Классный час "Мозговой штурм"
классный час

Субракова Лариса Ананьевна

Интеллектуальная игра  "Мозговой штурм"

Цели: ознакомить детей с вопросами интеллектуальных тестов; способствовать формированию позитивной оценки таких качеств, как рассудительность, смекалка, находчивость; стимулировать познавательную и творческую активность учащихся; воспитывать волевые качества, стремление к победе.умение работать в группе.

Оборудование: сделать несколько ксерокопий листа с головоломками (по количеству команд).

Оформление: начертить на доске таблицу результатов (эта таблица будет заполнена, когда дети проверят все работы).

 План классного часа:

I.Интерактивная беседа по теме «Что такое интеллект?»

II. Интеллектуальная игра «Головоломка».

III. Заключительное слово.

IV. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа по теме «Что такое интеллект?»

 Мотивационная беседа. Воспитатель:  Один мудрец как-то заметил, что никто не жалуется на свой ум, но все жалуются на свою память. Вы согласны с этим утверждением? (Высказывания учащихся.)
Кто из вас доволен своим умом? А у кого память хромает? (Ответы учащихся.)
Сейчас очень часто употребляется слово «интеллект». Как вы его понимаете? (Ум, смекалка, находчивость, догадливость, знания, кругозор, умение мыслить и др.)  В словаре С. Ожегова дано такое толкование слова «интеллект»: «Мыслительная способность умственное начало у человека». Но есть и другие точки зрения. Многие психологи считают, что интеллект - это способность к обучению, пониманию, познанию. Специалисты утверждают, что человек использует всего 3-5% возможностей своего мозга. А 95% бездействует! А ещё почему-то считается, что ум достаётся каждому от рождения одному больше, а другому меньше. Но это не так, в результате экспериментов психологи доказали, что наш  ум в наших руках. Его можно развивать, улучшать, совершенствовать. Сегодня мы и будем это делать.

Воспитатель:  Каждый человек обладает интеллектом. Но не все люди хотят его развивать. И напрасно. Американские психологи обследовали много пожилых людей и пришли к выводу, что люди с высоким интеллектом живут дольше, выглядят моложе, сохраняют ясный ум до глубокой старости. Как же можно тренировать свой интеллект?

 (ответы детей: много читать, собирать информацию, добросовестно выполнять все школьные задания, решать головоломки, задачки на смекалку, заниматься в кружках, расширять свой кругозор).

Воспитатель:  Получается, что у одних людей интеллект выше, чем у других. Многие фирмы хотят взять на работу именно таких людей: способных быстро переучиваться, легко принимать новое. Но как же их выявить? Тут и приходят на помощь тесты для измерения интеллекта. По результатам этих тестов можно измерить свой ай-кью - интеллектуальный коэффициент.Приходилось ли вам проходить такие тесты? Знаете ли вы свой ай-кью? (Дети отвечают). Тесты на измерение ай-кью содержат много головоломок. Но эти головоломки при определенной тренировке легко может решить самый заурядный человек. Поэтому многие ученые относятся к этим тестам довольно скептически. Но так или иначе многим из нас предстоит проходить такие тесты. И лучше, если мы будем готовы к тем заданиям, которые нам предложат.

II. Интеллектуальная игра.

Воспитатель: Делимся на команды по 4 человека (две стоящие рядом парты). Все команды получат листок с одинаковыми заданиями. Вверху листочка напишите название своей команды. Сначала разминка. Ведущий задает вопросы, дети отвечают.

  1. Разминка
    1. Сколько дней в високосном году? (366)
    2. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)
    3. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница.)
    4. Что это за трава, которую и слепые узнают? (Крапива.)
    5. Что общего у всадника и петуха? (Шпоры.)
    6. Какое топливо добывают на болоте? (Торф.)
    7. Как можно пронести воду в решете? (Заморозив.)
    8. Самое глубокое озеро в мире. (Байкал.)
    9. На каком материке нет рек? (В Антарктиде.)
    10. Какой снег быстрее тает — чистый или грязный? (Грязный.)
    11. Кто появляется весной раньше — летучие мыши или насекомые? (Насекомые.)
    12. Как называется наука о животных? (Зоология.)
    13. Горело 7 свечей, 3 свечи погасло. Сколько свечей осталось? (3 свечи, остальные сгорели.)
    14. Какой океан самый большой? (Тихий.)
    15. Самое крупное наземное животное. (Слон.)
    16. Что идет, не двигаясь с места? (Время.)
    17. Что легче 1 кг ваты или 1 кг железа?(Одинаково.)
    18. Когда курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если встанет на две ноги? (2 кг.)
    19. Одно яйцо варится 10 минут. Сколько времени надо, чтобы сварить 5 яиц? (10 минут.)
    20. Каким словом называется и фрукт, и часть глаза? (Яблоко.)

 

  1. Игра «Головоломка».

 На выполнение всех заданий дается 30 минут. Для одного человека это, конечно, слишком мало. Но для группы - достаточно, ведь можно распределить нагрузку, а заодно и поучиться сотрудничеству с другими людьми. Кроме того, при решении головоломок нужно соблюдать конспирацию, обсуждать ответы тихо, иначе конкуренты перехватят ваши ответы. Условия игры понятны? Тогда начинаем!

(Дежурные раздают листы с заданиями, учитель засекает время, дети приступают к работе. Когда время для работы истечет, учитель попросит, чтобы каждая команда передала свой листок соседям (по часовой стрелке) для взаимопроверки.)

 

 

 

 

1

Найдите лишнее слово.

ОКАЗ РАНБА СОФАРЕМ ДОЛЬША

2

Вставьте в скобки пропущенное число.

234 (333) 567

345 (...) 678

3

Вставьте в скобки слово, которое обозначает то же, что и слов за скобками.

торжественность, пышность (...) насос

4

Какое число продолжает ряд?

4,7,13,25, 49,...

5

Вставьте пропущенную букву.

БДЖ ВЕК ГЗ...

6

Вставьте в скобки слово, которое обозначает то же, что и определение за скобками,

здание (...) состав чего-либо

7

В каждом слове известной поговорки изменили по одной букве. Что это за поговорка?

Взяты бока да нога

8

Составьте из двух трехбуквенных фрагментов название вечнозеленого кустарника.

ВЕР, ПАД, РЯБ, МАГ, ИНА, ЕСК

9

Из пословицы выпали гласные буквы. Расставьте их по местам.

Ч т п с ш ь т п ж н ш ь

10

Вставьте в скобки пропущенное слово.

МОРС (СОДА) ДАМА

СТРОП (...) ИЗВОЗ

11

Сложите два четырехбуквенных фрагмента так, чтобы получилось название танца.

ФОКС, ПОЛО, ОВЯК, БАДА, ОНЕЗ, АНГО, КРАК, ЛЬКА

12

Вставьте пропущенную цифру.

412 263 32...

13

Вставьте пропущенное число.

2 5 9 14 ...

4 8 13 19 ...

14

Продолжите числовой ряд.

7, 13, 24, 45,...

15

Какое слово можно поставить перед этими словами, чтобы получились новые слова?

СОЛЬ, ТАКТ, ВЕРСИЯ, ВЕКТОР, ВОЙ, ТЕКСТ, ТРАКТ

16

Вставьте пропущенное число.

2 8 5 6 8...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы

1. Семафор (коза, баран, лошадь).

2. 333 (это разность двух крайних чисел).

3. Помпа.

4.97 (4x2-1 = 7,7x2-1 =13...).

5. Н (разница в 2, потом в 3, потом в 4 буквы).

6. Строение.

7. Взять быка за рога.

8. Вереск.

9. Что посеешь, то и пожнешь.

10. Приз.

11. Краковяк.

12.4 (сумма чисел в вертикальных рядах = 9). 13.20/26 (верхний ряд - прибавляются числа от 3 до 6, нижний - от 4 до 7).

14. 86 (7 х 2 - 1 = 13,13 х 2 - 2 = 24, 24 х 2 - 3 = 45,45 х 2 - 4 = 86).

15. Кон.

16. 4 (числа 2, 5, 8,11 образуются прибавлением тройки, а числа между ними - 8,6,4 - вычитанием двойки).

Воспитатель: А теперь проверим, что же у нас получилось? В роли проверяющих будете выступать вы сами. Каждая команда проверит работу своих соседей. Ответы и объяснения буду читать я. За каждый правильный ответ вы ставите на листе соперников 1 балл.

(Учитель читает ответы из таблицы «Ответы», дети проверяют работы.)

Все ответы прочитаны, подсчитайте, пожалуйста, сумму баллов, и сдайте мне листки с заданиями.

(Дети подсчитывают, передают листки учителю.)

 

  1.  «Ребусы»

Командам предлагается решить 6 ребусов. На выполнение заданий отводится 5 минут. Ответы команды пишут на листках и предоставляют жюри (раздаются листы с заданиями, засекается время)

 

 

  1.  «Пословицы и поговорки»

Командам предлагается назвать пословицы и поговорки, в которых встречаются цифры. На выполнение заданий отводится 5 минут. Команды поочередно называют пословицы и поговорки. Побеждает команда, назвавшая большее количество пословиц и поговорок.

Примеры пословиц и поговорок:

«1» – Один в поле не воин. Одна рука узла не вяжет. Один пашет, а семеро руками машут. Одна нога тут, другая там. Одна голова – хорошо, а две – лучше. Первый блин комом. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
«2» – Как две капли воды. Два сапога – пара. Между двух огней. На два слова. Двух слов связать не может. Сидеть на двух стульях. Скупой платит дважды. Убить двух зайцев. Уплетать за обе щёки. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. За одного битого двух небитых дают. Старый друг лучше новых двух. Ум хорошо, а два лучше.
«7» – Лук от семи недуг. до седьмого колена. На седьмом небе. Семеро одного не ждут. Семь бед – один ответ. Семь раз примерь, один раз отрежь. У семи нянек дитя без глазу.

(Читает результаты, называет победителей.) Ну вот, можно сказать, что в абсолютно равных условиях самой интеллектуальной командой оказалась команда (название) в составе (перечисляет имена и фамилии членов команды). Я поздравляю победителей, но мне кажется, что причина успеха здесь не только в интеллекте, но и в умении работать дружно и слаженно.

III. Заключительное слово

Воспитатель:  Когда мы сами решаем задачку, которая кажется нам неразрешимой, мы испытываем ни с чем несравнимую радость. Ее иногда сравнивают с озарением. Это радость от работы ума. Головоломки, которые вы сегодня решали, я взяла из книги с очень интересным названием: «1000 оригинальных тестов на проверку вашей гениальности». Таких книг сейчас можно найти немало. В этом названии есть, конечно, доля шутки: гениальность - это высшая творческая способность человека, а не способность решать такие головоломки. Авторы, очевидно, хотели сказать о том, что любой человек может почувствовать озарение, испытать радость от работы своего ума. Надеюсь, сегодня и вам это удалось. Обратите внимание на тему сегодняшнего классного часа. «Никогда не поздно поумнеть» - это остроумное высказывание принадлежит великому английскому сатирику Даниелю Дефо. А он был одним из умнейших людей своего времени.

IV.  Подведение итогов (рефлексия)

Воспитатель:  Вот и подошла к концу наша игра. просим команды оценить мероприятие по 5-балльной шкале.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikogda_ne_pozdno_poumnet.docx111.01 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра  "Никогда не поздно поумнеть"

 «Никогда не поздно поумнеть»

 Д.Дефо

Цели: ознакомить детей с вопросами интеллектуальных тестов; способствовать формированию позитивной оценки таких качеств, как рассудительность, смекалка, находчивость; стимулировать познавательную и творческую активность учащихся; воспитывать волевые качества, стремление к победе.умение работать в группе.

Оборудование: сделать несколько ксерокопий листа с головоломками (по количеству команд).

Оформление: начертить на доске таблицу результатов (эта таблица будет заполнена, когда дети проверят все работы).

 План классного часа:

I.Интерактивная беседа по теме «Что такое интеллект?»

II. Интеллектуальная игра «Головоломка».

III. Заключительное слово.

IV. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа по теме «Что такое интеллект?»

 Мотивационная беседа. Воспитатель:  Один мудрец как-то заметил, что никто не жалуется на свой ум, но все жалуются на свою память. Вы согласны с этим утверждением? (Высказывания учащихся.)
Кто из вас доволен своим умом? А у кого память хромает?
(Ответы учащихся.)
Сейчас очень часто употребляется слово «интеллект». Как вы его понимаете? (Ум, смекалка, находчивость, догадливость, знания, кругозор, умение мыслить и др.)  В словаре С. Ожегова дано такое толкование слова «интеллект»: «Мыслительная способность умственное начало у человека». Но есть и другие точки зрения. Многие психологи считают, что интеллект - это способность к обучению, пониманию, познанию. Специалисты утверждают, что человек использует всего 3-5% возможностей своего мозга. А 95% бездействует! А ещё почему-то считается, что ум достаётся каждому от рождения одному больше, а другому меньше. Но это не так, в результате экспериментов психологи доказали, что наш  ум в наших руках. Его можно развивать, улучшать, совершенствовать. Сегодня мы и будем это делать.

Воспитатель:  Каждый человек обладает интеллектом. Но не все люди хотят его развивать. И напрасно. Американские психологи обследовали много пожилых людей и пришли к выводу, что люди с высоким интеллектом живут дольше, выглядят моложе, сохраняют ясный ум до глубокой старости. Как же можно тренировать свой интеллект?

 (ответы детей: много читать, собирать информацию, добросовестно выполнять все школьные задания, решать головоломки, задачки на смекалку, заниматься в кружках, расширять свой кругозор).

Воспитатель:  Получается, что у одних людей интеллект выше, чем у других. Многие фирмы хотят взять на работу именно таких людей: способных быстро переучиваться, легко принимать новое. Но как же их выявить? Тут и приходят на помощь тесты для измерения интеллекта. По результатам этих тестов можно измерить свой ай-кью - интеллектуальный коэффициент.Приходилось ли вам проходить такие тесты? Знаете ли вы свой ай-кью? (Дети отвечают). Тесты на измерение ай-кью содержат много головоломок. Но эти головоломки при определенной тренировке легко может решить самый заурядный человек. Поэтому многие ученые относятся к этим тестам довольно скептически. Но так или иначе многим из нас предстоит проходить такие тесты. И лучше, если мы будем готовы к тем заданиям, которые нам предложат.

II. Интеллектуальная игра.

Воспитатель: Делимся на команды по 4 человека (две стоящие рядом парты). Все команды получат листок с одинаковыми заданиями. Вверху листочка напишите название своей команды. Сначала разминка. Ведущий задает вопросы, дети отвечают.

  1. Разминка
    1. Сколько дней в високосном году? (366)
    2. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)
    3. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница.)
    4. Что это за трава, которую и слепые узнают? (Крапива.)
    5. Что общего у всадника и петуха? (Шпоры.)
    6. Какое топливо добывают на болоте? (Торф.)
    7. Как можно пронести воду в решете? (Заморозив.)
    8. Самое глубокое озеро в мире. (Байкал.)
    9. На каком материке нет рек? (В Антарктиде.)
    10. Какой снег быстрее тает — чистый или грязный? (Грязный.)
    11. Кто появляется весной раньше — летучие мыши или насекомые? (Насекомые.)
    12. Как называется наука о животных? (Зоология.)
    13. Горело 7 свечей, 3 свечи погасло. Сколько свечей осталось? (3 свечи, остальные сгорели.)
    14. Какой океан самый большой? (Тихий.)
    15. Самое крупное наземное животное. (Слон.)
    16. Что идет, не двигаясь с места? (Время.)
    17. Что легче 1 кг ваты или 1 кг железа?(Одинаково.)
    18. Когда курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если встанет на две ноги? (2 кг.)
    19. Одно яйцо варится 10 минут. Сколько времени надо, чтобы сварить 5 яиц? (10 минут.)
    20. Каким словом называется и фрукт, и часть глаза? (Яблоко.)

  1. Игра «Головоломка».

 На выполнение всех заданий дается 30 минут. Для одного человека это, конечно, слишком мало. Но для группы - достаточно, ведь можно распределить нагрузку, а заодно и поучиться сотрудничеству с другими людьми. Кроме того, при решении головоломок нужно соблюдать конспирацию, обсуждать ответы тихо, иначе конкуренты перехватят ваши ответы. Условия игры понятны? Тогда начинаем!

(Дежурные раздают листы с заданиями, учитель засекает время, дети приступают к работе. Когда время для работы истечет, учитель попросит, чтобы каждая команда передала свой листок соседям (по часовой стрелке) для взаимопроверки.)

1

Найдите лишнее слово.

ОКАЗ РАНБА СОФАРЕМ ДОЛЬША

2

Вставьте в скобки пропущенное число.

234 (333) 567

345 (...) 678

3

Вставьте в скобки слово, которое обозначает то же, что и слов за скобками.

торжественность, пышность (...) насос

4

Какое число продолжает ряд?

4,7,13,25, 49,...

5

Вставьте пропущенную букву.

БДЖ ВЕК ГЗ...

6

Вставьте в скобки слово, которое обозначает то же, что и определение за скобками,

здание (...) состав чего-либо

7

В каждом слове известной поговорки изменили по одной букве. Что это за поговорка?

Взяты бока да нога

8

Составьте из двух трехбуквенных фрагментов название вечнозеленого кустарника.

ВЕР, ПАД, РЯБ, МАГ, ИНА, ЕСК

9

Из пословицы выпали гласные буквы. Расставьте их по местам.

Ч т п с ш ь т п ж н ш ь

10

Вставьте в скобки пропущенное слово.

МОРС (СОДА) ДАМА

СТРОП (...) ИЗВОЗ

11

Сложите два четырехбуквенных фрагмента так, чтобы получилось название танца.

ФОКС, ПОЛО, ОВЯК, БАДА, ОНЕЗ, АНГО, КРАК, ЛЬКА

12

Вставьте пропущенную цифру.

412 263 32...

13

Вставьте пропущенное число.

2 5 9 14 ...

4 8 13 19 ...

14

Продолжите числовой ряд.

7, 13, 24, 45,...

15

Какое слово можно поставить перед этими словами, чтобы получились новые слова?

СОЛЬ, ТАКТ, ВЕРСИЯ, ВЕКТОР, ВОЙ, ТЕКСТ, ТРАКТ

16

Вставьте пропущенное число.

2 8 5 6 8...11


Ответы

1. Семафор (коза, баран, лошадь).

2. 333 (это разность двух крайних чисел).

3. Помпа.

4.97 (4x2-1 = 7,7x2-1 =13...).

5. Н (разница в 2, потом в 3, потом в 4 буквы).

6. Строение.

7. Взять быка за рога.

8. Вереск.

9. Что посеешь, то и пожнешь.

10. Приз.

11. Краковяк.

12.4 (сумма чисел в вертикальных рядах = 9). 13.20/26 (верхний ряд - прибавляются числа от 3 до 6, нижний - от 4 до 7).

14. 86 (7 х 2 - 1 = 13,13 х 2 - 2 = 24, 24 х 2 - 3 = 45,45 х 2 - 4 = 86).

15. Кон.

16. 4 (числа 2, 5, 8,11 образуются прибавлением тройки, а числа между ними - 8,6,4 - вычитанием двойки).

Воспитатель: А теперь проверим, что же у нас получилось? В роли проверяющих будете выступать вы сами. Каждая команда проверит работу своих соседей. Ответы и объяснения буду читать я. За каждый правильный ответ вы ставите на листе соперников 1 балл.

(Учитель читает ответы из таблицы «Ответы», дети проверяют работы.)

Все ответы прочитаны, подсчитайте, пожалуйста, сумму баллов, и сдайте мне листки с заданиями.

(Дети подсчитывают, передают листки учителю.)

  1.  «Ребусы»

Командам предлагается решить 6 ребусов. На выполнение заданий отводится 5 минут. Ответы команды пишут на листках и предоставляют жюри (раздаются листы с заданиями, засекается время)

http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/647537/img2.jpg


  1.  «Пословицы и поговорки»

Командам предлагается назвать пословицы и поговорки, в которых встречаются цифры. На выполнение заданий отводится 5 минут. Команды поочередно называют пословицы и поговорки. Побеждает команда, назвавшая большее количество пословиц и поговорок.

Примеры пословиц и поговорок:

«1» – Один в поле не воин. Одна рука узла не вяжет. Один пашет, а семеро руками машут. Одна нога тут, другая там. Одна голова – хорошо, а две – лучше. Первый блин комом. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
«2» – Как две капли воды. Два сапога – пара. Между двух огней. На два слова. Двух слов связать не может. Сидеть на двух стульях. Скупой платит дважды. Убить двух зайцев. Уплетать за обе щёки. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. За одного битого двух небитых дают. Старый друг лучше новых двух. Ум хорошо, а два лучше.
«7» – Лук от семи недуг. до седьмого колена. На седьмом небе. Семеро одного не ждут. Семь бед – один ответ. Семь раз примерь, один раз отрежь. У семи нянек дитя без глазу.

(Читает результаты, называет победителей.) Ну вот, можно сказать, что в абсолютно равных условиях самой интеллектуальной командой оказалась команда (название) в составе (перечисляет имена и фамилии членов команды). Я поздравляю победителей, но мне кажется, что причина успеха здесь не только в интеллекте, но и в умении работать дружно и слаженно. 

III. Заключительное слово

Воспитатель:  Когда мы сами решаем задачку, которая кажется нам неразрешимой, мы испытываем ни с чем несравнимую радость. Ее иногда сравнивают с озарением. Это радость от работы ума. Головоломки, которые вы сегодня решали, я взяла из книги с очень интересным названием: «1000 оригинальных тестов на проверку вашей гениальности». Таких книг сейчас можно найти немало. В этом названии есть, конечно, доля шутки: гениальность - это высшая творческая способность человека, а не способность решать такие головоломки. Авторы, очевидно, хотели сказать о том, что любой человек может почувствовать озарение, испытать радость от работы своего ума. Надеюсь, сегодня и вам это удалось. Обратите внимание на тему сегодняшнего классного часа. «Никогда не поздно поумнеть» - это остроумное высказывание принадлежит великому английскому сатирику Даниелю Дефо. А он был одним из умнейших людей своего времени.

IV.  Подведение итогов (рефлексия)

Воспитатель:  Вот и подошла к концу наша игра. просим команды оценить мероприятие по 5-балльной шкале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мозговой штурм. Методическая разработка

Данная разработка может быть интересна педагогам дополнительного образования и учителям начальных классов, методистам и педагогам-организаторам, воспитателям групп продлённого дня, дестких оздорофител...

Метод мозгового штурма на уроках физики

В докладе освещены примеры применения метода Мозгового штурма по конкретным темам и классам....

Методика проведения "мозгового штурма"

"Мозговой штурм" - решение творческих задач в группах. Эффективно применяется на уроках иностранного языка. Создает атмосферу повышенной мозговой активности. Дает возможность каждому ученику прояаить ...

" Штурм крепости", (повторительно-обобщающий урок в 6 классе)

Урок-игра. Цель-проверить степень усвоения материала по истории средних веков. Класс делится на две команды, которые преодолевая препятствия в виде болота, леса, рва, частокола. показывают свои знания...

Классный час " Штурм Рейхстага"

Исторические факты взятия Рейхстага...

Использование технологии «Мозговой штурм» на уроке английского языка. Урок-игра "Мозговой штурм".

Технология «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») хорошо известна среди преподавателей, однако, поскольку ее часто используют на уроках, целесообразно уточнить не...