Классный час на тему: «Ставим условие: долой сквернословие!»
классный час
Сейчас эта вредная привычка приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением. Предлагаемый сценарий содержит материал для беседы о силе слова, о значении слова в жизни людей, о вредных последствиях сквернословия. Основная задача учителя не напугать детей фактами, а убедить в том, что нецензурная брань несовместима со здоровым образом жизни.
Методические приёмы: беседа. Игра, дискуссия, творческие задания (составление памятки, лозунгов, антирекламы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему: «Ставим условие: долой сквернословие!»
Час общения, посвящённый проблемам сквернословия
Нет ничего выразительнее слова.
(Восточная мудрость)
От гнилого сердца и гнилые слова.
(Русская пословица)
Сейчас эта вредная привычка приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением. Предлагаемый сценарий содержит материал для беседы о силе слова, о значении слова в жизни людей, о вредных последствиях сквернословия. Основная задача учителя не напугать детей фактами, а убедить в том, что нецензурная брань несовместима со здоровым образом жизни.
Методические приёмы: беседа. Игра, дискуссия, творческие задания (составление памятки, лозунгов, антирекламы).
Цели: расширить знания школьников о вредных привычках; познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье людей, с пагубным влиянием его на личность; формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам; побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию.
Подготовительная работа: назначить ведущих информационного блока (2 ученика); обеспечить детей текстами ( достаточно одной ксерокопии информационного блока).
Оформление:
- Написать на доске:
А) тему, эпиграфы;
Б) слова: Отчизна, мать, правда, добро, любовь, верность, надежда, дружба, ненависть, измена, ложь, прикольно, супер, облом, трус, предатель;
В) рифма для антирекламы: мать – ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат; материться – добиться, злиться, больница, лечиться;
- оставить место для памятки.
План классного часа
- Интерактивная беседа по теме «Слово с большой буквы».
- Игра «Эстафета добрых слов».
- Информационный блок «Заразные слова».
- Дискуссия по теме «Нужен ли нам мат?»
- Творческие задания. 1. Памятка «Как избавиться от сквернословия?»
2.Антиреклама сквернословия.
VI. Заключительное слово.
- Подведение итогов.
Ход классного часа
- Интерактивная беседа по теме «Слово с большой буквы»
Классный руководитель: Сегодня мы будем говорить о здоровье. Приходилось ли вам слышать о такой болезни – «копролалия»? (дети отвечают).
Это тяжёлое психическое заболевание, встречается достаточно редко. Но в последнее время совершенно здоровые люди сознательно или бессознательно копируют симптомы этого заболевания. Но об этом позже. Сначала послушайте стихи:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле – печаль
И долговечней – царственное слово.
А. Ахматова
Царственное слово – самое долговечное на земле. Как вы думаете, что имела в виду Ахматова: какое-то конкретное слово или слово как Божий Дар? (дети высказываются).
Обожествление слова – это традиции русской поэзии. Она вытекает из православной традиции, из Библии. Вы знаете, что рассказ о сотворении мира Евангелии от Иоанна начинается с этой загадочной фразы: «Вначале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог» О том, как понимать эту фразу, написаны десятки тысяч исследований.
(Можно детям предложить прокомментировать эти мысли, поделиться своим мнением).
Россия – страна православной традиции. Православная церковь всегда учила бережно относится к слову. И народная мораль осуждала многословие. Празднословие, пустословие, суесловие, болтовня – вот сколько слов, в которых содержится осуждение пустых разговоров. Много на эту тему и пословиц. Какие вы знаете пословицы? (дети высказываются).
«Слово серебро – молчание золото», «Словом оправдаешься, словом и осудишься», «Не торопись языком, торопись делом», «Слово не воробей: вылетит, не поймаешь», «От доброго слова язык не усохнет», «Кроткое слово гнев побеждает», «Ласковое слово, что вешний день».
Все русские святы благоговейно относились к слову, некоторые подвижники годами не произносили ни одного слова. Была даже заповедь: «Скажешь не более 7 слов в день – спасёшься». Как вы думаете, почему многословие ведёт ко греху?
Примерные ответы:
- В словах люди красуются друг перед другом – это грех.
- многословие порождает споры и раздоры.
- Празднословие и пустословие, как правило, это осуждение и обсуждение, сплетни.
- пустые разговоры ведутся вокруг примитивных тем и не дают задуматься о смысле жизни.
Классный руководитель: мы жители России, наследники этой традиции. Хорошо ли мы распорядились этим наследством? Послушайте ещё одно стихотворение А.Ахматовой.
Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
Эти строки родились в годы великой Отечественной войны. Для Ахматовой сохранить великое русское слово означало сохранить родной язык, а значит сохранить великий русский народ. В этих словах – и завещание потомкам: хранить родное слово чистым, свободным, не давать его на поругание. Только так можно сохранить свой народ, свою историю и культуру. С тех пор прошло почти 80 лет. Можем ли мы сказать, что сохранили русское слово свободным, чистым, что не стыдно его передать следующим поколениям?
Примерные ответы детей:
- Много слов иностранных, английских.
- Много исковерканных слов.
- Слова пересыпаны матом, ругательством.
- Бедный словарный запас у молодёжи, так как она ничего не читает.
- Очень много сквернословия.
Классный руководитель: Да, судя по тому, как общаются сейчас люди и молодёжь в том числе, мы не выполнили этого завета.
Большой знаток слова, автор знаменитого словаря, Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Ещё в древности люди заметили, что слово, молитва обладает целительной силой. Молитвой, словом исцеляли многие болезни. И в наше время к людям, пережившим трагедию в первые же минуты на помощь приходят психологи, которые словом лечат душевные раны. Добрые, спокойные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: «добро», «вера», «надежда», «любовь», «счастье», «Красота». Давайте проверим это утверждение.
II. Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека – это тоже очень хорошее и доброе слово.
(Класс играет)
Классный руководитель: Мне кажется, у нас в классе стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день?!
III. Информационный блок.
Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова….. Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом – необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникаю болезни. В начале классного часа я говорила о редком психическом заболевании, симптомы которого сейчас встречаются у многих здоровых людей. Эта болезнь называется «копролалия». Название происходит от греческого «копрос» – кал, грязь и «лала» – речь. Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода. И вот такое влечение мы наблюдаем в последние годы у многих наших соотечественников. Наши ребята подготовили небольшой информационный блок о сквернословии. Приглашаю их к доске.
1 учащийся: Скверные слова присутствовали в лексике большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено или запрещено. Современные учёные, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например, опыты на растениях: на одни растения направляли слова добрые, ласковые, молитвы, классическую музыку; на другие – матерщину. В результате несчастные «обруганные» растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай. Подобные опыты учёные проводили и с водой. Вода, «заряжённая» молитвой, становилась просто ядовитой. Некоторые учёные утверждают, что мат опасен и для человека. Он влияет на наследственность, ведёт к гормональным нарушениям (например, у женщин грубеет голос, появляются мужские признаки. С результатами этих опытов соглашаются не все учёные. Кто-то считает, что мат помогает выпускать пар, гасит желание «бить морду». Но и они признают, что мат – обоюдоострое оружие, как меч без рукоятки: другого поразишь, но и сам руки обрежешь. Слово – это связь между телом и духом. На эту связь указывает и русская пословица: «Гнилые слова – от гнилого сердца». Гнилые слова заглушают доброе начало, огрубляют сердце, делают человека жестоким, самолюбивым, гордым, способствуют быстрому развитию дурных наклонностей.
2 учащийся: Все признают, что нецензурная брань в России приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются 3 стадии.
I стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;
II стадия, когда человек впервые употребляет такое слово – за компанию, для разрядки или напускной удали.
III стадия человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно произносить это слово. В дальнейшем же человек использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже – он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.
Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова – раньше их употребляли в низших слоях общества, сейчас все это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, в фильмах, из политических деятелей и артистов. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».
IV. Дискуссия «нужен ли нам мат?»
Классный руководитель: Итак, вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия. Предлагаю обсудить эти факты.
- Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время? (Низкий культурный уровень, желание подражать кумирам, желание быть «крутым», модным, боязнь прослыть «белой вороной» и т.п.).
- Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, соблюдают режим дня. Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни?
- Сквернословие – это вредная привычка. Какие ещё вредные привычки вам известны? Почему их называют вредными? (Наркомания, курение, токсикомания, игромания, компьютеромания, телемания и т.п. Они разрушают организм человека, ведут к болезням, смерти).
- Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость?
- Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Собираетесь ли вы с ней бороться?
- Считает ли вы, что мат. Курение, алкоголь, наркотики помогают расслабиться? Или для этого можно найти другие способы (туризм. Спорт, коллекционирование, музыка и другие увлечения).
V. Творческие задания.
Сейчас мы составим памятку «Как избавиться от сквернословия». Какие бы пункты вы включили в эту памятку. (Учащиеся высказываются).
Получилось много пунктов , но психологи считают, 4 пункта достаточно.
- Перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию.
- Избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова.
- Читать русскую классическую литературу.
- Запоминать стихотворения, афоризмы.
Некоторые предлагают использовать вместо нецензурных слов заменители («ёлки-палки, блин и т.д.). Но этого делать не следует. Это всё равно, что вырвать сорняк, а корень его оставить в земле.
Составление антирекламы сквернословия
Классный руководитель: доказано. Что мат отрицательно влияет и на окружающих, и на всех, кто слышит нецензурные выражения. Сейчас во многих городах нашей страны проводят акции по борьбе с матом. Активисты акций предлагают остроумные лозунги против сквернословия. Это своеобразная антиреклама мата.
Например:
- Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!
- Наше условие – долой сквернословие!
А смогли бы вы придумать такие лозунги? В качестве подсказки вы можете использовать рифмы, написанные на доске.
Примерные варианты лозунгов:
- Кто использует мат, тот умишком небогат (тот умишком глуповат)!
- Мат – это помоев ушат!
- Мат – дорога в ад!
- Мат уродует девчат.
- Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекрати материться!
- Сколько будешь материться. Столько будешь и лечиться.
- Мат – это ядов концентра!
- В классе мы найдём управу на словесную отраву!
- Мат, ребята, не забава, а словесная отрава!
- Заключительное слово
Классный руководитель: Сейчас в России много трудностей и проблем. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но всё-таки живём мы хуже других стран. Стремительно растёт наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так, может бы, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах. А доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди – это здоровый народ. Процветающая страна..
- Подведение итогов.
Классный руководитель. Изменилось ли ваше отношение к сквернословию? Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Ставим условие: долой сквернословие!"
Час общения, посвященный проблеме сквернословия. В наше время нецензурная речь приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением. Задача учителя не н...

"Ставим условие:Долой сквернословие"
На сегодняшний день очень остро стоитпроблема сохранения русского литературного языка. На протяжении многих веков наши предки, несмотря на все трудности, старались передать потомкам эту гл...

Ставим условие: долой сквернословие!
Сценарий часа общения, посвященного профилактике вредных привычек для учащихся 5-9 классов....

Классный час "Ставим условие: долой сквернословие!"
Классный часСтавим условие: долой сквернословие!Час общения, посвящённый проблеме сквернословия. От гнилого сердца и гнилые словаРусская пословица. Основная задача: убедить детей в том, что ...

Час общения " Ставим условие: долой сквернословие!"
Сейчас эта вредная привычка приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением. Предлагаемый сценарий содержит материал для беседы о силе слова, о зна...

Разработки классных часов СТРАДАНИЯ ОТ КИБЕРМАНИИ СТАВИМ УСЛОВИЕ: ДОЛОЙ СКВЕРНОСЛОВИЕ ЖИВИ БЕЗ ПИВА!
Разработки классных часов...