Особенности постановки хореографической композиции в современной хореографии, используя импровизацию как компонент постановочной работы
методическая разработка

Импровизация является важнейшим направлением хореографического мышления, организации формы танца, специфики танцевального исполнительства, представляя как принцип создания хореографического образа или хореографического произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности постановки хореографической композиции в современной хореографии, используя импровизацию как компонент

постановочной работы

Современный танец возрождает импровизацию как искусство композиционного мышления, объединяя постановщика и исполнителя.  Возможности дальнейшего развития и обогащения пластики, танцевальной лексики бесконечны. Найдено решение, танцевально-пластической формы танца способствует более глубокому восприятию содержания образа, более богатой и разноплановой его характеристике. Сила убедительности образа, степень воздействия на зрителя будет зависеть от всей суммы танцевально-пластических средств, взятых в таком сочетании, которые единственно возможно и вместе способно пробудить в зрителе эмоции. Разумеется, это требует мастерства, а мастерство постановщика танца, безусловно, предполагает умение пользоваться всем богатейшим арсеналом выразительных движений и средств, в том числе и коммуникацией, колоритом, светом. При постановочной работе в современной хореографии импровизация играет существенную роль. Импровизация – метод творчества, предлагающий создать произведение в процессе свободного фантазирования, сочинителя и исполнителя, образуя одно целое произведения. Существуют различные приемы использования импровизации, как из эффективных средств развития хореографической лексики. Импровизация можно рассматривать, как метод «нового» для расширения хореографического текста и как средство проявление уникальности в своей деятельности, как авторская или экспериментальная хореография, и прием постановки хореографической композиции. Создавая хореографическое произведение, постановщик ориентируется на исполнителя: заинтересовать, увлечь, учитывая хореографическую подготовку. Импровизация берет во внимание высокого качественного исполнения, усовершенствования своего исполнения. Ее применение приводит к развитию современного хореографического искусства. Импровизация учащегося построена на памяти и степени подготовки, которая позволяет составлять комбинацию и варьировать. Система накопления хореографического источника текста связана с взаимопониманием исполнителя и постановщика. Вся многофункциональность исполнителя импровизации нарабатывается в учебном процессе по дисциплине «Современный танец». В процессе постановочной работы исполнитель может помогать балетмейстеру в работе создания хореографического произведения. Эта особенность современной хореографии открывает более широкое поле творческих возможностей для хореографа - постановщика. Композиция в современном танце – процесс принятия решений, совершенствование варьирование хореографического текста и выразительности образа. Это скорее техника раскрытия потенциала возможностей исполнителя, что дает постановщику в создании новой танцевальной лексики. Танец, художественное произведение, характеризуется такими понятиями, как содержание и форма. Содержание включает себя идею и тему произведения, форма разделяется: внутреннею форму – определяется сюжетом, внешнею – хореографической лексикой. Импровизация может использоваться как при создании форм хореографической композиции в отдельности, так и в каждой из них одновременно.  Тема и идея произведения определяют мотив импровизации, это может быть работа с пространством, телом в пространстве, работа с весом и энергии. Хореографическая форма -танцевальная структура, осуществляется развитие танцевальных тем. Свобода авторских действий балетмейстер не ограничен в выборе средств, приемов, принципов, побуждающим к активности и позволяющим выстраивать форму произведения по собственному усмотрению. Для создания, цельного законченного мыслью и содержанием произведения, применяя новые идеи, накопленный опытом материал, должен быть соблюден закон драматургии:

  • закон единства драматургического и хореографического содержания;
  • закон единства музыкального и танцевального выражения;
  • закон целостности композиции;
  • закон актуальности; - закон контраста.

Постановочная работа – контакт балетмейстера с исполнителем, корректировка хореографического текста.  

Возможность импровизации предполагает взаимопонимание постановщика и исполнителя танцевальной импровизации. Ведущую роль принадлежит постановщику, который владеет теорией композиции, используя принципы организации композиции: формообразующий принцип, принцип пространственного решения, принцип устойчивого и разнообразного         повторения,         принцип         лаконичности         акцентного варьирования, принцип контрастности.

Постановочная работа определяется в зависимости пройденного материала программы и подготовленности исполнителей, наличие музыкального материала, тематики постановки, учитывая возрастные особенности ребенка в зависимости этих факторов, репертуар коллектива будет разнообразным. Балетмейстерское творчество с учетом специфики работы с детьми является одним из главных аспектов реализации потенциала, как постановщика, так и ученика.

Современный танец в детском хореографическом ансамбле – феномен театра, в котором исполнители проживают свое настоящие и прошлое согласно своему восприятию.

Применение техники импровизации в работе хореографического ансамбля:

  • обеспечит повышения мотивации к деятельности, к развитию;
  • повысит уровень креативности и разовьет творческий потенциал;
  • обеспечит комфортность и улучшит климат в рабочем зале, и взаимоотношения;
  • создаст предпосылки для самораскрытия, самовыражения и саморазвития личности.

Основные аспекты хореографической композиции:

  • определение формы танца – соло, дуэт, трио, малые формы, ансамбль;
  • определение стилей – модерн, contemporary, авторская хореография;
  • подбор музыкального материала;
  • выбор темы и идеи, с учетом возрастных особенностей, специфики современного танца и возможностей исполнителей;
  • сочинение композиционно-лексического материала, используя навыки импровизации).

Как показывает практика, композиция на материале современный танец в хореографическом ансамбле выстраивается по принципам:

  • принцип разборки хореографического материала в образно-игровом характере;
  • принцип доступности композиционно-лексического материала, соответствии физических возможностей исполнителя и учитывая возраст;
  • принцип использование импровизационных моментов, как основное действие, так и второстепенное;
  • принцип использования партнерингового движения простого уровня к сложному уровню, создавая безопасность во время исполнения поддержек и трюков.

Особенности постановки хореографической композиции в современной хореографии, используя импровизацию как компонент постановочной работы, учитывается знания постановщика, навыки и умения исполнителя. При работе хореографическим текстом, а точнее при создании комбинации, нужно выявить главное движение и второстепенные, связующие элементы. Ярко используются приемы построений комбинаций: «Секвенция», «волна», переклички – подголосочной полифонии.

Методы и приемы развития хореографического источника: комбинирование, принципы комбинирование, варьирование, как способ развития хореографической лексики путем изменения основного движения. Способы варьирования: по ритму, в пространстве, усложнения движений за счет развивающихся элементов. Значимую роль играет динамика сценического пространства. Построение пространственной композиции с учетом зрительского восприятия, пространства и времени. Постановщику танца в своей деятельности приходится работать и мизансценой. Потому что выразительное поведение артиста на сцене предполагает использование жеста и мизансцен. Слово «жест» понимается в широком смысле: едва уловимый взгляд, взгляд как реакция на происходящее, поворот головы, движение корпуса, рук, движение всей фигуры исполнителя и т. д. Из жеста рождается и мизансцена. Мизансцена – одно средств выразительности, которое благодаря умению режиссера и постановщика танца мыслить пластически, является выражением их замысла. Следовательно, мизансцена не может возникнуть сама по себе, она может стать продолжением раскрытия сценического действия и сценических образов, в том числе танцевальных образов. Она сохраняет и создает атмосферу той или иной сцены, помогает развить действие. Постановщик танца должен добавиться, чтобы танцоры и танцовщицы почувствовали творческую атмосферу данной мизансцены, включились в ее темпоритм и своим поведением помогали создать художественно целостную картину. Любой спектакль – это сочетание текста, музыки, вокала и хореографии. Но между ними, безусловно, должна быть логическая связь в развитии сценического действия.

Хореографическая композиция «Песочное время»

Тема данной постановки – Время, Ветер, Пространство. Предмет явления (художественный образ) – Песок. Эта постановка основана на импровизации и на очень чутком понимании музыки и всего окружающего пространства.  

Композиция состоит из ряда компонентов:

1. Драматургия  

«Время - песок, что сквозь пальцы сочится.  

Чувствую я, что-то должно случиться.  

Только вот, что: добро или зло?  

Время рассудит, кому повезло.  

Время-песок задержать я пытаюсь…

Только вот может быть зря, я стараюсь?  

Пальцы сомкнула - песок задержала,  

Только вот время бежит, как бежало.  

Мне бы его задержать на чуток…

Время подумать, когда делаю вдох.  

В паузе мне бы ответ получить  

В выдохе - душу благодарить.  Полный ответ получить не смогла  

Только всего - то и поняла:  

Время-песок нам несёт перемены,  

Это касается нашей Вселенной».

(www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=113649)

  1. Музыка: «Someday» – OlafurArnalds, перевод «Когда-нибудь» - Олафур Арналдс.
  2. Текст (движения, жесты, позы): использование импровизации Форсайта основана: работа с геометрией (из точки-линия-полукруг); работа с линиями (рука задает линию и взаимодействия удлиненного плевого сустава); работа с памятью (классическая поза - выход из позы - вспоминая о позе); контактная импровизация; импровизация техники Охада Нахарина.
  3. Рисунок: логика перемещения рисунков соответствует темпу музыки и динамике развитие лексики. Рисунок несет сложную основу построения хореографического пространства, перетекая в партере в закругленные формы, играя с первым и вторым, дальним планом.
  4. Костюм, соответствует художественному образу – Песок. Цвет выбран в спокойных тонах коричневого и бежевого, перламутрового цвета. Ткань выбрана из натуральной шерсти, но из современных технологий он ощущается легким.  

Последним этапом работы проводится отрабатывание номера.

Запись сюжета хореографического композиции «Песочное время» по тактам с описанием действия

1. Экспозиция: 32 такта

Все исполнители находятся на сцене. Положение исполнителей лежа на спине, показывая спокойствие песка. А два исполнителя олицетворяют песок, создавая иллюзию рассыпанного песка, передавая зрителям свое внутреннее состояние.  

Один исполнитель принимает образ «Ветра», поднимая песок, происходит пробуждение. Другой исполнитель, показывает какой песок гладкий и легкий. Все участники, которые в образе «Песка» начинают передвигаться в пространстве передавая свой образ зрителю. Вставая каноном исполняя свою комбинацию, передавая свое состояния от полученного ветра. В движениях показывают мягкое перетекание, показывая изменения скорости, задействован свободный корпус, расслабление мышц, движение начинаются с дыханием.

 

  1. Завязка: 32 такта

Исполнители применяют образ «Песка и Времени». Олицетворяя ход времени, как рассыпается песок. В движениях происходит манипуляция «чужая рука», рассказывая о думах человека и передовая, как течет время.  

  1. Развитие действия: 24 такта

Образ «Песок», образ «Время», образ «Ветер» - происходит взаимодействие образов. В развитие действия работают три группы: четыре исполнителя, три исполнителя «Песок», дуэт «Ветер» и солистка «Время».

Задействованы все уровни тела и пространства.  

  1. Кульминация: 8 такта

Общая танцевальная комбинация «Ветер» взаимодействие с «Песком».

Движения выстроены на динамике.

  1. Развязка: 8 такта

Затихание. «Песок» сливается со «Временем».  

                   

Запись танца

Рисунок танца приведен в таблице 1.

Обозначения:

  • движение:

 

  • исполнитель:  

         

  • исполнитель в партере:

         

 

Экспозиция (32 такта)

8 такта

Все исполнители находятся на сцене. Положение исполнителей лежа на спине, показывая спокойствие песка. А два исполнителя олицетворяют песок, создавая иллюзию рассыпанного песка, передавая зрителям свое внутреннее состояние.  

 

8 такта

Один исполнитель принимает образ «Ветра», поднимая песок, происходит пробуждение. Другой исполнитель, показывает какой песок гладкий и легкий. Все участники, которые в образе «Песка» начинают передвигаться в пространстве передавая свой образ зрителю.

Один исполнитель «Песок» исполняет связку.

16 тактов

 

Группа из троих «Песок» исполняют свою комбинацию, а остальные импровизационно продолжают передвигаться в пространстве передавая свой образ зрителю.

Работают две группы, а остальные импровизационно продолжают передвигаться в пространстве передавая свой образ зрителю.

Завязка (32 такта)

8 такта

 

8 такта

 

Переместился весь «Песок» в центр «кучка» сидя – нижний уровень, а два исполнителя рядом с левой стороны - верхний уровень.

Нижний уровень акцент на руки: комбинация задают ощущение, манипуляция «чужая рука».

У двоих исполнителей – поддержка в движение, изображая колесо.  А весь «Песок» исполняют канон и исполняя движение в каноне «волна», выпрямляя ноги и сгибая, а весь корпус всегда находится внизу.  

На последний такт группа мягко перетекают на задний план, одновременно вырастая.  

16 тактов

 

Два исполнителя с правой стороны движением показывают, взгляд вперед и поиск себя во времени. Одновременно все остальные, стояв плотно друг другу в ракурсе в.т.8 показывают покачивание, исполняя поддержку, показав, что в спокойном состояние может проявится, взрыв эмоций.  

На 4 такта «Песок» перетекает про диагонали, поднимая плавно поочередно ноги, а два исполнителя идут между ними жестами и мимикой изображают «Время» и как оно быстро идет.

Два исполнителя идут по переднему плану, а остальные стоят в стойке (корпусом вниз держась руками за пол, а одна нога вертикально к потолку).  Ощущение как будто два исполнителя идут в остановленном времени. Два исполнителя резко начинают бег, одновременно «Песок» все участники начинают импровизировать, каждый в своем ритме и манере.    

 

Развитие действия (24 такта)

8 такта

 

 

Задействовано все пространство. Работают три группы и солистка.

        Четыре         исполнителя,         три

 

 

 

        б.          

исполнителя «Песок», дуэт «Ветер» и солистка «Время». Импровизация: «Перетекания в пространстве», «Песок-архитектор», Контактная импровизация.

«Песок» собирается в пирамиду окружая «Ветер». Показывая, что сквозь песчинок может все проскочить.  

Исполнители «Ветер» вытекают из пирамиды, переходя в образ «Время» переходит на передний план.

 

Кульминация (8 тактов)

8 такта

Исполнитель «Время», садясь на первом плане, начинает экспрессивно работать «чужими руками» передовая стрелки на циферблате.

В это время, «Песок» разлетается на все пространство, экспрессивно исполняя общую связку с элементами показав взаимодействие пространство, энергии, силы, времени, основываясь на вращении, баланса, легких прыжков. После окончания своей комбинации «Время» отходит назад лицом к зрителю, вливаясь в энергию бурь.  

На последний такт одновременно все из прыжка приходят в партер.  

Развязка (8 такта)

8 такта

а.

 

 

 

б.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одна исполнительница на первом плане олицетворяет песок, создавая иллюзия рассыпанного песка, передавая зрителям свое внутреннее состояния. Весь «Песок» перетекает в центр на спине произвольными движениями, медленно вставая, изображая руками «Чужая рука» циферблат.  

Исполнительница заходит вовнутрь циферблата, другой исполнитель «Время» останавливает весь процесс. И каноном циферблат распадается в разные стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная музыкально-хореографическая композиция "От первого боя до вечного огня"

Они уходили, твои одногодки, Зубов не сжимая, судьбу не кляня. А путь предстояло пройти не короткий: От первого боя до Вечного огня. ...

Работа хореографа над постановкой хореографического спектакля

Работа хореографа над хореографическим спектаклем.Создание любого произведения, в котором  занят не один человек, а целый коллектив, всегда связано с большими сложностями, как в профессиональном ...

Методическая разработка «Особенности постановки детской оперы в школе», на примере оперы М.И.Красева «Муха-Цокотуха» (из опыта работы)

В методической разработке"Особенности постановки детской оперы в школе" представлен опыт постановки оперы с детским хоровым коллективом. Исполнителями в опере были дети 3-5 классов.В работе представле...

Музыкально - поэтическая, хореографическая композиция "И музыка в душе моей звучала..."

Работа  посвящена жизни и творчеству великого польского композитора Фридерика Шопена. В композиции звучат известные произведения Ф.Шопена, а также стихи М.Ю.Лермонтова, А.Н.Плещеева, Н.В.Кукольни...

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМПРОВИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМПРОВИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ...

Методическое и теоретическое обеспечение хореографических дисциплин " Планирование уроков хореографии"

Планируете ли вы уроки хореографии? И как это  лучше сделать?Планирование уроков хореографических дисциплин зависит от разных факторов: от  структуры урока, от его  вида, от целей, кото...

Методическая разработка занятия по хореографии Тема: «Импровизация в современной хореографии»

Предлагаемое занятия может быть полезное педагогам дополнительного образования, хореографам, работающим в школах, учреждениях культуры. Во время занятия участники познакомятся с импровизацией в хореог...