Метод мозгового штурма на уроках физики
статья по физике (7 класс) по теме

В докладе освещены примеры применения метода Мозгового штурма по конкретным темам и классам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_mozgovogo_shturma_na_urokah_fiziki.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – Лицей г. Маркса

 Заседание МО  учителей  естественно-математического цикла

 

Тема выступления: «Использование методики мозгового штурма при работе с детьми»

учитель физики МОУ – Лицей

Васильева Нина Егоровна

        Февраль 2012г.

Метод "мозгового штурма" еще называют "мозговой атакой", имея в виду атаку на задачи. Но существует красивая и поучительная легенда о торпедной атаке, связанная с автором этого метода коллективного мышления. Эта легенда придает методу наряду с красивым названием еще некий героический шарм, столь важный для детей. Расскажите эту историю детям.

        Во время Второй мировой войны морской офицер США Алекс Осборн был капитаном торгового судна, которое совершало рейсы между Америкой и Европой, переправляя из Америки военную технику и продукты питания. Однажды в Атлантическом океане судно оказалось без охраны и была получена радиограмма о возможной атаке немецкой подводной лодки. Против вооруженной до зубов лодки судно было беззащитной мишенью для учебной стрельбы. По традициям времен Великих географических открытий Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они могут стать пищей для акул. Что делать?

       Один из членов экипажа предложил "гениальную" идею: когда экипаж увидит пенный след торпеды, мчащейся к борту судна, надо всем морякам встать у борта и дружно дунуть на торпеду, и она, как воздушный шарик, отвернет от судна. (Известно, что торпеда пробивает обшивку торговых судов и взрывается внутри судна.) К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно "отдул" сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе. Осборн задумался: бредовая идея спасла жизни, что-то здесь есть! Может быть, в любой идее есть рациональное зерно?

Говорят, так родилась идея создания метода мозгового штурма, который в 1960-е годы был очень популярен, его считали самым перспективным, преподавали в университетах и выработали много модификаций.

       «Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количеств идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе.

        Основные принципы и правила этого метода — абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток.

         Как использовать идеи мозгового штурма при работе с детьми?

 Сначала определим цели.

      - Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной.

      - Научить детей смело высказывать свои идеи "на людях".

      - Научить детей фантазировать.

      - Научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение.

   - Поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она слабая.

   - Оценить общую активность детей.

Основные этапы "мозгового штурма":

╥ определение проблемы,

╥ выбор генераторов идей и экспертов,

╥ проведение обсуждения проблемы и запись выдвинутых идей,

╥ обсуждение идей и ранжирование их по степени важности,

╥ определение приоритетов и коллективный выбор наиболее ценной идеи.

Как обычно строится процесс выработки и обсуждения идей? После постановки проблемы ведущий ставит задачу - обменяться информацией, данными по поставленной проблеме. При этом, обмен информацией носит исключительно фактический и объективный характер, и в этот период участники стараются воздерживаться от оценок. Обменявшись информацией, участники "мозгового штурма" переходят к ее анализу. Теперь уже они имеют возможность говорить все, что они думают о собранных данных. Ведущий в это время регистрирует (записывает) все высказываемые оценочные мнения, не пытаясь преждевременно перейти к разрешению проблемы. Далее ведущий предлагает группе найти решение проблемы. Этот этап требует максимума воображения. Руководитель фиксирует предлагаемые решения. Предложенные решения группа сопоставляет с анализом, проведенным во время второй фазы. Отбрасываются одни из идей, объединяются другие, приводя группу к окончательному решению, удовлетворяющему всех участников. При подведении итогов задается главный вопрос: разрешена ли проблемная ситуация (достигнута ли цель)? Также важно определить, всеми ли участниками "мозгового штурма" понятна ситуация, верно ли были выбраны подходы, критерии решения проблемы, а также удалось ли выработать рекомендации для практического действия.

                       Возможный порядок проведения мозгового штурма в группе.

 1. Разделить детей на две группы. Одна группа - "генераторы идей", другая группа - "проницательные аналитики", или "эксперты".

2. Объяснить детям правила игры, рассказать об обязанностях обеих групп. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи, самые дикие и фантастичные, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. За все идеи выдавать фишки, можно разного цвета.

 3. Поставить обеим группам задачу.

 4. Попросить "генераторов" высказывать свои решения, а "аналитиков" внимательно слушать, запоминать или записывать все идеи, но молчать! Если будет гвалт у "генераторов", то это нормально, даже хорошо. Дети должны выплеснуть свои эмоции вместе со своими идеями. Время на "орание" надо неуклонно сокращать, через несколько дней дети научатся "орать" по очереди, а потом и нормально говорить по очереди.

     Очень хороший прием для успокоения расшумевшегося класса предложил И. Викентьев. Заранее надо договориться с группой, что все замолкают, когда учитель громко хлопнет в ладоши и вытянет руки вперед. В течение нескольких дней надо потренировать детей - сказать: "Шумите! А когда хлопну в ладоши, в тот же миг замолкайте". Более трех повторов команды за одно упражнение делать не следует - дети могут не успокоиться, им просто понравится шуметь.

 5. Все идеи детей надо умудриться записать на доске или запомнить. Уместен магнитофон.

6. Когда идеи иссякнут, надо дать слово "аналитикам". Пусть они дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также предложат свои решения.

       Обязательно предоставьте возможность каждому ребенку защитить свое решение, найти ему оптимальную область или условия применения. Это очень важный момент - вырабатывается умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами.

    Похвалите всех детей, отметьте самых активных и остроумных.

 7. В следующий раз поменяйте детей ролями. Скоро выявятся лучшие "генераторы" и "аналитики".

 8. Вообще говоря, делить ребят на две группы не обязательно, обе операции могут выполнять одни и те же дети, но только операции надо разнести во времени.

9. Великолепным стимулом активности является погружение детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать.

 Например, задача: надо быстро (!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти  решение.

   Уточните:

 - Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне, - это ресурс для решения задачи. Используем приемы: посредник + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу).

      Возможные  ответы учащихся:

 1. Добавить холодную воду, заварку или молоко.

 2. Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.

 3. Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.

 4. Добавить много варенья или сахара.

 5. Переливать через воронку.

 6. Погружать холодные ложки.

 7. Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег... и т.д.

         Бывает, дети дружно повторяют ранее высказанную идею, не предлагая своих. Не обостряйте ситуацию, спросите: "А что ты предложишь свое?" Повторите вопрос ребенку лично. Бывает, дети молчат. Ни у кого нет ни одной идеи. Задайте наводящие вопросы, обратитесь к самому сообразительному или к самому бойкому ребенку. Расшевелите их. Если не удалось установить процесс генерирования, значит, предложенная тема детей не вдохновила, им скучно или они боятся принимать участие в обсуждении.

Темы мозгового штурма для детей

        Сначала приведу "классические" вопросы для мозгового штурма, а в конце раздела - задачи и их решения.

 - Как доставить тяжелую пирогу Робинзона к морю?

 - Как измерить длину всех ядовитых змей в террариуме?

 - Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек?

 - Как защитить бассейн, из которого подается питьевая вода в город, от купальщиков?

 - Как обогревать людей на улицах в лютый мороз?

 - Как спасти собаку, плывущую на льдине по реке в ледоход?

 - Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, ложечки нет. Что делать?

 - Что будет, если слоны увеличатся до размеров синего кита? (Высота слонов достигает 4,5 м, а вес 5 т, длина китов достигает 30 м, а вес более 100 т.)

 - Что будет, если у зайцев в десять раз увеличить длину ног?

 - Как сделать разноцветную льдинку?

 - Как космонавтам закреплять летающие по кабине мелкие предметы (ручки, расческу, блокнот...): магнитом, липучкой, скрепкой, пружинным прижимом, булавкой... Какие способы не подойдут?

 - Аборигены Австралии ловят черепах, когда те выползают на берег. Их просто переворачивают на спину, и они становятся совершенно беспомощными. Как им помочь?

 - Число людей на Земле стремительно увеличивается. Придет время, когда не будет хватать еды, воды, топлива, места. Что делать?

 - Как проникнуть в комнату, не открывая дверей?

 - Как достать сосульку с крыши?

 Задачи:

 1. Как можно определить время, если нет часов?

 2. Надо вычистить изнутри извилистую трубу. Как быть?

 3. Придумайте новое невиданное природное явление. Как помочь себе фантазировать?

 Возможные ответы:

1. Приемлемый ответ зависит от конкретных обстоятельств. Позвонить по телефону; включить радио и ждать, когда объявят точное время; выйти на улицу и спросить прохожего; приблизительно можно определить по положению солнца или луны; по первым петухам; по количеству прохожих на улице; по чувству голода; по цветам; по положению "тарелки" подсолнуха; по поведению собаки (хочет ли она на прогулку)...

 2. Используем, например, прием "посредник": промыть водой с песком; продуть пылесосом; прогнать внутри трубы кошку; прокалить на костре, а потом проколотить и прочистить; прочистить вращающимся гибким тросиком.

3. Подсказка: назовите, какие природные явления вы знаете. Ветер, дождь, снег, оползни, грозы, затмения, северные сияния... Сделайте их необычными: усильте, переверните, поменяйте местами... Например: дождь из конфет и игрушек... Быстрое перемещение материков...

Преимущества метода:

обеспечение равного участия каждому члену группы мозгового штурма в обсуждении проблемы и выдвижении идей,

одинаковая продуктивность на любой стадии процесса принятия решения,

возможность фиксации и постоянной записи всех выдвинутых идей,

благоприятные условия для возникновения эффекта "цепной реакции" идей.

Недостатки метода:

возможность доминирования одного или двух лидеров - наиболее активных участников группы,

вероятность "зацикливания" на однотипной идее,

необходимость требуемого уровня компетентности и наличия представителей различных специальностей в составе одной группы,

ограниченность времени на проведение

Советы преподавателю

 Ведущий в ходе мозгового штурма может поощрять и поддерживать все мысли и высказывания, но при этом никакой оценки идей.

Если в ходе обсуждения полученного перечня обнаружатся новые формулировки, которые описывают дополнительные общие цели, выведите их из перечня, чтобы анализировать отдельно.

Стимулируйте новые идеи, при необходимости предлагая собственные варианты

Не допускайте смеха, ироничных комментариев, насмешек над идеями других.

Мозговой штурм – универсальный педагогический метод по свободной выработке множества идей на заданную тему. Призван подтолкнуть учащихся, занятых решением проблемы, к выдвижению большего числа идей, в т.ч. самых невероятных и фантастических, а главное:

Воспитать творческую личность. Воспитать человека разумного, мыслящего. При этом обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, применять личностно – ориентированный подход в обучении. В ненавязчивой форме, систематически, используя набор различных задач и заданий приучить ученика самостоятельно мыслить.

Используемая литература:

1.«Технология решения творческих задач» В.Д. Сидоренко, О.П. Очинин,

2.«технология профессионального самоопределения и карьеры». Н.В. Матяш.

3. Ресурсы интернет

4. «Универсальные поурочные разработки по физике» В.А. Волков, Москва  «ВАКО» - 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование метода мозгового штурма на уроках физики

Презентация к выступлению по методике применения метода мозгового штурма при изучении предмета физика...

Конспект открытого урока в 11 классе (углубленное изучение) по теме The World’s Best, The World’s Worst. The Mystery of the Disappearing Author. Использование метода мозгового штурма.

Метод мозгового штурма это перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам, если учителю, конечно, интересно развивать творческие способности учеников. Мозговой штурм - это активн...

Технология развития критического мышления посредством чтения и письма. Групповое обучение: метод мозгового штурма.

Сегодня обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они могут адекватно выполнять свои функции, отл...

Использование технологии «Мозговой штурм» на уроке английского языка. Урок-игра "Мозговой штурм".

Технология «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») хорошо известна среди преподавателей, однако, поскольку ее часто используют на уроках, целесообразно уточнить не...

Метод "мозгового штурма" как средство формирования творческой активности учащихся

В своей работе мы стремимся каждый урок построить так, чтобы ученик становился активным участником собственного обучения. Для нас важен деятельностный подход к обучению, важна практическая направленно...

Метод "мозгового штурма" как средство формирования творческой активности учащихся

В своей работе мы стремимся каждый урок построить так, чтобы ученик становился активным участником собственного обучения. Для нас важен деятельностный подход к обучению, важна практическая направленно...


 

Комментарии

Носова Марина Владимировна

Полезная информация