Проектная деятельность
проект
Социальный педагогический проект. Разработан педагогом-психологом и педагогом - организатором
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyhod_est.docx | 45.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и молодежной политики Лысковского муниципального района Нижегородской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Чернухинская школа-интернат»
Принят Педагогическим советом № 3 от 28.12.2017г | Утверждаю: Директор _______________Л.Ф. Сонин |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
по профилактике суицидального поведения среди подростков
«ВЫХОД ЕСТЬ»
Срок реализации 2017-2018 учебный год
Составитель: Емелина О.П.
педагог-организатор
Шапкина Ю.В.
педагог-психолог
I квалификационной категории
с. Чернуха
2017г.
Паспорт проекта
Наименование педагогического проекта | Педагогический проект по профилактике суицидального поведения среди подростков «Выход есть» |
Назначение педагогического проекта | Первичная профилактика суицидального поведения среди подростков школы-интерната |
Нормативно-правовое обеспечение педагогического проекта |
|
Разработчики педагогического проекта | Емелина О.П. – педагог организатор Шапкина Ю.В. – педагог-психолог 1 кв. категории |
Актуальность педагогического проекта | Серьезную обеспокоенность сегодня вызывает снижение возрастной границы среди детей, совершающих самоубийство. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий. В этой связи необходимо проведение работы педагогического коллектива по профилактике суицидального поведения учащихся школы. Данную работу следует вести, учитывая принцип «НЕ НАВРЕДИ». |
Цель педагогического проекта | Организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, по формированию знаний в области безопасности детей, использующих Интернет. |
Задачи педагогического проекта |
|
Сроки реализации педагогического проекта | 2017-2018 учебный год |
Место реализации | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Чернухинская школа - интернат» |
Исполнители | Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (7-9 классы), специалисты школы – интерната, родители. |
Принципы |
|
Этапы реализации | 1 этап (информационно-аналитический): октябрь 2017 – 2018 учебного года. 2 этап (практический): декабрь-апрель 2017 – 2018 учебного года. 3 этап (аналитико-обобщающий): апрель-май 2017 – 2018 учебного года |
Ожидаемые результаты | Организованная таким образом работа позволит: выявить детей «группы риска», способных к совершению суицидальных действий; выявить детей, имеющих средний и высокий уровень Интернет - зависимости; повысит стрессоустойчивость обучающихся, сохранит и укрепит их психическое здоровье; организовать просветительскую работу с родителями, педагогами и общественностью. В течение проекта будет активно пропагандироваться здоровый образ жизни; у обучающихся будет сформирован позитивный образ «Я». Также проект позволит организовать работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений. |
Оценка эффективности реализации педагогического проекта | Оценка эффективности реализации педагогического проекта осуществляется сравнением количественных показателей данных диагностики |
Система контроля за выполнением педагогического проекта | Текущее управление за ходом реализации программы осуществляется администрацией школы-интерната. |
Пояснительная записка
В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. По данным детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире.
Анализ данных показывает, что основными причинами суицидального поведения детей являются:
∙сложные взаимоотношения и конфликты с педагогами,
∙социально-психологическое состояние,
∙межличностные отношения,
∙неблагоприятные семейно-общественные условия жизни детей,
∙отсутствие поддержки в морально-духовном росте и понимания проблем ребенка со стороны родителей.
Серьезную обеспокоенность сегодня вызывает снижение возрастной границы среди детей, совершающих самоубийство. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий. В этой связи необходимо проведение работы педагогического коллектива по профилактике суицидального поведения учащихся школы. Данную работу следует вести, учитывая принцип «НЕ НАВРЕДИ».
Особую опасность для обучающихся представляют так называемые клубы самоубийц в интернете. Они романтизируют смерть и поддерживают подростков в их желании умереть, делятся информацией о возможных способах. Они представляют большую реальную опасность, поскольку коллективное обсуждение суицидальных намерений способствует снижению естественного для человека страха перед смертью. Ведь в этом случае появляется ощущение, что он делает это не один, а раз так – то не так уж он и неправ в своем желании. Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которые отличаются повышенным уровнем внушаемости, ведомости, демонстрация взрослыми позитивных возможностей интернета может стать «светом в конце туннеля. В каком-то смысле – интернет это также простой выход, а именно простого выхода ищут суицидально настроенные подростки. Таким образом, в профилактике суицидального поведения среди обучающихся с интеллектуальными нарушениями - является обучение основам интернет-безопасности.
Программа разработана с учетом требований:
- Конституция Российской Федерации в редакции указов Президента РФ №841 от 25.07.2003 г.;
- Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 6, 8, 16, 27, 28, 29, 30)
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10.
- Письмо Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ от 27.02.2012 г. № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся»
- Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст. 131-134 «О преступлениях сексуального характера»).
Содержание педагогического проекта
Исходя, из цели и задач педагогического проекта работа проводится по следующим направлениям:
1. Выявление и реабилитация детей «группы риска» по склонности к совершению суицидальных действий, а также интернет-зависисмости:
• диагностика – тесты на определение уровня интернет-зависимости, «карта риска суицида»;
• проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение суицидального риска, на снижение уровня интернет-зависимости.
2. Пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление психического здоровья среди обучающихся:
• организация досуга несовершеннолетних для формирования широкого круга интересов, увлечений, занятий, направленных на укрепление и сохранение психического и физического здоровья
• организация и проведение мероприятий, акций по пропаганде ЗОЖ, вовлечение детей «группы риска» в массовые и социально-значимые мероприятия.
3. Оптимизация межличностных отношений в школе-интернате:
Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с обучающимися.
Оптимизации учебной деятельности обучающихся, вовлечению обучающихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у обучающихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве).
Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.
ПЛАН
по профилактике суицидального поведения среди подростков
Просветительско-профилактическая деятельность | ||||
Работа с обучающимися | ||||
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственный | |
1 | Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации | Постоянно | Кл. руководители Соц. педагог | |
2 | Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с социально-неблагополучным семьями | В течение уч. года | Соц.педагог Педагог-организатор Педагог-психолог | |
3 | Правовые тематические беседы (примерная тематика): - «Что ты должен знать об УК РФ»; - «Уголовная ответственность несовершеннолетних»; - «Знаешь ли ты свои права и обязанности». | В течение уч. года | Соц. педагог Кл. руководители | |
4 | Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям | Октябрь | Соц. педагог | |
5 | Анкетирование обучающихся 7-9 классов по изучению уровня интернет-зависимости (тест Кимберли - Янг, суицидальных проявлений (заполнение «карты риска») (начало эксперимента) (приложение 1) | Октябрь | Педагог-психолог | |
6 | Занятие с элементами тренинга «Пользователь интернета» | Ноябрь | Педагог-психолог | |
7 | Занятие «Что такое счастье в жизни?» с точки зрения религии | Декабрь | Педагог-организатор | |
8 | Занятие - викторина «Безопасный интернет» | Декабрь | Педагог-психолог | |
9 | Занятие с элементами тренинга «Как преодолевать тревогу» | Январь | Педагог-психолог | |
10 | Правовой час с социальным педагогом «Знай свои права» | Февраль | Соц. педагог | |
11 | Занятие с элементами тренинга «Разрешение конфликтов» | Февраль | Педагог-психолог | |
12 | Развлекательная конкурсная программа «Счастье в ладошках» | Март | Педагог-организатор | |
13 | Занятие «Безопасные сети» | Март | Педагог-психолог | |
14 | Акция «Голосуем за жизнь вместе» | Апрель | Педагог-организатор Педагог-психолог | |
15 | Анкетирование обучающихся 7-9 классов по изучению уровня интернет-зависимости, суицидальных проявлений (конец эксперимента) | Апрель | Педагог-психолог | |
16 | Психолого-педагогическая поддержка обучающимся при подготовке и проведении выпускных экзаменах | Апрель-май | Учителя Педагог-психолог | |
Работа с педагогами | ||||
1 | Выступление на МО кл. руководителей: - «Профилактика суицида среди школьников» | В течение года | Педагог-психолог | |
2 | Индивидуальные консультации классных руководителей «Благоприятный психологический климат в классе» | В течение года | Педагог-психолог | |
3 | Совещание при зам.директоре «Актуальные вопросы профилактики суицида среди подростков» | Ноябрь | Педагог-организатор Педагог-психолог | |
4 | Работа с педагогами по выявлению обучающихся, склонных к совершению суицидальных действий | Ноябрь | Педагог-психолог | |
5 | Подготовка памятки «Профилактика интернет- зависимости среди подростков» | Декабрь | Педагог-организатор Педагог-психолог | |
6 | Просмотр видеоматериалов на МО кл. руководителей по теме «Группы смерти» | Март | Педагог-психолог | |
7 | Ознакомление педагогов с результатами проведения педагогического проекта | Май | Педагог-психолог | |
Работа с родителями | ||||
1 | Групповая консультация «Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки» | Сентябрь | Педагог-психолог | |
2 | Знакомство родителей с социальным паспортом школы | Октябрь | Соц.педагог | |
3 | Консультация «Важность вовлечения детей во внеурочную деятельность» | Октябрь | Педагог-организатор | |
4 | Просмотр видеоматериалов «Детки-видят, детки-повторяют» | Октябрь | Педагог-психолог | |
5 | Групповая консультация «Безопасный интернет» | Декабрь | Педагог-психолог | |
6 | Тематическая беседа «Трудный возраст или советы родителям» | Март | Педагог-организатор | |
7 | Лекция «Признаки, мотивы, профилактика суицида» | Март | Педагог-психолог | |
8 | Разработка памятки «Как помочь ребенку при подготовке к экзаменам» | Май | Педагог-психолог |
Список литературы:
1.Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984.
2.Программа профилактики суицидального поведения «Жизнь как чудо». Составитель: Литвинова О. А. р.п. Каргаполье, 2012 (DVD диск)
3.Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
4.Региональные подходы к осуществлению профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде Курганской области: Методические рекомендации.- Курган, 2008.
5.Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006.
6.Суицидальное поведение у детей и подростков: Методические рекомендации.- Курган, 2006.
Приложение 1
Тест, разработанный профессором психологии
Питсбургского университета в Брэтфорде доктором Кимберли Янг
Цель: изучить уровень интрнет-зависимости среди обучающихся.
Инструкция: Пройдите тест, отвечая на вопросы предельно честно. Оцените свои ответы на каждый из вопросов по следующей шкале.
Никогда или крайне редко - 1 балл.
Иногда - 2 балла.
Регулярно - 3 балла.
Часто - 4 балла.
Всегда - 5 баллов.
Бланк
Ф.И.О. _____________________________класс_____________
Часто ли вы:
1. Замечаете, что проводите в онлайне больше времени, чем намеревались?
2. Пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше побродить в сети?
3. Предпочитаете пребывание в сети общению с друзьями и близкими?
4. Заводите знакомства с пользователями интернета, находясь в онлайне?
5. Раздражаетесь из-за того, что окружающие интересуются количеством времени, проводимым вами в сети?
6. Отмечаете, что перестали делать успехи в учебе или работе, так как слишком много времени проводите в сети?
7. Проверяете электронную почту раньше, чем сделаете что-то другое, более необходимое?
8. Отмечаете, что снижается производительность труда из-за увлечения интернетом?
9. Занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь в сети?
10. Блокируете беспокоящие мысли о вашей реальной жизни мыслями об интернете?
11. Обнаруживаете себя предвкушающим очередной выход в Сеть?
12. Ощущаете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна?
13. Ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь вас от пребывания в сети?
14. Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна?
15. Предвкушаете, чем займетесь в интернете, находясь в офлайне?
16. Говорите себе: "Еще минутку", сидя в сети?
17. Терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в онлайне?
18. Пытаетесь скрыть количество времени, проводимое вами в сети?
19. Вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями, выбираете интернет?
20. Испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь в онлайне?
Обработка результатов:
20-49 баллов. Вы мудрый пользователь интернета. Можете путешествовать по сети сколько угодно долго, т.к. умеете контролировать себя.
50-79 баллов. У вас есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом. Если вы не обратите на них внимания сейчас - в дальнейшем они могут заполнить всю вашу жизнь.
80-100 баллов. Использование интернета вызывает значительные проблемы в вашей жизни. Вам требуется срочная помощь психотерапевта.
Методика «Карта риска суицида»
(модификация для подростков Л.Б. Шнейдер)
Цель: определить степень выраженности факторов риска суицида у подростков.
Инструкция: Оцени фактор риска в соответствии со значением: не выявлен, слабо выражен, сильно выражен.
Бланк «Карта риска суицида»
Ф.И.___________________________класс_________________
Фактор риска | Не выявлен | Слабо выражен | Сильно выражен |
I. Биографические данные | |||
1. Ранее имела место попытка суицида | - 0,5 | +2 | +3 |
2. Суицидальные попытка у родственников | - 0,5 | +1 | +2 |
3. Развод или смерть одного из родителей | - 0,5 | +1 | +2 |
4. Недостаток тепла в семье | - 0,5 | +1 | +2 |
5. Полная или частичная безнадзорность | - 0,5 | + 0,5 | +1 |
II. Актуальная конфликтная ситуация | |||
А – вид конфликта: | |||
1. Конфликт с взрослым человеком (педагогом, родителем) | - 0,5 | + 0,5 | +1 |
2. Конфликт со сверстниками, отвержение группой | - 0,5 | + 0,5 | +1 |
3. Продолжительный конфликт с близкими людьми, друзьями | - 0,5 | + 0,5 | +1 |
4. Внутриличностный конфликт, высокая внутренняя напряженность | - 0,5 | + 0,5 | +1 |
Б – поведение в конфликтной ситуации: | |||
5. Высказывание с угрозой суицида | - 0,5 | +2 | +3 |
В – характер конфликтной ситуации: | |||
6. Подобные конфликты имели место ранее | - 0,5 | + 0,5 | +1 |
7. Конфликт отягощен неприятностями в других сферах жизни (учеба, здоровье, отвергнутая любовь) | - 0,5 | + 0,5 | +1 |
8. Непредсказуемый исход конфликтной ситуации, ожидание его последствий | - 0,5 | + 0,5 | +1 |
Г – эмоциональная окраска конфликтной ситуации: | |||
9. Чувство обиды, жалости к себе | - 0,5 | +1 | +2 |
10. Чувство усталости, бессилия, апатия | - 0,5 | +1 | +2 |
11. Чувство непреодолимости конфликтной ситуации, безысходности | - 0,5 | + 0,5 | +2 |
III. Характеристика личности | |||
А – волевая сфера личности: | |||
1. Самостоятельность, отсутствие зависимости в принятии решений | - 1 | + 0,5 | +1 |
2. Решительность | - 0,5 | + 0,5 | +1 |
3. Настойчивость | - 0,5 | + 0,5 | +1 |
4. Сильно выраженное желание достичь своей цели | - 1 | + 0,5 | +1 |
Б – эмоциональная сфера личности: | |||
5. Болезненное самолюбие, ранимость | - 0,5 | + 0,5 | +2 |
6. Доверчивость | - 0,5 | + 0,5 | +1 |
7. Эмоциональная вязкость («застревание» на своих переживаниях, неумение отвлечься) | - 0,5 | + 1 | +2 |
8. Эмоциональная неустойчивость | - 0,5 | + 2 | +3 |
9. Импульсивность | - 0,5 | + 0,5 | +2 |
10. Эмоциональная зависимость, потребность в близких эмоциональных контактах | - 0,5 | + 0,5 | +2 |
11. Низкая способность к созданию защитных механизмов | - 0,5 | + 0,5 | +1,5 |
12. Бескомпромиссность | - 0,5 | + 0,5 | +1,5 |
Обработка результатов: для определения степени выраженности факторов риска у подростков высчитывается алгебраическая сумма и полученный результат соотносится с приведенной ниже шкалой:
менее 9 баллов — риск суицида незначителен;
9-15,5 баллов — риск суицида присутствует;
более 15,5 балла — риск суицида значителен.
Выявив с помощью «карты риска» предрасположенность к попыткам самоубийства, нужно постоянно держать подростка в поле зрения и чутко реагировать на малейшие отклонения в его настроении и поведении. Если итоговая сумма баллов превышает критическое значение или поведенческие особенности (знаки беды) начинают усиленно проявляться, то рекомендуется обратиться к психологу или врачу-психиатру за квалифицированной помощью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.
Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2) предварительны...
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...
сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»
В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности...
Требования к содержанию обучения в условиях организации проектной формы учебной деятельности и самой проектной деятельности
Статья по теме...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...