Классный час " Штурм Рейхстага"
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Классный час «Штурм Рейхстага»
Цели и задачи: воспитание чувства гражданского долга; формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей; социализация и воспитание творческой личности средствами музея.
Оборудование:
Компьютер
Мультимедиа-проектор
Экран
Ход классного часа:
Классный час проходит в музее. Мероприятие начинается в полной тишине. Звучит песня из кинофильма «Офицеры». На экране демонстрируются фотографии Великой Отечественной войны. Заканчивается песня и свет зажигается.
Ученик 1:
День Победы — праздник всей страны.
Духовой оркестр играет марши.
День Победы — праздник седины
Наших прадедов, дедов и кто помладше.
Даже тех, кто не видал войны —
Но ее крылом задет был каждый, —
Поздравляем с Днем Победы мы!
Этот день — для всей России важный
(Алексей Сурков)
(фоном приглушенно звучит песня «Эх дороги»)
Учитель:
Сегодня наш классный час необычный. Мы узнаем о том, как был взят Рейхстаг.
Шла весна 1945 года. Победоносно двигались по вражеской территории советские войска, сокрушая оборону противника, разметая фашистские полки и дивизии. Менялись боевые рубежи, оставались позади города и села, земля гудела от залпов наших орудий, от грохота советских танков. Воины рвались вперед, и в думах каждого в те дни было одно: недалек Берлин! Об этом говорили плакаты и указатели на дорогах, надписи на машинах и танках, броские заголовки в газетах. Об этом каждому солдату, сержанту и офицеру напоминало взволнованное биение их сердец.
Ученик 2 читает стихотворение
Где трава от росы и от крови сырая,
Где зрачки пулеметов свирепо глядят,
В полный рост, над окопом переднего края,
Поднялся победитель-солдат.
Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
Тишина... Тишина... Не во сне - наяву.
И сказал пехотинец: - Отмаялись! Баста!-
И приметил подснежник во рву.
И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
Ожил радости прежней певучий поток.
И нагнулся солдат и к простреленной каске
Осторожно приладил цветок.
Снова ожили в памяти были живые -
Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.
Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
Сапогом попирая колючий плетень.
За плечами пылала заря молодая,
Предвещая солнечный день.
Учитель знакомит с данными:
Штурм Рейхстага | |
Дата: | 28 апреля – 2 мая 1945 года |
Место: | Берлин, Германия |
Итог: | Красная Армия овладела Рейхстагом и установила на нём Знамя Победы |
Противники | |
СССР | Германия |
Командующие | |
С. Н. Перевёрткин | Г. Вейдлинг |
В. М. Шатилов | |
А. И. Негода | |
Силы сторон | |
Неизвестно | Гарнизон Рейхстага: около 1000 человек. Район Рейхстага обороняло около 5000 человек. |
Потери | |
Неизвестно | Уничтожено: 2500 человек, взято в плен — 1650. |
Штурм Рейхстага — боевая операция частей Красной Армии против немецких войск по овладению зданием германского парламента. Проводилась на завершающем этапе Берлинской наступательной операции с 28 апреля по 2 мая 1945 года.
9 апреля - начало боев за Рейхстаг
Рейхстаг представлял собой настоящую крепость. Поздно вечером 30 апреля 1945 года 1-й батальон 756-го стрелкового полка под командованием капитана С.А. Неустроева, 1-й батальон 674-го стрелкового полка под командованием капитанаВ.И. Давыдова и 1-й батальон 380-го стрелкового полка под командованием старшего лейтенанта К.Я. Самсонова овладели основной частью Рейхстага. В штурме здания также участвовали отдельные группы под командованием майора М.М. Бондаря и капитана В.Н. Макова, танкисты 23-й танковой бригады. Бой в горящем здании продолжался до позднего вечера. Только после удачной атаки в тыл немецким подразделениям бойцам С.А. Неустроева удалось загнать гитлеровцев в подвальные помещения. Поняв бессмысленность дальнейшего сопротивления, командование гарнизона Рейхстага предложило начать переговоры с условием, что с советской стороны в них должен принять участие офицер в звании не ниже полковника. Среди офицеров, находящихся в это время в Рейхстаге, не было никого старше майора, а связь с полком не работала. Поэтому было принято решение направить на переговоры рослого и представительного лейтенанта А. Береста, предварительно переодев его в форму полковника. После недолгой подготовки на переговоры пошли А. Берест в качестве полковника, С.А. Неустроев как его адъютант и рядовой И. Прыгунов в качестве переводчика. Переговоры начались с предложения А. Береста о капитуляции. В ответ немецкие парламентеры заявили о готовности гарнизона сложить оружие, но при условии, что советские солдаты покинут огневые позиции. Советский «полковник» категорически отверг это предложение и потребовал безоговорочной капитуляции. После этого советская делегация покинула подвал. Только ранним утром 2 мая немецкий гарнизон капитулировал.
Последний штурм центральной части города, где находилась Имперская канцелярия, продолжался всю ночь с 1 на 2 мая. К 15 часам 2 мая остатки берлинского гарнизона общим количеством более 134 тысяч человек сдались в плен.
2 мая 1945 г. Москва дважды салютовала победителям: в 21 час залпами из 222 орудий, а в 23 часа – из 324 орудий.
За 23 дня непрерывных наступательных боев Красная армия и Войско польское во время проведения Берлинской операции потеряли убитыми 81 116 человек, ранеными и больными 280 000 человек.
Правительство СССР и Президиум Верховного Совета СССР учредили медаль «За взятие Берлина», которой было награждено более 1 млн. 82 тыс. солдат и офицеров. 187 частям и соединениям Красной армии, наиболее отличившимся при штурме вражеской столицы, было присвоено почетное наименование «Берлинские». Более 600 участников Берлинской операции удостоены звания Героя Советского Союза. 13 человек награждены второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.
30 апреля – водружение Знамени Победы
Перед штурмом Рейхстага Военный совет 3-й Ударной армии вручил своим дивизиям девять Красных знамен, специально изготовленных по типу Государственного флага СССР. Подобные самодельные Красные знамена, флаги и флажки имелись во всех передовых частях, соединениях и подразделениях. Они, как правило, вручались штурмовым группам, которые комплектовались из числа добровольцев и шли в бой с главной задачей – прорваться в Рейхстаг и установить на нем Знамя Победы.
Первыми – в 22 часа 30 минут по московскому времени 30 апреля 1945 г. – водрузили штурмовое Красное знамя на крыше Рейхстага на скульптурной фигуре "Богиня победы" артиллеристы-разведчики 136-й армейской пушечной артиллерийской бригады старшие сержанты Г.К. Загитов, А.Ф. Лисименко, А.П. Бобров и сержант А.П. Минин из состава штурмовой группы 79-го стрелкового корпуса, которой командовал капитан В.Н. Маков. Штурмовая группа артиллеристов действовала совместно с батальоном капитана С.А. Неустроева. Через два-три часа также на крыше Рейхстага, на скульптуре конного рыцаря – кайзера Вильгельма – по приказанию командира 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии полковника Ф.М. Зинченко было установлено Красное знамя №5, которое затем прославилось как Знамя Победы. Оно представляло собой красное полотнище размером 188 на 82 сантиметра, прикрепленное к древку. На одной стороне его, вверху, были изображены пятиконечная звезда, серп и молот, а в нижнем углу у древка стоял номер. Об этом знамени вскоре узнал каждый солдат, сержант и офицер дивизии, и воины не раз рассуждали о том, кому же доведется водрузить его над рейхстагом».
Его водрузили разведчики сержант М.А. Егоров и младший сержант М.В. Кантария. 2 мая это знамя было перенесено на купол Рейхстага в качестве Знамени Победы. Всего в период штурма и вплоть до передачи Рейхстага союзным войскам на нем в разных местах было установлено до 40 Красных знамен, флагов и флажков. 9 мая Знамя Победы было снято с Рейхстага и на его место поставлено другое Красное знамя.
Ученик читает стихотворение
И вот уже у стен Рейхстага
Ожесточенный бой кипит,
Советских воинов отвага
В последней схватке победит.
И над фашистскою столицей,
Пронзая синеву насквозь,
Как вестник славы, вольной птицей,
Победы знамя вознеслось.
Ученик читает стихотворение
Взвейся Знамя Победы! Государственный флаг!
Слышу голос из бездны: «Здесь победный наш стяг!
Мы под знаменем красным шли бесстрашно вперед
За любимую Родину, за советский народ!»
Пусть же Знамя Победы в этом зале стоит,
С вами, прадеды, деды пусть оно единит!
Это важно сегодня для тебя, для меня.
Вспоминаем героев мы, скорбя и любя.
Учитель:
Я думаю, что этот классный час оставит след в душе каждого из присутствующих здесь ребят. Памяти предков будем достойны!
Звучит песня «Журавли»
Всем спасибо.
Литература, используемая при разработке тематического классного часа
http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=809
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно – музыкальная композиция «Они дошли с победой до Рейхстага»
Литературно – музыкальная композиция «Они дошли с победой до Рейхстага» ...
Путь к Рейхстагу
Сегодняшнее наше занятие мы начнём с биографии трёх людей, которых война застала в разных частях нашей страны, а затем свела в одном месте, а в каком узнаем об этом позже....
классный час с использование элементов мозгового штурма
разработка классного часа...
Разработка классного часа в 8 классе, посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, "Они дошли с победой до рейхстага".
Данный классный час предназначен для учащихся 8-х классов....
Классный час "Мозговой штурм"
Интеллектуальная игра "Мозговой штурм" Цели: ознакомить детей с вопросами интеллектуальных тестов; способствовать формированию позитивной оценки таких качеств, как рассудительность, см...
Использование технологии «Мозговой штурм» на уроке английского языка. Урок-игра "Мозговой штурм".
Технология «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») хорошо известна среди преподавателей, однако, поскольку ее часто используют на уроках, целесообразно уточнить не...
Классный час в 8 классе, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, «Они дошли с победой до рейхстага».
Внеклассное мероприятие для школьников!...