Статья: Взаимодействие школы и колледжа как один из путей развития профильного профессионального образования.
статья
Профильное обучение в средней общеобразовательной школе является средством, обеспечивающим преемственность среднего общего и профессионального образования. Одной из основных идей образовательной реформы РФ выступает профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И КОЛЛЕДЖА КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРОФИЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРКАЗОВАНИЯ.
Очирова Т. В., преподаватель общественных дисциплин ГБПОУ Байкальский колледж туризма и сервиса,
Туманова Е. В., учитель истории МАОУ ФМШ №56, г. Улан-Удэ
Профильное обучение в средней общеобразовательной школе является средством, обеспечивающим преемственность среднего общего и профессионального образования. Одной из основных идей образовательной реформы РФ выступает профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы. Система профильного обучения базируется на кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Число профилей не ограничено, оно может дополняться в соответствии с потребностями конкретного региона. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 90% старшеклассников считают, что обучение в школе не позволяет им развивать и реализовывать свои способности. Кроме того, 85% утверждают, что школа не дает реальных ориентиров для жизненного определения, а 90% - говорят, что в школе они не получают возможность для профессиональной ориентации.[1,1] Изменившиеся социально-экономические условия в стране, конкуренция на рынке труда по-новому ставят вопросы о необходимости значительного повышения качества подготовки специалистов в области материального производства, современных технологий и экономики. Для этого требуется объединение усилий всех образовательных учреждений: школ, колледжей, профессиональных училищ, вузов и т.д.
С целью решения поставленной задачи необходимо, как отмечает В.В. Путин: «Восстановить престиж и актуальность обучения прикладным квалификациям. Привязать их к конкретным технологиям, представленным на рынке. И обучение вести, как правило, на базе полноценного среднего образования, получаемого в школе. В этом случае потребуется не 3 - 4 года, как сейчас, а не больше года, а иногда и полгода. Зато это будет действительно напряженный учебный труд - на реальных рабочих местах, с лучшими профессионалами в качестве наставников [5,3]».
Как решить поставленную задачу в условиях нашего города?
На сегодняшний день большинство старшеклассников города Улан-Удэ охвачены профильным и углублённым обучением. На наш взгляд, эффективная организация профильного обучения должна строиться на основе сетевого взаимодействия и сотрудничества школ с учреждениями профессионального образования. Учитывая данные социологического опроса выпускников 9 классов и их родителей, мы пришли к выводу, что 54% обучающихся на ступени основного общего образования устремлены в учреждения среднего профессионального образования.[6,1] Поэтому весьма перспективными направлениями инновационной деятельности школ города являются:
1. Формирование условий для профессионального самоопределения учащихся через специализацию в рамках предпрофильного обучения.
2. Отработка механизмов взаимодействия школы с учреждением СПО с целью формирование единого образовательного пространства на основе интеграции содержания среднего общего и среднего профессионального образования путем сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования.
3. Формирование образовательного кластера «Школа-техникум-предприятие» поможет выполнять еще одну актуальную задачу российского образования – позволит готовить специалистов, которые способны адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка труда.
Основными формами профориентационной работы в школе являются:
уроки в школьных мастерских с сообщением определенных сведений профориентационного характера;
экскурсии на предприятия и в профессиональные учебные заведения города;
выставки детских работ на муниципальном, региональном и всероссийском уровне;
оформление стендов, посвященных профессиям по профилям, изучаемым в школе;
встречи со специалистами БКТиС г. Улан-Удэ;
встречи с бывшими выпускниками школы, получившими начальное профессиональное образование;
беседы для учащихся о профессиях родителей в рамках школы;
участие в днях открытых дверей в БКТиС ;
участие 9-классников в совместных конкурсах профессионального мастерства в общеобразовательных учреждениях города;
различные конкурсы, соревнования в школе;
ежегодный декадник труда и праздник Труда в школе и многие другие формы работы.
В школе стали традиционными ряд мероприятий по профориентации, в которых принимают участие обучающиеся 1-9 классов. Эти мероприятия проводятся ежегодно при активном участии родителей обучающихся.
Проект « К родителям на работу»
Конкурс рисунков для учащихся 1-7 классов «Профессии моих родителей»
Фотовыставка «Профессии моего города»
Конкурс сочинений « Кем быть?»
Деловая игра для учащихся 8-9 классов «Мой выбор»
Школа любящих родителей «Как помочь ребенку с выбором будущей профессии?»
Проект «День открытых дверей «Профессии, которые мы получаем в школе».
Хотелось бы остановиться на одном из масштабных проектов - «Мир профессий». Основные организаторы этого мероприятия – администрация школы и Совет отцов несовершеннолетних обучающихся. Мероприятие проводится в третьей четверти учебного года. В 8-9 классах ребята участвуют в организации круглого стола. Круглый стол проходит по теме: «Рынок труда: требования и перспективы». Где приглашенные, представители, как правило, рабочих профессий знакомят ребят с рынком труда, его требованиями и перспективами, отвечая на вопросы ребят, рассказывают об особенностях своих профессий. В совместном обсуждении выясняют, какими качествами необходимо обладать человеку, чтобы быть успешным в той или иной профессии. По завершении работы ребятам предлагается заполнить первое в своей жизни резюме и защитить его перед специалистами. Ребята, написавшие лучшее резюме, получают от гостей - «Профессиональный сертификат» соответствия выбранной профессии.
Большой популярностью пользуется День открытых дверей в ГБПОУ Байкальский колледж туризма и сервиса. В этот день колледж представляет девятиклассникам профессии и специальности. Это день приурочен к открытому Региональному Чемпионату «Молодые профессионалы». Школьники могут увидеть студентов-конкурсантов за выполнением конкурсных заданий. Кроме этого они могут попробовать свои силы на практике. Им предлагается принять участие в профессиональных пробах.
Для расширения сотрудничества с колледжем предлагаем ввести практико-ориентированные курсы: «Введение в специальность», «Выбор профессии», «Основы рыночной экономики» и другие, на ступени предпрофильной подготовки. Их цель – познакомить будущих студентов колледжа со специальностями экономического и технического профилей. Особое внимание здесь должно быть уделено предпрофильному обучению, осуществляемому в режиме личностно-ориентированного образования, которое должно быть направлено на формирование у обучаемых профессионально-значимых компетенций (системное мышление, способность к критическому оцениванию и самооцениванию, рефлексия), а также основ информационной, коммуникативной и предпринимательской культуры. Важно, что читать курсы будут преподаватели колледжа. Стратегическим направлением развития Бурятии признан туризм, республика объявлена особой экономической зоной туристско-рекреационного типа , приоритетной становится задача приведения рынка образовательных услуг в соответствие с потребностями рынка труда, обеспечение предприятий и организаций-резидентов необходимыми специалистами.
Эту задачу успешно решает Байкальский колледж туризма и сервиса. В настоящее время техникум готовит специалистов по направлениям:
Гостиничное дело
Коммерция (по отраслям)
Кондитер сахаристых изделий
Организация обслуживания в ОП
Повар, кондитер
Поварское и кондитерское дело
Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий
Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Туризм
Продавец, контролер-кассир
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
Автомеханик
Мастер по лесному хозяйству
Использование кадрового и технологического потенциала ГБПОУ БКТиС позволит расширить возможности выбора обучающимся индивидуальной образовательной траектории с учетом его будущей профессии, обеспечит его социализацию.
Тесное сотрудничество общеобразовательной школы с колледжем приведёт к повышению качества профильного обучения, отбора и приема обучающихся в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Качественно отобранные и принятые в учебные заведения учащиеся (студенты) в конечном итоге составляют прогрессивную и подготовленную часть к профессиональной деятельности студенческую молодежь нашей страны.
Список литературы:
1. Афанасьев В.В. Красный квадрат /Отв.ред. Н.А.Дидковская, М.В.Новиков. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. – 168 с.
2. Афанасьев В.В., Московский С.Б. Университетский комплекс педагогического профиля в Ярославской области // Инновации в российском образовании: Высшее профессиональное образование (опыт создания университетских комплексов). – М.: Изд-во МГПУ, 2001.
3. Мокряк М.Ю. Профильное обучение в современной школе.
4.. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. - М.: «Эгвес», 2000. – 272 с.
5. Путин В.В. «Строительство справедливости. Социальная политика для России» (статья)/ http://moscow-post.ru
6. Новые известия /https://newizv.ru/news/society/07-12-2018/bolshinstvo-devyatiklassnikov-v-2018-godu-pereshli-v-kolledzhi
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации " Дидактический материал: "Активные методы обучения как один из путей развития способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Задания творческого характера могут быть использованы для подготовки к олимриадам, интеллектуальным марафонам, во внеклассной деятельности....
Интеграция очного и дистанционного обучения как один из путей повышения качества математического образования
Дистанционная форма предусматривает: самостоятельную исследовательскую деятельность с использованием ресурсов Интернет; выполнение дополнительных заданий, способствующих усвоению...
Проектирование индивидуального образовательного маршрута как механизм развития непрерывного профессионального образования в колледже (из опыта работы Череповецкого химико-технологического колледжа)
В современном мире резко возрос объем знаний, которыми должен владеть современный человек. Сегодня, как утверждают эксперты, объем знаний удваивается каждые три года, ...
Взаимодействие школы и колледжа. Диссертация
Диссертация посвящена правильному проведению взаимодействия школы и колледжа на уроках технологии....
Развитие профильного направления образования в средней общеобразовательной школе через взаимодействие школа-ВУЗ
Статья о механизме сотрудничества средней общеобразовательной школы с ВУЗом. Работа учащихся и учителей в системе школа-ВУЗ в свете внедрения ФГОС основоной общеобразовательной школы....