Внеклассное занятие "Куклы России".
план-конспект занятия по теме
Цель: Продолжать учить изготавливать русскую народную куклу-оберег.
Задачи:
1. Ознакомление с историей народной тряпичной куклы в России, ролью куклы в народном быту.
2. Обучение приемам изготовления куклы Желанницы в соответствии с народными традициями.
3. Развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, доказывать.
4. Развитие внимания, памяти, пространственного мышления.
5. Развитие координации движений, функциональных возможностей кистей и пальцев рук.
6. Воспитание аккуратности и точности в работе.
7. Воспитание чувства причастности к своему народу, к его культуре и истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukly_rossi.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «КУКЛЫ РОССИИ»
Цель: Продолжать учить изготавливать русскую народную куклу-оберег.
Задачи:
- Ознакомление с историей народной тряпичной куклы в России, ролью куклы в народном быту.
- Обучение приемам изготовления куклы Желанницы в соответствии с народными традициями.
- Развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, доказывать.
- Развитие внимания, памяти, пространственного мышления.
- Развитие координации движений, функциональных возможностей кистей и пальцев рук.
- Воспитание аккуратности и точности в работе.
- Воспитание чувства причастности к своему народу, к его культуре и истории.
Универсальные учебные действия:
Личностные
Правильно оценивать свои поступки и дела других людей; проявлять терпение, доверие к собеседнику.
Регулятивные
Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; высказывать свою версию и принимать мнение других людей, планировать свои действия.
Уметь формулировать свои мысли в устной форме; правильно воспринимать речь других.
Познавательные
Уметь перерабатывать полученную информацию: повторяют, расширяют, систематизируют и обобщают свои знания о народной кукле.
Тип занятия: интегрированный (ИЗО, история, труд).
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы работы: индивидуальная.
Оборудование: нити х/б белые, нити шерстяные разного цвета, отрезок вышитой ленты, шелковые ленточки, картон, ножницы.
Наглядные пособия: технологическая карта на изготовление куклы Желанницы, образцы традиционных оберегов.
Подготовительная работа: беседа на тему «Русская народная кукла - оберег», изготовление куклы из ниток «Мартиничка».
План занятия: организационный часть, теоретическая часть, практическая часть, заключительная часть.
1.Организационный момент:
Загадка:
Я хорошая игрушка,
Буду девочкам подружкой.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки.
Я прошу меня любить,
Не ронять меня, не бить. /кукла/
2 Вступительная беседа.
В любом возрасте мы имеем какие-то свои заветные желания, мечтаем об их исполнении. О том, что нужно делать для того чтобы желание сбылось сейчас много информации и в книгах и в интернете. Но основное правило у всех методик одно - исполнения желания нужно очень захотеть и правильно его сформулировать.
Судя по народным сказкам и преданиям, наши предки тоже любили загадывать желания, но шли к этому своими методами. К исполнению желаний они без стеснения привлекали и золотых рыбок, и щуку, и лягушку, множество разных фей и волшебниц, и даже бабу Ягу. Роль исполнительницы желаний для девушек играла кукла Желанница, описание которой довольно часто встречается в народном фольклоре. От всех остальных персонажей умеющих исполнять желания кукла Желанница отличалась тем, что не только исполняла задуманное, а еще и являлась своего рода устным дневником, которому доверялись самые тайные мысли и откровения.
В жизни славян куклы были не только игрушками, но и оберегами. Женщины мастерили их обычно из природных материалов – сена, травы, соломы, дерева, глины, кусочков ткани. Каждая куколка делалась с определенной целью, имела свое название, свою историю. По своему назначению куклы делились на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые – и сопровождали человека на протяжении всей жизни. На свадьбу изготавливали кукол – неразлучников, перед рождением ребенка – куклу Капустку, или Рванку, для исполнения желаний – куклу Желанницу.
Главной особенностью Желанницы является то, что мастерили ее без иглы. Сворачивая и завязывая ткань, женщины не делали ни одного шва и укола иглой, ведь это подружка и берегиня, колоть ее тело иглой нельзя. Кусочки ткани нужного размера тоже отрывались руками, без помощи ножниц. Обереговые куклы не имели глаз, рта, носа. Считалось, что такая кукла не позволит вселиться злому духу в себя и творить зло, а кроме этого, безликая кукла не могла быть двойником человека, с ее помощью никому нельзя было навредить.
Кукла Желанница была раньше у каждой славянской девушки. Она загадывала желание, дарила в подарок на платьице кукле бусинку и подносила к зеркалу : «Гляди какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни». Куколки хранились всю жизнь. Со временем от подарочков становилась все краше.
Хранят куклу в нарядной коробке или специальном ящичке, шкатулке. С Желанницей полагалось разговаривать, обращаться к ней за советом, просить о помощи. Об этом, кстати, говориться в народных сказках. Известны случаи, когда кукла Желанница оставалась со своей хозяйкой до глубокой старости.
Такую куклу Желанницу можно изготовить не лично для себя, а для дома. Как правило, ее вешали при входе в дом и гости, приходящие к вам, дарили ей то ленточку, то монетку, загадывали желание и благодарили куклу за исполнение загаданного. А она в свою очередь оберегала дом, отвлекая на себя взгляд.
3 Физкультминутка.
Мы не будем торопиться , разминая поясницу.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.
/повороты туловища в стороны/
Чтобы стать еще умнее мы слегка покрутим шеей.
Раз, два, раз, два закружилась голова.
/вращение головы в стороны/
Приседания у нас, приседает целый класс.
Раз, два, три, четыре, пять надо ноги нам размять.
/приседание/
От разминки польза есть, что ж пора за парты сесть.
4 Практическая работа
Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами.
1.Передавай ножницы кольцами вперед.
2.Ножницы должны лежать на столе справа.
3.Ножницы должн6ы лежать на столе с сомкнутыми концами/закрытыми/.
4.Не маши ножницами.
5.Не подноси ножницы близко к лицу.
6.Используй ножницы по назначению.
7.Старайся не ронять ножницы на пол - портятся лезвия.
8.После окончания работы убери ножницы в специальное место.
Этапы изготовления куклы - оберега « Желанница»/технологическая карта в виде изображений порядка выполнения куклы/
Оформление куклы дополнительными материалами.
Для этого нам понадобятся вышитые и шелковые ленточки.
5 Заключительная часть занятия.
Подведение итогов занятия.
· демонстрация оберегов,
· заключительное слово педагога,
· уборка рабочего места.
Посмотрите, какие у нас получились куклы-обереги. Что можно сказать о качестве вашей работы? Молодцы, вы хорошо поработали.
- Для чего раньше делали таких кукол? А для чего их можно использовать сейчас? (Дарить в качестве сувенира, можно сделать выставку старинных народных кукол, можно использовать для развития мелкой моторики рук.)
- Наше занятие подошло к концу, можете быть свободными.
Литература:
Интернет- ресурсы:
http://e-m-bondareva.narod2.ru/metodicheskaya_kopilka/konspekti_urokov/Konspekt_
tisddt.ucoz.ru/konkurs/kukla_zhelannica.docx
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий внеклассного мероприятия "Россия многонациональная"
Мероприятие, посвященно Международному Дню Толерантности. Данный сценарий можно использовать, как внеклассное мероприятие по географии при изучении темы "Население России. Народы"...
Внеклассное мероприятие "Россия - Родина моя"
познакомство учащихся с произведениями русских поэтов XX-XXI веков, посвященных Родине....
Внеклассное мероприятие "Россия-Родина моя"
Внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию...
Внеклассное мероприятие "России верные сыны"
Внеклассное мероприятие посвящено Году Российской государственности....
Внеклассное мероприятие – "Россия — священная наша держава".
Беседа-диалог о символах Российского государства, о любви, преданности своей Родине, чувстве патриотизма....
Внеклассное мероприятие "Россия - Родина моя"
Внеклассное мероприятие "Россия - Родина моя" (1-4 классы)...