Проектная деятельность
проект

Емелина Ольга Павловна

Социальный педагогический проект. Разработан педагогом-психологом и педагогом - организатором

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyhod_est.docx45.9 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и молодежной политики  Лысковского муниципального района Нижегородской области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  «Чернухинская школа-интернат»

Принят

Педагогическим

советом  №  3        

от 28.12.2017г

Утверждаю:

Директор

_______________Л.Ф. Сонин

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

по профилактике суицидального поведения среди подростков

«ВЫХОД ЕСТЬ»

Срок реализации     2017-2018 учебный год

Составитель: Емелина О.П.

педагог-организатор

Шапкина Ю.В.

педагог-психолог

I квалификационной категории

с. Чернуха

2017г.

Паспорт проекта

Наименование педагогического проекта

Педагогический проект по профилактике суицидального поведения среди подростков «Выход есть»

Назначение педагогического проекта

Первичная профилактика суицидального поведения среди подростков школы-интерната

Нормативно-правовое обеспечение педагогического проекта

  • Конституция РФ;
  • Конвенция о правах ребенка. (Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года);
  • Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ;
  • Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО (Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции Юнеско от 16 ноября 1995 года;
  • Письмо Минобрнауки России от 27.02.2012 г. № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся».

Разработчики педагогического проекта

Емелина О.П. – педагог организатор

Шапкина Ю.В. – педагог-психолог 1 кв. категории

Актуальность педагогического проекта

Серьезную обеспокоенность сегодня вызывает снижение возрастной границы среди детей, совершающих самоубийство. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий. В этой связи необходимо проведение работы педагогического коллектива по профилактике суицидального поведения учащихся школы. Данную работу следует вести, учитывая принцип «НЕ НАВРЕДИ».

Цель педагогического проекта

Организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, по формированию знаний в области безопасности детей, использующих Интернет.

Задачи педагогического проекта

  • выявить детей «группы риска», способных к совершению суицидальных действий, обучение данной группы методам релаксации и саморегуляции;
  • выявить детей, имеющих средний и высокий  уровень Интернет - зависимости;
  • развить стрессоустойчивость, сохранить и укрепить психическое здоровье обучающихся;
  • организовать просветительскую работу с родителями, педагогами и общественностью;
  • пропагандировать здоровый образ жизни, формировать у обучающихся позитивный образ «Я». 

Сроки реализации педагогического проекта

2017-2018 учебный год  

Место реализации

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Чернухинская школа - интернат»

Исполнители

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (7-9 классы), специалисты школы – интерната, родители.

Принципы

  • принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;
  • принцип ориентации на зону ближнего развития каждого обучающегося;
  • принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Этапы реализации

1 этап (информационно-аналитический): октябрь 2017 – 2018 учебного года.

2 этап (практический): декабрь-апрель 2017 – 2018 учебного года.

3 этап (аналитико-обобщающий): апрель-май 2017 – 2018 учебного года

Ожидаемые результаты

Организованная таким образом работа позволит: выявить детей «группы риска», способных к совершению суицидальных действий; выявить детей, имеющих средний и высокий  уровень Интернет - зависимости; повысит  стрессоустойчивость обучающихся, сохранит и укрепит их психическое здоровье; организовать просветительскую работу с родителями, педагогами и общественностью. В течение проекта будет активно пропагандироваться здоровый образ жизни; у обучающихся будет сформирован позитивный образ «Я». Также проект позволит организовать  работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.

Оценка эффективности реализации педагогического проекта

Оценка эффективности реализации педагогического проекта осуществляется сравнением количественных показателей данных диагностики

Система контроля за выполнением педагогического проекта

Текущее управление за ходом реализации программы осуществляется администрацией школы-интерната.


Пояснительная записка

В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. По данным детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире.

Анализ данных показывает, что основными причинами суицидального поведения детей являются:

сложные взаимоотношения и конфликты с педагогами,

социально-психологическое состояние,

межличностные отношения,

неблагоприятные семейно-общественные условия жизни детей,

отсутствие поддержки в морально-духовном росте и понимания проблем ребенка со стороны родителей.

Серьезную обеспокоенность сегодня вызывает снижение возрастной границы среди детей, совершающих самоубийство. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий. В этой связи необходимо проведение работы педагогического коллектива по профилактике суицидального поведения учащихся школы. Данную работу следует вести, учитывая принцип «НЕ НАВРЕДИ».

Особую опасность для обучающихся представляют так называемые клубы самоубийц в интернете. Они романтизируют смерть и поддерживают подростков в их желании умереть, делятся информацией о возможных способах. Они представляют большую реальную опасность, поскольку коллективное обсуждение суицидальных намерений способствует снижению естественного для человека страха перед смертью. Ведь в этом случае появляется ощущение, что он делает это не один, а раз так – то не так уж он и неправ в своем желании. Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которые отличаются повышенным уровнем внушаемости, ведомости,  демонстрация взрослыми позитивных возможностей интернета может стать «светом в конце туннеля. В каком-то смысле – интернет это также простой выход, а именно простого выхода ищут суицидально настроенные подростки. Таким образом, в профилактике суицидального поведения среди обучающихся с интеллектуальными нарушениями - является обучение основам интернет-безопасности.

Программа разработана с учетом требований:

  •  Конституция Российской Федерации в редакции указов Президента РФ №841 от 25.07.2003 г.;
  •  Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 6, 8, 16, 27, 28, 29, 30)
  •  Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
  •  «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10.
  • Письмо Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ от 27.02.2012 г. № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся»
  • Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст. 131-134 «О преступлениях сексуального характера»).

Содержание педагогического проекта

Исходя, из цели и задач педагогического проекта работа проводится по следующим направлениям:

1. Выявление и реабилитация детей «группы риска» по склонности к совершению суицидальных действий, а также интернет-зависисмости:

• диагностика – тесты на определение уровня интернет-зависимости, «карта риска суицида»;

• проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение суицидального риска, на снижение уровня интернет-зависимости.

2. Пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление психического здоровья среди обучающихся:

• организация досуга несовершеннолетних для формирования широкого круга интересов, увлечений, занятий, направленных на укрепление и сохранение психического и физического здоровья

• организация и проведение мероприятий, акций по пропаганде ЗОЖ, вовлечение детей «группы риска» в массовые и социально-значимые мероприятия.

3. Оптимизация межличностных отношений в школе-интернате:

Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с обучающимися.

Оптимизации учебной деятельности обучающихся, вовлечению обучающихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у обучающихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве).

Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.

ПЛАН

по профилактике суицидального поведения среди подростков

Просветительско-профилактическая деятельность

Работа с обучающимися

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

Постоянно

Кл. руководители

Соц. педагог

2

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с социально-неблагополучным семьями

В течение уч. года

Соц.педагог

Педагог-организатор

Педагог-психолог

3

Правовые тематические беседы (примерная тематика):

- «Что ты должен знать об УК РФ»;

- «Уголовная ответственность несовершеннолетних»;

- «Знаешь ли ты свои права и обязанности».

В течение уч. года

Соц. педагог

Кл. руководители

4

Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям

Октябрь

Соц. педагог

5

Анкетирование обучающихся 7-9 классов по изучению уровня интернет-зависимости (тест Кимберли - Янг, суицидальных проявлений (заполнение «карты риска») (начало эксперимента) (приложение 1)

Октябрь

Педагог-психолог

6

Занятие с элементами тренинга «Пользователь интернета»

Ноябрь

Педагог-психолог

7

Занятие «Что такое счастье в жизни?» с точки зрения религии

Декабрь

Педагог-организатор

8

Занятие - викторина «Безопасный интернет»

Декабрь

Педагог-психолог

9

Занятие с элементами тренинга «Как преодолевать тревогу»

Январь

Педагог-психолог

10

Правовой час с социальным педагогом «Знай свои права»

Февраль

Соц. педагог

11

Занятие с элементами тренинга «Разрешение конфликтов»

Февраль

Педагог-психолог

12

Развлекательная конкурсная программа «Счастье в ладошках»

Март

Педагог-организатор

13

Занятие «Безопасные сети»

Март

Педагог-психолог

14

Акция «Голосуем за жизнь вместе»

Апрель

Педагог-организатор

Педагог-психолог

15

Анкетирование обучающихся 7-9 классов по изучению уровня интернет-зависимости, суицидальных проявлений (конец эксперимента)

Апрель

Педагог-психолог

16

Психолого-педагогическая поддержка обучающимся при подготовке и проведении выпускных экзаменах

Апрель-май

Учителя

Педагог-психолог

Работа с педагогами

1

Выступление на МО кл. руководителей:

- «Профилактика суицида среди школьников»

В течение года

Педагог-психолог

2

Индивидуальные консультации классных руководителей «Благоприятный психологический климат в классе»

В течение года

Педагог-психолог

3

Совещание при зам.директоре «Актуальные вопросы профилактики суицида среди подростков»

Ноябрь

Педагог-организатор

Педагог-психолог

4

Работа с педагогами по выявлению обучающихся, склонных к совершению суицидальных действий

Ноябрь

Педагог-психолог

5

Подготовка памятки «Профилактика интернет- зависимости среди подростков»

Декабрь

Педагог-организатор

Педагог-психолог

6

Просмотр видеоматериалов на МО кл. руководителей по теме  «Группы смерти»

Март

Педагог-психолог

7

Ознакомление педагогов с результатами проведения педагогического проекта

Май

Педагог-психолог

Работа с родителями

1

Групповая консультация «Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки»

Сентябрь

Педагог-психолог

2

Знакомство родителей с социальным паспортом школы

Октябрь

Соц.педагог

3

Консультация «Важность вовлечения детей во внеурочную деятельность»

Октябрь

Педагог-организатор

4

Просмотр видеоматериалов «Детки-видят, детки-повторяют»

Октябрь

Педагог-психолог

5

Групповая консультация «Безопасный интернет»

Декабрь

Педагог-психолог

6

Тематическая беседа «Трудный возраст или советы родителям»

Март

Педагог-организатор

7

Лекция «Признаки, мотивы, профилактика суицида»

Март

Педагог-психолог

8

Разработка памятки «Как помочь ребенку при подготовке к экзаменам»

Май

Педагог-психолог

                                                   

                                                     

Список литературы:

1.Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984.

2.Программа профилактики суицидального поведения «Жизнь как чудо». Составитель: Литвинова О. А. р.п. Каргаполье, 2012 (DVD диск)

3.Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.

4.Региональные подходы к осуществлению профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде Курганской области: Методические рекомендации.- Курган, 2008.

5.Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006.

6.Суицидальное поведение у детей и подростков: Методические рекомендации.- Курган, 2006.

Приложение 1

Тест, разработанный профессором психологии

Питсбургского университета в Брэтфорде доктором Кимберли Янг

Цель: изучить уровень интрнет-зависимости среди обучающихся.

Инструкция: Пройдите тест, отвечая на вопросы предельно честно. Оцените свои ответы на каждый из вопросов по следующей шкале.

Никогда или крайне редко - 1 балл.

Иногда - 2 балла.

Регулярно - 3 балла.

Часто - 4 балла.

Всегда - 5 баллов.

Бланк

Ф.И.О. _____________________________класс_____________

Часто ли вы:

1. Замечаете, что проводите в онлайне больше времени, чем намеревались?

2. Пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше побродить в сети?

3. Предпочитаете пребывание в сети общению с друзьями и близкими?

4. Заводите знакомства с пользователями интернета, находясь в онлайне?

5. Раздражаетесь из-за того, что окружающие интересуются количеством времени, проводимым вами в сети?

6. Отмечаете, что перестали делать успехи в учебе или работе, так как слишком много времени проводите в сети?

7. Проверяете электронную почту раньше, чем сделаете что-то другое, более необходимое?

8. Отмечаете, что снижается производительность труда из-за увлечения интернетом?

9. Занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь в сети?

10. Блокируете беспокоящие мысли о вашей реальной жизни мыслями об интернете?

11. Обнаруживаете себя предвкушающим очередной выход в Сеть?

12. Ощущаете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна?

13. Ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь вас от пребывания в сети?

14. Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна?

15. Предвкушаете, чем займетесь в интернете, находясь в офлайне?

16. Говорите себе: "Еще минутку", сидя в сети?

17. Терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в онлайне?

18. Пытаетесь скрыть количество времени, проводимое вами в сети?

19. Вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями, выбираете интернет?

20. Испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь в онлайне?

Обработка результатов:

20-49 баллов. Вы мудрый пользователь интернета. Можете путешествовать по сети сколько угодно долго, т.к. умеете контролировать себя.

50-79 баллов. У вас есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом. Если вы не обратите на них внимания сейчас - в дальнейшем они могут заполнить всю вашу жизнь.

80-100 баллов. Использование интернета вызывает значительные проблемы в вашей жизни. Вам требуется срочная помощь психотерапевта.

Методика «Карта риска суицида»

(модификация для подростков Л.Б. Шнейдер)

Цель: определить степень выраженности факторов риска суицида у подростков.

Инструкция: Оцени фактор риска в соответствии со значением: не выявлен, слабо выражен, сильно выражен.

Бланк «Карта риска суицида»

Ф.И.___________________________класс_________________

Фактор риска

Не выявлен

Слабо выражен

Сильно

выражен

I. Биографические данные

1. Ранее имела место попытка суицида

- 0,5

+2

+3

2. Суицидальные попытка у родственников

- 0,5

+1

+2

3. Развод или смерть одного из родителей

- 0,5

+1

+2

4. Недостаток тепла в семье

- 0,5

+1

+2

5. Полная или частичная безнадзорность

- 0,5

+ 0,5

+1

II. Актуальная конфликтная ситуация

А – вид конфликта:

1. Конфликт с взрослым человеком (педагогом, родителем)

- 0,5

+ 0,5

+1

2. Конфликт со сверстниками, отвержение группой

- 0,5

+ 0,5

+1

3. Продолжительный конфликт с близкими людьми, друзьями

- 0,5

+ 0,5

+1

4. Внутриличностный конфликт, высокая внутренняя напряженность

- 0,5

+ 0,5

+1

Б – поведение в конфликтной ситуации:

5. Высказывание с угрозой суицида

- 0,5

+2

+3

В – характер конфликтной ситуации:

6. Подобные конфликты имели место ранее

- 0,5

+ 0,5

+1

7. Конфликт отягощен неприятностями в других сферах жизни (учеба, здоровье, отвергнутая любовь)

- 0,5

+ 0,5

+1

8. Непредсказуемый исход конфликтной ситуации, ожидание его последствий

- 0,5

+ 0,5

+1

Г – эмоциональная окраска конфликтной ситуации:

9. Чувство обиды, жалости к себе

- 0,5

+1

+2

10. Чувство усталости, бессилия, апатия

- 0,5

+1

+2

11. Чувство непреодолимости конфликтной ситуации, безысходности

- 0,5

+ 0,5

+2

III. Характеристика личности

А – волевая сфера личности:

1. Самостоятельность, отсутствие зависимости в принятии решений

- 1

+ 0,5

+1

2. Решительность

- 0,5

+ 0,5

+1

3. Настойчивость

- 0,5

+ 0,5

+1

4. Сильно выраженное желание достичь своей цели

- 1

+ 0,5

+1

Б – эмоциональная сфера личности:

5. Болезненное самолюбие, ранимость

- 0,5

+ 0,5

+2

6. Доверчивость

- 0,5

+ 0,5

+1

7. Эмоциональная вязкость («застревание» на своих переживаниях, неумение отвлечься)

- 0,5

+ 1

+2

8. Эмоциональная неустойчивость

- 0,5

+ 2

+3

9. Импульсивность

- 0,5

+ 0,5

+2

10. Эмоциональная зависимость, потребность в близких эмоциональных контактах

- 0,5

+ 0,5

+2

11. Низкая способность к созданию защитных механизмов

- 0,5

+ 0,5

+1,5

12. Бескомпромиссность

- 0,5

+ 0,5

+1,5

Обработка результатов: для определения степени выраженности факторов риска у подростков высчитывается алгебраическая сумма и полученный результат соотносится с приведенной ниже шкалой:

менее 9 баллов — риск суицида незначителен;

9-15,5 баллов — риск суицида присутствует;

более 15,5 балла — риск суицида значителен.

Выявив с помощью «карты риска» предрасположенность к попыткам самоубийства, нужно постоянно держать подростка в поле зрения и чутко реагировать на малейшие отклонения в его настроении и поведении. Если итоговая сумма баллов превышает критическое значение или поведенческие особенности (знаки беды) начинают усиленно проявляться, то рекомендуется обратиться к психологу или врачу-психиатру за квалифицированной помощью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...