Внеклассное мероприятие "Конституция России – основной закон нашей страны"
методическая разработка по теме

Белякова Ирина Фёдоровна

Материал содержит разработку внеклассного мероприятия по Конституции страны и презентацию. Парламентский урок посвящен теме «Конституции Российской Федерации -19 лет!». Проведение урока призвано актуализировать изучение Конституции, содействовать формированию политической и правовой культуры школьников. Знания о Конституции, правах и обязанностях гражданина учащиеся приобретают на уроках истории, обществознания и в процессе воспитательной работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_konstitucii.rar2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

 Конституция России – основной закон нашей страны.

Цель: продолжить знакомство с Конституцией Российской Федерации, Республики Мордовия, Всеобщей Декларацией прав человека .

Задачи:

- вспомнить основные статьи Конституции РФ и  Всеобщей Декларации прав человека  о правах человека;

- расширить знания по Конституции России и Мордовии;

формировать правовую культуру учащихся;

-  воспитывать осознанное уважение и ценностное отношение к основному закону страны;

                                                                                            Эпиграф

                                                               “Чтобы страна могла жить, нужно чтобы жили права”

                                                                                                                               (А.Мицкевич)

1. Организационный момент.

2. Погружение в проблему.

Звучит Гимн РФ. На экране – символы государства РФ.

Работа с преамбулой КРФ.

Учитель:  

 - Ребята, что это за слова?

Ученики:                

 - Это преамбула Конституции РФ.

Учитель:        

Сегодня это мероприятие мы посвящаем разговору о Конституции. Как  вы думаете, почему?

Ученики:

12 декабря 2012 года - Российской Конституции исполняется 19 лет.

Учитель:

Ребята, а что такое Конституция?

Ученики:

(несколько значений слова «Конституция» - устройство, установление, постановление)

Какие ассоциативные слова Вы можете назвать с понятием Конституция?

Ученики:

К - кодекс, конвенция;

О - общество, область, организация, орган, обязанности, ответственность;

Н - народ, нация, независимость, нейтралитет;

С - созидание, согласие, сотрудничество, содружество;

Т - территория;

И - инициатива, инаугурация;

Т - толерантность;

У - управление, урегулирование, установление;

Ц - центр, ЦИК;

И - институт, исполнитель;

Я - «я» - личность, «я» - гражданин..

История конституциализма в России.

Ребята, вспомните, когда впервые в России заговорили о конституции?

Ученики:

1) Впервые в России о конституции заговорили в начале 19 века в связи с реформаторской деятельностью Александра I и движением декабристов.

Посвященные люди составили кружок при императоре, где обсуждали пути конституирования.

Также идея конституционного правления вдохновила декабристов в их противоправительственной деятельности.

2) В середине 19 века значительные шаги в направлении конституционного правления были сделаны в царствование императора Александра II: отмена крепостного права, судебная реформа, развитие земства.

3) В начале 20 века, в период первой русской революции Николай II опубликовал Манифест 17 октября.

Вспомните, в какой политической и экономической обстановке был издан этот документ?

Ученики:

Царь «даровал» населению политические и гражданские права и свободы, гарантировал участие в выборах нового законодательного органа Государственной Думы тех слоев населения, которые ранее были лишены права голоса.

Таким образом, этот документ фактически принято считать первой русской конституцией, а Думу - первым русским парламентом.

Конституция России.

В Росси до определенного периода не было закона, под названием Конституция. Когда же он появился?

Почему не было до этого периода конституции в России ( была абсолютная анархия).

Ученики:

В 1918 году 5-м Всероссийским съездом Советов была принята первая конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

В 1925 году была принята вторая конституция РСФСР основной идеей которой было построение социализма и добровольное объединение равноправных народов в Союз.

1937 году - третья конституция РСФСР. Впервые была выделена глава, посвященная правам и обязанностям граждан.

Конституция 1978 года  считается конституцией развитого социализма, и выполняет политико-пропагандистские функции.

Что предшествовало созданию и принятию последней Конституции России в 1993 г.?

Ученики:

Причиной конституционного кризиса 90-х годов было расхождение между практикой создания рыночной экономики, правового демократического государства, нового политического режима и недостаточном логичным отражением всего этого в Конституции РСФСР 1978 года. В 1991 году в августе была попытка государственного переворота.

Учитель:

 - 14 сентября 1993 г. Президент  подписал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Этим указом прерывалась деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, назначались выборы в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания. Затем, Президент принял решение о вынесении проекта новой Конституции РФ на референдум.

На 12 декабря 1993 г. были назначены выборы в Федеральное Собрание и референдум по новой Конституции.

  В Российской Федерации были провозглашены: приоритет прав и свобод человека, равноправие всех форм собственности.

Находясь в конституционном пространстве Российской Федерации и являясь ее субъектом, республика Мордовия не могла не учитывать общественно-политическую, социально-экономическую и духовно-нравственную ситуации, сложившиеся в стране.

21 сентября 1995 г. Конституционное Собрание, сформированное из депутатов Госсобрания Республики Мордовия, членов Правительства Мордовии, депутатов районных, городских представительных органов местного самоуправления, глав местного самоуправления всех уровней (всего 1285 человек) , приняло новую Конституцию Республики Мордовия.

С принятием новой Конституции в республике была создана прочная конституционная основа государственности, и Мордовия заняла достойное место в конституционном пространстве России.

Конкурс «Символы побед»

Государственный флаг

Командам выдаются наборы полосок цветной бумаги. Необходимо из них сложить государственные флаги: а) России; б) Мордовии.

Государственный гимн.

Командам выдаются полоски белой бумаги, на которых напечатано по одной строчке всех трех куплетов государственного гимна РФ. Необходимо так сложить эти строчки, чтобы получился первый куплет и припев гимна.

Государственный герб.

Команды получают изображения государственных гербов РФ и РМ. Необходимо найти ошибки.

Учитель: Сегодняшнее мероприятие посвящено Дню конституции РФ, который отмечается 12 декабря. Символично, что День Конституции следует за Всемирным Днем прав человека – 10 декабря. В 1948 году именно в этот день ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека.

Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.

Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий, страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены

20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии”.

Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Перечень с надписями прав ребенка:

Право на жизнь.

Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право на индивидуальность.

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на специальную охрану и защиту.

Право на заботу и воспитание родителями.

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Конкурс. Кроссворд.

Правовой статус – это ваше положение в мире права. Как в геометрии положение определяется тремя координатами, так в праве Ваше положение определяют права, обязанности и ответственность. По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность – меняется ваш статус.

Кроссворд

По горизонтали:

1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста.

2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ……………. деятельностью.

3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?

4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет.

По вертикали:

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?

2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день.

(На слайде кроссворд. Такой же кроссворд получают команды на листках. Время на разгадывание кроссворда 3-4 мин. Проверяем по слайду. )

Ответы кроссворда

Конкурс. Викторина “Права литературных героев”.

Права литературных героев

В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).

Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).

В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).

Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).

В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).

В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”).

Конкурс. “Песня о правах”.

Звучат песни. Игроки должны сказать, о каких правах идет в них речь.

“В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие).

“Дуэт Черного Кота и Злого Пирата” (дружить с тем, с кем хочет).

“Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных собраний)

“Может знает лес” (право на жизнь. Расторгуев, Княжинская).

“ На крутом бережку” (право на отдых).

“Наташка-первоклашка” (право на образование).

“Я служу России” (обязанность встать на воинский учет. Хворостян).

 Конкурс. Ситуации.

Ситуация 1.

Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.

Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договор или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 63 ТК.

Ситуация 2.

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.

Ситуация 3.

Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.

Вопрос: Будут ли ребята наказаны?

Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).

Подведение итогов.

Составление синквейна.

1. Тема синквейна      

2. два прилагательных, которые раскрывают и характеризуют тему

3. три глагола, которые показывают, описывают действия, относящиеся к теме синквейна

4. фраза, предложение, крылатое выражение, цитата – высказывается ваше отношение к теме

5. слово – резюме, дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение

Конституция

справедливая, демократическая

регулирует, закрепляет, обеспечивает

Конституция – обладает высшей юридической силой.

Конституция – закон, основа демократии.

“Чтобы страна могла жить, нужно чтобы жили права”

20 ноября – День прав ребенка

10 декабря – Всемирный день прав человека

12 декабря – День Конституции РФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Основной закон нашей Родины - 20 лет конституции"

12 декабря  в России отмечается День Конституции, которой в 2013 году исполнится 20-летие. Уроки данной направленности призваны способствовать углубленному пониманию учащимися значимости Основно...

"Основной закон нашей Родины"

Способствовать осознанию ценности Конституции РФ как основного закона страны; способствовать пониманию прав человека, формированию уважения к правам других людей....

Классный час "Конституция России-основной закон страны"

12 декабря. Наша страна празднует День Конституции РФ. Я предлагаю вашему вниманию разработку классного часа, посвященную данному мероприятию....

Воспитательное мероприятие "Конституция - основной закон нашей страны"

Учащиеся в доступной форме знакомятся с основными положениями Конституции России....

Внеклассное мероприятие - Парламентский урок по теме: Конституция России – основной закон нашей страны.

Цель: продолжить знакомство с Конституцией Российской Федерации, Всеобщей Декларацией прав человека.Задачи: - вспомнить основные статьи Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека о правах чело...

Конституция-основной закон нашей страны.

Мероприятие Конституция-основной закон нашей страны....