам, которые становятся, в каком-то смысле, “соавторами” импровизационного танца.
1.4. Импровизация – главный компонент постановочной работы в современной хореографии.
Современный танец не имеет четко обозначенных стилевых или жанровых границ, и в этом его главное отличие от остальной хореографии. В его лексику включаются все виды движения тела – особенно те, в которых наиболее ярко выраженно действие. По сути, современный танец возрождает импровизацию как искусство композиционного мышления, что объединяет балетмейстера и танцора как единомышленников. Импровизация в любой своей форме и проявлении – это один из самых главных источников новых движений, танцевальной лексики, техник, которые дают богатейший материал для олицетворения различных аспектов жизни, а так же новых идей и принципиально нового видения хореографии. Движения в современном танце часто привязаны непосредственно к физической реальности момента, к тому, как использовать конструкцию тела и мышечное усилие неким новым и неожиданным способом. Такое движение опережает появление смысла и образа в сознании. Эмоции становятся энергетическим следствием движения.
В современном танце сложилось особое отношение к созданию композиции танца, которая в основном строиться посредством поставленных вопросов и получаемых на них ответов, касающихся природы танцевального номера, сознательно и бессознательно, в явном виде и интуитивном, мысленно и физически. При этом композиция современного танца, даже если в основу постановочной работы заложена импровизация, состоит из ряда компонентов. Среди которых Р.Захаров выделяет:
- Драматургию, то есть содержание хореографической постановки;
- Музыкальный материал;
- Текст хореографической постановки, куда входят движения, жестикуляция, позы, мимика;
- Рисунок, который определяет перемещение танцующих по сценической площадке и возможные ракурсы.
Композиция в современном танце - это процесс принятия решения, что поставить рядом, с чем смешать, в каких пропорциях, а так же выбор момента, когда это совершать. Наряду с хореографическим текстом, композиция подвергается непрерывному исследованию в процессе создания, как со стороны балетмейстера, так и со стороны самих исполнителей. Самым главным вопросом в процессе создания танцевальных номеров становится момент поиска материала для импровизации. В основном этот вопрос решает воздействие ощущений, воображения и памяти, которое спонтанно рождает определенные образы.
Следует отметить еще один важный аспект: для создания цельного, законченного, наполненного мыслью и содержанием произведения необходимо применять, наряду с новыми идеями, накопленный многолетним опытом материал. В танце должен быть соблюден закон драматургии и использованы основные приемы работы с хореографической лексикой. Опираясь на "старое", проверенное веками, импровизация позволит вывести творческий процесс на качественно новый уровень. В последнее десятилетия для многих мастеров импровизация является отправной точкой в создании хореографии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика концертмейстерской работы в классе хореографии
Специфика концертмейстерской работы в классе хореографии...
Методическая разработка "«Использование импровизации в развитии техники у учащихся класса общего фортепиано»
В музыкально-исполнительском обучении целенаправленное развитие техники - одна из важнейших сторон комплексного развития художественных и пианистических способностей.Данная импровизация очень проста, ...
"Использование инноваций на занятиях хореографии в современном детском саду"
Танец, являясь одним из самых древних видов искусства, всегда неразрывно связан с жизнью. Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков, затем появились хороводы, которые смен...
Конспект по истории современной хореографии
Конспект теоретического занятия по истории современной хореографии...
Методическая разработка занятия по хореографии Тема: «Импровизация в современной хореографии»
Предлагаемое занятия может быть полезное педагогам дополнительного образования, хореографам, работающим в школах, учреждениях культуры. Во время занятия участники познакомятся с импровизацией в хореог...
Особенности постановки хореографической композиции в современной хореографии, используя импровизацию как компонент постановочной работы
Импровизация является важнейшим направлением хореографического мышления, организации формы танца, специфики танцевального исполнительства, представляя как принцип создания хореографического образа или...
Научная публикация: "Современная хореография как средство развития творческого воображения у детей среднего школьного возраста"
В процессе социально-экономических преобразований общества возникают проблемы, требующие новых подходов к решению более сложных задач. Возрастает потребность в людях, имеющих не только прочные и глубо...