Классный час на тему: «Ставим условие: долой сквернословие!»
классный час

Вахитова Евгения Владимировна

Сейчас эта вредная привычка приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением. Предлагаемый сценарий содержит материал для беседы о силе слова, о значении слова в жизни людей, о вредных последствиях сквернословия. Основная задача учителя не напугать детей фактами, а убедить в том, что нецензурная брань несовместима со здоровым образом жизни.

Методические приёмы: беседа. Игра, дискуссия, творческие задания (составление памятки, лозунгов, антирекламы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.ch_o_skvernoslovii.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Ставим условие: долой сквернословие!»

Час общения, посвящённый проблемам сквернословия

Нет ничего выразительнее слова.

(Восточная мудрость)

От гнилого сердца и гнилые слова.

(Русская пословица)

Сейчас эта вредная привычка приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением. Предлагаемый сценарий содержит материал для беседы о силе слова, о значении слова в жизни людей, о вредных последствиях сквернословия. Основная задача учителя не напугать детей фактами, а убедить в том, что нецензурная брань несовместима со здоровым образом жизни.

Методические приёмы: беседа. Игра, дискуссия, творческие задания (составление памятки, лозунгов, антирекламы).

Цели: расширить знания школьников о вредных привычках; познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье людей, с пагубным влиянием его на личность; формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам; побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию.

Подготовительная работа: назначить ведущих информационного блока (2 ученика); обеспечить детей текстами ( достаточно одной ксерокопии информационного блока).

Оформление:

  1. Написать на доске:

А) тему, эпиграфы;

Б) слова: Отчизна, мать, правда, добро, любовь, верность, надежда, дружба, ненависть, измена, ложь, прикольно, супер, облом, трус, предатель;

В) рифма для антирекламы: мать – ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат; материться – добиться, злиться, больница, лечиться;

 - оставить место для памятки.

План классного часа

  1. Интерактивная беседа по теме «Слово с большой буквы».
  2. Игра «Эстафета добрых слов».
  3. Информационный блок «Заразные слова».
  4. Дискуссия по теме «Нужен ли нам мат?»
  5. Творческие задания. 1. Памятка «Как избавиться от сквернословия?»

2.Антиреклама сквернословия.

     VI.        Заключительное слово.

  1. Подведение итогов.

Ход классного часа

  1. Интерактивная беседа по теме «Слово с большой буквы»

Классный руководитель: Сегодня мы будем говорить о здоровье. Приходилось ли вам слышать о такой болезни – «копролалия»? (дети отвечают).

   Это тяжёлое психическое заболевание, встречается достаточно редко. Но в последнее время совершенно здоровые люди сознательно или бессознательно копируют симптомы этого заболевания. Но об этом позже. Сначала послушайте стихи:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле – печаль

И долговечней – царственное слово.

                                                                                А. Ахматова

Царственное слово – самое долговечное на земле. Как вы думаете, что имела в виду Ахматова: какое-то конкретное слово или слово как Божий Дар? (дети высказываются).

Обожествление слова – это традиции русской поэзии. Она вытекает из православной традиции, из Библии. Вы знаете, что рассказ о сотворении мира Евангелии от Иоанна начинается с этой загадочной фразы: «Вначале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог» О том, как понимать эту фразу, написаны десятки тысяч исследований.

(Можно детям предложить прокомментировать эти мысли, поделиться своим мнением).

   Россия – страна православной традиции. Православная церковь всегда учила бережно относится к слову. И народная мораль осуждала многословие. Празднословие, пустословие, суесловие, болтовня – вот сколько слов, в которых содержится осуждение пустых разговоров. Много на эту тему и пословиц. Какие вы знаете пословицы? (дети высказываются).

«Слово серебро – молчание золото», «Словом оправдаешься, словом и осудишься», «Не торопись языком, торопись делом», «Слово не воробей: вылетит, не поймаешь», «От доброго слова язык не усохнет», «Кроткое слово гнев побеждает», «Ласковое слово, что вешний день».

Все русские святы благоговейно относились к слову, некоторые подвижники годами не произносили ни одного слова. Была даже заповедь: «Скажешь не более 7 слов в день – спасёшься». Как вы думаете, почему многословие ведёт ко греху?

Примерные ответы:

 - В словах люди красуются друг перед другом – это грех.

 - многословие порождает споры и раздоры.

 - Празднословие и пустословие, как правило, это осуждение и обсуждение, сплетни.

 - пустые разговоры ведутся вокруг примитивных тем и не дают задуматься о смысле жизни.

Классный руководитель: мы жители России, наследники этой традиции. Хорошо ли мы распорядились этим наследством? Послушайте ещё одно стихотворение А.Ахматовой.

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

Эти строки родились в годы великой Отечественной войны. Для Ахматовой сохранить великое русское слово означало сохранить родной язык, а значит сохранить великий русский народ. В этих словах – и завещание потомкам: хранить родное слово чистым, свободным, не давать его на поругание. Только так можно сохранить свой народ, свою историю и культуру. С тех пор прошло почти 80 лет. Можем ли мы сказать, что сохранили русское слово свободным, чистым, что не стыдно его передать следующим поколениям?

Примерные ответы детей:

 - Много слов иностранных, английских.

 - Много исковерканных слов.

 - Слова пересыпаны матом, ругательством.

       - Бедный словарный запас у молодёжи, так как она ничего не читает.

       - Очень много сквернословия.

Классный руководитель: Да, судя по тому, как общаются сейчас люди и молодёжь в том числе, мы не выполнили этого завета.

Большой знаток слова, автор знаменитого словаря, Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Ещё в древности люди заметили, что слово, молитва обладает целительной силой. Молитвой, словом исцеляли многие болезни. И в наше время к людям, пережившим трагедию в первые же минуты на помощь приходят психологи, которые словом лечат душевные раны. Добрые, спокойные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: «добро», «вера», «надежда», «любовь», «счастье», «Красота». Давайте проверим это утверждение.

 II. Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека – это тоже очень хорошее и доброе слово.

(Класс играет)

Классный руководитель: Мне кажется, у нас в классе стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день?!

III. Информационный блок.

  Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова….. Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом – необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникаю болезни. В начале классного часа я говорила о редком психическом заболевании, симптомы которого сейчас встречаются у многих здоровых людей.  Эта болезнь называется «копролалия». Название происходит от греческого «копрос» – кал, грязь и «лала» – речь.  Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода. И вот такое влечение мы наблюдаем в последние годы у многих наших соотечественников. Наши ребята подготовили небольшой информационный блок о сквернословии. Приглашаю их к доске.

1 учащийся: Скверные слова присутствовали в лексике большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено или запрещено.  Современные учёные, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например, опыты на растениях: на одни растения направляли слова добрые, ласковые, молитвы, классическую музыку; на другие – матерщину. В результате несчастные «обруганные» растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай. Подобные опыты учёные проводили и с водой. Вода, «заряжённая» молитвой, становилась просто ядовитой. Некоторые учёные утверждают, что мат опасен и для человека. Он влияет на наследственность, ведёт к гормональным нарушениям (например, у женщин грубеет голос, появляются мужские  признаки. С результатами этих опытов соглашаются не все учёные. Кто-то считает, что мат помогает выпускать пар, гасит желание «бить морду». Но и они признают, что мат – обоюдоострое оружие, как меч без рукоятки: другого поразишь, но и сам руки обрежешь. Слово – это связь  между телом и духом.  На эту связь указывает и русская пословица: «Гнилые слова – от гнилого сердца». Гнилые слова заглушают доброе начало, огрубляют сердце, делают человека жестоким, самолюбивым, гордым, способствуют быстрому развитию дурных наклонностей.

2 учащийся: Все признают, что нецензурная брань в России приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются 3 стадии.

I стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

II стадия, когда человек впервые употребляет такое слово – за компанию, для разрядки или напускной удали.

III стадия человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно произносить это слово. В дальнейшем же человек использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже – он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

  Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова – раньше их употребляли в низших слоях общества, сейчас все это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, в фильмах, из политических деятелей и артистов. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».

IV. Дискуссия «нужен ли нам мат?»

Классный руководитель: Итак, вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия. Предлагаю обсудить эти факты.

 - Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время? (Низкий культурный уровень, желание подражать кумирам, желание быть «крутым», модным, боязнь прослыть «белой вороной» и т.п.).

 - Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, соблюдают режим дня. Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни?

 - Сквернословие – это вредная привычка. Какие ещё вредные привычки вам известны? Почему их называют вредными? (Наркомания, курение, токсикомания, игромания, компьютеромания, телемания и т.п. Они разрушают организм человека, ведут к болезням, смерти).

 - Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость?

 - Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Собираетесь ли вы с ней бороться?

 - Считает ли вы, что мат. Курение, алкоголь, наркотики помогают расслабиться? Или для этого можно найти другие способы (туризм. Спорт, коллекционирование, музыка и другие увлечения).

V. Творческие задания.

Сейчас мы составим памятку «Как избавиться от сквернословия». Какие бы пункты вы включили в эту памятку. (Учащиеся высказываются).

Получилось много пунктов , но психологи считают, 4 пункта достаточно.

  1. Перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию.
  2. Избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова.
  3. Читать русскую классическую литературу.
  4. Запоминать стихотворения, афоризмы.

Некоторые предлагают использовать вместо нецензурных слов заменители («ёлки-палки, блин и т.д.). Но этого делать не следует. Это всё равно, что вырвать сорняк, а корень его оставить в земле.

Составление антирекламы сквернословия

Классный руководитель: доказано. Что мат отрицательно влияет и на окружающих, и на всех, кто слышит нецензурные выражения. Сейчас во многих городах нашей страны проводят акции по борьбе с матом. Активисты акций предлагают остроумные лозунги против сквернословия. Это своеобразная антиреклама мата.

Например:

  • Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!
  • Наше условие – долой сквернословие!

А смогли бы вы придумать такие лозунги? В качестве подсказки вы можете использовать рифмы, написанные на доске.

Примерные варианты лозунгов:

  • Кто использует мат, тот умишком небогат (тот умишком глуповат)!
  • Мат – это помоев ушат!
  • Мат – дорога в ад!
  • Мат уродует девчат.
  • Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекрати материться!
  • Сколько будешь материться. Столько будешь и лечиться.
  • Мат – это ядов концентра!
  • В классе мы найдём управу на словесную отраву!
  • Мат, ребята, не забава, а словесная отрава!

  1. Заключительное слово

Классный руководитель: Сейчас в России много трудностей и проблем. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но всё-таки живём мы хуже других стран. Стремительно растёт наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так, может бы, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах. А доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди – это здоровый народ. Процветающая страна..

  1. Подведение итогов.

Классный руководитель. Изменилось ли ваше отношение к сквернословию? Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Ставим условие: долой сквернословие!"

Час общения, посвященный проблеме сквернословия. В наше время нецензурная речь приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением. Задача учителя не н...

"Ставим условие:Долой сквернословие"

На сегодняшний день очень остро стоитпроблема  сохранения русского литературного языка. На протяжении многих веков наши предки, несмотря на все трудности,  старались передать потомкам эту гл...

Ставим условие: долой сквернословие!

Сценарий  часа общения, посвященного профилактике вредных привычек для учащихся 5-9 классов....

Классный час "Ставим условие: долой сквернословие!"

Классный часСтавим условие: долой сквернословие!Час общения, посвящённый проблеме сквернословия. От гнилого сердца и гнилые словаРусская пословица. Основная задача: убедить детей в том, что ...

Час общения " Ставим условие: долой сквернословие!"

Сейчас эта вредная привычка приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением. Предлагаемый сценарий содержит материал для беседы о силе слова, о зна...