ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ХОРЕОГРАФИИ ПРИ СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА
материал
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ХОРЕОГРАФИИ ПРИ СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_vyrazitelnyh_sredstv_horeografii_pri_sozdanii_hudozhestvennogoobraza.docx | 36.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ХОРЕОГРАФИИ ПРИ СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГООБРАЗА
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………
Глава I. Значение выразительных средств при создании художественного образа………………………………………………….
1.1Понятие художественного образа в хореографическом искусстве....
1.2Выразительные средства как неотъемлемая
часть художественного образа в хореографическом творчестве………………………………….
1.3 Специфика использования выразительных средств при создании художественного образа в хореографии ………………………..
Введение
На сегодняшний день хореография сформулировала целую систему специфических средств и приемов, свой художественно выразительный язык, установила особую связь с музыкой - с помощью всего перечисленного создается хореографический образ. Его специфика заключается в том, что он имеет условно обобщенный характер, раскрывает внутреннее состояние и духовный мир человека. Основу хореографического образа составляет синтез движений, пантомимы, артистической игры, оформления декораций, танцевального костюма, музыкального сопровождения и многого другого.
Объект исследования: создание художественного образа в хореографическом искусстве.
Предмет исследования: использование выразительных средств хореографии при создании художественного образа.
Цель: актуализировать значение создание художественного образа
Задачи:
•Выявить значимость художественного образа в хореографическом искусстве.
•Раскрыть понятие о выразительных средств.
•рассмотреть значение выразительных средств хореографии при создании художественного образа.
Методы исследования: В исследовании использован комплекс теоретических и эмпирических методов, включающий: теоретический анализ литературных источников; сравнительный анализ методических материалов, изучение информации в интернет ресурсов, обобщение.
I Глава.Значение выразительных средств при создание художественного образа
1.1Понятие художественного образа в хореографическом искусстве
Задача любого художника — поэта, писателя, живописца, режиссера или балетмейстера — воссоздать средствами своего искусства атмосферу того времени, о котором он рассказывает в своем произведении; через изображение конкретного явления, человека добиться обобщенного художественного отражения действительности — создать художественный образ.
Что такое образ? Балетмейстер Захаров Р.В. толкует термин «образ» – как конкретный характер человека плюс сумма его отношений к окружающей действительности, проявляющихся в действиях и поступках, которые предопределены действием драматургическим.
В сфере искусства понятие образ обычно употребляется наряду со словом художественный, поскольку, в данном смысле, он имеет эстетический характер.
Художественный образ — явление собирательное, типическое, вымышленное, но вместе с тем взятое из жизни. Его составляющими являются множества органически слагаемых свойств и особенностей. Социальная, национальная, профессиональная принадлежность героя, принципы восприятия им жизни, его умственная деятельность в процессе развития, совершенствования или, наоборот, разрушение личности, потеря нравственных идеалов и ценностей. «Задача любого художника — поэта, писателя, живописца, режиссера или балетмейстера — воссоздать средствами своего искусства атмосферу того времени, о котором он рассказывает в своем произведении; через изображение конкретного явления, человека добиться обобщённого художественного отражения действительности — создать художественный образ.
Художественный образ представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, опосредствованного и непосредственного, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, внутреннего (закономерного) и внешнего, целого и части, сущности и явления, содержания и формы. Благодаря слиянию в ходе творческого процесса этих противоположных сторон в единый, целостный, живой образ искусства художник получает возможность достигнуть яркого, эмоционально насыщенного, поэтически проникновенного и в то же время глубоко одухотворенного, драматически напряженного воспроизведения жизни человека, его деятельности и борьбы, радостей и поражений, поисков и надежд. На основе этого слияния, воплощаемого при помощи специфических, для каждого вида искусства, материальных средств (слово, ритм, звукоинтонация, рисунок, цвет, свет и тень, линейные соотношения, пластика, пропорциональность, масштабность, мизансцена, мимика, киномонтаж, крупный план, ракурс и т. д.), создаются образы-характеры, образы-события, образы-обстоятельства, образы-конфликты, образы-детали, выражающие определенные эстетические идеи и чувства. Именно с системой художественного образа связана способность искусства осуществлять свою специфическую функцию — доставлять человеку (читателю, зрителю, слушателю) глубокое эстетическое наслаждение, пробуждать в нем художника, способного творить по законам красоты и вносить красоту в жизнь. Несомненно, ни один вид искусства не может существовать без такого неотделимого процесса, как создание художественного образа. Для представителя любого вида искусства: художника, писателя, поэта или танцора - этот процесс является его творческим началом, зеркалом его мировоззрения, способом выразить свое «Я»..
Художественный образ в танце - духовно определенное явление, выраженное в одном или многих телодвижениях танцевального текста. Специфика хореографической образности состоит в использовании системы выразительных средств, которая своеобразно преломляется в пластическом языке танца на каждом этапе культурно-исторического развития человечества. Главным средством выразительности при создании хореографического образа выступает пластика. Именно пластические мотивы являются первоэлементами хореографических образов, и лишь при соединении пластических мотивов в лексику и текст можно получить целостную танцевальную структуру.
Для воплощения образа, внутренних свойств характера на сцене немалую роль играют внешние признаки, особенно в хореографии, где все выражается движениями человеческого тела, пантомимой или мимикой, музыкой, костюмом и гримом, световым оформлением и, конечно, рисунком танца. В любом танце, любой направленности присутствует рисунок танца. От него, как и от многих выразительных средств хореографии, зависит, воплотиться ли в жизнь, задуманный балетмейстером, художественный образ или нет. Сколько бы не присутствовало танцоров на сцене - один исполнитель или целый кордебалет, однозначно, рисунок танца будет обязательным элементом танцевальной композиции. Танцевальный рисунок оказывает значительное эмоциональное воздействие на хореографический образ. Он способен передать душевное состояние героя, его характер, может показать, какую характеристику имеет герой - положительную или отрицательную. Без танцевального рисунка и других слагаемых хореографии художественного образа быть не может. В этом случае, художественный образ похож на «домино»: если упадет, хоть одна, фишка рухнет все строение.
В хореографии, как и в любом искусстве, нет художественных приемов,хороших и годных на все времена. Художественный прием, естественно и органично вошедший в общую танцевальную палитру, служит раскрытию выразительной природы танцевальной образности. Современность хореографического искусства - это прежде всего современность его хореографического образного мышления, в котором изобразительность и выразительность всегда существуют в единстве.
1.2Выразительные средства как неотъемлемая часть художественного искусства в хореографическом искусстве.
Танец-вид искусства, где художественный образ воплощается через музыкально-организованные движения. Особенности исполнительства танца в том, что содержание любого эмоционального состояния муз.произведения раскрывается через пластику человеческого тела. Являясь искусством зрелищным, танец основан на зрелищном воспроизведении пластического воплощения муз.драматургии и муз. образов. Он своими специфическими пластическими средствами создает конкретное сценическое действие. Создание танца передается с помощью богатейшей палитры выразительных средств. К выразительным средствам танцевального искусства относятся:
-лексика танца
-композиционный рисунок
Хореографическая лексика- язык танца, его основные движения, положения тела, различные жесты. Как писал Л.С. Выготский «Все то, что совершает искусство, оно совершает в нашем теле и через наше тело». Лексика бывает:
- основная танцевальная
-действенная
-подражательная
-ассоциативная
Основная хореографическая лексика используется в постановке танцевального номера в зависимости от его жанровой направленности, характера исполнения танца. Самой сложной считается лексика классического танца, которая требует большой точности и академизма исполнения. Она основана на пластике и завершенности форм античной скульптуры. Все элементы классического танца основаны на биохимическом процессе выворотности ног и мягкости, округлости рук при собранности всего корпуса. Овладение элементами классического танца подобно овладению клавиатурой состоящей из нот. Эта лексика воспитывает грацию (совершенство пластической формы движений), изящество (отточенность и изысканность формы), элегантность (благородство и завершенность стиля). Она наиболее правильно и гармонично развивает тело, способствует исправлению некоторых данных ( недостатков ), поддерживает и совершенствует форму тела. Азбукой танцевальной лексики класс танца является экзерсис постоянная и последовательная тренировка, которая способствует развитию волевых качеств, двигательной памяти, ритмичности, музыкальности исполнительской техники. Лексика классического танца используется при постановке классического танца (номеров) в детских балетных студиях, имеющих определенную степень подготовки. Отдельные элементы классического танца включаются в работу с детьми любой возрастной группы. Лексика народного танца выражает национальные особенности народа, которые зависят от природно-климатических условий жизни, жизненного уклада народа, его нравов , морали, этики.
Она исполняется в определенной манере, что дает основные понятия о характере народности. Лексика народного танца помогает развитию танцевальности, артистизма, стилистики исполнения. Она очень разнообразна и часто дополняется мимикой, жестами. Используется при постановке народного танца.
К основной танцевальной лексике можно отнести элементы:
-спортивно-бального танца
-современного -ритмической гимнастики
Изобразительно-подражательная лексика. Эта лексика используется при постановке танцевальных номеров для детей всех возрастов. Элементы этой лексики передают движения и жесты при помощи подражания, что помогает создать худ.образ. Это могут быть повадки животных, людей. Такая лексика используется при постановке характерных танцев и небольших массовых этюдов.
Действенная лексика помогает «строить» танец и рассказывает о каком-то конкретном действии. Имея условный, обобщенный характер, она как бы отвечает на вопрос, что именно делает танцор (косит траву). В танце действенная лексика чаще всего отражает определенный трудовой процесс. Использование такой лексики упрощает восприятие танцевального номера и зрителем и исполнителем. Ассоциативная лексика наделяет образы определенными качествами, которые художественно обобщаются в конкретных символах, создается пластическая характеристика образа..
Отдельные элементы подражания создают образ девушек-лебедушек, мальчиков-петухов. В танце «Чарот» образ девушек по их покачиванию создает впечатление дуновения ветра и характер колебания камыша. В постановке детских танцевальных номеров хореографическая лексика используется в комплексе, что позволяет создать более конкретный образ. Владение всеми видами лексики дает толчок к развитию творчества.
Раскрыть художественный образ в танцевальной постановке помогает композиционный рисунок. Это выразительное средство хореографии дает объемное восприятие музыкального образа. Композиционный рисунок может быть:
-статичным, когда весь смысл танца, его идея решается лексикой
-динамичным, завораживает зрителей своей динамикой, замысловатыми перестроениями.
Рисунок в танце создается и развивается по законам драматургии, вытекает из более простого в более сложный. Он может быть построен на контрастности, одном из активных средств выразительности, может быть использован принцип лейтмотива-повтор композиционного рисунка. В народных танцах рисунок чаще всего несет в себе орнаментальный характер, раскрывая национальный колорит постановки.
1.3 Специфика использование выразительных средств при создании художественного образа в хореографии
Образ в хореографии понимается как целостное выражение в танце чувства и мысли, человеческого характера. Образный танец содержателен, эмоционален, наполнен внутренним смыслом. Создать хореографический образ - значит обрисовать в танце действие или характер. Танец, лишенный образности, сводится к голой технике, к бессмысленным комбинациям движений. В образном же танце техника одухотворяется, становиться выразительным средством, помогает раскрытию содержания.
Образное начало присуще бытовым и народным танцам, проявляясь в их эмоциональной наполненности и содержательной характерности, а иногда и изобразительных элементах. В балете хореографический образ нередко тождественен действующему лицу, персонажу спектакля. Основа хореографического образа - текст, сочиненный балетмейстером, но в воспроизведении исполнителя этот текст получает ту или иную интерпретацию.
Процесс создания хореографического образа, обычно, включает в себя несколько этапов:
1. Интерес к образу, изучение материалов по его характеристикам.
2. Рождение в сознании творца художественного замысла, в котором сконцентрированы общие черты будущего произведения.
3. Осуществление художественного замысла -- перевод художественной информации из сферы ее идеального бытия в бытие материальное, изменение ее качественной природы.
4. Воплощение образа на сцене балетмейстером, а затем - исполнителем.
Создание хореографического образа - процесс многоступенчатый, требующий совместных усилий представителей различных сфер искусства.
Хореографическое искусство включает в себя различные виды искусств - музыку, собственно хореографию, драматургию, пантомиму и т.д. Именно хореографии принадлежит ведущая, основная роль в создании хореографического образа. Каждый из них, преломляясь соответственно требованиям данного вида искусства, становится необходимым компонентом хореографического образного мышления. Специфика хореографической образности состоит в танцевально-пластическом развитии, и мышление образами самих танцев является единственным способом раскрытия и воплощения характеров. Содержательность хореографического образа тесно связана с содержанием всего драматургического замысла танца, который в процессе создания обогащается музыкальными, пластическими и живописными характеристиками, и вместе с ними предстает в новом единстве музыки, пластики, драматургии, пантомимы. В том случае, если это единство не нарушает целостности пластического образа, а, напротив, создает необходимые предпосылки для его художественного восприятия, мы имеем дело с таким синтезом, в котором ни одна сторона образной специфики не доминирует за счет другой.
Художественный образ в танце специфичен и складывается он из множества связывающихся свойств и особенностей, присущих ему. В его структуру входят художественно-образные элементы всех компонентов (слагаемых) танцевального произведения, то есть все выразительные средства хореографии.
Очень часто в хореографическом искусстве вместо термина «художественный образ» используется понятие «хореографический образ», так как в хореографии эти два словосочетания воспринимаются как синонимы.
Музыкальный материал и хореографический образ. Первым в цепи творческих связей хореографического образа является контакт балетмейстера с композитором, музыкальным руководителем или концертмейстером. Это потому, что музыка, как мы говорили, является основой для создания танца. Музыка дает танцу ритмическую основу, она определяет его эмоциональный строй, характер, образную выразительность. Про музыку говорят, что она душа танца. Балетмейстер в своей практике использует либо готовое музыкальное произведение, либо сочинение композитора, написанное по замыслу балетмейстера (драматурга, либреттиста). Пластический язык выразителен и многозначен. Не случайно с древних времен танец отражал жизнь человека - это труд и отдых, воинские схватки и победы, радость встреч и расставание. В книге «Искусство танца» К. Блазис писал о тех далеких временах так: «Древние требовали совершенного совпадения музыки и танцевальных движений, таким образом, что каждый жест, каждая перемена положения танцовщика вызывалась особым теплом и ритмом мелодии, а мелодия отвечала своим мотивом и модуляциями каждому движению пантомимы, каким бы оно не было». Идеальное выражение музыки в танце - это совпадение образного строя, стиля музыки, структуры музыкальногоязыка и пластического рисунка, структуры формы, соответствие темпа и метроритма.
Танцевальный текст и хореографический образ. Разучивание движений нельзя рассматривать вне связи с работой над ролью, над образом, этот творческий процесс должен быть одновременным. Движения исполнителей должны быть грамотными, убедительными, выражающими определенный характер. «Каждое движение - это живая ткань образа». Балетмейстер помогает исполнителю пластически мыслить в каждый момент роли, когда он находиться на сцене, раскрывать характер через интонацию жеста, движения, позы. И в каждом случае нужно находить индивидуальные штрихи, оттенки, соответствующие настроению персонажа, духу темы, сюжета, задаче постановки. Раскрывая образы, характеры, настроения, взаимоотношения, необходимо сочетать единство пластического и внутреннего содержания. «Иногда тонкий пластический штрих обогащает и развивает уже знакомые старые движения, помогает раскрытию образа».
Танцевальный текст, сочиненный хореографом, должен быть образным для определенного действующего лица. Возможности пластики безграничны.
Взаимовлияние драматургии и хореографического образа. Любое хореографическое произведение строится по законам драматургии, в соответствии с которыми и выстраивается сценический образ. В сценическом образе должна и быть и своя экспозиция, и завязка, и ступени перед кульминацией (развитие действия), и кульминация, и развязка. Балетмейстер должен так продумать и разработать развитие образа, чтобы это привело к сценической правде действия. Чтобы хореографический образ получил на сцене полное и яркое воплощение, балетмейстер должен ставить перед танцовщиком ясные и конкретные сценические задачи, исходящие из действия, сюжета, идеи произведения, сквозной линии образа. В танцевальном номере балетмейстер стремится выделить средствами хореографии все драматургические этапы. В постановке, не имеющей связного сюжета это каскад технически сложных движений и комбинаций, либо наиболее интересный рисунок танца, наибольшая динамика движения, наивысшая эмоциональность исполнения, либо другой хореографический прием.
Рисунок танца в создании хореографического образа. Рисунок танца, как мы уже говорили, это расположения и перемещения танцующих по сценической площадке. Рисунок любого танца, как и вся создаваемая композиция, должен быть подчинен идее хореографического произведения эмоциональному состоянию всех героев, которое проявляется в их танцевальных действиях и поступках. При сочинении рисунка танца балетмейстер должен использовать все возможности, для того чтобы добиться наибольшей выразительности, полнее раскрыть образ, характер, настроение героя. Рисунок танца должен развиваться логично, быть тесно связан с танцевальной лексикой, способствовать наиболее яркому выявлению на сцене танцевального текста. В зависимости от задачи номера балетмейстер может симметрично или асимметрично строить рисунок танца.
Рисунок танца организует движения танцующих, систематизирует их. Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определенное психологическое воздействие, и задача хореографа - добиться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в номере. Во время сценических репетиций хореограф старается проверить построение танцевального рисунка из разных точек зрительного зала, и при необходимости может вносить определенные коррективы. Логика развития рисунка танца диктуется в первую очередь задачей, которую ставит балетмейстер. Но бывают случаи, когда в соответствии с драматургией номера нужно показать на сцене тревогу, взволнованность или другие яркие эмоциональные состояния героев. Тогда балетмейстер может строить рисунок танца «клочковато», обрывать один рисунок и переходить к другому.
Рисунок танца зависит, прежде всего, от замысла номера, его идеи, музыкального материала, музыкальной формы всего произведения (его внутреннего характера и образа, ритмической стороны, темпа, строения музыкальных фраз), национальной принадлежности танца (характерные черты рисунка, присущие танцам данного народа, его характеру).
Произведение должно быть построено по законам драматургии, что отражается и в рисунке танца. При постановке танца балетмейстер обязан учитывать логику развития рисунка танца, стремиться к разнообразию рисунков, использовать принцип контраста в построении рисунка, выделять основной, первый план рисунка танца, равномерно размещать рисунок по сценической площадке. Рисунок танца, как мы только что отмечали, зависит и от общей планировки сцены.
Все это имеет практическое значение в работе балетмейстера, особенно молодого. В дальнейшем, когда его талант, накопленные теоретические знания будут подкреплены практикой, ему будет значительно легче решать вопросы, связанные с технологией своей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль изобразительно-выразительных средств в создании художественного образа
Тот, кто хочет стать личностью, должен научиться воспринимать слово, письменное и устное. Для этого надо много читать. Главная задача читателя – вникнуть в то, что изобразил писатель, понять, какую мы...
Методическая разработка "Создание художественного образа с использованием нетрадиционных материалов"
Техника коллажа для выполнения серии работ была выбрана мной не случайно, коллаж предоставляет новые возможности экспериментирования с самой материей, с предварительно вырезанными формами объект...
Программа элективного курса «Роль изобразительно-выразительных средств в создании художественного образа»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСреди стилей речи особое место занимает стиль художественной литературы. Одной его важной особенностью является большое количество выразительных средств. Другой важной чертой этог...
слово как средство создания художественного образа
слово как средство создания художественного образа...
Использование колористических приемов игры на гитаре в создании художественного образа произведения
Применение колористических приемов игры на гитаре достигло высокого развития в XVIII веке, эпоху гитарных классиков. Здесь мы можем вспомнить Фернандо Карулли, Антонио Диабелли, Маттео Каркасси, вирту...
Виды художественных техник и их использование в создании художественного образа
Разработка операционных карт, используемых в ходе занятий...