Методика проведения "мозгового штурма"
статья по теме

"Мозговой штурм" - решение творческих задач в группах. Эффективно применяется на уроках иностранного языка. Создает атмосферу повышенной мозговой активности. Дает возможность каждому ученику прояаить свои способности в обсуждении решаемой проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mozgovoy_shturm.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

                                        «Мозговой штурм».

                   Мозговой штурм – решение творческих задач в группах. Это форма учебной деятельности может быть использована в работе с учащимися разных возрастов и при изучении разных учебных дисциплин. Она наиболее эффективна для развития творческих способностей учащихся.

                   История «мозгового штурма» началась в 1953 году с книги Алекса Осборна «Управляемое воображение», выпущенной в США. Именно он предложил использовать «мозговой штурм» как оригинального приема для решения креативных задач. Как организовать и провести «мозговой штурм»? Класс необходимо разбить на небольшие группы (по 4-6человек) и рассадить их за столы полукругом относительно доски: каждый ученик должен видеть и слышать всех участников. Всем участникам нужно договориться выполнять общее правило: никакой критики, никаких оценок и замечаний на первом этапе, все идеи имеют «право на существование».

                Проводится «мозговой штурм» в три этапа: первый – «создание банка идей» (каждым учеником нарабатывается как можно больше возможных решений); второй – «анализ идей» ( каждая идея осмысливается в группе критически, в каждой желательно найти что-то полезное, рациональное); третий – «обработка результатов»( группа отбирает самые интересные решения и представляет на общее обсуждение). Третий этап может быть отделен временем или даже перенесен на другой урок. В качестве другого варианта можно использовать обратный «мозговой штурм». Суть его в том, что группа пытается найти как можно больше недостатков в решении, идее, гипотезе.  

              При организации проведения «мозгового штурма» необходимо в каждой группе выбрать секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунками, условными знаками…). Между этапами должны быть небольшие по продолжительности перерывы, во время пауз можно включать музыку, способствующую отдыху от напряженного мышления. Необходимо называть авторов идей. Каждому участнику на первом особенно и на последующих этапах нужно иметь под рукой лист бумаги и ручку для записи ключевых слов или  рисунка, который позволит не потерять свою новую идею во время прослушивания других предложений.

           Особые вопросы возникают при выборе темы; можно использовать сборники творческих задач. Проблема для обсуждения должна быть сложной и предполагать   много различных вариантов решений.

           В «мозговом штурме» роль педагога сводится к наблюдению и консультированию, в зависимости от необходимости ему приходится корректировать направление разговора, если он видит, что мозговая атака «захлебнулась». Учитель не должен вмешиваться в обсуждение решений или  критиковать предложения участников «штурма».

          Алгоритм проведения «мозгового штурма»:

- сформулировать проблему для обсуждения ( должна быть понятна всем участникам);

- проинформировать участников о ходе проведения «мозгового штурма», отведенном времени на обсуждение проблемы, основных правилах и цели, которую нужно достичь;

- предоставить учащимся необходимое время для обсуждения своих вариантов решения проблемы в группах с последующим обобщением;

- выслушать обобщенные и оформленные в виде текстов или рисунков идеи от каждой группы;

- обсудить со всеми учащимися класса наиболее удачные идеи, по возможности дополнить их;

- общий список идей, наиболее высоко оцененный всеми учащимися записать на классной доске;

- предложить учащимся в качестве домашнего задания разработать конкретные пути разрешения данной проблемы и оформить их как учебный проект (в виде печатного текста с иллюстрациями или компьютерной презентацией).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мозговой штурм. Методическая разработка

Данная разработка может быть интересна педагогам дополнительного образования и учителям начальных классов, методистам и педагогам-организаторам, воспитателям групп продлённого дня, дестких оздорофител...

Метод мозгового штурма на уроках физики

В докладе освещены примеры применения метода Мозгового штурма по конкретным темам и классам....

" Штурм крепости", (повторительно-обобщающий урок в 6 классе)

Урок-игра. Цель-проверить степень усвоения материала по истории средних веков. Класс делится на две команды, которые преодолевая препятствия в виде болота, леса, рва, частокола. показывают свои знания...

МАСТЕР-КЛАСС «Интерактивная методика обучения» (Мозговой штурм)

Цель: Познакомить преподавателей с особенностями проведения занятия методом мозгового штурма.Задача: - показать практическое применение метода мозгового штурма, стимулирующего мыслительную и твор...

Использование технологии «Мозговой штурм» на уроке английского языка. Урок-игра "Мозговой штурм".

Технология «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») хорошо известна среди преподавателей, однако, поскольку ее часто используют на уроках, целесообразно уточнить не...

Мозговой штурм: методика и организация процесса на уроке истории

Статья о некоторых приемах мозгового штурма при изучении сложный для дискуссии исторических тем...

Статья "Мозговой штурм: методика организации и проведения (из опыта работы учителя истории и обществознания"

Статья "Мозговой штурм: методика организации и проведения" позволяет в краткой форме познакомиться с одним из наиболее известных методов коллективного поиска решений....