2.2. Качественные результаты деятельности педагогического работника в области социализации* и/или формирования жизненных компетенций** обучающихся/воспитанников (в зависимости от специфики учреждения)
материал (7 класс)

Сусенкова Валентина Михайловна

2.2. Качественные результаты деятельности педагогического работника в области

социализации* и/или формирования жизненных компетенций** обучающихся/воспитанников
(в зависимости от специфики учреждения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forma_5a.docx24.75 КБ
Microsoft Office document icon sotsializatsiya.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 



Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Демидовская школа-интернат»

Рабочая программа

Тема: «Социализация – залог успеха»

Учитель русского языка и литературы:

Сусенкова В.М.

Социализация и интеграция  детей с ограниченными возможностями здоровья,  представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики. Значимость проблемы обусловлена тем, что выпускники специальных (коррекционных)  школ испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе. Длительное проживание в интернатном учреждении и специфика первичной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья затрудняет формирование у них необходимых для эффективного функционирования в социуме навыков.  

Также причины затруднений социализации выпускников специальных (коррекционных) школ-интернатов  связаны с тем, что их познавательные возможности в сравнении с нормально развивающимися сверстниками не создают прочной основы для усвоения необходимого спектра социальных, общественных и других форм жизни. Играет роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром  данной категории.  

Как показал анализ научно-методической литературы (М.Л. Баранова, А.А. Дмитриев, О.А. Денисова, др.), одним из эффективных подходов к социальному воспитанию учащихся является создание в образовательном учреждении условий и средств, позволяющих обеспечивать их успешную социализацию и интеграцию в обществе.

Актуальность проблемы послужило необходимости специальной социально-педагогической  программы по подготовке к самостоятельной жизни в обществе обучающихся.

Цель программы: создание условий способствующих адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  в обществе.

Задачи:

  1. Создать коррекционно-развивающее пространство, обеспечивающее развитие механизмов компенсации каждого обучающегося.
  2. Повышать уровень  познавательной активности и расширять объем  имеющихся знаний и представлений об окружающем мире;
  3. Развить у обучающихся способность к профессиональной адаптации, умения, навыки необходимые  для общения и взаимодействия с другими людьми. 
  4. Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и формировать мотивацию у них на здоровый образ жизни.
  5. Формировать навыки и умения необходимые для успешного вхождения в общество в процессе трудового, социально бытового обучения.

Как показала практика работы,  только при  комплексном подходе и совместной работе всего педагогического коллектива ОУ и родителей  возможно решение поставленных задач.

Направления деятельности

  Система внеурочных коррекционно-воспитательных мероприятий, осуществляемых педагогами ОУ, является прямым продолжением учебной работы на уроках.  В условиях школы-интерната знания, полученные на уроке, могут быть закреплены, как в результате выполнения домашних заданий, так и с помощью сюжетно-ролевых игр, экскурсий, внеклассного чтения. Следует подчеркнуть, что мероприятия, проведенные во внеурочное время,  содействуют развитию школьников, расширению их кругозора.  В процессе внеурочной деятельности знания, полученные на уроке о различных признаках предметов, их значении, о связи между ними,  навыки пространственно-временной, ориентировки систематизируются и закрепляются.  

Опыт работы показал, что немалое значение для социализации и адаптации обучающихся имеет внеклассная деятельность, осуществляемая педагогами дополнительного образования.  Групповая форма внеклассной работы ОУ имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки, вокальные, танцевальные, драматические,  изобразительного искусства, внеклассного чтения. Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными обучающимися, которые разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений, изготавливают наглядные пособия, оформляют стенгазеты. Индивидуальная работа проводиться постоянно или эпизодически. Практика показала, что рациональная организация кружковой работы помогает решить задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития, прививаются жизненно необходимые навыки и привычки.

Программа по социализации обучающихся «Социализация – залог успеха»  предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении мероприятий.  В процессе планирования, подготовки и проведения различных коллективных творческих дел,  у обучающихся совершенствуется умение анализировать, сравнивать; развивается самоконтроль, умение преодолевать трудности; вырабатываются эстетические вкусы и навыки межличностного общения.

Работа с родителями является важным направлением деятельности педагогического коллектива специально (коррекционной) школы-интернат  по подготовке обучающихся к жизни.

Педагогический коллектив образовательного учреждения осуществляет корригирующее воспитательное воздействие на семью.  Педагоги школы-интернат  проводят как индивидуальные, так и групповые беседы с  родителями, знакомят их с особенностями   развития и воспитания детей с ОВЗ, с особенностями вторичных отклонений, которые могут возникнуть у ребенка  в неблагоприятных условиях.  Разъясняют, что  задача семьи  состоит  в подготовке их к труду, в обеспечении элементарных  социально-бытовых знаний и норм поведения. Способствуют укреплению у родителей уверенности в том, что от их правильного отношения к ребенку зависит его будущее.  Однако, как показал  опыт работы, участие семьи в подготовке детей к самостоятельной жизни, как правило, мало, что отрицательно сказывается на социально - трудовой адаптации выпускников интернатных учреждений.

Установлено, что социализация обучающихся  предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

Исходя из этого,  программа включает в себя несколько направлений деятельности:

  • Трудовая подготовка
  • Социально-бытовая ориентация и культура поведения и общение
  • Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

 Каждое направление деятельности планируется  с  учетом возрастных и психофизических особенностей развития школьников класса-группы.          

Формы и методы реализации программы

В процессе реализации программы могут быть использованы  разнообразные формы организации мероприятий: «круглый стол», демонстрация видеофильмов, мини-лекция, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, конкурс, составление и решение различных тематических кроссвордов.

Значительное место отводится экскурсиям.  Они проводятся на предприятия службы быта, магазины,  в поликлиники,  различные учреждения. Перед проведением экскурсии педагоги обязательно проводят вводную беседу о цели экскурсии, правилах поведения в транспорте и дорогах. В ходе проведения экскурсии могут проводиться практические работы.                

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов. Игра-это своеобразная школа жизни.  Педагог организует игру и проводит с заранее разработанным планом. Игра способствует расширению знания об окружающем мире, систематизации жизненного опыта,  активизации познавательной активности обучающихся. Кроме того, они служат своего рода отдыхом, доставляя удовольствие школьникам. Они служат своего рода отдыхом, доставляя удовольствие школьникам.

В целях коррекции  развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья подбираются материалы для проведения дидактических игр.  Эти материалы способствуют развитию фонематического слуха, звукового анализа, глазомера, счетных навыков, а также развитию моторики обучающихся. Разнообразные игровые действия поддерживают интерес к учебному материалу, стимулируют развитие учебной мотивации.    

Большее внимание уделяется индивидуальной и групповой беседе. В связи с особенностями развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья беседа сопровождается наглядностью и эмоциональностью.

      Как показал опыт, при работе с данной категорией обучающихся необходимо применять методы стимулирования. Поощрение, как один из методов стимулирования,  имеет особое значение в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.  Поэтому после каждого проведенного мероприятия проводится рефлексия, педагог старается отметить каждого участника, проведенной работы.  Это позволяет отметить их положительные качества, развитию стремления к положительным поступкам, к формированию воли.

Программа по социализации обучающихся «Социализация – залог успеха»  предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении внеурочной и внеклассной  работы.  В процессе планирования, подготовки и проведения различных видов деятельности у обучающихся совершенствуется

- умение анализировать, сравнивать,

-развивается самоконтроль, умение преодолевать трудности, вырабатываются эстетические вкусы и навыки межличностного общения. Таким образом, в каждом виде деятельности   заложены большие коррекционные возможности, способствующие социальной адаптации будущих выпускников.

Прогнозируемые результаты

Обучающие должны уметь:

- культурно  вести себя в обществе и различных жизненных ситуациях;

- ориентироваться в окружающем мире;

-конструктивно взаимодействовать с окружающими;

- применять полученные знания в практической жизнедеятельности.

Знать:

- правила  безопасной работы и гигиены труда;

- мир  профессий;

- доступные приемы труда.

Содержание программы

Трудовая подготовка

Социализация и адаптация обучающихся с ОВЗ невозможна  без трудовой подготовки. В ОУ сложилась определенная система трудового воспитания, которая включает трудовое обучение, общественно полезный труд.

       Формирование мотивов трудовой деятельности - важнейшая  функция  школы-интернат. Основной мотив труда, который формируют педагоги образовательного учреждения – осознание обучающимися  необходимости трудиться.  Проводят разъяснительную работу, что  каждый человек должен работать  ради тех жизненных благ, которые можно получить трудясь.

 Цель: создание условия для  коррекции  познавательной сферы и недостатков физического развития  обучающихся  посредством трудового обучения.  

Задачи:

  • обучать  доступным приемам труда;
  • воспитывать уважение к людям труда;
  • развивать самоконтроль и самостоятельность;
  • воспитать трудолюбие, бережное отношение к общественному имуществу, умение работать в коллективе развивать трудовые умения и навыки.

            Как показала практика работы, трудовая подготовка в специальных   (коррекционных) школах-интернат  содержит в себе существенные коррекционные возможности. Установлено, что труд является эффективным средством коррекции психики. Труд помогает обучающему конкретизировать имеющие у него представления и понятия об окружающем мире. В ходе труда обучающиеся знакомятся со свойствами предметов и материалов, сравнивают их, устанавливают существующие  между ними связи  и отношения, планируют свою работу – все это способствует развитию их мышления.

Изготовление полезных вещей и выполнение общественно значимых трудовых заданий повышают интерес к работе, активность, способствуют формированию у обучающихся социальных мотивов деятельности.

Мероприятия  по трудовой  подготовке    подростков

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеклассная и внешкольная деятельность

Предмет «Профессионально-трудовое обучение» базисного образовательного плана, в том числе уроки СБО.

Классные часы: «Наши планы – наши дела», «Люди нашего города», «Как надо жить прожить», «Все профессии важны», «Где и кто должен трудиться». Праздник «Герои нашего края». «Кем быть, каким быть».  Встречи с людьми различных профессий. Факультатив «Твоя профессиональная карьера (швея, столяр)». Летняя трудовая практика на предприятиях города и в ОУ. Выпуск школьной стенгазеты «Мир труда». Сюжетно-ролевые игры: Торговля», «Средства связи» и т.п.

Объединения по интересам «Самоделкин (вырезание по дереву)», «Вязание», «Родник».

Общешкольные мероприятия

«А ну ка девушки (парни), Лучший по профессии (швея, столяр),   «Сегодня и завтра профессии»,   Игровая экспедиция «Геолог».

Участие в КТД ОУ. Акция «Помоги школе» (мелкий ремонт школьного оборудования). Конкурс «Самый уютный класс».  «За чистоту школьной территории». Выставки народно-прикладного творчества.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Внешкольные виды деятельности Тематические экскурсии на предприятия города,  в образовательные учреждения начального профессионального образования,  практические работы

 

Социально-бытовая ориентировка и культура поведения в обществе

Социально-бытовая ориентировка и культура поведения.  Само название этого направления заключает в себе его направленность  – социально-бытовую ориентировку обучающихся, практическую подготовку их к самостоятельной жизни, что предполагает формирование у обучающихся  необходимых для этого знаний и умений.

Доказано, что успех социализации и интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности выпускника, от способности самостоятельно организовывать свой быт.

Цель: создание психолого-педагогических условий для всесторонней  подготовки обучающихся к будущей самостоятельной жизнедеятельности.

Задачи:

формировать знания, умения, навыки, сопутствующие социальной адаптации выпускников;

повышать уровень общего развития обучающихся;         

развивать навыки общения со сверстниками, учителями, воспитателями, родителями;

воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Следует отметить, что для успешной  социализации данной категории обучающихся необходим определенный уровень сформированности коммуникативной функции речи, умений и навыков  культурного поведения в обществе. Содержание   культурного   поведения   определяется   совокупностью норм и правил, регулирующих общение между людьми, требованиями к речи людей как основному средству общения и требованиями    к внешнему   виду (к одежде,   осанке, жестам,   мимике, походке). Следовательно, культура поведения — это культура общения, культура речи и культура внешнего вида.

 Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, на улице и в общественных местах.

Практика работы показала, что элементарные нормы культурного поведения, как правило,  не привиты детям с ранних лет, педагогам образовательного учреждения приходится восполнять этот пробел и нередко проводить трудную работу по перевоспитанию обучающихся, у которых укоренились отрицательные привычки. Достигается это систематическим приучением учеников к выполнению школьных правил.

Мероприятия  по социально-бытовой ориентировке  и культуре

поведения подростков

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеклассная и внешкольная деятельность

Предмет «Социально-бытовая ориентировка», в том числе интегрированные уроки СБО.

Классные часы: «Сила волшебных слов», «Как бы ты поступил», «Труд – дело чести, будь всегда на первом месте», «Люби дело – мастером будешь», «Ты и твои товарищи», «Мое и твое».

«Сюжетно-ролевые игры: «Хозяйка бала», «Азбука настроений» и др.

Объединения по интересам «Домоводство», школьный театр «Матрешка», объединение ИЗО.  

Факультативы Курс «Речь и культура общения»;  «Школа оптимизма», «Уроки социальной жизни школьников».

Общешкольные мероприятия Театрализованные постановки  Школьный фестиваль искусств «Радость», Мини-лекция «Куда пойти учиться», « Каким быть»

Конкурс рисунков: «Профессии моего города», «Профессии моих родителей», «», «Любимая сказка».

Внешкольные виды деятельности

Экскурсии по городу, в городской парк.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

Культура здорового образа жизни человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде.  Система учебно-воспитательной работы направлена на создание культуры здорового образа жизни, которая в результате целенаправленной работы должна перейти во внутреннюю культуру обучающихся. Так же мы руководствуемся распространенным в настоящее время положением о том, что обучающийся должен не только узнать и научиться правилам ЗОЖ, но и захотеть быть здоровым. Кроме того, у обучающегося  должна быть сформирована целая система понятий, взглядов, убеждений и умений, из которых будут складываться привычки и его ежедневное поведение.

Необходимо отметить, что данное направление пересекается с задачами коррекционной педагогики – социализация и адаптация выпускников интернатных учреждений. В процессе реализации данного направления, происходит развитие умения взаимодействовать с окружающими людьми, формирование позиции гражданина, а также вовлечение в деятельность позитивной направленности. По нашему мнению,  все это, в последствии, поможет  обучающемуся  в будущем найти свое место во взрослой жизни.

Цель: создание психолого-педагогический условий для формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни обучающихся.

Задачи:

сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

научить делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

 воспитывать  готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье.

Исходя из особенностей психофизического развития  обучающихся к способам рациональной организации учебной и внеучебной деятельности в школе-интернат по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни относятся: составление индивидуального маршрута для часто болеющих обучающихся; рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера; организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и предупреждению утомляемости.

Одной из особенностей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является его коррекционно-оздоровительная направленность. Обучение двигательным умениям и навыкам осуществляется одновременно с решением коррекционных задач, заключающихся в преодолении или смягчении недостатков физического развития и нарушений моторики, характерных для обучающихся школы-интернат. Около 64% обучающихся школы-интернат имеют те или иные недостатки физического развития (кифосколиоз, миопия, плоскостопие, нарушение осанки, слепота и др.).   Другая особенность заключается в необходимости  учета индивидуальных отклонений в их психофизическом развитии и в постоянном взаимодействии педагогов со школьным врачом.  

Мероприятия  по формирование культуры здорового и безопасного образа жизни подростков

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеклассная и внешкольная деятельность

Предмет «Физическая подготовка», базисного образовательного плана, в том  в том числе уроки ОБЖ.

Классные часы

 «Твой режим дня», «Если хочешь быть здоров», «Правила безопасного поведения», «Что делать, если?..», «Как сказать «нет» вредным привычкам»

    и т.п.

«Подвижные игры: Не давай мяч водящему», «Падающая палка», «Попрыгунчики», «Лес шумит», «Дровосек», «Ветер», «Зами свое место», «Пчелки» и др.

Объединения по интересам Спортивные секции «Волейбол» «Лыжи» 

Общешкольные мероприятия Школьная спортивная олимпиада «Надежда». Дни здоровья.  Спортивные соревнования между классами. Выступления врача-нарколога.  

 «Мой любимый вид спорта» Внешкольные виды деятельности

Участие в городских соревнованиях

Таким образом, учебно-воспитательный процесс в школе - интернат содействует выполнению  миссии  «Формирование социально адаптированной личности». Доказано, что комплексный подход к решению данной проблемы предупреждает возникновение  вторичных дефектов, которые Л.С.Выготский характеризовал как социальные, возникающие вследствие неблагоприятных социально-педагогических условий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника образовательного учреждения

Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности учителя, преподавателя, мастера производственного обучения, методиста, воспитателя (кроме ДОУ, УДОД),...

Формирование профессиональных намерений обучающихся, воспитанников с целью адекватного выбора жизненного пути.

На примере работы проекта "Время выбирать профессию" поднята проблема проориентации подростков с ОВЗ....

Формирование позитивного мышления обучающихся воспитанников учреждений интернатного типа. (реферат)

Позитивное мышление – это  оптимистичное отношение  к жизни,   к самому себе и окружающим, к событиям, которые происходят вокруг, позитивный взгляд на мир. Мыслить позитивно – знач...

1.1. Результативность освоения обучающимися/воспитанниками образовательных/воспитательных/коррекционно-развивающих программ по итогам мониторингов, проводимых организацией (в зависимости от специфики учреждения)

1.1. Результативность освоения обучающимися/воспитанникамиобразовательных/воспитательных/коррекционно-развивающих программпо итогам мониторингов, проводимых организацией (в зависимости от специфики уч...

1.2. Качественные результаты освоения обучающимися/воспитанниками образовательных/воспитательных/коррекционно-развивающих программ по итогам мониторингов, проводимых организацией (в зависимости от специфики учреждения)

1.2. Качественные результаты освоения обучающимися/воспитанникамиобразовательных/воспитательных/коррекционно-развивающих программпо итогам мониторингов, проводимых организацией (в зависимости от специ...

Аспект модернизации профессиональной деятельности педагогических работников общеобразовательных учреждений, имеющих низкие результаты обучения

Статья раскрывает механизмы реализации информационных технологий в образовательных учреждениях. Подчёркивает актуальность внедрения модели, предусматриваемой профессиональный рост учителя в образовате...