Специфика концертмейстерской работы в классе хореографии
материал по теме

Свириденко Светлана Федоровна

Специфика концертмейстерской работы в классе хореографии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика концертмейстерской работы в классе хореографии.

     Танец рождается из музыки, потому так значительна роль тех, кто творит эту музыку. Воспитание у детей умения слушать, воспринимать, передавать эмоциональное состояние музыки-вот задачи, которые ставит перед собой концертмейстер хореографии. Использование музыки на занятиях способствует созданию правильного представления о характере движения, вырабатывает выразительность, точность, индивидуальность в манере исполнения.

     Однако, очень часто роль музыки в искусстве танца недостаточно хорошо понимается учащимися хореографических коллективов. Музыку нередко считают второстепенным, придаточным элементом, дающем по преимуществу только ритмическую основу танца. Ученики зачастую не осознают, что без тесной взаимосвязи музыки и движения нельзя достичь полной осмысленности, выразительности хореографического исполнения. На уроках хореографии дети впервые знакомятся с музыкой в ее связи с движением. Поэтому дать учащимся с самого начала правильное представление о принципах и закономерностях этой связи является крайне важным моментом.

1.Музыкальное оформление занятия.

     Под музыкальным оформлением занятия надо понимать музыкальную композицию, облеченную в законченную форму, построенную по характеру, фразировке, ритмическому рисунку в полном соответствии с танцевальным движением и как бы сливающуюся с ним в одно целое. Эта композиция должна подчеркивать все особенности данного танцевального движения средствами музыкальной характеристики его и тем самым помочь учащемуся выполнить его наиболее качественно.

     Как показывает практика, наиболее удобной и творчески гибкой, является импровизационная система музыкального оформления занятия. Комбинации движений, являющиеся плодом творческой фантазии педагога и зачастую возникающие в процессе самого урока, могут быть бесконечно разнообразными. Поэтому никакие «готовые» произведения не могут быть заранее к ним подобраны. Кроме того, «готовые» музыкальные произведения, как бы тщательно они не подбирались к движению, невозможно подобрать настолько точно, чтобы они полностью соответствовали бы импровизационно возникшему на занятии движению. В лучшем случае, соответствие может быть внешним, формальным, основанным либо на метрической составляющей, либо на темповой, либо на совпадении отдельных частностей. При использовании заранее приготовленных к уроку произведений неизбежным становится их приспособление к характеристикам данного педагогом движения, что влечет за собой применение купюр, ритмических поправок, темповых корректировок-все то, что в совокупности меняет, искажает изначально данное произведение. Таким образом складывается неверное представление об этом произведении у учащихся класса, что не может являться положительным моментом.

     Использование «готовых» произведений возможно при оформлении adagio или большого allegro в середине зала. Также заранее подобранный материал может быть использован при постановки музыкальных этюдов. В подобных случаях хореограф изначально ориентируется на своеобразие музыкального произведения и учитывает его особенности при постановке танцевального номера.

2.Задачи музыкального оформления занятия.

     Основной задачей музыкального оформления занятия является развитие музыкальности учащихся, т.е. развитие у детей музыкального вкуса, ритмичности, понимания двусторонности танцевальной природы-ее неотделимость от духа музыки.

     Учащиеся должны осознанно относиться к музыкальному оформлению урока. Они должны уметь различать музыкальную фразу, предложение, период, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, в динамическом развитии музыки. Все это необходимо для того, чтобы достичь свободы движения в музыке. Без этого всякое механическое сочетание музыки и движения в их внешних признаках приведет к ограниченности и иллюстративности.

3.Принципы музыкального оформления занятия.

а) Уже с первых занятий преподаватель должен объяснить значимость и неотъемлемость музыкального плана содержания урока от непосредственно танцевальной его составляющей.

б) Музыкальные мелодии должны быть простыми, доступными пониманию данной возрастной группы, в то же время выразительными и разнообразными.

в) В качестве тем для музыкальной импровизации желательно использовать темы народной музыки, а также мелодический материал из классического музыкального наследия, преимущественно связанного с танцевальным искусством- из балетов, оперетт и проч.

г) В группах младшего возраста музыкальное оформление должно стремиться к наибольшей доступности для учащихся, элементарности, таким образом соотносясь с характером выполняемых движений-на данном этапе обучения относительно простых. Не стоит перегружать музыкальное оформление излишней  фактурностью и сложностью мелодики.

      В последующих классах усложняются танцевальные комбинации. Соответственно усложняется и музыкальная составляющая урока-разнообразятся ритмико-мелодические характеристики музыкального оформления, более сложным становится гармоническое развитие музыкального плана содержания.

д) Музыка на уроке по своим динамическим показателям должна сообразовываться с манерой проведения занятия педагогом. Иными словами, ученики должны слышать своего преподавателя, музыка не должна им мешать это делать.

е)  При объяснении нового движения ученику, необходимо рассказать, какому музыкальному размеру соответствует данное движение, на какую долю такта выпадает акцент движения, разъяснить фразовое единство музыки и движения.

ж) Темп музыкального оформления и движения как такового должны неизменно совпадать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Специфика логопедической работы в классах-группах"

Специфика логопедической работы в классах-группах (с детьми с ограниченными возможностями здоровья) специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида....

Специфика работы концертмейстера-пианиста в классе хореографии Детской школы искусств.

      Работа концертмейстера в школе искусств заключает в себе чисто творческую (художественную) и педагогическую деятельность. Музыкально-творческие аспекты проявляются в работе...

Специфика работы концертмейстера-пианиста в классе хореографии Детской школы искусств.

      Работа концертмейстера в школе искусств заключает в себе чисто творческую (художественную) и педагогическую деятельность. Музыкально-творческие аспекты проявляются в работе...

«Искусство аккомпанемента и специфика концертмейстерской работы»

Методический доклад «Искусство аккомпанемента и специфика концертмейстерской работы» подготовила преподаватель первой категории фортепианного отделения Н.В.ПоздняковаИскусство аккомпанемента является ...

задачи и специфика работы концертмейстера в классе хореографии

Какими же качествами и навыками должен обладать музыкант, чтобы быть хорошим концертмейстером?     Прежде всего, он должен хорошо владеть инструментом – как в техническом, та...

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМПРОВИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМПРОВИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ...