Доклад «Достижение образовательных результатов- от содержания образования- к жизненной компетенции обучающегося с ОВЗ»
материал

Мазурук Наталья Владимировна

«Достижение образовательных результатов- от содержания образования- к жизненной компетенции обучающегося с ОВЗ»

      Рассматриваются подходы к структуре и содержанию оценки достижений обучающимися с ОВЗ планируемых результатов в соответствии с требованиями проекта федерального государственного образовательного стандарта. 

Обучающиеся с ОВЗ, федеральные государственные образовательные стандарты, оценка достижений обучающихся, результаты образования. 

Право на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с легкой умственной отсталостью, обеспечивается федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), проект которого был разработан коллективом сотрудников кафедры олигофренопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена. В соответствии со статьей 11, п. 3 Федерального Закона «Закон об образовании в Российской Федерации» [1] федеральные государственные образовательные стандарты включают требования к результатам освоения основных образовательных программ, в том числе и адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП), предназначенных для обучающихся с легкой умственной отсталостью. 

В настоящее время оценка достижения результатов освоения содержания образования обучающимися с легкой умственной отсталостью имеет относительно условный характер, поскольку четко не определены цели, направления и критерии оценочной деятельности. Разработанная на основе требований проекта ФГОС система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью планируемых результатов освоения АООП предложена для апробации в пилотном режиме в ряде регионов Российской Федерации. Ее целевые установки заключаются: 

  • в выявлении динамики развития каждого обучающегося с целью уточнения варианта АООП; 
  • в определении образовательного маршрута обучающегося;  
  • во внесении необходимых корректировок в содержание АООП. 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Достижение образовательных результатов- от содержания образования- к жизненной компетенции обучающегося с ОВЗ»

      Рассматриваются подходы к структуре и содержанию оценки достижений обучающимися с ОВЗ планируемых результатов в соответствии с требованиями проекта федерального государственного образовательного стандарта. 

Обучающиеся с ОВЗ, федеральные государственные образовательные стандарты, оценка достижений обучающихся, результаты образования. 

Право на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с легкой умственной отсталостью, обеспечивается федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), проект которого был разработан коллективом сотрудников кафедры олигофренопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена. В соответствии со статьей 11, п. 3 Федерального Закона «Закон об образовании в Российской Федерации» [1] федеральные государственные образовательные стандарты включают требования к результатам освоения основных образовательных программ, в том числе и адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП), предназначенных для обучающихся с легкой умственной отсталостью.  

В настоящее время оценка достижения результатов освоения содержания образования обучающимися с легкой умственной отсталостью имеет относительно условный характер, поскольку четко не определены цели, направления и критерии оценочной деятельности. Разработанная на основе требований проекта ФГОС система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью планируемых результатов освоения АООП предложена для апробации в пилотном режиме в ряде регионов Российской Федерации. Ее целевые установки заключаются: 

  • в выявлении динамики развития каждого обучающегося с целью уточнения варианта АООП; 
  • в определении образовательного маршрута обучающегося;  
  • во внесении необходимых корректировок в содержание АООП. 

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью и детей с ОВЗ планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы (АООП) призвана решить следующие задачи: 

  • закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; 
  • ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий; 
  • обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП общего образования, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов; 
  • предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательной организации; 
  • позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

Сформулированные выше задачи оценочной деятельности в целом совпадают с теми задачами, которые решаются при оценке результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования нормально развивающимися учащимися. Однако при использовании предлагаемой системы оценки результатов освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью и ОВЗ содержания АООП необходимо иметь ввиду, что эта оценка должна учитывать не только возможности каждого обучающегося, но и его особые образовательные потребности. В связи с чем, для этой категории обучающихся целесообразно выделять две, а не три группы результатов, как это предложено во ФГОС начального общего образования. К таким результатам, которые подлежат оцениванию, относятся личностные и предметные результаты. С нашей точки зрения, выделение метапредметных результатов, которые обеспечивают овладение обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями, является нецелесообразным. Обусловлено это тем, что главная цель образования любого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с умственной отсталостью, состоит прежде всего не только и не столько в усвоении системы знаний и умений, сколько «во врастании в культуру» [2, 23], т. е. в обеспечении его личностного развития. С этих позиций особую значимость приобретает оценка личностных результатов, которые включают овладение обучающимися с умственной отсталостью социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.  

Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки личностных результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Состав экспертной группы определяется общеобразовательной организацией и включает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагоговпсихологов, социальных педагогов, врача невролога, психиатра, педиатра), которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика. Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.   Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум. 

Не менее значимой является и вторая группа результатов ― предметные результаты ― связанные с овладением обучающимися с умственной отсталостью содержанием предметных областей, которые представлены в проекте Стандарта и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.  

Оценку этой группы результатов  целесообразно начинать со второго полугодия 2-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они могут принимать в ней более или менее активное участие под руководством учителя.  

Во время обучения в подготовительном и первом классах, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении содержания того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.  

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционноразвивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.  

Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная оценка отражала качество усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценкипланируемых результатов являются следующие: соответствие/несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах предупреждения или преодоления. По критерию прочности могут оцениваться как удовлетворительные; хорошие и очень хорошие (отличные).  

Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные). В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; «хорошо» ― от 51% до 65% заданий; «очень хорошо» (отлично) свыше 65% [3].

Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций. 

Таким образом, оценка достижений результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью должна иметь комплексный характер, что может быть обеспечено двумя путями: 

- во-первых, за счет количественного и качественного анализа отдельно личностных и предметных результатов и последующего их обобщения; 

- во-вторых, за счет определения компетенций, выступающих в качестве интегративных показателей, обеспечивающих возможность одновременной оценки и личностных, и предметных результатов. 

С нашей точки зрения, эти подходы позволяют обеспечить объективную оценку результатов образования учащихся с умственной отсталостью, осваивающих разные варианты содержания образования, предусмотренные в проекте ФГОС. Вместе с тем, применение означенных подходов требует разработки комплекса методических материалов, в которых были бы четко определены критерии и процедуры оценки, методы обработки, интерпретации и представления полученных данных. Таким образом, можно констатировать, что предложенная система оценки достижения результатов освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью представляет собой не готовое решение, а, скорее, обозначает те насущные проблемы, которые требуют дальнейшего обсуждения в сфере контроля качества образования с привлечением широкого круга заинтересованных лиц.

Литературa:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. на 2013 г. М. : Эксмо, 2013. С. 22. (Актуальное законодательство).
  2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. И. Власовой. М.:Педагогика, 1983. 368 с.
  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007. С. 9.

                                                                                             

Провела:

учитель

Мазурук Н.В.

Москва - 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание модели мотивационной образовательной среды достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО

Практическая значимость  разработанной  модели  обусловлена  тем, что  на ее основе может быть  организован  процесс обуче...

Создание модели мотивационной образовательной среды достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО

Практическая значимость  разработанной  модели  обусловлена  тем, что  на ее основе может быть  организован  процесс обуче...

статья "Создание мотивационно-обучающей среды достижения образовательных результатов обучающихся"

Создание мотивационно-обучающей среды достижения образовательных результатов обучающихся...

Использование элементов экономики на уроках математики, как средство развития жизненных компетенций обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью.

Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество. Эта проблема актуальна особенно ...

2.2. Качественные результаты деятельности педагогического работника в области социализации* и/или формирования жизненных компетенций** обучающихся/воспитанников (в зависимости от специфики учреждения)

2.2. Качественные результаты деятельности педагогического работника в области социализации* и/или формирования жизненных компетенций** обучающихся/воспитанников(в зависимости от специфики учреждения)...

Методическая разработка на тему: «Проектирование образовательного процесса, как необходимое условие достижения образовательных результатов обучающихся на уроках технологии»

В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критичес...

Мастер-класс "Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями как средство формирования их жизненных компетенций"

Мастер-класс "Организация  проектно-исследовательской деятельности обучающихся  с особыми образовательными потребностями  как средство формирования  их жизненных компетенций&q...