Статья: Взаимодействие школы и колледжа как один из путей развития профильного профессионального образования.
статья

Туманова Екатерина Вячеславовна

Профильное обучение в средней общеобразовательной школе является средством, обеспечивающим преемственность среднего общего и профессионального образования. Одной из основных идей образовательной реформы РФ выступает профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И КОЛЛЕДЖА КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРОФИЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРКАЗОВАНИЯ.

 Очирова Т. В., преподаватель общественных дисциплин ГБПОУ Байкальский колледж туризма и сервиса,

Туманова Е. В., учитель истории МАОУ ФМШ №56, г. Улан-Удэ

Профильное обучение в средней общеобразовательной школе является средством, обеспечивающим преемственность среднего общего и профессионального образования. Одной из основных идей образовательной реформы РФ выступает профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы. Система профильного обучения базируется на кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Число профилей не ограничено, оно может дополняться в соответствии с потребностями конкретного региона. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 90% старшеклассников считают, что обучение в школе не позволяет им развивать и реализовывать свои способности. Кроме того, 85% утверждают, что школа не дает реальных ориентиров для жизненного определения, а 90% - говорят, что в школе они не получают возможность для профессиональной ориентации.[1,1] Изменившиеся социально-экономические условия в стране, конкуренция  на рынке труда по-новому ставят вопросы о необходимости значительного повышения  качества подготовки специалистов в области материального производства,  современных технологий и экономики. Для этого требуется объединение усилий всех образовательных учреждений: школ, колледжей, профессиональных  училищ, вузов и т.д.

С целью решения поставленной задачи необходимо, как отмечает В.В. Путин: «Восстановить престиж и актуальность обучения прикладным квалификациям. Привязать их к конкретным технологиям, представленным на рынке. И обучение вести, как правило, на базе полноценного среднего образования, получаемого в школе. В этом случае потребуется не 3 - 4 года, как сейчас, а не больше года, а иногда и полгода. Зато это будет действительно напряженный учебный труд - на реальных рабочих местах, с лучшими профессионалами в качестве наставников [5,3]».

Как решить поставленную задачу в условиях нашего города?

На сегодняшний день большинство старшеклассников города Улан-Удэ  охвачены профильным и углублённым обучением. На наш взгляд, эффективная организация профильного обучения должна строиться на основе сетевого взаимодействия и сотрудничества школ с учреждениями профессионального образования. Учитывая данные социологического опроса выпускников 9 классов и их родителей, мы пришли к выводу, что 54% обучающихся на ступени основного общего образования устремлены в учреждения среднего профессионального образования.[6,1] Поэтому весьма перспективными направлениями инновационной деятельности школ города являются:

1. Формирование условий для профессионального самоопределения учащихся через специализацию в рамках предпрофильного обучения.

2. Отработка механизмов взаимодействия школы  с учреждением СПО с целью формирование единого образовательного пространства на основе интеграции содержания среднего общего и среднего профессионального образования путем сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования.

3. Формирование образовательного кластера «Школа-техникум-предприятие» поможет выполнять еще одну актуальную задачу российского образования – позволит готовить специалистов, которые способны адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка труда.

Основными формами профориентационной работы в школе являются:

уроки в школьных мастерских с сообщением определенных сведений профориентационного характера;

экскурсии на предприятия и в профессиональные учебные заведения города;

выставки детских работ на муниципальном, региональном и всероссийском уровне;

оформление стендов, посвященных профессиям по профилям, изучаемым в школе;

встречи со специалистами БКТиС  г. Улан-Удэ;

встречи с бывшими выпускниками школы, получившими начальное профессиональное образование;

беседы для учащихся о профессиях родителей в рамках школы;

участие в днях открытых дверей в БКТиС ;

участие 9-классников в совместных конкурсах профессионального мастерства в общеобразовательных учреждениях города;

различные конкурсы, соревнования в школе;

ежегодный декадник труда и праздник Труда в школе и многие другие формы работы.

В школе стали традиционными ряд мероприятий по профориентации, в которых принимают участие обучающиеся 1-9 классов. Эти мероприятия проводятся ежегодно при активном участии родителей обучающихся.

Проект « К родителям на работу»

Конкурс рисунков для учащихся 1-7 классов «Профессии моих родителей»

Фотовыставка «Профессии моего города»

Конкурс сочинений « Кем быть?»

Деловая игра для учащихся 8-9 классов «Мой выбор»

Школа любящих родителей «Как помочь ребенку с выбором будущей профессии?»

Проект «День открытых дверей «Профессии, которые мы получаем в школе».

Хотелось бы остановиться на одном из масштабных проектов - «Мир профессий».  Основные организаторы этого мероприятия – администрация школы и Совет отцов   несовершеннолетних обучающихся. Мероприятие проводится в третьей  четверти учебного года. В 8-9 классах ребята участвуют в организации круглого стола.  Круглый стол проходит по теме: «Рынок труда: требования и перспективы». Где приглашенные, представители, как правило, рабочих профессий знакомят ребят с рынком труда, его требованиями и перспективами, отвечая на вопросы ребят, рассказывают об особенностях своих профессий. В совместном обсуждении выясняют, какими качествами необходимо обладать человеку, чтобы быть успешным в той или иной профессии. По завершении работы ребятам предлагается заполнить первое в своей жизни резюме и защитить его перед специалистами. Ребята, написавшие лучшее резюме, получают от гостей - «Профессиональный сертификат» соответствия выбранной профессии.

Большой популярностью пользуется День открытых дверей в ГБПОУ Байкальский колледж туризма и сервиса. В этот день колледж представляет  девятиклассникам  профессии и специальности. Это день приурочен к открытому  Региональному  Чемпионату  «Молодые профессионалы». Школьники могут увидеть студентов-конкурсантов за выполнением конкурсных заданий. Кроме этого они могут попробовать свои силы на практике. Им предлагается принять участие в профессиональных пробах.

  Для расширения сотрудничества с колледжем предлагаем ввести  практико-ориентированные курсы: «Введение в специальность», «Выбор профессии», «Основы рыночной экономики» и другие, на ступени предпрофильной подготовки. Их цель – познакомить будущих студентов колледжа со специальностями экономического и технического профилей. Особое внимание здесь должно быть уделено предпрофильному обучению, осуществляемому в режиме личностно-ориентированного образования, которое должно быть направлено на формирование у обучаемых профессионально-значимых компетенций (системное мышление, способность к критическому оцениванию и самооцениванию, рефлексия), а также основ информационной, коммуникативной и предпринимательской культуры. Важно, что читать курсы будут преподаватели колледжа. Стратегическим направлением развития Бурятии признан туризм,   республика объявлена особой экономической зоной туристско-рекреационного типа , приоритетной становится задача приведения рынка образовательных услуг в соответствие с потребностями рынка труда, обеспечение предприятий и организаций-резидентов необходимыми специалистами.

Эту задачу успешно решает Байкальский колледж туризма и сервиса. В настоящее время техникум готовит специалистов по направлениям:

  Гостиничное дело

  Коммерция (по отраслям)

  Кондитер сахаристых изделий

  Организация обслуживания в ОП

  Повар, кондитер

  Поварское и кондитерское дело

  Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

  Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

  Туризм

  Продавец, контролер-кассир

  Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

  Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

  Автомеханик

  Мастер по лесному хозяйству

Использование кадрового и технологического потенциала ГБПОУ БКТиС позволит расширить возможности выбора обучающимся индивидуальной образовательной траектории с учетом его будущей профессии, обеспечит его социализацию.

Тесное сотрудничество общеобразовательной  школы с  колледжем   приведёт   к повышению качества профильного обучения, отбора и приема обучающихся в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Качественно отобранные и принятые в учебные заведения учащиеся (студенты) в конечном итоге составляют прогрессивную и подготовленную часть к профессиональной деятельности студенческую молодежь нашей страны.

Список литературы:

1. Афанасьев В.В. Красный квадрат /Отв.ред. Н.А.Дидковская, М.В.Новиков. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. – 168 с.

2. Афанасьев В.В., Московский С.Б. Университетский комплекс педагогического профиля в Ярославской области // Инновации в российском образовании: Высшее профессиональное образование (опыт создания университетских  комплексов). – М.: Изд-во МГПУ, 2001.

3. Мокряк М.Ю. Профильное обучение в современной школе.

 https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2015/12/23/profilnoe-obrazovanie-v-sovremennoy 

4.. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. - М.: «Эгвес», 2000. – 272 с.

5. Путин В.В. «Строительство справедливости. Социальная политика для России» (статья)/ http://moscow-post.ru

6. Новые известия /https://newizv.ru/news/society/07-12-2018/bolshinstvo-devyatiklassnikov-v-2018-godu-pereshli-v-kolledzhi


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации " Дидактический материал: "Активные методы обучения как один из путей развития способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Задания творческого характера могут быть использованы для подготовки к олимриадам, интеллектуальным марафонам, во внеклассной деятельности....

Интеграция очного и дистанционного обучения как один из путей повышения качества математического образования

Дистанционная форма предусматривает: самостоятельную исследовательскую деятельность с использованием ресурсов Интернет; выполнение дополнительных заданий, способствующих усвоению...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута как механизм развития непрерывного профессионального образования в колледже (из опыта работы Череповецкого химико-технологического колледжа)

     В современном мире резко возрос объем знаний, которыми должен владеть современный человек. Сегодня, как  утверждают эксперты, объем знаний удваивается каждые три года, ...

Взаимодействие школы и колледжа. Диссертация

Диссертация посвящена правильному проведению взаимодействия школы и колледжа на уроках технологии....

Развитие профильного направления образования в средней общеобразовательной школе через взаимодействие школа-ВУЗ

Статья о механизме сотрудничества  средней общеобразовательной школы с ВУЗом. Работа учащихся и учителей в системе школа-ВУЗ в свете внедрения ФГОС основоной общеобразовательной школы....